Книга Обэриутские сочинения. Том 1 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Владимирович Бахтерев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Обэриутские сочинения. Том 1
Обэриутские сочинения. Том 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Обэриутские сочинения. Том 1

Игорь Бахтерев

Обэриутские сочинения

Том 1

Стихотворения и поэмы

Составление и примечания Михаила Евзлина

Игорь Бахтерев. Ленинград. Конец 1920-х годов


О принципах публикации текстов

Это издание текстов Игоря Бахтерева (1908–1996) не имеет «академических» целей. Более того, эти «цели» представляются нам совершенно бессмысленными в отношении авангардных авторов, презиравших академизирование литературного текста. И ныне, когда они вышли из «подполья», их пытаются академизировать, как это делают с «классиками», следуя всегда одной и той же схеме, не требующей не только умственного усилия, но и простого понимания текста, который «исследуется» или публикуется.

Составитель поэтический антологии У голубой лагуны Константин Кузьминский, защищаясь от обвинений в неправильной публикации стихотворения Бахтерева, говорит, что это Бахтерев «переврал», а он здесь ни при чём. И в самом деле, он здесь ни при чём, но только по совсем другой причине, которая для этого собирателя осталась неведомой: у Бахтерева нет ни одного окончательно зафиксированного текста. Более того, бахтеревский текст есть абсолютная противоположность всякой застывшей данности. А посему, сколько бы не пытались вместить Бахтерева, как и других обэриутов, в прокрустово ложе «академического» издания, он никогда не сможет в него уместиться – оно всегда будет «протекать».

И это естественно: глубинная суть и бытие бахтеревского текста есть текучесть смыслов, значений, слов, вне которой он становится мёртвым и обезображенным. В этом отношении Бахтерев был истинно петербургским поэтом, у которого всё движется, как облака петербургского неба, стремительно или неторопливо, входя в самые причудливые сочетания, бесконечно переливаясь, как платоновская материя, из одной формы в другую.

Всё это делает неприемлемым отношение к бахтеревским текстам как вариантам, а посему тексты, даже с минимальными различиями, публикуются как самостоятельные произведения, имеющие своё собственное значение. Это позволяет дать представление о бахтеревском тексте как целостности, в которой никогда не прекращается пульсация слова-значения.

Сказанное вовсе не означает, что тексты публикуются без всякого порядка. Более того, они следуют весьма жёсткому, но ясному и простому строю – хронологическому (хотя в большинстве случаев он является весьма условным) и тематическому (стихотворения, драматические произведения, поэмы, прозаические повествования). В иных случаях отнесение к одному или другому жанру (стихотворение, поэма или стихотворная повесть) остаётся достаточно условным, как и хронологическое следование, но здесь мы следовали чисто психологическому принципу: предмет воспринимается как форма, но ускальзывает от восприятия, как аморфная масса.

В примечаниях к каждому разделу (в конце книги) указываются источники (хотя и не всегда «надёжные»), по которым публикуются тексты, но без «текстологического» пустословия, которым утешают себя «академические» публикаторы и комментаторы. Если читатель не страдает болезненным любопытством, он вовсе не обязан заглядывать в примечания: есть только тексты – сами по себе, без пояснений и объяснений.

Читатель также не должен забывать, что здесь мы имеем дело с текстами, в которых грамматические или лексические «неправильности» высоко семиотизированы. Это вовсе не означает, что в текстах царит полный произвол. Более того, всякая «неправильность», даже если она вдруг «всплывает» посреди нормативной офографии, полное или частичное отсутствие пунктуации всегда имеют внутреннюю мотивировку, никогда не бывают случайными, следуют логике, задаваемой текстом и контекстом.

В приложении мы помещаем семиотический анализ наиболее значительных текстов Бахтерева, не пытаясь, однако, втиснуть, по образцу филологов-литературоведов, этого вечного странника по блуждающим островкам смысла в каменный склепик классификаций.

В том, что касается биографии Бахтерева, здесь мы также отказываемся от обыкновения авторов предисловий, которые, не зная, что сказать, заполняют пустое пространство жизненными и прочими «фактами», в которых увязает всякая мысль, не имея для себя более никакого пространства. Бахтерев разлит в своих текстах, а посему «восстановить лицо» – это всё равно что просушить источник, из которого изливается текст, в котором обозначается «лицо», чтобы снова исчезнуть и снова явиться. Но это уже будет другое лицо и другой текст.

М. Евзлин

Стихотворения

Тишайшая из пиес

Эрике

Блуждает филин глазом постороннимпо берегу пустынного притока.Летит журавль многосторонний,вонзаясь грудью в свет высокий.Законом, присланным Лукой,поля стремятся на покой.Погода дремлет. Воздух душен.Я в сад вхожу, мне сад послушен.Встаёт на цыпочки трава,у каждой травки голова,которая качается лениво.Заход светил приветствует крапива,перстом несмело отмечая,спрашивает: «Который час?»Мышонок звонко отвечает,танцуя польку подбочась.Над кровлей туча пролетела,бросив тень в чуть слышный сад.Горбатый пёс зрачком несмелымнырнет разок, издаст: «Грык дру…»с повторным: «Гру…»И снова тихо. Рожь кругом.Глялят гвоздики за окном,росу приметив, говорят:«Вода нужнав наш тонкий зад»1925Ленинград – ВолосовоДача Каменка

Лирическое С2

коти куты кити кухкити-куть кити-кутькити-кутькт ктц цкити кун кити купкцу клиньксь-вземьвзем ликити-кути кити кутКАМЕ КОН ЛОМИКУБю пти-куты кити-кутыцел влятлюты лёпкити-куть пити-китьКУТи тут конец всем началам без качалак ох уф АХ АФИПСЕЛОНкити кут кити кут кити куткити-кить куты-кутыкути кути кути кути…и т. д.1925–1926

Натюр-морт

стол паркетный словно квадратный зелёные фиалки нанебосклонев лоне ящика комодавам конечно не комодновы так модныно одноиз обой полотно – дни не дносоткано – день проходиттает ночьубегает утра лёдстрелки делают налёдптичьим лётом на часыи на стрелки на часахкак солдат на часахсидит дама на часахроза рачьими клещамиухватила край скатёркивы не ели этот запахочень вкусен цвет тетёркикавалерк даме на часах подсели подумал – эсеркакавалер и галантен и смелвензель папы даме домбой испорченпять часов1926

(1) Натюрея

Пол паркетный словно квадратный. Зелёные фиалки на небосклоне.в лоне ящика комодавам возможнонеопрятнонеприятнонеудобнобез канатов и крюковв склепев Гродноопустите заодногорлодёрагренадела без щекипри усах и при ушахпа ге геза другую почесать долотомкнопу скопуи ландо-колондопзаглотить толокноцику скокуили окуполизать золотую киноварьгоп хопхоп гопна извозчике скакалфлейты маленький футлярпики воткнутысотканычас проходит круговойтает ночьубегает утра мёдна паркете тает лёдстульев ройв небе сизомпахарь сизый при часахкак солдат на часахсидит дама на часах.Тёща рачьими клещамиухватила цвет скатёркив коридоре на запореполь де пухгроб де выкне петух птоломейволосатый и дощатыйнет не девапрелый духпель де пикполь де нэроробел кавалер,а упырь запретилбез носок в монастырьгроб хоп – прикатилв мире холодв море ночьмеер веер – кольд и гольдодинокий у подмосткасеврыбтеньвихрвсеволод потогенезтут мохнатый господинобратилобредилк даме на часах подсели подумал э-с-е-р-к-акавалери галантен и смелвензель папыдаме домбой испорчен —пять часов.1926Гинхук

(2) Натюрея

пол паркетный словно квадратныйзелёные фиалки на небосклоне.в лоне ящика комодавам возможноне удобноне угодноне комодноно затомодно этоскладно тобез канатов и крюковв склепе гродномопустить заодногорлодёрагренадёра без щекипри усах и при ушахза другуюбез прыщапочесать долотомкнопускопуза лондо колондопзаглотить толокноцику скокуили оку полизатьзолотую киноварьгоп хопна извозчике скакалфлейты маленький футлярпики воткнутызаодно дни безднасотканы.день проходит круговойтает ночьубегает утра мёдна паркетах тает лёдстулья ройв небе сизомпахарь синий при часахон кареташарабан без часовобъявился по часам на мосткахстрелки делают налётптичьим лётом на часыи на цыфры на часахкак солдат на часахсиди́т дама на часах.Тёща рачьими клещамиухватила цвет скатёркив коридоре на запореполь де пухгроб да вык.не потух Птоломейволосатый и дощатый.Нет ни девапрелый дух – пель де пыкоробел кавалери упырь без носокв монастырьнакатил прикатилв мире холодв море ночьмеер веер – кольд и гольдодинокий у подмостковсев реб тень вихрВсеволод птогенез.Тут лохматый господинмолодого обредилк даме на часы подсели подумал:э́-с-е-р-к-акавалери галантени смел…Вензель папыдаме домбой испорчен —пять часов.<1991>

Раз качала два плетень

на качалкемлеетмафкав отчий домбрян брёмза плетнёмкоролевымолодойбез косыпросолибез кустанелюбимкот ктакить пталолопта1927

Из молодецкой песни малой ошавы

1был ленивнелюдимкотый котлёсый пёснелюбим2ходим врозьдышим вышевашей крышивон-ван ивановмного роспо роседо росыневзлюбила поросявольных оскоролевапринесли карася3бливень ливеньпарасольразболтала дева косыпара соли на йолеглазом косиванову кашавыручьги роседалеко далеко-с4роем ходимходим роемгреем осьреем внизкосим возвозим ввысь5что за выра – ивановкто за быра – ползуновбремя врозьвремя – дрозднас не видяттолько насразбросает апонаспо ручьямпо лучам6за ашавоймалый шалыйкрасо пёсбродит смелыйбредит лосьна опушкекраем лесымспелых лоз7за морями – ушаковпод бумагой – казаковза дверями и замкамиверч манежных графчеснаковна качалке у плетнякот ктакить ктамафка шалою слылаза плетнями молотьбаи мольбаи гульба8пёс упавшиймолодойс головою дуровойстережёттолько насгде уживыше крыш голоситпосредками возросгав гаввоз —роздо утра стерегитам мизгирьтамни згиу морозной зариозарио господитолько насолозорь1927ст. ВолосовКаменка

Ночь на каменке

Мерцает филин глазом постороннимНа берегу пустынного притока.Летит журавль многосторонний,Врезаясь грудью в свет высокий.Ложатся травки равнодушно,Поля стремятся на покой,Природа дремлет, воздух душен.Я вышел в сад, мне сад послушен:Встаёт на цыпочки трава,У каждой травки голова,Которая качается лениво.Я подхожу,Гляжу и вижу:Раскачивает головой крапива,Руками тонкими поводитИ говорит: – Который час?А ей мышёнок отвечает, —Танцует польку подбочась.По небу туча пролетает,Бросая тень в неслышный сад.Мышёнок хвостиком виляет,Вильнёт разок, вдруг псы залают.И снова тихо, рожь кругом.Две девы смотрят за окном,Увидя тучу, говорят:– Наверно завтра будет град.1927

(1) Элегия

Семейству Кацман

Я снова выйду в жёлтый сади долго плакать буду там,а ветер волосы сорвёт,а ветер волосы швырнётв глухой посад,пустой посадк зубчатым ворота́м.Чернеет сад, гудит в окно,звенит младенцами собор.Вокруг сосновый стынет бор,в бору том ветер и темно.Терзаньем зла лесник объят,лежит и смотрит в муравейник,в его крови блуждает яд.Зырян мужигрызут кофейники сотейник.а надо всем поют стрижи,а подо всем зияет ад,где черти пыльные белеют,роятся, то во тьме глазеют,болеют, бельмами страдают,стареют,горечь пьют, потомспешат в задворок – отчий дом,шакалом отдалённым лая.Таких шакалов дева злаяпогладит пальчиком потом.Стиханет шёпотнад лугамии топот козьими ступнями.Уж старцу снится тишина,а гному снится вышина.Уже проходят сторонойкалеки с поднятой клюкой.Летает ангел над селеньем,огни погасли – здесь и там.Дитя замолкло. На моленьешагает дьякон по мосткам.В речонке смирная водалегла – светла и молода.Готовят ужин, дым струистыйпорхает птицею нечистой.В печальный мигтот день поник.Пастух трубит в свою дуду:труда-удууда-труду.То знак вечерний.Признак верный.Последний зов спешить к венцупо небу грозному тельцу.День завершается дорогой,а на душе моей тревога,которая мне, говорят, к лицу.Я выйду той дорогой в сади долго плакать буду там,шум ветра волосы сорвёт,в окно швырнёт,в глухой посад,где тихий зов, где тёмный садда буйных пчёл бесцельный гам.Шуми-шуми, богов стихия,под зелень ночи стих и я.Шуми-шуми, ночей стихия,заканчиваю элегию.Там – на своей телеге я.Открыт собор, младенцев полный,за окнами народов бродят волны.Вокруг чуть видный бор лежит,а надо всем поют стрижи.1927

(2) Элегия

Я снова выйду в жёлтый сад.Я снова буду плакать там,А ветер волосы сорвёт,Швырнёт к стоглавым воротам.Под ними кучей ждёт народ.Над ними высится собор,Вокруг стоит дремучий бор,В бору том ветер и темно.Совсем внизу тайга лежит,Повыше собран муравейникИ стол с подносиком на лбу.На том столе кипит кофейник,А надо всем поют чижи,Летят то вниз, то в вышину,Улыбку шлют, слезу глотают,Страдают, в груди бьют,                    потомИдут по мостику гуртом,Шакалом отдалённым лая.Таких шакалов ведьма злаяПогладит пальчиком потом.Летает ангел над селеньем,Спустились тени тут и там,Дитя замолкло.На моленье шагает дьякон по мосткам.В речёнке смирная водаЛегла светла и молода.Готовят ужин, дым струистыйПорхает птицею не чистой.Туман спускается на землю,Осенний день пришел к концу,Он завершается дорогой,А на душе моей тревога,Которая, мне говорят, к лицу.Я выйду той дорогой в сад,Я долго плакать буду там,А ветер волосы сорвёт,К воротам бросит их назад.Шуми, шуми, богов стихия.Заканчиваю писать стихи я.Открыт собор, молельцев полный.В окно видны холодные волны.Совсем внизу тайга лежит,А надо всем поют чижи.1928Ленинград

«Поэтом быть, я думаю, непросто,…»

Поэтом быть, я думаю, непросто,а надо с скрежетом в зубахрассвета ждать.И ждать довольно поздно,когда захлопнут нас в гробах.И будет, будетвечно и вечнопоэт, жемчужина веков,с одною лирой законно-венчанный,к призванью и смерти всегда готов.Пусть будет так и впредь и далее,поэтам дайте солнца синь,подебоширить, поскандалитьвзамен на строчки вынь.

Зримый разговор

Ты, Бог на девяти ногах,утробу с числами раскройи посмотри предсмертный страхс деревянной головойответ:я не буду, не стану говорить,потому что я сильнеепотому что я милееи светлееи слабее.Потому что я фонарьпотому что я кунарьпотому чтопотому чтопотому чтопотому чтоРазговор перестаёт быть видимыми постепенно заканчивается.1930

Потусторонний разговор

Просьба:Далёкий друг и богна девяти ногах,утробу с числами раскройи покажи предсмертный страхс деревянной головой.Ответ:Я не будуне стану говорить.Потому что я умнее.Потому что я сильнее.Потому что я глупее.Потому что я звонарьи алтарьи кунарьпотому что я волдарь и фламандский бунтарь:потому чтопотому чтопотому чтопотому что…1931

Страсти Бога Саваофа

– Ты, бог, на девяти ногахутробу с числами откройи покажи предсмертный страхс деревянной головой.Саваоф отвечает презрительно:Нет-с, нет-с и нет-с.– О честный бог с делениями на спинебеги лужками гладкимиа я в комодах ящикахсам отыщу разгадкуи расскажу жуку точильщикуи Сеченову расскажуот ушей твоей украдкой.Саваоф ненадолго призадумываетсяи говорит с прежней решительностью– Всё равно не стану говоритьпотому что я умнеепотому что я сильнеепотому что я слабеепотому что я милеепотому что я фенарьпотому что я лунарьпотому чтопотому чтопотому что…Неизвестно откуда берётся ещё один бог.– Вот и превосходно, судари мои, превосходно – говорит.– А теперь я вас обоих увокну…Снимает дробовик и целится1940

Два разговора

Утренний разговор:Я спросила:– Сколько время?Он ответил:– Белый стул.И вечерний разговор:– Ты бог на девяти ногахУтробу с числами раскройИ покажи предсмертный часДеревянной головойОтвет:– Я не стану говоритьПотому что я сильнееПотому что я милееПотому что я фонарьПотому что я кунарьПотому что потому что потому что по…Постепенно разговор заканчивается.

Рассказ про то как я объелся телятиной

Со мной случился странный случайЯ съел телёночка заразМеня пятнадцать суток пучитА по ночам сверкает глазЯ мрачный в комнате лежуТелячий взгляд в руке держу.Не мало мне нанёс обидТелёнка вкус, телёнка вид.Тот случай в прошлое уходитНо контур в памяти повисТелёнок глаз с меня не сводитНогами к небу брюхом внизЗвериный сок в меня вошёлДавленье сердца повышаяРодоначалие нашёл к телес блаженству приглашаяПойду скорей опорожнитьсяМеня приспичело женитьсяНо тяжесть мяса приховалаМеня к постели навсегдаМне не увидеть женских ножекМне не увидеть женских ручекникогдаподумаешь про такое делои как-то даже во всём теле нехорошо начинаетсяО горе мне, о вечный стыд!Зачем я ел, зачем я сыт?<1930-е гг.>

Петровна

Когда начинаются круглые ночиТогда открываются круглые очиЯ быстрой походкой с кровати встаюИ быстрые мысли на сердце таюВ раскрытую дверь выхожу торопливоТу местность фонарь освещает игривоВ раздумьи я долго у двери брожуПодолгу в раскрытое небо гляжуНо круглая ночь поднимается вышеЛошадкой взлетает на ближнюю крышуВ небо смеются круглые очиКруглые очи в круглую ночьЯ кажется кровно заинтересованЯ встретил ПетровнуЯ был к ней прикованПетровна бежала в ту ночь без оглядкиНа бёдрах Петровны юбка до пятокМне трудно поспеть за походкой ПетровныКолени трясутся, душа как волныКруглые ночи наводят сомненьеНа круглые души, на нервов сплетенья.

Несостоявшаяся женитьба

В молодые годы,лет пятнадцать назад,я любил природу,рассматривать козлят.Глаза у них неумные,рога витыеи очень остроумные,про них сложил стихи я.Говорили приятели:– Почему ты не поэт?Я не знал, что ответить,и сказал им: Нет,любимые столбики, милые гадатели,у меня есть мизинеци палец указательный.Один толстый,другой потоньше…Нечего добавить к этомумне больше.Поднялись мечтатели —взыскателив комнату под крышу —от ступеньки до ступеньки, еле дышат.Один обернул ко мне полосатое лицо,другой надевает тяжесть кольцо,третий флажки вешает на проволоку шить.Говорят спасатели, мечтатели:Начинаем тебя женитьили на козочке,или на скалочке,или на полочках,или на Алочке.Я не мог и не хотелразом измениться,потому что полюбилтолстую девицу.Помню светлый ручеёк,на лодке платьице,это толстая девица                    по водичке катится.Как же мог я жениться,для других желателен,когда есть у меняпалец указательный.Наверху он толстыйвнизу потоньшенечего добавитьк этому мне больше…Что-то очень быстрогоды пролетели,что-то очень жалко прошлую неделю,толстую девушкуи белых козлят,которые о прошлом мне рассказывают,которые о прошлом говорят.Май 1932Новгород (на Волхове)

(1) Один старик заместо лампы себя повесивший

Тихо в комнате моейдвери отворяются.Тихо в комнату моюстаричёк являетсяУ раскрытого окошкаветерок колышетсяуправдомов голосаза окошком слышатсяи крадётся старичёкк этому окошечкуиз кармана достаётнебольшую ложечкуи на ложечке сидитворобейка птичкадлинный хвост у негои смешное личико.Стал летать он надо мнойточными кругамии летая гворилптичьими словами:– Ваши бердине для васваши твердине для насмы ритатьхотим как вымкрылетать вамне дадим.Вслед за птичкой старичёктоже разлеталсяв подтерждение чеголожекой махалсяпролетая пятый кругочень утомилсяно взлетев под потолокза крючок схватилсялампу он напоминали висел часамиворобей давно уснулпод его усамитихо стало за окномголоса не слышатсяв тихой комнате моейстаричёк колышется<1930-е гг.>

(2) Один старик заместо лампы себя повесивший

Тихо в комнату мою двери отворяютсяТихо в комнату мою старички являются.У раскрытого окошка ветерки колышутсяУправдомов голоса за окошком слышатся.И крадутся старички к этому окошечкуИз кармана достают небольшие ложечкиА на ложечках сидят воробейки птичкиДлинные хвосты у них и смешные личики.Стал летать один из них ровными кругамиИ летая говорил птичьими словами:Наши берди не для васВаши тверди не для насМы ритать хотим как вымКрылетать вам не дадим.Вслед за птичкой старичокТоже разлеталсяВ подтверждение чего ложечкой махалсяЗавершая третий круг очень утомилсяПролетая потолок за крючок схватился.Лампу он напоминал и висел часамиВоробей давно уснул под его усамиТихо стало за окном голоса не слышатсяВ тихой комнате моей старичок колышется-колышется.1930

(3) Один старик заместо лампы себя повесивший

Тихо в комнате моейДвери отворяютсяС дивным посвистом грачейДлинношапкой до ушейДлиннощёк и длинношейСтаричок являетсяНадвигаетсяЗа туманами окошекВетерки колышутсяГолоса продольных кошекЗа окошком слышатсяПродолжался старичокРазвивался рыбачокУ того окошечкаВ сюртуке немножечкоВыгребая ложечкойИз кармана корочкиПалочки да колышкиКолышки да солнышкиС длинной ложечки вспорхнулаЩучка-невеличкаДлинным пёрышком метнуласьУдлинённым личикомЗакружилась в потолокШтопором винтамиЗавершая щук урокДлинными перстамиДлинных птиц устамиНаши бердени для васВаши твердени для насМы бретать хотим как выКрылетать вас убедимДым-звиньДым-пиГлинь-теньГлинь-сеньУ-даУ-доТудебиУбедиУбедиУдивиГлинь-теньГлинь-сеньГлинь-трюВщок-глиньФью-фильТрост-юЩук-чуВслед за щучкой рыбачокС полу приподнялсяВ завершение чегоЛожечкой махалсяДолетев до потолкаБрюхом притомилсяПальцы бросил к облакамЗа крючок схватилсяЛампу он изображалНад окном с туманомЩучка выспалась давноВ сумерках карманаГлинь приходит во дворыЗа окном глухой порыГолоса не слышатсяВ длинном доме без огнейВ тихой комнате моейСтаричокКолышется

(4) Один старик заместо лампы себя повесивший

Тихо в комнате моейдвери отворяются.С долгим посвистом грачей,с длинной тряпкойна плече,в длинной шапкедо ушей,длиннощёк и длинношей,старичок является —надвигается.За туманами окошекветерки колышутся,голоса продольных кошекза окошком слышатся.Продолжался старичок,развивался рыбачоку того окошечка,в сюртуке немножечковыгребая ложечкойиз кармана корочки,палочки да колышки,колышки да солнышки.С длинной ложечки вспорхнулащучка-невеличка,длинным пёрышком взметнуласьудлинённым личиком.Закружилась в потолокштопором, винтамизавершая щук урокдлинных рыб перстами,длинными устами:          наши берди          не для вас,          ваши тверди          не для нас,мы бритать хотим как вым,крылетать вас убедим          бим звим                    би пи          глинь тень          длинь сень                    уда удот          удеби убедам          убеди удивим          глинь тень          длин сеньфью-ю-ю фить          клест дн                    щук                    чёк                    чук                    свук.Вслед за щучкой рыбачокс полу приподнялся,в завершение чеголожечкой махался.Долетев до потолка,взлётом притомился.Пальцы бросил к облакам,за крючок схватился.Лампу он изображал,лампой был,кругами плылнад окном с туманом.Щучка выспалась давнов сумерках кармана.Длинь приходит во дворы,за окном глухой порыголоса не слышатся.В длинном доме без огней,в тихой комнате моейстаричок полышется —колышется…1935

(5) Один старик вместо лампы себя повесивший

Тихо в комнате моейдвери отворяются.С дивным посвистом грачей,с длинной тряпкойна плече,в длинной шапкедо ушейдлиннощёк и длинношейстаричок является,надвигается.За туманами окошекветерки колышатся.Голоса продольных кошекза окошком слышатся.Продолжался старичок.Развивался рыбачоку того окошечкав сюртуке немножечковыгребая ложечкойиз кармана корочки,палочки да колышки,колышки да солнышки.С длинной ложечки вспорхнулаштучка невеличка.Длинным пёрышком метнулась,удлинённым личиком.Закружилась в потолокштопором, винтамизавершая щук урокдлинных рыб перстамидлинными устами:          наши берди          не для вас          ваши тверди          не для насмы бречать хотим как вымкрылетать вас убедим          бим          звим          би пи          глинь тень          длинь сень                    уда-удот          удеби убедем          убеди удивим                    чок                    длинь          фью-ю-ю-ю фить                    клест          звук-чек          чук-свукВслед за щучкой рыбачокс пола приподнялсяв завершение чеголожечкой махался.Долетев до потолка,взлётом притомился,пальцы бросил в облака,за крючок схватился.Лампу он изображал,лампой былкругами плылнад окномс туманом.Щучка выспалась давнов сумерках кармана.Длинь приходит во дворыза окном глухой порыголоса не слышатся.В длинном доме без огней,в тихой комнате моейстаричок полышется —колышется…1935 и далее

Варвыра

(сатира)

Давайте пойдёмтеНа берег ФонтанкиВзойдёмте на мостРаспивая октавыОтчалит ВарвараОт ближней стоянкиК мосту приплывёт нарушая речные уставы.Давайте возьмёмПо лампадке украдкойДавайте зажжёмОгоньки на мосту.И вымолвим краткоО желании сладкомВстречая Варвару на сухопутном посту.Варвара под мост проплыла горделивоНа нас не гляделаПлескалась игривоИ долго мы слышали шорох веслаВарвыра как рыбка в Неву уплыла.Выходит мы зря на Фонтанку пришлиВыходит не к месту лампадки зажглиВ смешном положеньиС огнями стоимСмешными глазами на волны глядим.Давайте уйдём поскорее с мостаКартина для нас и ясна и простаКто хочет налевоКто хочет направоМы верно ужасно смешная орава.Один из нас – толстый другой – слишком длинныйУ третьего бантик подвязан аршинныйУ четвёртого ноги вместо ушейУ пятого примус вместо очейУ шестого оглобля заместо плечА седьмой хромает и хочет лечь.Варвара, Варвыра твоя амбицияОтбила надолго охоту жениться нам.Мы жизнь одинокую будем влачитьСердечные болиСердечные молиСердечные манныСердечные банныБесцельно лечитьМикстурой маурой.1929