Во-вторых, выяснилось, что ковид не знает социальных различий – он может поразить и слабую здоровьем бабушку, и защищенного высоким забором важного чиновника. Уже третий министр областного правительства заявил, что болен коронавирусом – это министр финансов Андрей Пшеницын. Ранее этой участи не избежали политический вице-губернатор Векшин, министры промышленности Павел Рыжий и спорта Леонид Одер. Также факт заболевания признал глава Троицка. Ковид каким-то образом уравнял нас, и от заболевания уже не спасают автомобили с тонированными стеклами и мигалками.
Идем далее. Определенные опасения выказывают только-только встряхнувшиеся после многомесячного простоя представители торговли. И если крупные сети чувствуют себя более-менее уверенно, выполняя все предписания и меры безопасности, то предприниматели, арендующие в торговых центрах небольшие закутки, пребывают в тихом ужасе. Так и говорят: если мы снова вернемся к весеннему состоянию, нам конец.
Но это ладно, без массовых мероприятий и шопингов мы можем обойтись. Знаете, что огорчает более всего? Наши врачи устали. На днях стало известно, что уволились почти все сотрудники неотложной помощи поликлиники №5. По словам оставшихся терапевтов, начальство принуждало их к работе полные сутки, и люди просто не выдержали. Их можно понять, они на передовой, заражаются и умирают. Нагрузка на медицинский корпус огромная, и, если не бросить все силы на помощь ей, мы можем получить совсем уж неприятную картину.
Вам может показаться, что я сгущаю краски и, подобно Лёлику из «Бриллиантовой руки», кричу «Шеф, все пропало!» Возможно. Но если суммировать всю имеющуюся информацию, то можно прийти к выводу, что мы действительно рано расслабились. Признаюсь, у меня в последнее время с дисциплиной тоже были проблемы, но теперь я снова хожу в маске и обхожу каждого встречного за километр. Береженого Бог бережет.
Ямпольская и Карлсон
29 октября 2020
Ах, как я обожаю изысканные заголовки и тех мастеров, что их сочиняют! Например, на днях наткнулся в Сети на такое: «Депутат Госдумы от Челябинска Елена Ямпольская пожаловалась президенту на Карлсона». Ну как это не кликнуть! Ведь это же просто прекрасно! «От наших депутатов можно многого ожидать, – подумал я, – но жаловаться на Карлсона?!» В общем, кликнул, внимательно прочел… и знаете, в данном случае я с депутатом согласен (тем более, что депутат представляет Челябинск). А дело вот в чем.
На заседании Совета при президенте по культуре и искусству председатель думского комитета по культуре Елена Ямпольская раскритиковала возрастную маркировку произведений литературы и искусства, назвав ее абсурдной. Позволю себе процитировать ее спич: «Тихий Дон» – 18+. Роман включен в школьную программу, но если его продадут или выдадут ребенку моложе, последует наказание. Астафьев, Шукшин, Гранин – 16+. «Ромео и Джульетта» – 16+… героев в этом возрасте уже два года как не было в живых, а нашим детям нельзя о них даже читать. Обратите внимание – это не рекомендации… это императивы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность».
Самое смешное касалось совсем уж детской литературы. Ямпольская заметила, что и Буратино, и Карлсон, и Аленький цветочек, и даже Крокодил Гена предназначены для детей старше 16-ти лет (!!!). Насчет Карлсона политик пошутила: «Меня удивляет, почему не «18+»: мужчина без определенного рода занятий подозрительно дружит с маленьким мальчиком. Мне кажется, нужно идти на полный запрет».
Впрочем, смех смехом, а в правоприменительной практике закона о возрастной маркировке до сих пор, спустя восемь лет, царит полный бардак. К примеру, моя дочь (ей сейчас 15) несколько лет назад увлеклась творчеством Стивена Кинга – писателя, чьи книги запрещены во всех школьных библиотеках Америки. Поначалу ей приходилось в магазинах робко просить взрослых покупателей проносить книги через кассу. Теперь же на нее никто не обращает внимания – покупает что хочет в любых количествах. Далее, по телевизору в вечерний прайм-тайм (!) транслируют дикий трэш для взрослых, маркируя его «16+», а глубокой ночью, когда дети спят, стыдливо ретушируют в кадре обнаженную женскую грудь и зажженные сигареты (логики – ноль!). А недавно я сам был свидетелем, как на дневном сеансе в популярном челябинском кинотеатре кучка детей лет 10—12 во главе с папашей, радостно хрустя чипсами, наслаждались жесткими эротическими сценами фильма «Гоголь. Начало».
Я ни разу не пуританин. Я убежден, что только родители должны решать, что читать и смотреть их детям. Но с этим 436-ФЗ нужно что-то делать. Как говорилось в одном анекдоте (16+), вы либо крестик снимите, либо трусы наденьте. То есть либо отменяйте закон, либо включайте логику. Научились же со временем не продавать подросткам спиртное и сигареты, и здесь научитесь. В общем, я с Ямпольской согласен: «Добро пожаловать, дорогой друг Карлсон… ну и ты, Малыш, заходи».
Автовокзал многострадальный
11 ноября 2020
«Свершилось! Нас услышали!» – могут радостно воскликнуть 73,31% челябинцев, проголосовавших на портале «Активный гражданин 74» за ликвидацию автовокзала у дворца спорта «Юность». Судьбу «Центрального» решил глава региона Алексей Текслер, подписавший соответствующее распоряжение – к весне будущего года сложный транспортный узел в центре Челябинска прекратит свое существование, а нагрузка, которую он на себе нес, распределят между автовокзалами «Северные ворота» и «Южные ворота».
У вокзала возле дворца спорта непростая судьба. Даже история его появления сама по себе достаточно сложная: если вы помните, возглавивший 15 лет назад городскую администрацию Михаил Юревич перессорился со многими крупными предпринимателями – конфликты интересов, перекройка, перетряска и всё такое, вы знаете, новая метла по-новому метет. Одной из жертв и стал автовокзал «Южный», размещавшийся в ТК «Синегорье», который принадлежал Артуру Никитину. Транспортный поток был переброшен в центр, к «Юности». Многие годы «Центральный» вызывал споры и ругань в прессе: и воняет-то он жутко, и неудобен для транзитных пассажиров (приехавшим в Челябинск поездом приходилось с тяжелыми сумками преодолевать лишнее расстояние), автобусы теряли время, простаивая в пробках при выезде из города, да и опасен он, в конце концов – люди гибли под колесами машин. После смены власти предпринимались попытки как-то упростить логистику и найти соломоново решение, но «Центральный» продолжал работать, вызывая зубовный скрежет у горожан. И вот новость: уже в феврале 2021 года вокзала у «Юности», похоже, точно не будет.
Что в этом хорошего? Во-первых, дышать в этом районе станет легче. Рядом сквер, набережная, прогулочные зоны. О каком зловонном вокзале тут вообще может идти речь? Во-вторых, есть надежда, что наведется порядок в пешеходной зоне (сейчас, например, добраться до КРК «Мегаполис» со стороны улицы Труда довольно непросто – одни шлагбаумы и автопарковки, того и гляди намотают тебя на кардан). Словом, станет как-то свободнее. Но…
У меня, признаться, сложное отношение к этому вопросу. Я живу в десяти минутах ходьбы от вокзала, могу спокойно дотопать до него пешком с сумкой на плече и уехать в любом направлении. Привык я к нему, что ли. Кроме того, прогуливаясь в этом районе, я всегда мог купить что-нибудь перекусить – выбор здесь богатый. С другой стороны, мне, как и большинству принявших участие в опросе, хотелось бы видеть на месте вокзала что-то более приятное глазу. В общем, сердце мое разрывается на части.
Есть и еще один вопрос. Если автовокзала у «Юности» не будет, то что там будет? Когда-то там был развернут стихийный рынок, где я даже ковер покупал и много чего по мелочи. А что теперь? Есть здравые идеи? Надо бы еще один опрос запустить.
Комментарий из сегодня.
Автобусного «беспредела» у дворца спорта, как вы знаете, больше нет. Не скажу, что сквер на освободившейся площадке получился идеальным, но «Рим строился не за один день». Обживется, облагородится, полюбится. Так всегда было и так будет.
Спасите культуру!
18 ноября 2020
Художественный руководитель Челябинской филармонии Владимир Ошеров вступился за Валерия Меладзе. Точнее, откликнулся на тот скандал, что разразился на днях вокруг заявлений певца. Напомню, Меладзе предложил коллегам по цеху бойкотировать новогодние телевизионные «голубые огоньки»: дескать, уж если нам нельзя собирать полные залы во время пандемии COVID-19, то и на телевидении нам нечего делать. Что тут началось! Общественность, как обычно, разделилась на два лагеря. Одни сочли, что наши звезды совсем уж заелись, пусть разделят лишения вместе со всей страной («Пусть идут дворниками, надоели, у них и так денег куры не клюют»). Другие заняли более осторожную позицию. К ним и присоединился Владимир Ошеров.
«Никто не хочет вникать, что артист, который собирает пятьсот, тысячу, пять тысяч зрителей, не обычные люди, – говорит худрук филармонии. – А вы, кто посылает их работать дворниками, попробуйте собрать хотя бы сотню».
Самое интересное в заявлении Ошерова – не акцент конкретно на Меладзе. Самое ценное в нем то, что он вступается за всю огромную армию работников культуры и искусства, для которых существование в этой сфере – не просто работа, а жизнь. Мы ведь не только о звездах говорим, они лишь верхушка айсберга. Есть еще сопровождающий их персонал – все эти звукорежиссеры, костюмеры и т. д. – далее идут служащие театров и концертных залов, актеры, работники клубов и дворцов культуры, массовики-затейники, в конце концов. Есть еще и большое количество фрилансеров – ведущих шоу-программ, музыкантов, артистов развлекательного жанра. И вот все они одним махом благодаря ограничениям, касающимся массовых мероприятий, остались буквально на мели. Если кто-то худо-бедно получает помощь от государства или имеет возможность кредитоваться, то «бойцы культурного фронта» остались за бортом.
Иван Плешивцев и его «Калина»
Одна моя знакомая скрипачка, которая всегда собирала приличное количество заказов на корпоративы, юбилеи и свадьбы, весной после введения карантина вмиг лишилась значительной части дохода. Другой мой товарищ, актер, который подрабатывал в новогодние праздники и ведущим, и Дедом Морозом, сидит сейчас на одной гречневой каше с тушенкой и не знает, что будет дальше – прикроют лавочку или дадут послабления (если вы помните, власти предполагают, что все утренники и другие праздничные мероприятия могут быть отменены). Что им делать? Идти в дворники или устраиваться вахтерами? Как выжить, если человек, например, ничего кроме баяна в руках отродясь не держал? Для этих людей жизнь в искусстве – именно жизнь, а не работа. И тысячу раз прав Ошеров: они выйдут на сцену и при 10-процентной заполняемости зала, потому что иначе они не могут.
Я не призываю отменить все ограничения и валом валить на концерты. Я предлагаю не рубить с плеча. Надо поддержать культуру, как медицину и образование, и не наносить сокрушительный удар по людям, которые хоть как-то скрашивают наши серые будни. Металлургия-то кризиса выберется, а вот баянист может и спиться.
Миасс против WildBerries
10 декабря 2020
Миасс восстал против строительства логистического центра интернет-ритейлера WildBerries. Когда городу был предложен этот инвестиционный проект на миллиарды рублей и тысячи новых рабочих мест, его приняли в штыки даже депутаты городского совета, а позже подключилась и общественность. Вероятно, миассцев вдохновил успех соседнего Златоуста, сумевшего в свое время остановить запуск сомнительного химического производства. Но давайте рассмотрим детали.
Что такое логистический центр WildBerries в Миассе (пока лишь по проекту, который еще окончательно не одобрен)? Это гигантский склад для обработки посылок практически в центре города и, по прогнозам, триста груженых фур, ежедневно рассекающих по узким миасским улочкам. Еще раз медленно: компактный, живописный Миасс и триста фургонов каждый (!) день. Немудрено, что местным жителям такая перспектива нисколько не улыбается, и даже гарантия тысяч рабочих мест не подслащивает пилюлю. Инвесторы, встретив сопротивление, пытаются найти компромисс – построить столько-то километров новых дорог, найти объездные пути, дабы минимизировать ущерб городской среде, но Миасс непреклонен: «Не надо нам этого всего, стройте вон… там где-нибудь стройте».
Я бывал в Миассе. Мне нравится этот город, уютно улегшийся в ложбине посреди уральских гор. Когда-то я даже собирался пожить там несколько месяцев, чтобы спокойно поработать над новой книгой, глядя в окно на спины горных хребтов. И мне понятно возмущение горожан, отстаивающих свое право на комфортную среду обитания. Но конфликт в этом городе наводит на вот какие размышления.
Где бы чего у нас ни собирались построить, всегда найдутся противники. В самом Челябинске полно таких историй. Достаточно упомянуть проект строительства медицинского центра в черте городского бора, разделивший общественность на два лагеря. Одни настаивают на том, что логистически центр должен стоять именно здесь, рядом с медгородком, другие говорят: «Стройте вон… там где-нибудь стройте, а тут у нас деревья». Еще пример: когда построили и запустили в эксплуатацию ТК «Космос» на Чичерина, вдруг выяснилось, что погрузочно-разгрузочная сторона комплекса находится аккурат рядом с жилым домом, и ежедневно десятки фур дымят и шумят прямо под окнами аборигенов. Спрашивается, о чем думали раньше? И если уж совсем «по мелочи»: сколько драк происходит вокруг возведения небольших торговых павильонов, кафе и офисных объектов?
У всех своя правда. Общественность защищает конституционное право на комфортную среду, а бизнес задается вопросом: «Где строить, во что инвестировать, если идет война за каждый кустик?» Мне думается, что истина, как всегда, где-то посередине. Отрадно, что граждане не дают себя в обиду, но иногда стоит умерить «потребительский экстремизм». Бизнесу же пора перестать действовать подобно слону в посудной лавке. Компромисс – основа устойчивости любой системы.
Все лучшее – детям
24 декабря 2020
Начну из далёкого далека. Когда моей дочери было лет пять-шесть, я однажды не смог прийти к ней в детский сад на мероприятие с ее участием (какие-то веселые старты). До того дня не пропускал ни одного, а тут не смог, задержался на работе. Когда, наконец, приехал, всё уже закончилось, дети расходились счастливые, а моя сидела на ступеньках и плакала: «Папа, ты не пришёл. Я не стала бегать, просидела на скамейке». Клянусь, сердце мое отцовское готово было разорваться от этих слезок. Сейчас дочери пятнадцать, она давно всё забыла, а я вот часто вспоминаю, и реакция примерно такая же.
К чему это я? В этом году в силу известных обстоятельств новогодние утренники в садиках проходят без родителей, Деда Мороза и аниматоров (не представляю себе эту дичь). А в Магнитогорске произошел небольшой скандал: родителям детей из малоимущих семей отказали в бесплатных билетах. Родители жаловались, что им при малых семейных бюджетах приходится тратить лишне деньги. Подключились журналисты, начался телефонный обзвон администрации и профильных учреждений, и вроде вопрос уладили. Имеющееся количество выделенных бесплатных билетов будет освоено в полном объеме, детки могут приходить на спектакли вместе с родителями. Но дело тут не только в деньгах, потратить которые многие из нас не готовы (представьте, что в длинные новогодние каникулы хочется посетить несколько мероприятий).
В праздники маленький ребенок хочет, чтобы мама с папой разделили с ним радость, он хочет держать их за руки, вместе с ними водить хороводы вокруг елки и трескать конфеты из подарков. Они и понятия не имеют о наших вселенских проблемах, об этих коронавирусах и непрекращающихся экономических кризисах. Им хочется чудес, и наша родительская обязанность – приложить все усилия, чтобы даже в смутные времена эти чудеса произошли.
Я вовсе не призываю броситься в безудержное и бесконтрольное веселье в то время, когда ежедневно фиксируются сотни новых случаев заболевания и десятки смертей. Я лишь хочу, чтобы мы обеспечили детям праздник – пусть с ограничениями, но праздник, чтобы и елки были, и хороводы вокруг них, и Дед Мороз… и родители рядом. Банальность скажу, но на детях нельзя экономить. Можно сократить количество выпивки и собрать на один салат меньше, но без конфет и мандаринов для мелкоты – никак.
Скрипач нам нужен?
13 января 2021
«Скрипка и немножко нервно». Вспомнить Маяковского меня подвиг небольшой бытовой скандал, приобретший федеральный масштаб. Девятилетний школьник в доме на Университетской набережной пилит на скрипке по вечерам. Другого времени у него нет – учится в школе во вторую смену, поэтому на занятия с инструментом у него остается только вечер. Пилит, судя по всему, хорошо, на совесть, играет с пяти лет, отдается делу со всей прилежностью и упорством. И все бы ничего, честь парню и хвала, но вот соседи…
Выяснилось (в миллионный уж раз), что перегородки в наших новых домах – как соломенные стены в домике поросенка Ниф-Нифа. Одна моя знакомая, живущая на пятом этаже в доме квартала Академ Риверсайд, слышит, как включается душ на втором. Живая скрипка в таких условиях – шумовая бомба. При этом учтите, что занятия с инструментом – это не всегда прекрасные мелодии, это многократно отрабатываемые упражнения, это снова и снова одни и те же куски, зачастую корявые и неумелые. Что делают соседи? Пишут на мальчишку заявление: играет после 22.00 и не дает спать. Приходит участковый, составляет протокол, светит административка. Занавес.
А теперь о федеральном масштабе. За парня публично вступился знаменитый музыкант, пианист Денис Мацуев. В своем видеообращении он замолвил словечко за коллегу и рассказал, как сам когда-то репетировал на съемных квартирах в бесконечных переездах, как улаживал конфликты с соседями, как долго и упорно шел к тому, что имеет сейчас. И вдобавок Денис собирается познакомиться с исполнителем. Кто знает, может, из этого парнишки с Университетской вырастет замечательный музыкант, который будет радовать нас своим талантом. Ау, соседи, к чему эти склоки?
Думаю, мало кто из нас избежал звуков перфоратора утром в субботу. А пьяных разборок под окном мало слышали? А звуки молодоженов за стеной спальни? Право слово, не раз и не два подрывало выйти и навести порядок. У меня в соседках когда-то была совершенно невменяемая женщина, состоящая на учете в психоневрологическом отделении. Вечерами она слушала какие-то шаманские песнопения – через стену от нашей детской комнаты! – а днем могла выскочить из квартиры с топором. Вот где был трэш! И участковый не мог ничего сделать.
Скрипка… Друзья, это же скрипка – один из самых красивых инструментов, и это, поверьте, самая умиротворяющая соседская пытка, какую только можно придумать. Мне вспоминается моя любимая книга, повесть Алексея Козлова «Изобретение велосипеда». Соседом сверху у главного героя был студент консерватории, который с утра пораньше наяривал на рояле, и по стилю его исполнения можно было угадать, в каком настроении он проснулся и готов ли к сдаче курсовой. И если утром он не звучал, главный герой чувствовал себя неуютно.
Итак, закопайте топор войны, соседи, не воюйте с детьми. Соблюдайте закон о тишине, и все будет хорошо. А нашим строителям пожелание – поработайте над звукоизоляцией.
А перекусить?
20 января 2021
В последнее время я редко выбирался в центр. Все эти ограничения и карантины серьезно повлияли на мой образ жизни. Самому удалось пройти мимо болезни, по лезвию бритвы, поэтому пришлось поберечься. Выглянул лишь однажды после праздников для подготовки материала. Что-то понравилось, что-то не очень. Удручило резкое сокращение точек питания, где праздно шатающийся публицист и писатель мог раньше купить хот-дог или шаурму и чашку горячего чая. Пожалел, что не взял из дома термос. Ну ладно, ликвидируется ларечный хаос на остановках транспорта, убираются убогие антисанитарные строения. Но, например, Кировка-то вам чем не угодила? Стояли себе по периметру аккуратные избушки с вполне качественным ассортиментом, кормили гуляющих горожан…
Недавно выяснилось, что под зачистку попали и главные городские парки. На сессии по проектированию концепции развития парка Гагарина было решено, что привычных нам ларьков на территории не будет. Предприниматель Дмитрий Молчанов убежден, что изменения серьезно ухудшают ситуацию с малым бизнесом. По его словам, он сам теперь не может поставить простенькую точку с сахарной ватой – ни в горсаду имени Пушкина, ни в парке Терешковой, ни в саду Победы. Никакие обращения в управление культуры, ни предписания УФАС устранить нарушения ни к чему не привели.
Дмитрий лично объехал указанные объекты и поразился увиденному. На недавно открытом катке у Комсомольской площади давка, народу полным-полно, а перекусить негде – работает одна точка. На площади Революция та же картина – только три автолавки. В уже упомянутом парке Гагарина на гигантскую площадь работает только кафе «Таверна».
Предприниматель объясняет причину: все дело в протекционизме и коррупции. Оставлю это на его совести, но со своей стороны тоже пытаюсь понять логику властей. И вот чего думаю: наверно, кому-то выгоднее продвигать на рынке известные сетевые бренды и крупные заведения, нежели помогать мелким предпринимателям зарабатывать свою копеечку. «Мелкаши» отбивают клиентуру. Вспомните сцену из фильма «Кухня в Париже», где возле дорогого плавучего ресторана Виктора Баринова пристроился какой-то местный араб со своими хот-догами. К нему стоит очередь, а у Баринова голяк. Вот и погнали они его поганой метлой от себя подальше.
Ссылки на пандемию я тоже всерьез не воспринимаю и согласен с мнением, что как раз в очередях в переполненных ресторанах и кафе заразиться проще, чем у одиноко стоящего ларька. В Интернете кто-то пошутил: коронавирус – хитрый паразит, какие-то места он почему-то обходит стороной, а где-то отрывается на славу. Какой-то избирательный парень.
Резюмирую. Я лично за чистоту и порядок. Я люблю гулять пешком (сколько раз я это уже повторял?), в том числе и с ребенком, и наслаждаться красивыми видами, но я не хочу ломать башку, где нам перехватить чего-нибудь горяченького и вкусного, не тратя лишних времени и денег. Верните нам конституционное право на быструю шаурму и кофе! И да, кстати, разберитесь там, кто воду мутит. А «если вы не отзоветесь, мы напишем в «Спортлото».
Александр II
3 февраля 2021
Я не большой любитель, по Гоголю, «стулья ломать», но нет-нет да и впишешься в очередной раунд разрушения мебели. Недавно в Челябинске прошли общественные слушания по довольно необычному вопросу – установке на Алом поле монумента царю Александру II. Для обсуждения собрались общественники, чиновники администрации, краеведы, представители церкви, урбанисты и простые жители. Более репрезентативную выборку трудно себе представить.
Начнем, собственно, с персоны императора и с того, какое отношение он имеет к Челябинску. Александр II вошел в русскую историю как самодержец, успевший реализовать несколько серьезных реформ. Кроме того, он удостоился неформального звания Освободителя благодаря долгожданной отмене крепостного права. (Правда, за все свои деяния он расплатился жизнью, став жертвой теракта народовольцев). В общем, не самый плохой царь в истории Российской Империи. В Челябинске он, однако, не бывал, зато именно ему мы обязаны Транссибирской магистралью, превратившей наш город в крупный промышленный центр. Остряки шутят, что царь-батюшка, проводя по карте карандашом, просто случайно сместил пальцы, и железная дорога прошла не по соседнему Екатеринбургу, а у нас. Тем не менее за Транссиб ему наша вечная благодарность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Бахыт Компот» – российская рок-группа, основанная в 1989 году поэтом, «куртуазным маньеристом», как он себя называет, Вадимом Степанцовым. Их песни не принято слушать в приличном обществе. Самый громкий хит коллектива – «Пьяная, помятая пионервожатая». (Прим. автора).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги