Книга Время России. Национальная идея - читать онлайн бесплатно, автор Людмила Аркадьевна Юницкая
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Время России. Национальная идея
Время России. Национальная идея
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Время России. Национальная идея

Людмила Юницкая

Время России. Национальная идея

К моему читателю

Патриотизм – это такое особое состояние сыновней любви к Отечеству, которое неизъяснимо. Оно сродни высокой безмолвной молитве, когда в тебе уже на генетическом уровне присутствует вся жизнь России с момента её зарождения и на протяжении всего её исторического существования.

Жизнь целостная, из которой ничего нельзя исключить, потому что каждое событие в жизни России значимо. Болью и страданием, радостью и любовью всё проходит через сердце, душу Человека России, утончая, изменяя саму суть, саму материю сознания, раскрывая, развивая качества, присущие Человеку России, основанные изначально на высоких принципах любви, на духовной крови святых России.

В этой безмолвной сыновней молитве любви сконцентрировано всё, что составляет и наполняет великую жизнь России, вся её суть – её Национальная Идея.

С благодарностью и глубоким уважением, Л. А. Юницкая

С любовью Богу и России посвящается.

“У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма”

Путин В. В., Президент России


Глава 1

Александр Грин – замечательный русский писатель, сполна познавший несправедливость и жестокость реальной жизни, сделавшей всё, чтобы очерствить, ожесточить его сердце, растоптать, уничтожить самые светлые идеалы жизни, любви, света, оставался до конца жизни преданным этим идеалам торжества жизни. Всё его творчество – это исполненная высоких чувств красоты трепетная поэма любви, беззаветного мужества, гимн жизнелюбию. Он писал: «Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, – не случайность. Оно в нас самих и ждёт лишь внешнего повода для выражения действием». Это в равной степени относится и к обществу в целом, и к России.

Каждый раз, когда в мире возрастает напряженность отношений, особенно остро возникает потребность осознания своей идентичности. Кто мы? Почему именно с нами происходят события, судьбоносные не только для нашей страны, нашего народа, но и для народов мира? В чём смысл нашего существования как нации, как народа России? Кто мы для мирового сообщества? Чего оно ждёт от нас? Чего мы хотим от него? Какова истинная цель нашей жизни? Куда мы идём?

С развалом СССР исчезла так и не сбывшаяся мечта о возможности построения коммунистического общества без угнетателей и угнетённых, в котором будет реализовано равенство, социальная справедливость, высокое материальное благосостояние. Надо было только весь мир насилия разрушить до основанья, а затем наш, новый мир построить, где кто был никем, тот станет всем. Разрушили, царя свергли, храмы снесли, буржуев прогнали, а сколько крови пролили, сколько жизней загубили! До сих пор сосчитать не можем. Строили, строили – почти сто лет – построили. И другим наказали тоже строить. Да что-то не задалось. Идея коммунизма так и осталась светом звезды другой галактики. Да и социалистическое настоящее как-то не так пошло – со временем обнаружилось, что в своём экономическом развитии отстали мы даже от тех, кого сами пытались учить новому, передовому социалистическому укладу жизни. Но надежда на светлое будущее всё же оставалась как некая тоска, ностальгия по чему-то светлому, хорошему (пустые полки в магазинах и колбасно-апельсиновые поезда из Москвы не в счёт). Оно стояло над сытостью, звучало в стихах, песнях у пионерских костров… И, вопреки всему, – разгулу мракобесия, насилию, страху, анархии, продразвёрсткам, голодомору, предательским наветам, репрессиям, расстрелам и множеству других «прелестей» – пробивалась к свету мечта, вера в светлое будущее всего человечества. Эта мечта сквозь боль и страх сопровождалась небывалым энтузиазмом первопроходцев – строителей этого нового коммунистического рая на земле. И вожди, вдохновители идеи коммунизма наделялись строителями нового общества самыми лучшими и безупречными человеческими качествами, вовсе им не присущими – так хотелось верить в реализацию своей мечты! Они стали символами новой жизни, новыми идолами. Им верили, им поклонялись, их образы вознесли на знамя, за них отдавали жизнь, о них слагали песни:

«Сегодня мы не на параде,

Мы к коммунизму на пути.

В коммунистической бригаде

С нами Ленин впереди!»

Созидался тип нового уникального человека – homosovietikus, гражданин великого Советского Союза, советского человека, который должен был стать главным завоеванием Страны Советов.

Это он, по зову сердца претерпевая голод, холод, бездорожье, неустроенность, отправлялся строить Магнитку, Каховку, Братск, БАМ. Это он, порой на одном энтузиазме, поднимал целину, создавал великую индустриальную державу. Это он победил в самой кровопролитной войне и освободил мир от фашистской чумы. Это он первым вышел в космос. Это он строил города в пустыне с фонтанами и парками. Это он возрождал на новом современном уровне Ташкент и Спитак после землетрясения. Это он, гражданин великой ядерной державы, обладающей не только несметными природными богатствами, но и уникальной самобытностью, красотой и силой своего многонационального народа – главного богатства Страны Советов, создал, казалось, самое справедливое общество, воплощённую мечту всего трудового народа. Общество без угнетателей и угнетённых. Общество, дающее кров, гарантирующее право на бесплатное лечение, бесплатное образование, на труд, отдых, достойную старость. И запечатлел своё триумфальное шествие к великой цели в камне на высоких стенах новостроек так, чтобы всем было видно: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» И воспел величие и незыблемость Союза Советских Социалистических Республик в своих гениальных гимнах:

«Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки великая Русь.

Да здравствует созданный волей народа

Единый, могучий Советский Союз».

И вот союз нерушимый республик свободных – самое справедливое общество без угнетателей и угнетённых, – воплощённая мечта всего трудового народа, вдруг перестал существовать. Это было немыслимо, это вызвало шок и недоумение: как такое могло произойти? Ведь не пустые же полки магазинов главная причина этого краха? Уж если мы смогли из разрухи, хаоса создать великую ядерную, космическую державу социальной справедливости, то и с пустыми полками магазинов при желании справились бы. Так что же могло вызвать такое эпохальное нивелирование главных революционных достижений, развал громадного социалистического хозяйства, где всё теоретически наше? А фактически получилось – ничьё? Может быть, поэтому и не уберегли? Или есть и другие причины? Никому ведь и думать не думалось, и в голову не приходил никакой развал Союза, а вот на тебе – случилось. Может быть, это случайность или чьё-то головотяпство? Тогда где мы все были? Одурманены беззаботным сном, верой в то, что наши вожди знают, что делают, ведь они безупречны уже по определению, вожди народа. Но ведь они тоже люди, как все, а значит могут ошибаться. А может быть, что- то в нас самих не так и всё это очередной урок нашей жизни, который необходимо выучить, исправить ошибки, чтобы обрести новый смысл и радость другой жизни?

Глава 2

Вот уж скоро тридцать лет, как мы живём в другой стране, имя ей – Россия. Россия – восприемница Советского Союза. Выходит, ещё не все завоевания социализма утрачены? Статья 7, п. 1 Конституции России гласит: «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Да, разумеется! И кому в голову придёт мысль возражать против этого! Только что такое на самом деле достойная жизнь? Это успешная карьера, высокое материальное благосостояние, свобода? Свобода, она в чём? Или свобода от чего? Присвоить себе всеми правдами и неправдами огромное достояние государства и жировать на этом, невзирая на беды и нищету своих сограждан, – в этом свобода? Это достойная жизнь? В этом достоинство человека? Так он возвышается, делается лучше, чище, разумнее, добрее? Станет такой человек свободным? От чего? От способности видеть, слышать, любить, сочувствовать, сопереживать, сорадоваться? Но это же невозможно, когда звучит совесть – камертон души. А если совесть молчит, что с ней не так? Не может ведь живой человек быть свободным от души, а значит и от совести. А от любви к своему Отечеству, от Отечества – может? Он может ещё осознавать себя гражданином, сыном своего Отечества? Оно, Отечество, ему – Отечество? Или он какой-то варяг неизвестного рода-племени? И где же теперь homosovietikus – главное завоевание Страны Советов, советский человек, столько претерпевший, перестрадавший, прошедший огонь, воду и медные трубы ради построения справедливого общества равенства и материального благополучия? Где он? Что случилось с ним – главным завоеванием социализма? Куда делся энтузиазм первопроходцев – строителей коммунизма, который помогал творить чудеса, немыслимые с точки зрения сторонних наблюдателей? Почему всё же как ветром сдуло и энтузиазм, и веру в светлую мечту о построении коммунизма, и в вождей, провозгласивших эту мечту? Наступило исчерпание, усталость или вдруг наступило прозрение неистинности этой идеи и её вдохновителей, которые долгое время вели страну, выстраивая путь к коммунизму? Это декларировалось как национальная идея Страны Советов. В неё верили – так сильно хотелось счастья жить в стране справедливости, а главное – равенства, братства и высокого материального достатка. Ну а жертвы, принесённые на алтарь идей коммунизма, они были оправданы? Или напрасны? Но кто решится упрекать народ за это чисто человеческое желание счастья? И ведь каким-то совершенно немыслимым образом из хаоса и разрухи, предательских наветов, репрессий, из всех неоправданных многомиллионных жертв революций и войн, всё-таки возродилась великая страна. Из какой субстанции проросли всходы мужества, самоотверженности, жертвенности, стойкости и высокого энтузиазма тех, кто создавал эту страну? Не из обиды же и ненависти, не из разгула мракобесия, не из озлобленности и осуждения явной несправедливости принимаемых драконовских мер? Чтобы найти ответ на этот вопрос, попытаемся осознать историю жизни Отечества.

Союз Советских Социалистических Республик – великий и незыблемый. И вдруг раз – и нет его. Почему это произошло? Что такое изменилось с тех пор в нас, что могло вызвать разрушение нашей страны? Мы осознали неистинность цели своей жизни? Но не мог же весь огромный многонациональный народ увлечься сомнительными идеями вождей пролетариата? И почему, отказавшись от коммунистического рая завтра и социалистического сегодня, мы всё же ищем путь в светлое будущее и хотим знать, какое оно, что будет с нами, со страной? Чтобы понять это, стóит встать в «точку невозврата».

Лихие 90-е. И, как в жутком фильме, в памяти проносятся кадры: парад суверенитетов, страна разваливается на части, теряются исконно российские земли, осуществляются циничные бандитские «приватизации», идёт захват банков, интенсивный передел собственности. А мы рукоплещем избавлению от «совковости». И всё. Нет больше Советского Союза. Как это – нет?! Мы же совсем не этого хотели! Но свершилось так. Теперь это другая страна, у неё другие хозяева, другой уклад жизни – что-то среднее между бандитским капитализмом и чиновничьим бандитизмом. Идёт наглое умопомрачительное разграбление России, её недр, ресурсов, разворовываются миллиарды государственных денег, идёт интенсивный вывоз капитала за границу. Никогда, ни при каком царизме не было такого беспредельного грабежа России. С лёгкостью нивелированы все завоевания, все достояния, да и достоинство народа тоже. Миллиардные сверхприбыли новых хозяев жизни, экзотические острова в заморских странах, супер яхты, замки с золотыми унитазами, бриллиантовый кич роскошных жён и любовниц – всего не перечесть. И всё это на фоне массового обнищания народа, создавшего и создающего эти блага ненасытным новым буржуа – банкирам, высоким чиновникам, золотым, нефтяным, газовым, рыбным, крабовым, бриллиантовым и другим магнатам. Откаты, коррупция, миллиардные взятки обычное дело! Стыдно, больно и «за державу обидно». Но, самое печальное, разрушены не только производство и социальная сфера – системы образования, воспитания, коммунальных услуг, здравоохранения, трудоустройства и т. д. Современная молодёжь – и не только она – мечтает уехать жить и работать за границей. По данным опроса это более 70 %. Там, по их представлению, хорошая высокооплачиваемая работа, спокойная, сытая и интересная жизнь, европейская культура, комфорт, успех и свобода. И, что печально, ни одной мысли о России – своём Отечестве, о его настоящем и будущем! И ещё поражают кровавые разборки не только начала 90-х, но и нынешние. Насилие и необоснованная жестокость здоровых, сытых подростков в отношении к более слабому человеку. Грубость, наглость, бестактность, развязность, вызывающее недостойное поведение в социуме, в отношениях с преподавателями и между собой. Использование нецензурной лексики становится нормой. Отсутствие элементарного воспитания – добропорядочности, достоинства, чести. И, как правило, главная составляющая вожделенного коммунистического рая – материальное благосостояние – этих отпрысков находится на достаточно высоком уровне. Чего же не хватает? Всё это происходит с нами и в нас. Что это, почему? Назрела необходимость всё-таки понять, кто мы? Что собирает нас, заселяющих множество территорий, в единое целое, имя которому – Россия? И что превращает множество народов, заселяющих эти территории, в единый народ? Есть ли смысл нашего существования как единого народа, единой нации? В чём он? Кем и чем он определяется? Может быть, существует некая единая национальная идея как определённый замысел существования и развития государства Россия, его народа как единой российской нации? В чём суть этой единой национальной идеи? Откуда она исходит? Где её источник?

Глава 3

Как, опять национальная идея?! Сразу возникает настороженность, ведь рухнула же завоёванная невероятными жертвами прекрасная идея построения самого справедливого и гуманного общества всеобщего счастья и благоденствия – коммунизма и социализма. Так стоит ли искать что-то лучшее, более совершенное? И всё же хочется знать, что будет дальше со страной, с нами. Куда мы идём? Так начались новые поиски истинного смысла жизни России, её национальной идеи и, как результат, нового пути жизни и развития.

Долгие годы (почти 30 лет) поиска новой национальной идеи не принесли желаемого результата. Предлагалось многое, но не прижилось. Не были определены ни цель существования, ни путь её достижения. Поиски продолжаются до сих пор. Даже после того, как наш Президент Путин В. В. назвал её – патриотизм. Но, откровенно говоря, вначале она не была в должной степени понята и осознана. Возможно, мешали старые клише, неправильная трактовка. Даже известный талантливый писатель, журналист, бывший главный редактор «Литературной газеты» спустя несколько лет после оглашения этой идеи Президентом пустил на ОРТ клич к россиянам, словно крик о помощи, с предложением чуть ли не организовать телеконкурс на лучшую национальную идею. А высокий партийный чиновник ведущей партии «Единая Россия» с гордостью заявил: «У нас в партии нет идеологии!» Вероятно, реакция на старое идеологическое клише вызвала представление о порочности построения жизни согласно определённой цели и в соответствии с национальной идеей: уж если прежняя идея коммунистического рая, справедливости, всеобщего равенства, братства и высокого благосостояния не выдержала испытания временем, то, может быть, ничего и не нужно? Жить себе просто, по наитию, ничем не обременяя себя, никакими идеями? Поэтому стоит разобраться, что такое национальная идея и нужна ли она России.

Сначала несколько строк из Евангелия от Иоанна [1]:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было БОГ.

Оно было в начале у Бога.

Все через Него начало Быть и без Него ни что не начало Быть, что начало Быть.

В Нем была Жизнь, и Жизнь была Свет человеков.

И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его.

Удивительно! Несколько строк, а в них начало и развитие всего бытия. Любого, как вверху, так и внизу, на всех планах существования. Каждому человеку эти стихи Евангелия открываются по-своему.

Предлагаю очень краткую интерпретацию этих великих строк Евангелия от Иоанна, непосредственно относящуюся к данной работе.

В начале… Божественное начало – это первоисточник всей Божественной жизни.

Слово было у Бога. Слово – это мысль, идея, замысел Бога.

И Слово было Бог – Создатель, Мыслитель, Божественный Разум, Дух Святой, Творец, мыслящий и созидающий Вселенную и всё бытие – жизнь. И без Слова, без Бога, без самой сути идеи, замысла, творящей Божественной мысли от первоисточника никакое бытие невозможно.

Оно было в начале у Бога. Слово божественного первоисточника – это истина, исходящая из первоисточника Божественной жизни, во всей совокупности осуществления Божественной жизни – Отца, Сына и Духа Святого. Это источник любви и света, дарующий жизнь во всём её многообразии и развитии на всех уровнях цивилизации. В этом многообразии суть проявленной жизни Бога – Создателя, Творца и Мыслителя. И это есть Промысел Бога.

Человек создан по образу и подобию Бога. Он получил от Бога великий дар – свободу волеизъявления, способность любить, мыслить, творить, созидать. Человеческая цивилизация состоит из различных народов, жизнь и развитие которых имеют отличительные особенности, связанные с географическим положением, климатическим, этническим, физическим, эмоциональным, ментальным, духовным и множеством других факторов условий и качеств жизни. Известно, что подобное притягивается, усиливая свою мощь и влияние. Подобные мысли человеческого сообщества, объединённого схожими условиями и качеством жизни, трансформируются в определённую идею, обладающую убедительной жизненной силой и вектором направленности, устанавливающей определённые правила жизни. Это помогает данному сообществу выжить, развиваться, принимать решения. Эмоциональная составляющая идеи даёт ей энергию жизни. Идея как бы начинает творить свою вселенную для своего осуществления, овладевает определённым пространством. Когда в данном сообществе появляется лидер, обладающий высокой силой убеждения, но не имеющий устойчивой связи с источником Божественной жизни, со Словом, возникает возможность манипуляции, использования идеи в корыстных и иных целях. Высокая энергия и сила эмоциональной составляющей идеи способны дать импульс её движению, сделать её решения судьбоносными, и не только для данного сообщества. Творящая сила этой идеи, этого духа человеческого, силы его концентрированной мысли, эмоциональной энергии бывает очень велика, но не всегда позитивна, если она не истинна, в ней нет чистоты, связи с источником Божественной жизни. Это ложная идея. Подобная идея может и войны развязать, и революции устроить, и вызвать перемещение народов, и много ещё такого натворить, что может привести к разрушению общечеловеческих культурных ценностей, к глобальным катастрофам, стихийным бедствиям и полному уничтожению человечества и планеты в целом. Такие идеи, как правило, выдаются за национальные, истинные, призванные творить волю Бога, но к Истине, к Богу, не имеют никакого отношения, ибо несут разрушение и смерть, а в Слове от источника – торжество жизни: «В Нём была Жизнь, и Жизнь была Свет человеков» [1].

Каждая нация в основе своей жизни и развития имеет своё Слово из источника Божественной жизни – свою национальную идею, представляющую собой замысел Бога, Его свет, любовь, волю, дух, присутствие – Его жизнь. Именно национальная идея, это слово, истина, исходящая из Божественного начала, определяет путь данного народа. Для каждого народа, каждой нации наиважнейшей задачей является распознание своей национальной идеи и сознательное включение в её осуществление. Тогда национальная идея – это свет, который строит, вдохновляет, обучает, просвещает и освещает путь. Он направляет, ведёт, творит, осуществляет жизнь данного народа. И светом мысли, разума, любви живёт Его Слово, живёт Бог. Это и есть проявленная жизнь Бога в национальной идее. Это – Его Промысел посредством национальной идеи.

«Национальную идею нельзя выдумать, разработать. Она объективна и существует с момента возникновения данного народа на протяжении всего его исторического существования, раскрывая, развивая те качества сознания, которые присущи данному народу и ждут своего проявления, реализации во всех сферах жизни. Она является смыслом его жизни, целью, поставленной Богом перед данным народом. Это тот вклад, который в соответствии с Божественным планом данный народ должен внести в мировое развитие» [8].

С благодарностью за чёткость и мудрость привожу эту выборку высказываний из Интернета о национальной идее.

Глава 4

Чтобы увидеть, как работала национальная идея, определяя путь становления, развития сознания и бытия народов России, а также для осознания исторической роли России, её сущности, корней Древней Руси, целесообразно обратиться к работам акад. МАНПО при РАЕН г-жи Л. В. Перетрутовой. Привожу обширную выборочную интерпретацию этих работ, положенную в основу моих размышлений о национальной идее России [3].

«Из истории известно, что в результате исхода древних гиперборейских ариев с их прародины Арктиды, затонувшей много тысяч лет назад, образовалось несколько ветвей славянства, расселившегося на огромной территории формирующейся Европы, заселяя ее западные и южные части. Это нынешние сербы, хорваты, чехи, поляки, южные славяне. И вместе с тем формировалась особая ветвь восточного славянства. Она обладала особой природой подвига и несгибаемости духовной воли, чистоты помыслов, нестяжания материальных благ (в отличие от западных и южных структур сознания) и верности внутреннему пути правды, или Прави. Так назывался высший путь, отличавший их от Яви и Нави, т. е. внешнего и тонкого мира. Они также отличались особым качеством включенности в Божественное начало, т. е. в ту высшую жизнь, которую они осознавали как путь, путь Прави. Божества, которые у них существовали, не являлись целью их эволюции. Они только определяли некие качества, но путь Прави, как и путь Риты у древних ариев, был одинаков для богов и людей. Боги также подчинялись этой правде, как человек. Таким образом, изначально в славянской внутренней жизни вставал путь, который был дан им в начале формирования великим Божественным наставником.

Эту высшую Божественную сущность, которая отличалась от всех богов-покровителей, богов-качеств, великие славяне называли «Род». Для них Род, Божественная сущность, был высшим аспектом Бога – Отцом. То есть тем, кто способен живородить, созидать живых людей, живое великое племя, великий этнос. Родина – святое место пребывания жизни этого великого этноса.

Существовала разница между Родом и Творцом. Ибо Творец способен создавать тварь, т. е. творить форму, начиная от формы тела заканчивая формой ума.

Живую душу, живое начало в человеке мог создавать только великий Род, т. е. великая Жизнь, обладающая этой жизнью сама и дающая, наделяющая этой жизнью тех, кто включен в него. Вот почему так важно, что не в творящую силу включались древние славяне, как многие из великих религий прошлого, а именно в живородящую структуру – жизнь (Род, отец). И это было принципиально для славян тогда, сохранилось и сейчас. Таким образом, существует разница между тварью, т. е. формой в человеке, и живым Христом, живым рождеством Души.

Именно из этой огромной массы славянства и был осуществлен следующий этап эволюции, который назывался уже народ.

И уже внутри этого этноса более фокусированным качеством души России выделяются три группы, которые несут в себе отдельные структуры трех тел личности этой единой души.

Группа северных славян, сформировавшаяся в районе Белого моря и в северных широтах. Там формировались племена словен и кривичей, отличающихся особыми ментальными качествами, силой, жесткой ориентацией на правду, способностью дать отпору врагу, очень точным исполнением всех своих обязательств. Это были очень точные, строгие люди. И сейчас те, кто оказываются в северных монастырях, распознают эти особенности. И до сих пор север Руси, особенно соловецкий север, остается той частью гиперборейской России, которая связана с изначальным источником Арктиды. Там происходила трансформация всех, вплоть до государей. И те, кто побывал на Севере, на Соловках, становились после северного воспитания новаторами, реформаторами. Они меняли Россию и политически (Петр I), и ментально (М. В. Ломоносов), и во многом духовно. То есть Север всегда был точкой высокой духовной ментальности.

Затем формировалась группа средних славян, в основном вятичи и часть кривичей, которые занимали территорию вдоль теперешней Оки, Волги, всей средней части России. Они обладали большей открытостью, взаимодействовали и ассимилировали с окружающими племенами, в том числе угро-финскими и балтийскими.