banner banner banner
Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы
Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы


– хранилищами для длительного хранения ракет;

– хранилищами для хранения ракет в режиме готовности.

Для подготовки ракет на технической базе имелся технологический поток, на котором были расположены: – контрольно-испытательная станция (КИС) для проверки бортовой аппаратуры ракеты;

– станция заправки воздухом от стационарного компрессора систем автопилота (АП) и двигательной установки (ДУ) ракеты. На станции заправки воздухом производили заправку и дозаправку баллонов воздушных систем АП и ДУ воздухом, проверку бортовых манометров и консервацию баллонов.

– станция заправки горючим бака ракеты. На ней заправляли горючее ТГ-02 в бак ракеты.

– станция снаряжения ракеты боевой частью и инициирующими средствами;

– станция заправки окислителем бака ракеты.

На технической базе имелись также подвижные средства:

– передвижная компрессорная станция СМ-14 для заправки и дозаправки ракеты воздухом;

– автозаправщик ЗАК-11В для заправки ракеты горючим и слива горючего из ракеты;

– автозаправщик ЗАК-5Б для заправки ракеты окислителем и слив окислителя из ракеты;

– автокраны грузоподъёмностью 5 тонн для перегрузки ракет;

– автообмывщик СМ-28 для работ с ракетами при аварийных случаях.

Кроме того, на технической базе имелись технологические объекты для слива компонентов топлив из баков ракеты, проведения нейтрализации и консервации трактов ДУ ракеты.

Слив компонентов топлива из баков ракеты производили на станциях слива компонентов топлива, при этом первым сливали окислитель. В аварийных случаях течи горючего первым сливали горючее.

На технической базе ракеты содержались в режиме длительного хранения или в режиме готовности. Ракеты в режиме длительного хранения содержались незаправленными в законсервированном состоянии в ангарах на специальных стеллажах. Ракеты в режиме готовности содержались на автополуприцепах под тканевыми и маскировочными чехлами, при этом ракеты были проверены на контрольно-испытательной станции, заправлены воздухом, горючим, окислителем, окончательно снаряжены и укомплектованы всеми входящими агрегатами.

Передача ракет между подразделениями технической базы производилось на основании приказа командира части. Этим же приказом назначались лица, ответственные за хранение ракет. Ракеты передавала по накладной служба операционно-учётного отделения части. На основании накладной вносились изменения в записи в книгах учёта подразделений и служб части. Все операции с ракетой фиксировались в формуляре и заверялись гербовой печатью. [2]

С ракетами, находящимися в режиме длительного хранения, проводились ежемесячные работы, внеочередные работы и работы большой периодичности. Одной из важных составляющих ежемесячных работ была проверка состояния индикаторов влажности, установленных на люках ракет. При покраснении индикаторов необходимо было заменить силикагель, поглощавший из воздуха в отсеках ракеты излишнюю влагу. Внеочередные работы с ракетами проводились в следующих случаях:

– по прибытии ракет в хранилище;

– после перегрузки ракет в хранилище;

– по прибытии ракет в хранилище после транспортировки на расстояние свыше 300 км любым видом транспорта.

При работах большой периодичности проводилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракеты. Проверка бортовой аппаратуры проводилась через каждые 12 месяцев хранения, для чего ракета транспортировалась из хранилища в проверочный зал контрольно-испытательной станции. [2]

В случае отправки ракет на стартовые позиции полков или при переводе в режим готовности ракеты проходили подготовку на технологическом потоке базы по следующему плану:

– транспортировать ракеты к компрессорной станции;

– заправить системы АП и ДУ воздухом;

– транспортировать ракеты на станцию заправки горючим;

– заправить ракеты горючим;

– транспортировать ракеты на станцию снаряжения;

– проверить ПВД, установить боевую часть;

– транспортировать ракеты на станцию заправки окислителем;

– заправить ракеты окислителем;

– при постановке ракет в режим готовности проверить давление воздуха в системах АП и ДУ и при необходимости дозаправить их;

– транспортировать ракеты на стартовые позиции или на технологический склад технической базы.

Для повышения производительности и для обеспечения выполнения боевой задачи в чрезвычайных ситуациях технологических потоков было два – поток А и поток Б. Состав оборудования на потоках был одинаковым. Перемещение ракет по технологическому потоку осуществлялось на автополуприцепах. После подготовки ракеты режима готовности хранились на автополуприцепах в хранилищах. Эти хранилища представляли из себя гаражи с индивидуальными воротами для каждого автопоезда. В случае необходимости немедленно могла начаться доставка ракет режима готовности на стартовые позиции полков.

С ракетами режима готовности проводились ежедневные, двухнедельные, внеочередные работы и работы большой периодичности.

При ежедневных работах проверялась целостность чехлов, которыми была закрыта ракета, а также проверялись показания манометров, показывающих давление в пневмосистемах ракеты. Так как давление воздуха зависит от температуры окружающей среды, эти проверки были очень важны. Показания манометров должны были находиться в пределах 315—400 атм; если показания манометров выходили за указанные пределы, то необходимо было стравить или дозаправить воздух. Стравливать воздух разрешалось в хранилище, дозаправка воздуха осуществлялась вне хранилища.

При проведении двухнедельных работ ракета расчехлялась, проверялся её внешний вид, пломбировка люков ракеты, состояние индикаторов влажности.

Внеочередные работы на ракетах проводились в случае прибытия или отправки ракет из хранилища. Внеочередные работы проводились в объёме двухнедельных работ.

При работах большой периодичности производилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракет. Проверку бортовой аппаратуры необходимо было проводить через каждые 6 месяцев.

В случае обнаружения непрерывного падения давления в пневмосистемах ракеты, течи горючего или окислителя или при других неисправностях ракета отправлялась в ремонт. Для этого необходимо было выполнить следующие действия:

– стравить воздух из пневмосистем ракеты на открытой площадке перед хранилищем;

– демонтировать боевую часть на станции снаряжения;

– слить компоненты топлива;

– нейтрализовать тракты двигательной установки.

Ремонт ракет выполнялся силами персонала технической базы, либо ракета отправлялась на завод-изготовитель.

На каждую ракету был заведён специальный формуляр, в которую заносились сведения о всех работах, проведённых на ракете в процессе хранения и эксплуатации, записи в формуляр обязательно заверялись подписью лиц, производивших работу. Кроме этого, на борт ракет, находящихся в режиме готовности, краской наносился трафарет, в котором указывались сведения о заправке ракеты воздухом и компонентами топлива, срок допустимого хранения ампульной батареи, состояние боевого снаряжения ракеты, шифр гетеродина. [2]

На ракеты был установлен гарантийный срок хранения. Под этим понимался срок, в течение которого исправность ракеты или её отдельных агрегатов и приборов гарантировались заводом-изготовителем при условии строгого выполнения правил эксплуатации. Неисправности, выявленные в период гарантийного срока хранения, устранялись силами завода-изготовителя. Гарантийный срок хранения зависел от условий хранения ракет. Например, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты 207А в условиях отапливаемого хранилища составлял 2,5 года, а срок хранения полностью снаряжённой ракеты 207А на стартовой позиции полка – 6 месяцев. [4] Постоянно велись работы по увеличению гарантийного срока хранения. Для ракеты 217, пришедшей в 1963 году на смену 207А, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты в отапливаемом хранилище составлял уже 5 лет, а гарантийный срок хранения полностью снаряженной ракеты в естественных условиях на стартовой позиции полка – 1 год. [2]

По истечении гарантийного срока хранения ракет устанавливался эксплуатационный срок. Под эксплуатационным сроком хранения ракеты понимался общий срок её годности для боевого применения, включая и гарантийный срок хранения. Эксплуатационные сроки хранения ракет после истечения гарантийных сроков устанавливались и продлялись специальным решением. [2]

Основной задачей ракетной технической базы было обеспечение зенитных ракетных полков снаряженным ракетами в случае ведения боевых действий. Также в задачу технической базы входила подготовка парадного расчёта для прохождения по Красной площади про проведении военных парадов. Впервые ракеты зенитного комплекса С-25 были показаны на параде, прошедшем 7 ноября 1960 года. Военные парады на Красной площади проводились два раза в год – 1 мая в честь Международной солидарности трудящихся и 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции. Последний первомайский парад прошел в 1968 году, а ноябрьский – в 1990 году.

Москва. Красная площадь. Парадный расчёт войсковой части 52147. Фото 1965 г.