Валентин Катасонов
Сталинский ответ на санкции Запада. Экономический блицкриг против России: хроника событий, последствия, способы противодействия
© В.Ю. Катасонов, 2015
© Книжный мир, 2015
Введение
…Россия представляет собой одну из немногих в мире стран, изобилующими внутри всеми видами топлива, сырья и продовольствия, т. е. страну, независимую от заграницы в отношении топлива, продовольствия и пр., страну, могущую обойтись в этом отношении без заграницы.
…предпринятая Антантой блокада России ударила по интересам не только России, но и самой Антанты, ибо последняя лишилась русского сырья.
И.В. Сталин. О политическом положении республики[1].Интервенция вовсе не исчерпывается вводом войск, и ввод войск вовсе не составляет основной особенности интервенции. При современных условиях революционного движения в капиталистических странах, когда прямой ввод чужеземных войск может вызвать ряд протестов и конфликтов, интервенция имеет более гибкий характер и более замаскированную форму.
И.В. Сталин. О перспективах революции в Китае[2].За последний год во внутреннем и международном положении России произошли большие изменения.
Вернее, они еще только начались. Страна переживает очередной драматический период своей истории. Точкой отсчета этого периода можно считать март прошлого года, когда Запад ввел в отношении России ряд санкций. Это был лишь «первый пакет санкций», затем последовали второй и третий.
Основанием и обоснованием санкций стали такие события, как возвращение Крыма в состав России, которое западные СМИ и политики назвали «аннексией». Немного позднее они же стали утверждать, что Россия «осуществила агрессию» в отношении соседней Украины, введя якобы свои вооруженные силы на территорию Донецкой и Луганской областей. Не буду заниматься разбором этой откровенной лжи, которой, наверное, позавидовал бы сам Геббельс. Главная и единственная причина санкций – наказать Россию за то, что та стала проявлять самостоятельность во внешней политике, вспомнила, что она – суверенное государство. Если бы даже не было Крыма и Новороссии, западная пропаганда их бы придумала. Итак, санкции – реакция на возрождение национального самосознания России.
Я не склонен слишком много красок тратить на то, чтобы описывать, каким коварным, вероломным, подлым, лукавым, жестоким, беспощадным и высокомерным по отношению к остальному миру является Запад. Это некая данность, о которой надо знать и которую следует учитывать. Когда человек спотыкается, падает и ушибается, он ведь не проклинает закон гравитации. Он просто должен помнить об этом законе и быть предельно внимательным, когда шагает по земле. Нам на протяжении двух с лишним десятилетий объясняли, что Запад – «белый и пушистый», что это мы были такие «дикие», что даже отгородились от него «железным занавесом». Что нас, мол, ждут с распростертыми объятиями в том «цивилизованном мире», что нам надо срочно становиться частью «европейского дома». Все это старо как мир. Россию уже не раз соблазняли миражами «цивилизованного мира», который на расстоянии казался земным раем. А при ближайшем рассмотрении оказывался если не адом, то, по крайней мере, его «предбанником». Нынешние санкции – одно из проявлений вечного противостояния разных (можно сказать, диаметрально противоположных) цивилизаций – Запада и России. Это противостояние уже ярко проявилось во времена святого благоверного князя Александра Невского, который нанес сокрушительный удар по тевтонам с их недальновидными попытками «военных санкций» в XIII веке.
В своей книге я акцентирую внимание в основном на экономических и политических аспектах санкций против России. Поэтому здесь, во введении, хочу кратко выразить свою личную более широкую, «метафизическую» оценку санкций. Эта оценка положительная. Санкции помогли нашему современнику встряхнуться, они помогают освобождаться от дурманящих чар чуждой русскому православному человеку идеологии либерализма. Либерализм – достаточно невнятное слово, за которым скрывается антихристианская идеология. «Автором последней инстанции» этой идеологии является дьявол, который искусил первых людей в раю и который продолжает искушать людей уже в этой земной жизни. Санкции могут нести определенные физические неудобства человеку, но они целительны для его болеющей души и поврежденного разума.
Теперь некоторые предварительные замечания по содержанию книги. Она представляет, по сути, сборник моих статей, написанных в течение последнего года для разных печатных и электронных изданий. Статьи были попыткой оперативного реагирования на текущие события, так или иначе связанные с экономическими санкциями и общим противостоянием между Россией и Западом. Во многих статьях имеется статистика, по некоторым показателям имеются уже более свежие цифры. Но я не стал доводить их до сегодняшнего дня (введение пишется 1 февраля 2015 г.). Я подумал, что статьи могут иметь ценность как исторические хроники последнего витка холодной войны, а хроники лучше не исправлять. В некоторых статьях имеются повторы, но они не буквальные, а смысловые. Такие смысловые повторы я не стал убирать, памятуя мудрость Repetitio est mater studiorum.
При кажущемся переизбытке сюжетов и вопросов, рассматриваемых в данной работе, в ней есть несколько ключевых идей. Я их озвучу, что, на мой взгляд, может облегчить чтение книги.
1. Экономические санкции, о введении которых объявляют официальный Вашингтон и его союзники, – лишь видимая часть «айсберга». Экономическая война, которая ведется против России, опирается на широкий арсенал других методов и средств, которые Запад не афиширует. Многие из этих методов и средств формально вообще не относятся к экономическим инструментам. Например, средства массовой информации. Однако их дестабилизирующее воздействие на экономику санкционируемой страны может намного превосходить эффект официальных санкций. Среди неформальных санкций все большее значение в будущем будут приобретать методы так называемого «правового империализма».
2. Наша страна на протяжении многих десятилетий была под прицелом и под ударами как официальных, так и неофициальных санкций. История почти перманентных санкций восходит к концу 1917 года, когда для Запада возникла серьезная угроза, что Россия выйдет из-под его влияния. Не умаляя опыт других государств (скажем, Ирана) в противодействии экономическим санкциям, отмечу: самый богатый опыт такого противостояния – наш собственный.
3. Экономические санкции против России (как официальные, так и неофициальные) сами по себе для нашей страны не смертельны. Более того, они выступают в качестве мощного стимула для такой перестройки нашей экономической и политической системы, которая позволила бы России стать суверенным государством, опирающимся на мощную самодостаточную экономику.
4. Оценки угроз от экономических санкций, которые делает и озвучивает наша власть, не вполне адекватны. Реакция нашей власти на экономические санкции является в значительной мере формальной, отсутствует план защитных действий на средне- и долгосрочную перспективу. Власть в сфере экономики продолжает прежний курс, опирающийся на догматы рыночного либерализма. Нет ни малейших признаков того, что Россия будет переходить на мобилизационную модель экономики. Подобное бездействие повышает эффективность каждой последующей санкции, вводимой Западом. Более того, повышается вероятность перехода «холодной» войны в «горячую» фазу.
5. Учитывая выше упомянутое бездействие власти и отсутствие плана (и даже внятной концепции) защиты российской экономики от санкций, автор в своей работе предлагает некоторые ключевые элементы концепции такой защиты. Уверен, что неисповедимыми путями к власти в России придут по-настоящему патриотические силы (такое уже не раз случалось во времена различных смут на Руси). Вот им и может потребоваться мой скромный труд. Впрочем, понимание логики и механизмов экономической войны полезно всем. Очень хорошо излечивает от разного рода иллюзий либерализма.
Экономические войны: история и уроки
Экономические войны и экономические санкции в новой и новейшей истории
Экономические войны в XIX веке
Анализ экономических войн XIX–XXI вв. показывает, что в подавляющем числе случаев они преследовали и преследуют в первую очередь политические цели. В этом их отличие от торговых войн, целью которых является захват рынков. Экономическими эти войны называются потому, что используют экономические средства давления на другие государства: торговые, морские, кредитные блокады, аресты и конфискации имущества, блокирование международных расчетов и платежей и т. п.
Запад, проводя свою агрессивную внешнюю политику в отношении стран периферии мирового капитализма, предпочитает избегать использования термина «экономическая война». Правящие круги США и их союзников применяют такие нейтральные слова, как «экономические санкции», «торгово-экономические ограничения», «мораторий», «запреты» и т. п. Но, как правило, все эти ограничения, моратории и запреты в совокупности могут давать мощный эффект, призванный произвести подрыв экономики противника, спровоцировать социальные волнения, смену власти и политического курса. Та совокупность экономических санкций, которые были введены Западом против России в 2014 году, без натяжки может быть квалифицирована как полномасштабная экономическая война.
Среди экономических войн прошлого можно вспомнить так называемую «континентальную блокаду». Это комплекс мероприятий по блокированию экспортной и импортной торговли Великобритании, проводившихся Наполеоном Бонапартом в 1806–1814 гг. Впрочем «континентальной блокадой» французский император преследовал не только политические, но и экономически цели – вытеснить английских промышленников и купцов с рынков континентальной Европы, заполнив их французскими товарами. Причем к блокаде Британских островов Наполеону удалось подключить большую часть государств континентальной Европы, почему она и получила названием «континентальной». Вообще в XIX веке наиболее распространенным видом экономической войны была морская блокада. В период 1827–1914 гг. была зафиксирована 21 блокада против следующих стран: Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины и Сальвадора. Инициаторами блокад были следующие страны: Великобритания (12 раз), Франция (11 раз), Италия, Германия (по 3 раза), Австрия и Россия (по 2 раза) и Чили (Банковская энциклопедия (2013) // «История экономических санкций»).
Экономические войны и экономические санкции XX века
Ниже (табл. 1) приведены данные о динамике зафиксированных случаев экономических санкций в XX веке.
Табл. 1. Динамика экономических санкций в XX векеГоды (пятилетние интервалы) – Количество случаев санкций
1911–1915 – 1
1916–1920 – 2
1921–1925 – 2
1926–1930 – 0
1931–1935 – 3
1936–1940 – 3
1941–1945 – 1
1946–1950 – 8
1951–1955 – 5
1956–1960 – 10
1961–1965 – 15
1966–1970 – 4
1971–1975 – 13
1976–1980 – 25
1981–1985 – 15
1986–1990 – 20
1991–1995 – 34
1996–2000 – 13
Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007.
Как видно, экономические санкции стали важным и часто используемым инструментом международной политики лишь после Второй мировой войны, особенно в последние три десятилетия прошлого века. На период 1971–2000 гг. пришлось 120 случаев санкций, что составило 69 % всех случаев, зафиксированных в период 1911–2000 гг.
В XX веке наиболее масштабной была экономическая война Запада против СССР. Война эта имела ярко выраженные политические цели – смещение власти большевиков, привод к власти ставленников стран Антанты (в первую очередь, Великобритании и Франции), изменение социально-экономического курса страны. Плюс к этому преследовались цели добиться выполнения Россией своих обязательств по довоенным и военным долгам, восстановление имущественных прав иностранцев (проще говоря, отмена национализации иностранных активов). Экономическая война против Советской России началась с декабря 1917 года, когда бывшие союзники России по Антанте объявили ей торговую и морскую блокаду. С небольшими перерывами (прежде всего, на время Второй мировой войны) экономическая война против советского государства продолжалась вплоть до распада СССР в декабре 1991 года. Экономическая война велась Западом и против других социалистических стран. Она была составной частью «холодной войны» против социалистического лагеря (наряду с информационной и психологической войной и операциями спецслужб).
Экономические санкции и экономическая война против «новой» России
Спорным является утверждение, что Запад не вел экономической войны против Российской Федерации после ее появления на свет. Так, в отношении РФ в Соединенных Штатах продолжали действовать поправки к закону о торговле Вэника-Джексона, которые были приняты Конгрессом еще в 1974 году. Сорок с лишним лет назад они были введены с целью заставить Москву снять ограничения на выезд из страны евреев. Поправки предусматривали различные ограничения в части как экспортной, так и импортной торговли с Советским Союзом. Поправки были отменены лишь в 2012 году, но тут же были заменены на новый акт, известный как «Закон Магницкого». Указанный акт сохранил за правительством и президентом США право вводить ограничения на торговлю с Российской Федерацией.
Другой пример – ограничения на поставки технологий. Еще в 1949 году по инициативе Вашингтона была создана международная организация стран Запада под названием Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КОКОМ (англ. Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom). В эпоху «холодной войны» КОКОМ составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны «восточного блока». Комитетом была разработана стратегия «контролируемого технологического отставания» стран Варшавского военного блока. Пала Берлинская стена, пал Советский Союз, а указанная организация продолжала существовать. КОКОМ был ликвидирован лишь в 1994 году, но взамен появилось так называемое Вассенаарское соглашение. Оно позволяло не менее эффективно ограничивать поступление из стран Запада технологий военного и двойного назначения в «нежелательные» страны. Одним словом, менялись лишь вывески организаций и законодательных актов, но суть политики Запада в отношении России оставалась той же, что и в отношении Советского Союза. Российская Федерация оставалась под «прицелом» экономической войны.
Особых внешних проявлений этой войны против России до недавнего времени не чувствовалось по двум причинам.
Во-первых, потому что на первом этапе своего существования Российская Федерация добровольно шла в фарватере политики Запада, из «субъекта» международной политики она превратилась в «объект» такой политики, и никаких принудительных действий в ее отношении не требовалось. Запад имел широкий арсенал методов экономической войны, но в 1990-е годы им пользовался крайне редко.
Во-вторых, потому, что некоторые меры Запада формально не имеют отношения к экономической войне. Но лишь формально. Например, летом 2014 года международный суд в Гааге вынес свой вердикт по поводу иска «обиженных» иностранных инвесторов российской нефтяной компании ЮКОС. Он обязал Российскую Федерацию выплатить истцам компенсацию в 50 млрд. долл. Решение суда имеет явно политическую мотивацию. Исковое заявление инвесторов находилось в суде много лет, но «выстрелило» именно в 2014 году. Решение выносилось в разгар кризиса на Украине, когда Запад уже ввел ряд санкций против России. Решение суда было призвано усилить эффект официальных санкций США и стран ЕС.
Под санкциями – полмира
Россия – не единственный объект экономической войны Запада. По оценкам ООН, в начале XXI века экономические санкции США и других стран «золотого миллиарда» действовали в отношении десятков стран мира, в которых проживало 52 % населения планеты. Конечно, жесткость санкций, их набор, сроки действия сильно варьируют. Наиболее затяжной считается экономическая война Вашингтона против Кубы и Северной Кореи. Санкции против Кубы были введены в 1960 г., когда повстанцы под руководством Фиделя Кастро экспроприировали собственность американских граждан и компаний на острове. В 1962 г. санкции были ужесточены до уровня эмбарго и с тех пор продолжают действовать почти без каких-либо послаблений. По данным властей Кубы, прямой ущерб от эмбарго за более чем полувековой период составил около 1 триллиона долларов. Однако своей главной цели – смены политической власти – Вашингтон так и не добился.
Длительной экономической войне подвергается также Иран. Санкции Вашингтона были впервые введены против этой страны еще в 1979 году. С тех пор они не отменялись, лишь менялся их набор. Даже после того, как начались многосторонние переговоры с Ираном по проблемам его ядерной программы (якобы это и являлось основанием для санкций с 1990-х гг.), блокада с Ирана не была снята полностью. Можно даже сказать, что смягчения были символическими. Война против Ирана продолжается.
Арсенал методов экономической войны в XXI веке
В начале XXI века арсенал ведения экономической войны стал весьма обширным, его не сравнишь с морскими блокадами XIX века.
Во-первых, это формально объявляемые правительственными ведомствами и организациями экономические санкции. Это санкции могут действовать в отношении всех граждан и всех экономических субъектов другой страны (компаний, банков, иных организаций). Могут быть также секторальными. Как, например, объявленные летом 2014 года антироссийские санкции в отношении трех секторов: военного производства, добычи нефти, банковского сектора. В ряде случаев санкции могут быть «адресными», «целевыми» (в этом случае составляются специальные «черные списки»). Санкции могут быть «первичными» и «вторичными». Под первыми понимаются действия в отношении граждан и экономических субъектов той страны, которая подвергается санкциям. Под вторыми понимаются действия в отношении граждан, компаний и банков иных стран, содействующих нарушению санкций. Например, против многих банков Западной Европы и США сегодня судами и органами финансового надзора выдвигаются обвинения в том, что они участвовали в проведении международных платежей и расчетов в пользу банков и компаний таких стран, как Иран, Ливия, Сирия, Куба, Судан (против которых США и некоторые страны Европы объявили санкции). При этом банки, которые подвергаются таким «вторичным» санкциям сегодня подвергаются штрафам, измеряемым миллиардами долларов.
Санкции могут касаться товарных потоков (экспорт и импорт), транспортных коммуникаций, перемещения рабочей силы, финансовых потоков. Особенно разрушительный эффект может вызвать такая санкция, как блокирование операций банков через коммуникационную систему СВИФТ. Хотя СВИФТ является международной организацией частного характера (в основном учредителями выступают банки разных стран), однако на нее могут оказывать сильное давление государственные структуры США и их союзников в Европе. В 2012 году под сильным давлением извне СВИФТ (формально находящаяся в юрисдикции Бельгии) вынуждена была пойти на блокирование операций иранских банков.
Крайне разрушительный эффект может иметь и такая санкция, как замораживание золотовалютных резервов страны-изгоя. Прецеденты уже были. Например, США арестовали в свое время резервы Ирана, правда, точная сумма не была обнародована. В 2011 году были арестованы резервы центрального банка Ливии и суверенного фонда этой страны. Общая сумма арестованных активов, которая фигурировала в СМИ, – 150 млрд. долл.
Если маховик экономической войны будет сильно раскручиваться, то не исключено, что могут происходить аресты, конфискации и национализации зарубежных активов, принадлежащих частным компаниям и банкам. Причем к таким мерам могут прибегать как страны Запада, выступающие инициаторами экономических войн, так и страны периферии мирового капитализма, которые вынуждены защищаться от таких войн. В период подъема национально – освободительного движения стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1960-е годы было зафиксировано большое количество случаев национализации активов транснациональных корпораций, действовавших в этих странах. Впрочем, очевидно, что аресты, конфискации и национализации активов как с одной, так и с другой стороны трудно уже будет квалифицировать как привычные экономические санкции.
Во-вторых, к средствам ведения экономической войны следует отнести также действия, которые формально не связаны с теми политическими мотивами, которые используются для объявления санкций. Ярким примером подобного рода «автономных» от санкций действий являются манипуляции на товарных и финансовых рынках. Страны-инициаторы экономической войны (в первую очередь это США и Великобритания), опираясь на возможности своих банков, могут искусственно повышать и понижать цены на сырьевых рынках, процентные ставки на финансовых рынках, валютные курсы на денежных рынках и т. п. При этом все можно списывать на «слепые силы рынка» или, в крайнем случае, на «алчных спекулянтов». Нынешнее понижение цен на «черное золото» наносит удар по российской экономике, но при этом формально такое понижение трудно «привязать» к той войне, которая развязана против России. Рейтинговые агентства беззастенчиво понижают котировки российских ценных бумаг до уровня «мусорных». Но при этом агентства делают вид, что их оценки «независимы» и не имеют никакого отношения к нынешним санкциям.
Мощным неформальным инструментом экономической войны против России может стать американский закон ФАТКА (закон о налогообложении иностранных счетов). Формально этот закон призван обеспечить полную собираемость налогов в казну США. Но для этого Налоговая служба США планирует уже в этом году потребовать от всех банков, находящихся за пределами Америки, предоставления информации о тех клиентах, которые имеют налоговые обязательства перед казной США. Фактически под прикрытием борьбы за повышение собираемости налогов правительство США предпринимает беспрецедентную попытку поставить под свой прямой административный контроль иностранные банки. Российские банки исключения не представляют. Более того, поскольку США ведут необъявленную экономическую войну против России, то такой контроль над российскими банками наверняка будет использован для экономической дестабилизации России.
Сегодня нашей стране практически важно изучать опыт ведения экономических войн в мире. Особого интереса заслуживают два вопроса: эффективность санкций и меры противодействия санкциям. Но об этом в следующей статье.
Об эффективности экономических санкций
В предыдущей статье мы определили экономические санкции как комплекс мер давления одних государства на другие для достижения преимущественно политических целей – изменения внешнеполитического курса государства, внутренней политики, социально-экономического курса, смены власти и т. п. Могут преследоваться также экономические цели, но они находятся на втором месте. Ослабление экономики санкционируемого государства рассматривается как средство по отношению к целям политического характера.
Как показывает мировой опыт экономических санкций, они действительно вызывают негативные эффекты в экономике санкционируемого государства, но при этом конечные политические цели достигаются далеко не всегда. Чаще они даже не достигаются. Известный американский эксперт в области экономических санкций Гари Хафбауэр с соавторами классифицируют 204 случая санкций (большая часть из них приходится на XX век) как успешные или неуспешные. По их наблюдениям, в среднем санкции достигают успеха примерно в трети случаев (табл. 2).
Табл. 2. Цели экономических санкций и их результативностьЦель – Число случаев – Процент успеха
Умеренная модификация политики – 43 – 51%
Смена режима или демократизация – 80 – 31%
Прекращение военных действий – 19 – 21%
Разрушение военного потенциала – 29 – 31%
Другие существенные изменения политики – 33 – 30%
Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007.
Как отмечают многие эксперты, во многих случаях экономические санкции даже оказывают стимулирующее, мобилизующее воздействие на экономику санкционируемых стран (хотя они не отрицают, что в период действия санкций уровень жизни большей части населения этих стран падает). Мы уже упоминали «континентальную блокаду», которую в начале XIX века организовал Наполеон Бонапарт против Великобритании. Экономические историки отмечают, что указанная блокада дала толчок второй фазе промышленной революции в Великобритании, способствовала окончательному ее превращению в «мировую мастерскую». Кстати, Наполеону на некоторое время удалось подключить к «континентальной блокаде» Россию, настояв на прекращении поставок в Англию зерна, леса, льна, пушно-меховых товаров и т. д. Одновременно Россия была вынуждена отказаться от импорта из Англии промышленных изделий, в том числе железа и тканей. Специалисты по экономической истории России отмечают, что, как ни парадоксально, но именно участие нашей страны в «континентальной блокаде» дало толчок развитию отечественной черной металлургии (железоделательных заводов), а также текстильной промышленности.