Книга Коронавирус. От вируса к диктатуре - читать онлайн бесплатно, автор Валентин Юрьевич Катасонов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Коронавирус. От вируса к диктатуре
Коронавирус. От вируса к диктатуре
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Коронавирус. От вируса к диктатуре

В самом начале нынешнего марта в Вашингтоне проходила встреча «финансовой семерки» (Центробанки и Минфины стран G-7). В центре обсуждения на встрече была эпидемия коронавируса, сломавшая производственные цепочки и обвалившая фондовые и сырьевые рынки. Минфины стран G7 «готовы принять меры, в том числе фискальные», а центральные банки продолжат «задействовать свои мандаты, поддерживая стабильность цен и экономический рост, равно как и устойчивость (мировой) финансовой системы», говорится в итоговом документе встречи. Именно на этой встрече руководители семи ведущих Центробанков дали обещания о снижении ключевых ставок, и первым, кто выполнил обещание, оказался американский Центробанк. ФРС США понизила ключевую ставку буквально в тот же день, когда закончилась встреча «финансовой семерки».

Наблюдается все большая синхронизация в действиях Центробанков. Их деятельность координируется целым рядом закрытых и открытых соглашений. Так, обнародована информация о том, что ФРС и еще пять центральных банков (Банк Канады, Банк Англии, Банк Японии, ЕЦБ и Швейцарский национальный банк) договорились в рамках G-6 (группа шести Центробанков) усовершенствовать взаимное предоставление ликвидности через действующие долларовые своп-линии. Достигнута договоренность о снижении стоимости таких свопов на 0,25 п.п. Кроме того, Центробанки, занимающие доллары у ФРС, будут предлагать их в каждой соответствующей юрисдикции в еженедельном режиме на срок 84 дня (в дополнение к существующим операциям с недельным сроком).

Что касается Центрального банка России, то последний раз изменение ключевой ставки им было произведено на плановом заседании 7 февраля текущего года. Она была понижена на 0,25 процентных пункта до 6,0 %. В пресс-релизе Банка России по итогам решения от 7 февраля никаких ссылок на «фактор коронавируса» не содержится. Следующее плановое заседание Банка России по вопросу ключевой ставки состоится 20 марта. Логично было бы предположить, что Центробанк России – с учетом глобального тренда – должен будет понизить ключевую ставку. Однако Банку России кроме «фактора коронавируса» при принятии решения по ставке придется учитывать и другие важные факторы – падение цен на нефть на мировом рынке, усиление оттока капитала из страны, вероятность введения новых экономических санкций против России и др.

Обзор нынешней деятельности ведущих Центробанков мира приводит к выводу: «фактор коронавируса» становится важным аргументом в пользу дальнейшей либерализации и без того сверхмягкой денежнокредитной политики. Конечно, правильнее назвать «фактор коронавируса» не аргументом, а «прикрытием». Очевидно, что какой бы «мягкой» не была денежная политика, она не в состоянии предотвратить назревающий мировой экономический кризис. Но когда он наступит, списать все можно будет на «проклятый коронавирус». Хотя истинные причины кризиса – в алчности «хозяев денег» и капиталистической модели устройства мировой экономики.

Чиновники ЕАЭС решили помочь валютным контрабандистам

Российская экономика похожа на лимон, который уже многие годы отжимают как отечественные, так и зарубежные мародеры разных мастей. Наиболее обобщающим показателем масштабов ограбления России является вывод из страны так называемых «инвестиционных доходов» иностранных инвесторов (проценты, дивиденды и др.), а также чистый отток частного капитала и прирост международных валютных резервов. Все это находит отражение в платежном балансе страны. Каждый год набегает как минимум по 100 млрд. долларов. А в иные годы фиксируемый суммарный отток валюты из страны превышал планку в 200 млрд. долл.

Кроме этого, финансовые ресурсы (в валютной форме) утекают из страны по разным каналам контрабанды, что не находит своего отражения в платежном балансе. Одной из разновидностей такой контрабанды является вывоз валюты гражданами без ее декларирования в контрольных пунктах. Эксперты отмечали, что канал вывода наличной валюты физическими лицами из страны не был весьма значимым. Граждане имели право вывозить без декларирования валюту в размере до 10 тысяч долларов. Можно было спокойно в кармане или портфеле вывезти 9999 долларов, никому ничего не объясняя. Это легальный вывоз, никакой контрабанды! А вот если на один доллар больше, когда сумма становится равной 10 тысяч долларов, то уже другой разговор. Декларацию извольте заполнить. И вопросик вам могут задать для порядка. И в базу данных информацию вашей декларации должны занести. Все как полагается. Все как в цивилизованных странах Запада.

Если на российской таможне человека ловили с незадекларированной суммой, превышающей двукратный лимит (т. е. сумма оказывалась 20 тысяч долларов и более), то такая попытка провоза квалифицировалась как контрабанда валюты со всеми отсюда вытекающими юридическими последствиями для данного лица.

Но вот в августе прошлого года в СМИ промелькнула короткая информация: чиновники Евразийского экономического союза (ЕАЭС), объединяющего Российскую Федерацию, Белоруссию, Киргизию, Армению и Казахстан, подготовили проект нормативного акта, упрощающего порядок вывоза за границу наличной валюты.

Казалось бы, наоборот, следовало ужесточить такой вывоз, который – ни для кого не секрет – стал одним из каналов вывода теневого капитала, накапливаемого в теневой экономике. Эксперты отмечают, что не более трети наличных денег, проходивших через контрольные пункты в наших аэропортах и других транспортных терминалах, предназначались для расходов выезжающих лиц по туризму, покупкам товаров и услуг. Еще одна треть возвращалась домой вместе с путешественниками. А одна треть таинственным образом «испарялась».

Главное новшество документа, получившего одобрение Коллегии ЕАЭС, – с февраля 2020 года без подачи документов об источниках происхождения средств за рубеж можно будет вывозить до 100 тысяч долларов наличными. Т. е. лимит суммы, подлежащей декларированию, одним махов был повышен в 10 раз!

И вот эта новость на днях прошла по всем российским СМИ. Она была подана как позитивное событие. Акценты был сделан на формулировках: «подлежит декларированию», «предоставление подтверждающих документов». Типичная манипуляция общественным сознанием! У многих сложилось впечатление, что решение ЕАЭС призвано навести порядок и предотвратить валютную контрабанду.

На самом деле, все с точностью до наоборот. Теперь гражданин может без какого-либо нервного напряжения пронести через зеленый коридор в своем кармане или портфеле 99999 долларов. И ему не надо будет беспокоиться о декларациях и каких-то иных «дурацких» бумагах.

Не исключаю, что начиная со следующего месяца у нас в России начнется ажиотаж, который можно будет назвать «каримовщиной». Речь идет о российском олигархе Сулеймане Керимове, который умудрился вывезти из России во Францию валюты в наличной форме на сумму 750 млн. евро. Если предположить, что валюта перевозилась в виде купюр номиналом 500 евро, то по весу указанная денежная сумма оказалась равной 1700 килограммам. Судя по всему, Керимов для переброски наличных денег использовал бригаду «помощников». Любой сотрудник, достаточно долго работающий на российском таможенном контроле пассажиров, обязательно сталкивался с такими странными «пассажирами», их называют «валютными курьерами». К ним уже привыкли, никакого ажиотажа они не вызывают. Как говорится, у каждого своя работа.

Декларации заполнялись, документы о происхождении денег под декларации подкладывались. Но французские власти посчитали, что все это «липа». Наконец, в конце 2017 года Керимова арестовали по подозрению в отмывании денег. Часть денег в конце концов была перечислена в бюджет Франции. Не буду далее описывать историю Керимова, о ней много писали наши СМИ. Главная мораль истории такова: на выходе из России валютный контроль слабый (точнее формальный); на входе в Европу он строгий и не формальный. Справка о происхождении денег, годящаяся для вывода денег из России, может оказаться для таможенников и служб финансового контроля европейских стран «филькиной грамотой».

Мне трудно сказать, насколько люди, выезжающие из России с портфелями, в которых будет лежать 99999 долларов, хорошо себе представляют, каков порядок ввоза наличной валюты в стране назначения. У меня есть подозрение, что с этим порядком плохо знакомы и те чиновники ЕАЭС, который готовили документ по либерализации вывоза наличных денег. Статистика последних лет показывает, что большая часть вывозимой наличной валюты (декларируемой) приходилась на граждан, выезжающих в Европейский Союз. В странах европейского Союза на входе требуется заполнить декларацию на сумму от 10 тысяч евро. И предоставить необходимую справочку о происхождении денег. И не какую-то «липу», а документ, отвечающий международным стандартам. Такие стандарты сегодня определяет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Не буду сейчас погружаться в тему валютного контроля на таможенных пунктах европейских стран. Хочу отметить, что в прошлом году там происходила не либерализация, а, наоборот, имело место ужесточение режима ввоза валюты (см. мою статью «Евросоюз: Наличные деньги теперь могут отобрать прямо на границе»[3]).

Так что та валюта, которую широким жестом разрешили вывозить с февраля 2020 года из России (и других стран ЕАЭС), имеет шанс быть конфискованной в Европе. А конфискованные деньги, согласно европейским законам, должны пойти в государственный бюджет соответствующих стран.

Впрочем, и за пределами Европы большинство стран будет поступать точно также. В порядке бесплатной консультации могу подсказать таким «валютным экспортерам», куда им лучше везти доллары, евро и другие иностранные денежные знаки. Есть такая маленькая страна – ОАЭ, или Объединенные Арабские Эмираты. По моим данным, там не требуется ни декларации, ни документов о происхождении денег. Как при ввозе, так и при вывозе валюты.

У меня закрадывается подозрение, что чиновники ЕАЭС, которые готовили новые правила вывоза валюты, являются агентами, действующими в интересах стран евросоюза. А, может быть, Объединенных Арабских Эмиратов. Впрочем, наиболее правдоподобной является версия, что они действуют в интересах отечественных валютных контрабандистов.

Коронавирус заставил вспомнить о национализации

В последние десятилетия слово «национализация» почти полностью исчезло из лексикона политиков и чиновников большинства стран мира. В ходу было слово «приватизация». Это была эпоха экономического либерализма, когда почти аксиомой считалось, что частная форма собственности обеспечивает большую эффективность, а государственная – неэффективна. А потому надо неуклонно снижать долю государства в активах экономики, оставив за ним лишь минимум функций в области регулирования и контроля. Но вот нежданно-негаданно в этом году грянула эпидемия коронавируса. Она тряханула экономику посильнее, чем иной кризис.

Трудно сказать, какую отрасль экономики эта эпидемия не затронула. В том же Китае, откуда все началось, предприятия закрывались на карантин массово – независимо от их отраслевой принадлежности. В других странах, где масштабы эпидемии поменьше, предприятия и организации приостанавливали и продолжают приостанавливать свою работу по причине обнаружения носителя вируса среди персонала. И тут отраслевая принадлежность предприятия или организации не имеет никакого значения. Для контролирующих санитарно-медицинских служб это лишь «потенциальный очаг» распространения заразы.

Вот один из самых свежих примеров. Руководство ведущих автопроизводителей в США – компаний General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler – 18 марта приняло решение о временном закрытии заводов по производству автомобилей на территории США, Мексики и Канады. Причиной (или поводом?) такого решения стал выявленный случай заболевания сотрудника вирусом ravid-19 на одном из заводов Ford в штате Мичиган. Одного случая в отрасли оказалось достаточно для того, чтобы отправить домой на неопределенный срок около 150 тысяч рабочих отрасли. Как сообщила газета The New York Times, аналогичным образом решили поступить японские концерны Honda, Toyota и Nissan в отношении своих заводов на территории Северной Америки.

Ущербы может нести даже такое предприятие, на котором все сотрудники здоровы и никакого карантина нет. Это те предприятия, которые зависят от поставок деталей и узлов с других предприятий, в том числе зарубежных. Существует риск «обрыва» так называемой «производственной цепочки». Случаев таких «обрывов» каждый день во всем мире (и в России, в частности) бесчисленное количество. Наоборот, остановка конечного звена в цепочке может создать негативный «мультипликационный эффект», бьющий по десяткам, сотням и иногда тысячам поставщиков. Так, упомянутое выше решение об остановке американского автопрома снизит занятость на предприятиях-поставщиках деталей и узлов на величину, превышающую снижение занятости в самом автопроме.

Но все-таки можно определить ряд отраслей и секторов экономики, которые явно пострадали и будут продолжать страдать больше других. Фактор пандемии на них оказывает постоянное действие.

Во-первых, туризм и отельный бизнес. Особенно те компании, которые ориентированы на иностранных гостей.

Во-вторых, транспортные компании, которые занимаются международными перевозками пассажиров. Сегодня львиную долю таких перевозок осуществляют авиакомпании.

В-третьих, те учреждения, где на ограниченных площадях сосредотачивается большое количество людей. Это кинотеатры и театры, другие зрелищные и развлекательные учреждения, кафе, рестораны и т. д. Отчасти городской транспорт, торговые учреждения и т. д.

Кое-какие оценки суммарных убытков по указанным секторам экономики уже сделаны. Очевидно, что оценки условные, они постоянно пересматриваются – с учетом меняющейся пандемической и экономической ситуации. Но пересмотр, как правило, всегда в сторону повышению сумм ущербов. По оценкам Всемирной ассоциации деловых путешествий, масштабы потерь туристических фирм по миру могут составлять до 47 миллиардов долларов ежемесячно. Особенно пострадают туристический бизнес Китая и стран, зависимых от китайских туристов (Гонконг, Макао, Таиланд, Камбоджа и Филиппины). Согласно данным Всемирной туристической организации, китайские туристы ежегодно тратили около 260 миллиардов долларов на путешествия (в два раза больше, чем тратят туристы из США), а сами китайцы являются самой путешествующей нацией в мире. В этом году ожидалось, что 500 миллионов китайцев будут путешествовать, но они оказались на «внутреннем карантине», и их денег китайские и иностранные туристические фирмы не увидят.

По подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обнародованным 20 февраля, мировые авиаперевозчики могут потерять в этом году 29,3 млрд. долл. Однако в марте оценка потерь резко подскочила и стала «вилочной»: от 63 до 113 млрд. долл. Такой кардинальный пересмотр обусловлен тем, что изначально оценивались убытки, связанные с возможным сворачиванием авиаперевозок между Китаем и другими странами. В марте, когда ВОЗ объявила о пандемии (т. е. эпидемии глобального масштаба) стало понятно, что сворачиваются авиаперевозками и между другими странами. Большинство экспертов признают, что почти все ведущие мировые компании авиаперевозчики уже находятся «в минусе», т. е. несут систематические убытки. Примеров бедственного положения авиаперевозчиков бесконечное множество. Так, группа компаний IAG, куда входят известные перевозчики British Airways, Aer Lingus и Iberia, заявила, что уменьшит парк летающих самолетов на 75 % в апреле и мае и урежет расходы за счет временного уменьшения штата. Norwegian Air уже в марте сократила 90 % рейсов и отправила в неоплачиваемый отпуск более 7,5 тысяч человек.

Согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами. Впрочем, есть уже первые «ласточки». В начале марта было объявлено о банкротстве британской региональной авиакомпании Flybe, в середине февраля – итальянской Air Italy.

Власти многих стран мира заявили, что бизнес в беде не бросят. Будут помогать. Виды государственной помощи самые разные. Например, введение на время пандемии «налоговых каникул». Установление на тот же срок моратория на обслуживание и погашение долгов по банковским кредитам. Полная отмена некоторых налогов. Также предоставление субсидий и иных форм прямой финансовой помощи (например, льготных кредитов). Так, в конце февраля администрация президента Дональда Трампа запросила у Конгресса 2,5 млрд долл. на борьбу с коронавирусом. Демократы Палаты представителей сразу предложили увеличить сумму до 8 млрд. долл., Трамп предложение поддержал. Азарт растет. 17 марта американский президент обнародовал пакет помощи на борьбу с коронавирусом на сумму 850 млрд. долл. (включающий в себя не только помощь бизнесу, но и населению)[4]. Сумма заявленных Трампом бюджетных обязательств уже сопоставима с общим объемом бюджетной помощи федерального правительства американской экономике во время кризиса 2007–2009 гг.

Европейский Союз старается не отстать от Америки и в феврале обещал выделить из общеевропейского бюджета на помощь разным секторам экономики 25 млрд. евро. Позднее обещанная сумма была увеличена до 37 млрд. евро. И это в дополнение к тем деньгам, которые планируется выделять на помощь бизнесу из бюджетов стран-членов ЕС. Франция, в частности, анонсировала программу помощи на 45 млрд. евро. Правительство Польши обещало сумму, эквивалентную 52 млрд. долл. Финляндия озвучила сумму помощи в 15 млрд. евро, Австралия – 12,5 млрд. долл. и т. д.

Конечно, власти отдельных стран испытывают большой дискомфорт из-за неопределенности относительно того, сколько еще будет продолжаться пандемия и насколько она расползется по планете. Может быть, и указанных впечатляющих сумм может оказаться недостаточно. Частный бизнес может подсесть на постоянный «бюджетный подсос». Конечно, как признают эксперты, если пандемия продлится даже до конца лета (как например, считает американский президент Трамп), то малый бизнес просто вымрет. Да, судя по всему, власти не собираются бросать на ветер деньги для поддержки малого бизнеса. В пятницу, 20 марта министерство экономики Германии обнародовало цифру: двадцать пять миллионов предприятий малого и среднего бизнеса пострадали в ЕС от пандемии коронавируса, это 99 % предприятий сообщества.

Вместе с тем приоритеты в программах помощи бизнесу будут отданы оставшемуся одному проценту – крупным и крупнейшим корпорациям. И надо сделать все для того, чтобы не допустить их банкротства. В этой связи высшим государственным чиновникам все чаще приходит в голову мысль о необходимости национализации таких «системно значимых» компаний. 13 марта министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel заявил, что власти Германии не исключают временной национализации важных для государства компаний, если те будут испытывать трудности в связи с распространением инфекции COVID-19. «Мы не допустим банкротства экономически крепких компаний», – сказал министр, пояснив, что национализация может стать одним из вариантов поддержки в условиях разрыва из-за коронавируса глобальных цепочек поставок и обвала спроса.

18 марта глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что правительство страны рассматривает национализацию предприятий в качестве возможной меры их поддержки в условиях пандемического кризиса. Впрочем, он добавил, что национализация будет крайней мерой, когда будут исчерпаны другие способы спасения.

Впрочем, пока Франция и Германия лишь делают заявления о возможных национализациях, Италия уже начала национализацию. Речь идет о национализации частных медицинских учреждений. Как известно, в Италии масштабы и негативные последствия вирусной пандемии особенно большие. Национализация сектора частных медицинских услуг, с точки зрения эпидемиологов и других специалистов, является вообще необходимым условием эффективной борьбы с пандемиями. Как вооруженные силы не могут быть частными организациями, так и медицины всегда должна находиться в первой боевой готовности и быть способной отражать любые эпидемии и пандемии. Кстати, итальянцы, проводя экстренную национализацию медицины, взяли пример с Китая, где почти вся медицина государственная, и она продемонстрировала высокую эффективность борьбы с коронавирусом. Италия, в свою очередь, показывает здесь пример другим европейским странам. Второй страной, которая приступила к национализации частных медицинских учреждений, стала Испания.

Но итальянское правительство пошло еще дальше. В начале этой недели оно объявило, что возьмет под полный контроль авиакомпанию Alitalia, которую окончательно добила вспышка коронавируса в Европе. Напомню, в начале года власти страны выделили ей кредит в 400 млн. евро для санации и планировали до 31 мая продать убыточную компанию. Как сообщает Reuters, в связи с новым кризисом Рим отчаялся найти покупателя для авиакомпании и принял решение о ее национализации с компенсацией владельцам в размере 3,5 млрд евро.

Упомянутый выше французский министр финансов Бруно Ле Мэр 19 марта в продолжение своего заявления о национализации сказал, что наиболее вероятными кандидатами на национализацию являются французские авиаперевозчики. Также в СМИ прошла информация о тяжелом положения шведской авиакомпании SAS, которая находится на грани банкротства. В парламенте Швеции звучат призывы национализировать SAS. На повестке дня также стоит вопрос о национализации немецкого гиганта авиаперевозок – знаменитой компании Lufthansa. «Распространение коронавируса поместило всю глобальную экономику и нашу компанию в беспрецедентное чрезвычайное положение, – сказал глава Lufthansa Карстен Шпор. – На данный момент никто не может прогнозировать последствия». В США пока вопрос о национализации авиакомпаний не поднимался. Три дня назад президент объявил, что данной отрасли будет предоставлена финансовая помощь в размере 50 млрд. долл.

Российские власти пока внятных мер по защите экономики от пандемии не обнародовало. Если, конечно, не считать сообщения на сайте кабмина от 17 марта о том, что Правительство РФ и Банк России «вводят пакет мер поддержки экономики и населения страны, чтобы минимизировать последствия влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках». Экономический пакет мер направлен на достижение трех приоритетных задач: 1) обеспечение финансовой стабильности, 2) поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики, 3) поддержка населения и региональных бюджетов. В контексте обсуждаемой темы нас сейчас интересует вторая позиция. К сожалению, до сих пор конкретики по ней в сообщении кабмина нет. А конкретика нужна. Ее особенно ждут российские авиакомпании и туристический бизнес.

Российские авиакомпании, в частности, уже пребывают в тяжелом, можно сказать, предсмертном состоянии. Ограничения на перелеты из-за коронавируса, по данным Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), затронули около 40 % рынка международных перевозок российских авиакомпаний. Пока российские авиаперевозчики обратились в правительство с просьбой снижения налоговой нагрузки, в частности предлагают обнулить налог на добавленную стоимость (НДС) на все внутренние перевозки. Впрочем, если до начала лета международные рейсы российских авиакомпаний не будут восстановлены, то часть авиаперевозчиков обанкротится. И альтернативы национализации оставшихся в живых компаний не будет. Если действие «фактора коронавируса» затянется до конца года или даже продолжится в следующем году, то можно ожидать, что вопрос национализации станет актуальным не только в отношении российских авиаперевозчиков, но и компаний многих других отраслей экономики.

Вопрос национализации встал остро в России еще до начавшейся вирусной истерии. Некоторые народные депутаты ни раз пытались инициировать законопроекты о национализации. Последняя такая попытка была в феврале этого года. Законопроект об основах национализации в РФ был внесен депутатами от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым, но был отклонен Госдумой. Предполагалось, что основанием для принятия решения о национализации может стать угроза массового сокращения штата работников градообразующей или социально значимой организации, признание стратегического предприятия банкротом, объявление имущества общенациональным достоянием, монопольное или доминирующее положение предприятия, приватизация с нарушением законодательства или по заведомо заниженным ценам, приобретение контрольных пакетов акционерных обществ, создаваемых на базе госпредприятий-монополистов, иностранным капиталом, а также иные обстоятельства. Уверен, что «фактор коронавируса» в ближайшее время вновь поставит на повестку дня вопрос национализации крупных частных компаний.

Конец ознакомительного фрагмента.