Глава десятая
Рыбаки не стали везти сома в колхоз, для них это было бы равносильно, отдать его бесплатно. Повезли через все село в буфет, мы, вместе с рыбаками – идем по обеим сторонам площадки, в порядке почетного эскорта….
Буфетчица увидела рыбину, испугалась – что вы ребята, мне бы килограммов пять-десять, куда мне такого бугая. Позвонили в столовую на молдавскую часть села, объяснили ситуацию. Те пообещали сообщить в Тирасполь, если оттуда смогут быстро приехать, то могут попробовать уникального сома.
Все вместе поехали на молдавскую часть. Собственно – ехал один сом, а мы шли пешком.
Завезли рыбину в столовую, а там уже и из Тирасполя люди подъехали, из ресторана, из столовых. Взвесили рыбину – оказалось – всего сто сорок шесть килограммов живого веса. Неплохо. Наши рыбаки, во главе с бригадиром, пошли уточнять вопросы купли – продажи, а нас, ребят, покормили в столовой, дали по бутылке лимонада на дорогу и мы отправились на свою улицу, гордые своей причастностью к столь необычному событию.
А страшное чудище, напугавшее нашего соседа, деда Григория, пошло на пользу людям, нам, правда, от него не досталось ни кусочка, да и не очень-то нам его и хотелось, после всего, что случилось…
А своеобразный колхозный сторож, дед Григорий, больше ни на свою и ни на какую другую работу, так и не вышел. По состоянию здоровья….
Такая невеселая история из нашего далекого детства. И в завершении этой повести, Повторю то, что было сказано в одной из предыдущих глав: Таким, как у нас, наличием охранников и «хранителей», мы заставляем мир думать о нашем обществе, с самой плохой стороны. И, наверное, что-то в этом есть. Уже вроде бы и красть нечего, а индекс «охранности» только растет. Может быть, когда своруем что-то последнее, таки поймем, что жили неправильно. Дай-то Бог!
Сладкая жизнь соленой балки
«Сладкая жизнь соленой балки» – реальная повесть о жизни села, основанного украинскими переселенцами в Казахстане, во времена «Столыпинских реформ 1907–1910 годов». Она охватывает более, чем столетний период; от царских времен, проходит через весь советский период и захватывает частично нынешнее «реформаторское» время, современного Казахстана.
Автор, в обычной для него манере повествования, как бы листает огромный вековой Альбом Жизни конкретного села, высвечивает отдельные портреты и групповые фотографии различных действующих лиц, дает всему этому, свои характеристики, подчеркивая, что просто высказывает свое мнение и никому его не навязывает.
Многие моменты внутри сельских отношений, выписаны автором, не только с особым мастерством проникновения в образы и действия, откровенной любовью к данному месту и проживающим в нем людям, но и показывают его глубокие знания предмета, о котором идет речь, то есть, именно о периоде – «Сладкой» жизни в истории этого села. Истории не выдуманной; Истории, в которой автор, принимал самое непосредственное участие в течение многих лет
Делу без людей – плохо. Людям без дела, – во много раз хуже.
Если нет будущего, – не надо жалеть о прошлом.
Делай – настоящее.
Почувствовал: Это – Необходимость, Неизбежность, Обреченность.
Называйте, как хотите. Но, если, эту КНИГУ не напишу – я,
Её больше никто не напишет. Никогда. Потому, что – Потом-
Просто будет поздно.
Василий Гурковский
Глава первая. Соленая балка
Сколько таких природных «балок» (долин, ложбин) по миру! Сухих, соленых, красных, черных, крутых и пологих, широких и глубоких, разных и многообразных других. И по всем континентам Земли. Не все, конечно, но многие из них, постепенно получили свои знаковые определения от проживавших в той округе людей. И каждая балка-долина, как правило, соответствует своему названию, по сути. Их названия-понятия перетекают в сознании людей из года в год, из века в век, из поколения – в поколение, входят в привычку. Никто уже и не пытается выяснять, почему именно так, а не иначе, назвали это место те, кто жил здесь до нас, да и разве в этом дело?
Так было и в нашем случае, хотя эта долина, наша «балка», вполне соответствовала своему названию с самого начала и по сегодняшний день. Называли это место – «Ащелисай (по – казахски Ащылысай), то есть «соленая балка». Соль действительно была здесь в избытке: и в земле, и в воде, и в воздухе. Солевой налет на земле, особенно в сухие периоды, покрывал землю в этой долине, таким легким белесым инеем. Соленой была вода практически во всех ручьях и колодцах, но она все-таки была и её пили проживающие здесь люди. Этой же водой поили животных. Да, она была соленой, но пить её было можно, хотя никто в те времена никаких анализов качества воды не проводил. Пробовали – пьется, – значит пить можно.
Скрашивало ситуацию то, что в нашей долине было довольно много и в разных местах, природных родников, с удивительно вкусной, чистой и холодной водой. При желании, можно было пользоваться родниковой водой, затратив определенное время и силы, на её доставку.
Ащелисай расположена между южными отрогами Уральских гор, в сорока километрах, от протекающей в этих местах, как раз поперек этих самых гор, реки Урал. И эта долина, и множество других подобных долин (саев), со всеми их ответвлениями, различными водными источниками, включая талую и дождевую воду, входят в обширный водный бассейн реки Урал, которая собирает воду из нескольких регионов России и Казахстана, и доставляет её в межгосударственное Каспийское море.
Поэтому, во время весеннего половодья, а оно в этих местах скоротечное, бурное и довольно объемное, кое-что из рыбных богатств Каспия и Урала, включая некоторые виды осетровых рыб, за короткий срок, поднимаясь вверх по течению, иногда достигали даже самых дальних точек водного бассейна, включая ащелисайскую зону. Но все это сопутствующие мелочи, просто так, для характеристики места.
Главное же богатство ащелисайской долины – земля. Черноземы, да, небогатые, но при правильном, грамотном, ведении хозяйства, соответствующей культуре земледелия и довольно обширных площадях обработки, – это место, в свое время, серьезно означило себя, как продуктивное, высокоэффективное и комфортное, в социально-культурном плане. Туда, да и вообще казахстанским степям, да побольше бы дать влаги, – завалили бы всю бывшую большую страну, да и всю Европу, не только хлебом, но и молоком, и мясом. То есть, в этом месте, можно было жить и хорошо жить, людям.
Я не историк и не ставлю перед собой цели составить какую-то хронологию (цепь) происходивших в этом, конкретном регионе, событий или действий. Я сам уже история, и моя задача поведать читателю правду от первого лица, Правду о том, как в этой самой «соленой» балке, постепенно превращающейся ныне в заброшенное беспросветное степное захолустье, вдали от нынешней бурлящей, сверкающей рекламами, городской жизни, совсем недавно, тоже кипела жизнь. И кипела так привлекательно, что приобрести жилье в том же Ащелисае, в прежние времена, было серьезной проблемой.
Здесь и далее по тексту, я буду называть это место Ащелисаем, так, как называли его все не только жившие здесь люди, но и окружающие его близкие и дальние соседи. Причем и на бытовом, и на официальном уровне. Дело в том, что по Ащелисайской балке, начиная с переселенцев из Украины, появившихся здесь в результате массовых переселений людей в процессе осуществления так называемых российских «столыпинских» реформ, в 1909–1910 годах, были образованы три сельских поселения: с Юга – на Север, – Бурановка, Преображенка и Григорьевка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги