banner banner banner
Бизнесхакинг. Практическое руководство по чужим ошибкам в бизнесе, чтобы не совершать свои.
Бизнесхакинг. Практическое руководство по чужим ошибкам в бизнесе, чтобы не совершать свои.
Оценить:
 Рейтинг: 0

Бизнесхакинг. Практическое руководство по чужим ошибкам в бизнесе, чтобы не совершать свои.


– Инвесторы – это игроки. Ровно такие же, как в казино. Их нужно увлечь, а инвесторам главное – увлечься. Если они увлекаются сами, то понимают, что можно увлечь и остальных, а если увлечь остальных, то со временем они увлекут инвесторов выше, которые у них купят этот стартап, но за другие деньги. Иначе говоря, увлечение – есть мультипликация.

– Если инвестор не "купился", значит, идея не увлекла, что снова означает полное отсутствие маркетинга. Инвестору неинтересна работа, ему интересна прибыль. А прибыль он получит, когда засадит стартап кому-то дальше.

– Чтобы инвестор купился, ему надо показать горы золотые прямо сейчас, разжечь блеск в его глазах и показать в ближайшей перспективе горы бриллиантовые. Познакомить со счастьем образно.

Занавес. Вторая часть марлезонского балета закончилась!

Третий акт начался с того, что буквально вчера ровно такой же стартап привлёк почти три миллиона долларов на развитие. С виду все люди одинаковые, особенно, когда за сто метров смотреть. Приблизишься, и всё иначе. Тот успешный стартап про суть инвесторов знал, потому и привлёк деньги. Знание – сила!

24.04.2018 г.

Протухшая идея.

Большинство людей считает – если что сказал, нужно держаться слова во что бы то ни стало. Этому учат с детства, вдалбливая в неокрепшие умы вроде бы прописные истины о хозяине своего слова. Умы взрослеют, переводят эти истины в бизнес, и бизнес с треском проваливается. На самом деле, бизнесмен хотя бы раз в день должен себя спрашивать: "А не хренотенью ли я занимаюсь?".

Если кто-то что-то замыслил, в 90% случаях бежит сразу исполнять. Пишет план, зовёт партнёров, привлекает инвесторов, и, хотя сомненьями уже опутан, как паутиной в старом сарае, всё равно упрямо продолжает делать начатое, невзирая на объективный маразм своих действий. Почему? Да потому, что, если сказал, нужно выполнять.

Лет десять назад, когда я бегал в помощниках у своего нереально успешного и богатого дяди (крупный бизнес не в России), он меня научил отличному способу проверять, нужно тебе это дело или нет.

Допустим, решил я запустить проект (история абсолютно реальная), дело было в конце прошлого года. Мне нужно было подготовить проект, потом привлечь венчурного инвестора (я заранее знал, кто нужен), довести проект до определенной точки, и потом из него выйти со своим набором денежных знаков. Ну что ж… Я собрал команду, начали действовать, роли всем понравились. Через пять встреч я понял, что команда дырявая – один говорил одно, а представлял другое, второй был невероятно безответственен, у третьего – явные проблемы с приоритетами. Поняв, что всё это бессмысленно, что в случае реализации меня, как главного, ожидает невероятный геморрой, я проект закрыл. То есть вытащил мысль из головы и

начал реализовывать, наблюдая и спрашивая себя: "А оно мне надо вообще?" Два месяца подготовки, и оказалось, что не надо совсем. Пока из головы мысль не вытащишь и не посмотришь на нее со стороны, так и не поймешь…

А как случается обычно? Проект затеяли, подготовили, ну – была ни была – запустили, поскольку стыдно себе и другим признаться, что лажу замутил. Лажа через время становится явной, проект протухает, денег нет, долги, геморрой, но зато не стыдно! (Вопрос – перед кем? На самом деле всем на тебя плевать!) Так работают не менее 70% всех стартапов! Хочешь оказаться в 30% успешных, делай, как я!

26.04.2018 г.

Его величество – напильник.

Год назад я познакомился с двумя парнями, которые, по сути, "открыли Америку", тут я совсем без иронии. Открыть-то открыли, да доплыть туда не смогли, на полпути остановились, правда, билеты на осмотр нового континента продавать начали. Вот в разгар этого мероприятия мой фрегат и оказался в их кильватере.

Итак, ребята сделали платформу, объединяющую социальную сеть, мессенджер, рекламную площадку, портал и ещё много чего. Да, почти фейсбук и т.п. Когда я их встретил, один собирался стать "единорогом" и серьёзно об этом рассуждал. В принципе, из этого всего мог бы получиться толк, если бы они проект хоть напильником обработали, как в известном анекдоте про самолёт.

Купили американцы у русских новый истребитель. Собрали – получился авианосец. Разобрали-собрали – авианосец. Разобрали-собрали – авианосец. Звонят, спрашивают: «Что вы нам продали?». Приехал в США русский специалист, посмотрел инструкцию и собрал истребитель. Американцы в ступоре, а специалист устало:

– Русским языком же написано – после сборки обработать напильником.

Носятся, ребята, носятся. Продают буквально задарма билеты в новый мир, но работа идёт, выхлоп затягивается, а у единорога рог всё меньше. Что-то тут не так. Взяли спеца – продавца из Рамблера, радуются как дети, ещё бы – уже, можно сказать, цифровая компания. Я в шоке им говорю, – «Ребзь, а может, со стратегии начать?» А они отвечают, – «У нас на тебя денег нет. Мы сначала нарубим, в единороги выйдем, а потом у тебя стратегию закажем». Ну ок. Зимой 2018-го главный мне пишет, что инвесторы отказывают, ничего не срастается, хотели взять инвестора на заказ у меня стратегии, да и тот гикнулся, и сейчас вообще неясно, что делать. Ладно. Договорились на разовую консультацию.

Когда я понял суть стартапа, мне понадобился максимум час, чтобы объяснить ему – продавать было нечего, потому что ничего и не было, а сейчас они уже выдохлись, вера иссякла, жены запилили, в рядах разлад и куража нет. Ещё бы, три года непонятно на что жить и чем заниматься.

Сказал ему, что сейчас надо спасать свою шкуру, выдыхать, устраиваться на работу, раздавать долги и спокойно жить какой-то период. Пройдёт время, новое шило вопьётся в задницу, начнёшь новый бизнес. На том и порешили. Идёт человек в Яндекс, а там его ждут с распростёртыми объятиями, всем при этом хорошо.

Мораль сей басни такова: напильник в нашем деле – самый главный инструмент, не допилишь – не поедешь!

27.04.2018 г.

Моя история.

Молодым ребятам кажется, что успешные бизнесмены вылупляются из яиц. Не было и вдруг раз и…появляются! Наверное, было бы очень прикольно, если бы это так оно и было. В реальности всё иначе и за настоящим успехом всегда кроется или "глобальный попандос", или "глобальный кидок". Каждый выбирает для себя. Я не буду здесь пересказывать истории других бизнесменов, расскажу о своей истории.

В 2003 году я открыл свой первый абсолютно самостоятельный бизнес. Это было кафе. Оно шло трудно, поскольку это был первый гастрономический проект в Москве. Тогда, конечно, я о том не знал и многое сделал неправильно, хотя специально ездил учиться во Францию кулинарным премудростям и общался с серьёзными гастрономами. Мне бы пообщаться с коммерсантами о реальном бизнесе, но я верил в людей и правду.

Короче говоря, в 2005 году у меня уже ничего не было вообще. Ни квартиры, ни машины, ни друзей, ни родных, ни счастливого брака – что-то продалось, а что-то унеслось в пучину неудач, сгорело в плотных слоях атмосферы того времени. Рейдерский захват помещения поставил жирную черную точку на       том отрезке жизни. Дальше были годы ада, которые были очень важны для моего дальнейшего становления. Тем более, когда всё плохо люди имеют обыкновение отворачиваться и обвинять, это их защита. Я их не сужу.

Дни превратились в бои. Я, продав за долги квартиру, остался должен двенадцати банкам по потребительским кредитам и пяти частным ростовщикам. Звонки с угрозами трещали беспрерывно, я не платил зарплату сотрудникам (консалтинговая компания) вовремя, офис оплачивал с задержками, проектов было мало, из помещения кафе нас вытурили в июле 2005 года, квартира моя была продана в июле 2004 года, квартира жены сгорела в августе 2005 года, машина сломалась без возможности восстановления зимой 2005 года. Жизнь летела в каком-то адском поезде без возможности остановки.

Денег не было совсем. Мы часто жили на зарплату жены и бывало я ложился спать голодным, но продолжал "сохранять лицо"! Ночью садился в машину и ездил "халтурить", чтобы заработать на еду.

Тогда мне казалось, что весь мир встал против меня. Был случай, когда мне показалось, что я сломался. Тогда, приладив веревку к потолку, встал на стул и посмотрел в окно без штор на десятом этаже панельной многоэтажки на востоке Москвы. Что я там увидел? Кроме серости ничего более. Серое небо, взгляд, устремленный вперёд и невероятное облегчение. Оставалось одно, выбить стул из под ног.. Вдруг, в комнате зазвонил телефон. Почти на том свете, а тут этот телефон. Телефон замолчал, а потом зазвонил снова. И так три раза. Я снял веревку с шеи, слез со стула и взял телефон – звонил Ефим (мой первый клиент). Я ему был срочно нужен. Ок! Быстро одевшись, выехал к нему. Знал ли тогда Ефим, что спас мне жизнь?

Несколько лет продолжался подобный треш. Я "вылез" только потому, что не знал, сколько он продлится. Моей задачей было прожить день от рассвета до заката, потом был спасительный сон, когда мне никто не звонил, а потом снова день и снова от рассвета до заката. Задача была одна – прожить один день! Утром наступал новый, всё повторялось заново. Таких дней было больше семиста.

Порой и приходили с угрозами. Помню пришли двое и начали говорить про тюрьму и прочее, я обрадовался, что есть шанс всё быстро закончить, типа сажайте, я согласен. Они посмотрели, как на чумного и уехали.

В 2006 году я увидел свет в конце тоннеля. "Вылез" окончательно я только в 2013 году!

14.05.2014 г.

Бизнес – это война.

«Бизнес – это война» Конусике Мацусита, основатель компании "Панасоник

"Война – путь обмана." Сунь-Цзы

Подавляющее большинство проблем всех без исключения бизнесменов заключается в непонимании сути бизнеса и, как следствие, в действиях без результата.

Суть бизнеса – в накоплении денег посредством проектов, взаимоотношений людей на этой основе, но никак не наоборот. Сначала желаем деньги, потом ищем то, через что можем их получить. Именно с такой колокольни инвесторы подбирают себе стартапы.

Предлагаю рассмотреть понятие бизнеса через прямые пересечения с военными действиями, поскольку война и бизнес – одного поля ягоды.

Суть войны – в насильственном завоевании свобод, земель, политического влияния и т.д. Ровно то же самое мы можем сказать и про деньги: они именно для этого и нужны, если уж копнуть поглубже. То есть бизнес – это прямой путь к свободе, власти, влиянию. Оглянитесь на свои истинные желания, именно к этому вы и стремитесь.

Начав войну, нужно надеяться только на себя, поскольку здесь все имеет двоякое значение. Например, на войне нет друзей, но есть союзники, которые сегодня могут к нам относиться по-доброму, а завтра уже иначе, как выгоднее будет. Поэтому им всего не рассказывают, они должны знать лишь то, что необходимо. Наёмники стоят дорого, но зачастую проигрывают в качестве регулярным войскам. На войне есть противник, враг он или нет, решают текущая ситуация и обстоятельства – сегодня мы по нему стреляем, но совсем не факт, что завтра не будем обниматься, если конъюнктура изменится. Врагам мы не верим, а стараемся обмануть любыми путями, обвести вокруг пальца, силой или хитростью достичь превосходства в кампании. Порой мы можем показать себя слабыми и проиграть бой, чтобы в другом месте выиграть сражение большее, до этого обманув его. Основная задача войны – получить нужное влияние, забрать необходимые ресурсы, потратив минимум своих. Короче, без хитрости и обмана здесь никак не обойтись.

Начав бизнес, снова нужно надеяться только на себя и свои ресурсы, потому что и здесь всё зыбко. Так же, как на войне, здесь нет друзей, а есть партнёры, у которых свои задачи, нам неведомые, мы же не должны говорить о своих. Партнёр, как и союзник, хорош на короткое время, потом задача – вновь остаться одному, чтобы партнёр не сделал то же самое с вами, то есть остался один без вас. К слову, основная задача инвестора – вложив деньги, быстро понять суть бизнеса и отжать стартапера, а задача стартапера – быстро решить свои проблемы, пока инвестор его не отжал… Консультанты стоят дорого, раскрашены, как павлины, но в деле порой хуже куриц, хотя чувствуют себя орлами, редко когда можно нанять спецотряд, способный выполнить спецзадачу, потому что сначала таких нужно найти, а это ой как непросто, поскольку такие наёмники совсем не павлины. В бизнесе главное – получить деньги с покупателя, именно для этого бизнес и создаётся, но вести с ним себя надо так, чтобы он впоследствии вас поддерживал. Времена меняются, а деньги неизменны, при этом нужно так виртуозно забирать деньги, чтобы покупатель с радостью их отдавал, так что без хитрости не обойтись и здесь. Основная задача бизнеса – получить нужное влияние, забрать необходимые ресурсы, при этом потратив минимум своих. Нового ничего.

Что имеем в 80% случаев? Явная подмена понятий. Вместо того, чтобы делать деньги, а именно так переводится с английского слово "бизнес", делают проекты и пытаются через них выудить деньги. Но человек всегда получает лишь то, к чему стремится. Если он стремится сделать дело, он его и получает, он может получить известность, одобрение социума и на этом, пожалуй, всё, денег он получит минимум. Дай бог, столько, чтобы бизнес не заглох. А всё потому, что ему деньги не особо и важны, созидание и деньги практически параллельные понятия. К тому же деньги любят тишину, а не чесание языками в проектах.

Итак, прямо сейчас стоит определиться, вы созидатель или бизнесмен, вам нужны проекты или деньги. И если выбрали второе, то следуйте путём войны. Увы, без обмана никуда!

07.05.2018 г.

Счастье без партнёров.

Любимая присказка одного моего приятеля звучит так: "Если бы это было возможно, я бы не имел ни соседей, ни партнёров". Как ни странно, это изречение обнажает суть предпринимательской деятельности.

Давайте вспомним, как появились наши партнёры. За всю мою двадцатипятилетнюю историю бизнеса их у меня было много, большинство из них появилось по дружбе. Пришла в голову идея, давай сделаем. Кто в теме? Ты да я, да мы с тобой. Роли не расписаны, всё по дружбе, ты меня уважаешь, и я тебя уважаю. Заканчивалось всё быстро и ничем. Было несколько партнёрств с понятными ролями, когда каждый занимался своим делом. Денег я там поднимал нормально, но партнёрства все равно заканчивались выходом одного или нескольких партнёров из бизнеса. А всё почему? Да потому что "сердце предпринимателя" стремится к одиночеству. Каждый без исключения бизнесмен хочет остаться на рынке без каких-либо конкурентов, а партнёр, если его роль чётко не обозначена и может быть заменена кем-то из сотрудников, точно такой же конкурент, от которого принято избавляться согласно легендарной фразе "Боливар не выдержит двоих"!