делает доступнее помощь даже там, где нет онкопсихологов;
может стать полезным инструментом для помощи разным категориям людей: с ограничениями по здоровью или без них; может использоваться как программа для работы с пожилыми людьми или адаптирована под работу с детьми и подростками; для коррекции эмоциональных состояний и развития личности;
позволяет воздействовать сразу на несколько ведущих модальностей. Такое воздействие дает мощный кумулятивный эффект, который проявляется в улучшении настроения участников с первого дня занятий, повышении социальной активности и желании работать.
Как использовать сборник упражнений программы «Творческая Аптечка»
Что может предложить из «мультимодальной программы», например, социальный работник, отдаленно знакомый с работой психолога, группе из нескольких человек с онкопатологией, находящихся в небольшом населенном пункте?
Берем сборник упражнений программы «Творческая аптечка», ищем что мы можем самостоятельно воспроизвести, находим того, кто владеет каким-то творческим навыком. Необязательно использовать какие-то специальные, непонятные вам, психотехники – возьмите те методы и упражнения, которые вам понятны.
Например, в Доме культуры г. Барнаул есть библиотека и изостудия. Договариваемся с библиотекарем провести занятие по стихотерапии и библиотерапии, а с учителем рисования – занятия по лепке и рисованию. Схемы и план занятий есть в данном сборнике. Выбираем нужное, подбираем музыку, подготавливаем материалы. А каждый специалист выберет сам количество встреч и проведет занятия в своем творческом стиле. Даем объявление и набираем группу, проводим занятия, оцениваем результат.
Или, например, в селе есть активист, который давно занимается ЗОЖ, дыханием и йогой, который сможет провести занятия для вашей целевой группы на дыхание и движение, а вместе вы обеспечите группе участников музыкальное сопровождение и неформальное общение, подобрав из сборника те упражнения, которые вам интересны – изготовите вместе ангела или куклу-оберег, или свяжете Ежика счастья.
Да, «прямой» психологической помощи ваши клиенты здесь не получат, но посредством творческого самовыражения и обратной связи от группы психологический эффект будет проявлен. И этот эффект будет не менее ценен, т. к. творческое самовыражение позволяет обучить человека с онкопатологией легче справляться с возникающими трудностями даже без помощи психолога. Погружаясь в процесс творчества человек автоматически переходит от вегетативного существования (выживания) к одухотворенной жизни Творца.
Более подробно познакомиться с возможностями мультимодальной программы помощи онкопациентам «Творческая аптечка» вы можете в Приложениях 1–6. Представленный там «Сборник упражнений» и рекомендации по его применению, а также, краткое описание методик и примерные схемы занятий, помогут вам найти свой стиль в работе с онкопациентами и расширить арсенал профессионала.
Глава 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мультимодальная психотерапия творчеством представляет собой применение принципов и техник для уменьшения страданий людей и увеличения адаптивности жизни. Задачи, решаемые данным направлением психотерапии, могут быть охарактеризованы как обучающие, а основное внимание уделяется интраличностному функционированию, процессам и интерперсональным взаимодействиям (социальным и семейным системам). Для достижения устойчивых изменений необходим широкий спектр навыков, позволяющих справляться с жизненными трудностями».
А. Лазарус2
Программа предназначена для онкологических пациентов, находящихся на лечении или реабилитации в онкоцентрах Алтайского края, и реализована на базе АКОО «Вместе против рака» в г. Барнауле, далее будет транслироваться в представительствах организации в Бийске и Рубцовске.
Для повышения качества жизни при онкопатологии, прежде всего, необходимо осуществление систематических мер по стабилизации эмоционального состояния пациентов. Работа в группе по программе «Творческая аптечка», основанной на использовании сразу нескольких методов арт-терапии, может дать хорошие результаты если заниматься этим регулярно в комплексе с медикаментозными и другими методами лечения.
В программе все искусства неделимы и связаны с индивидуальной выразительностью каждого участника, т. к. все работают на улучшение состояния клиента. Каждое из видов искусства имеет свой особый «ключ» для исцеления и по завершению программы каждый участник получает свой набор инструментов для решения собственных задач. «Art de vivre» или искусство жить – это возможность жить, проживая счастливые моменты здесь и сейчас, в процессе творчества, а не «выживать», в одиночку борясь с болезнью.
Используемые в программе методы не случайно подобраны в «мультимодальном ключе» – это позволяет воздействовать сразу на несколько уровней восприятия клиентов: рациональный, эмоциональный и телесный уровни, задействуя все модальности восприятия клиентов.
Практики из программы доступны каждому. Они позволяют пережить опыт спонтанного творчества, где в безопасном спокойном пространстве рождается умение создавать арт-объекты после встречи со своим внутренним миром. Когда внутри тебя «буря» и шторм снаружи – творчество дает спасительное спокойствие, чтобы поддержать чувство внутреннего покоя и радости.
Мультимодальный подход расширяет терапевтические возможности, а сочетанное применение техник разных методов дает синергетический кумулятивный эффект. И если это соответствует терапевтической ситуации клиента, то обязательно окажет воздействие на мысли, чувства, ощущения и поведение человека, обратившегося за помощью. При таком подходе к психотерапии лечение уникально в каждом конкретном случае.
Главная цель программы – снижение общего уровня тревожности и профилактика депрессивных состояний.
Основная задача – обучение онкопациентов умению децентрироваться от своей проблемы через творческий процесс, создав свою новую реальность, результатами которой станет изготовленный ими арт-объект и приобретенный навык самореабилитации.
Задачи:
1. Дать социально приемлемый выход скрытой агрессивности, страхам, тревоге и другим негативным чувствам;
2. Облегчить процесс лечения и ускорить восстановление организма;
3. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять, сконцентрировать внимание на текущих ощущениях и чувствах;
Показаниями для мультимодальной арт-терапии являются:
слабо и средне выраженный болевой синдром при различных локализациях;
функциональные расстройства нервной системы в форме бессонницы, неврастении, невроза;
функциональные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы;
расстройства пищеварения;
умственное или физическое переутомление, нарушение баланса между трудом и отдыхом;
заболевания дыхательной системы;
сексуальные отклонения, фригидность, импотенция, патологическая работа выделительной системы;
наличие фобий, повышенная тревожность;
трудности социальной адаптации.
Есть и противопоказания: послеоперационный период и любые «острые» и лихорадочные состояния, психозы в обострении, помрачение сознания, недавние ЧМТ и клиенты с сочетанными психиатрическими патологиями и тяжелые депрессии (возможно только под сопровождением и контролем психиатра).
Предлагаемый курс групповой терапии искусством включает в себя 3 этапа:
Первый этап – подготовительный и диагностический (1–2 занятия). Цель данного этапа – объединение участников в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы. Перед началом занятий – диагностика с использованием анкеты (опросника). Цель диагностики определить актуальное состояния и самооценку здоровья онкологических больных для оценки эффективности разработанных занятий.
Второй этап – основной.
На этом этапе решаются проблемы онкопациентов с помощью подобранных специальным образом методик, психотерапевтических упражнений на основе терапии искусством в групповом формате.
Третий этап – заключительный.
Строится по принципу предоставления всем участникам максимальной самостоятельности в творческом самовыражении, для наработки навыков активной самопомощи с применением арт-терапевтических приемов и техник. По окончании занятий – диагностика с использованием анкеты (опросника). Цель диагностики определить актуальное состояние и самооценку здоровья онкологических больных для оценки эффективности разработанных занятий.
Как пользоваться сборником «Творческая Аптечка» психологу
Если вы профессиональный психолог, вам не составит труда составить свой план занятий, используя упражнения из сборника программы. Вы можете добавить в занятия те практики, которые есть в вашем арсенале и эта программа может быть лишь основой или станет «отправной» точкой для помощи людям с ограничениями в здоровье.
Шаг 1. Из разделов сборника выберите одно или несколько направлений мультимодальной арт-терапии в зависимости от целей и задач, составьте план занятий, которые наиболее соответствуют вашим возможностям. В Приложении 4 есть примерная сетка занятий.
Шаг 2. Подберите соответствующее музыкальное сопровождение, выберите из списка в нашем сборнике (Приложение 5), либо найдите сами в сети «Интернет» те произведения, которые вы считаете подходящими, либо скачайте что-то из предложенных треков-упражнений на сайте нашей организации.
Шаг 3. Подберите одну или несколько техник из своего арсенала или выберите ее из сборника. Соберите все необходимые материалы для занятий. Распечатайте анкеты-опросники (Приложение 1). В одном занятии может быть использовано несколько техник для создания кумулятивного эффекта.
Например: Комплекс 1: дыхательные упражнения, изотерапия (лепка), релаксационная пауза. Комплекс 2: специальные «антистрессовые» психотехники, сеанс расслабления, упражнения на саморегуляцию).
Шаг 4. Соберите группу участников. Раздайте оценочные анкеты-опросники для оценки актуального состояния участников. После установления «Правил группы» начните занятие для знакомства с тем или иным методом – с мини-лекции или беседы.
Шаг 5. Следуя инструкциям к упражнениям и своей интуиции, проведите занятие. Схема может быть любая, в зависимости от ваших предпочтений и возможностей (Приложение 3). Снова раздайте оценочные анкеты-опросники для оценки актуального состояния участников. Сделайте фото.
Перед началом терапии проведите индивидуальную консультация с психологом (психотерапевтом), в ходе которой он выясняет какие аспекты жизни пациент игнорирует, а какие для него приоритетны на данный момент. В ходе сессии применяются различные методики и подходы, и здесь специалист не ограничен и использует весь свой арсенал техник и приемов, которыми владеет.
Примерная схема занятия: анкетирование на «входе» в терапию, знакомство участников, обсуждение их запросов и ожиданий от занятий, знакомство с техниками арт-терапии и технологическим процессом творчества и (или) изготовления артефактов, упражнения на саморегуляцию, упражнение с использованием музыкотерапии, завершающее обсуждение. Презентация следующего занятия. Анкетирование на «выходе» из терапии на последнем занятии.
Занятие ведет один специалист, второй специалист может выступать в роли помощника, наблюдать за состоянием участников, если надо – вовремя оказать помощь, вести фото- видеосъемку, раздавать и собирать материалы, помогать в процессе изготовления отстающему участнику. Одно занятие может длиться от 35–40 минут до 2 часов в зависимости от самочувствия и желания клиентов.
В Приложении 4 есть примерный план-сетка занятий, рассчитанный на 12 недель, где занятия проводятся по схеме 2 раза в неделю: 1 занятие с психологом – где отрабатываются «проблемные» зоны участников для снижения тревоги и стресса. Второе занятие – творческое, с музыкальным сопровождением и созданием творческих артефактов участников.
Вы можете выбрать из этой сетки занятий тот вариант, что ближе к вашему замыслу, или создать свой план, который будет способствовать наилучшему решению задач коррекции психоэмоциональных проблем ваших участников. После упражнений обязательно необходимо обсуждение, где участники могут поделиться ощущениями, эмоциями и инсайтами, которые возникли в ходе работы и дать отзывы о вашей работе.
НЕ приступайте к занятиям если вы или кто-то из ваших участников плохо себя чувствует, или у него есть лихорадка (высокая температура) любое «острое» состояние, отложите занятия – обратитесь за помощью к врачу.
Если после занятий у участника ухудшилось настроение, появились мрачные мысли или усилилась боль – это значит, что его проблема слишком значительна, чтобы решать ее самостоятельно в рамках этих занятий. Немедленно прекратите занятие и обратитесь за помощью к специалисту психологу (психотерапевту, врачу), чтобы как можно скорее стабилизировать состояние участника.
Если у ваших участников есть эпилепсия, тяжелые травмы головы (недавние ЧМТ) или установленный психиатрический статус (диагноз) – пожалуйста, сначала обратитесь за консультацией к вашему доктору о возможности занятий.
Как пользоваться сборником «Творческая Аптечка» не психологу
Данная технология «собирается» как конструктор из нескольких видов творческих техник и достаточно легко может воспроизводиться любым «помогающим» специалистом, т. е. не психологом.
Даже не будучи психологом (музыкотерапевтом, куклотерапевтом или библиотекарем), вы можете использовать приведенные в сборнике психотехники и упражнения в своей работе. Это очень важно в условиях невозможности или низкой доступности психологической помощи в отдаленных районах и маленьких городах.
Шаг 1. Подберите соответствующее музыкальное сопровождение, выберите из списка в нашем сборнике (Приложение 5), либо те произведения, которые вы считаете подходящими, либо скачайте что-то из предложенных треков и упражнений на сайте нашей организации. Войдите по ссылке на сайт нашей организации, выберите музыкальный и (или) звуковой трек и прочитайте упражнение, прикрепленное к музыкальному треку. При желании, скачайте трек себе на телефон, чтобы воспользоваться им в нужное время.
Шаг 2. Выберете упражнение или специальную технику на саморегуляцию из Главы 3 сборника. Вы можете одновременно слушать музыку, делать специальные упражнения – это создаст кумулятивный (накопительный) эффект. А можете просто слушать музыку или только заниматься визуализацией без музыки. Можно и так, и так – не беспокойтесь об этом. Музыкальные композиции можно менять в зависимости от вашего настроения и состояния. Важно, чтобы это было приятно и безопасно для вас и окружающих людей.
Шаг 3. Прочитайте инструкцию к упражнению и выполняйте его. Устройтесь удобно, наденьте наушники и сделайте так, чтобы вам не мешали (и вы никому не мешали). Следите за тем, чтобы вы могли отключить музыку в любое время и не беспокоились об этом, если уснете в сеансе – это нормально.
Во время звучания музыки, направьте внимание на дыхание и постарайтесь расслабиться. Главное, чтобы вы получили удовлетворение и научились во время сеанса снимать напряжение. Ищите именно тот способ, что находит в вас приятный отклик. Если после сеанса у вас повысился жизненный тонус, улучшилось настроение, появились радостные мысли или вы стали спокойнее, значит вам можно продолжать занятия.
Вы можете использовать эти упражнения и самостоятельно.
Как наладить режим самостоятельных занятий? Чтобы овладеть Программой и убедиться, что она действительно помогает, заниматься нужно регулярно. Последовательность действий:
Шаг 1. Найдите себе уютное и спокойное место, где вы можете удобно сидеть или лежать.
Подберите соответствующее музыкальное сопровождение. Выберите из списка в нашем сборнике (Приложение 5) те произведения, которые вы считаете подходящими, либо скачайте что-то из предложенных треков и упражнений на сайте нашей организации. Войдите по ссылке на сайт нашей организации, выберите музыкальный и (или) звуковой трек и прочитайте упражнение, прикрепленное к музыкальному треку. При желании, скачайте трек себе на телефон, чтобы воспользоваться им в нужное время.
Не расстраивайтесь, если у вас не получается сразу выполнить упражнение правильно. Постепенно научитесь, ни у кого не получается сразу;
Шаг 2. Выберете упражнение или специальную технику на саморегуляцию из Главы 3 сборника. Вы можете одновременно слушать музыку, делать специальные упражнения – это создаст кумулятивный (накопительный) эффект. А можете просто слушать музыку или только заниматься визуализацией без музыки. Можно и так, и так – не беспокойтесь об этом.
Попробуйте сначала заниматься каждый день не более 5–10 минут. Если захотите, всегда сможете увеличить это время. Не нужно сразу ставить амбициозные цели;
Занимайтесь в одно и то же время, например, перед сном или сразу после просыпания. Так вы быстрее сможете превратить занятия в полезную привычку;
Шаг 3. Прочитайте инструкцию к упражнению и выполняйте его. Устройтесь удобно, наденьте наушники и сделайте так, чтобы вам не мешали (и вы никому не мешали). Следите за тем, чтобы вы могли отключить музыку в любое время и не беспокоились об этом, если уснете в сеансе – это нормально.
Во время звучания музыки направьте внимание на дыхание и постарайтесь расслабиться. Главное, чтобы вы получили удовлетворение и научились во время сеанса снимать напряжение. Ищите именно тот способ, что находит в вас приятный отклик.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Алтайская краевая общественная организация «Вместе против рака» // АКОО «Вместе против рака» : сайт. URL: https://aromf.ru/ (Дата обращения: 05.04.2023).
2
Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия : пер. с англ. / А. Лазарус. СПб. : Речь, 2001. 255 с.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги