Таким образом, профессиональное консультирование включает определение профконсультантом соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям конкретной профессии, помощь в получении информации о содержании профессиональной деятельности, путях получения образования и профессий, образовательных организациях, рынке труда, а также коррекцию профессионального выбора.
Профессиональная диагностика – изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей личности ребенка для решения вопросов, связанных с выбором будущей профессии, определение возможностей обучающихся в формировании социально-профессионального самоопределения.
В профессиональной диагностике используются разнообразные стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические, индивидуально-типологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки, компетенции.
Значение индивидуально-психологических особенностей личности позволит оказать социально-педагогическую поддержку ребенку в социально-профессиональном самоопределении, помочь ему в самовоспитании, составлении профессионального плана и программы личностного развития с целью осознанного выбора им будущей профессии.
В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содержания получаемой информации И. Соломин выделил три уровня психологической диагностики: экспресс-диагностику, углубленную диагностику, глубинную диагностику.
Профессиональная диагностика обучающихся в школе осуществляется на 2-х уровнях: 1-ый уровень – диагностика общего плана, связанная с выявлением уровня психологического развития обучающегося. 2-ой уровень обеспечивает углубленное изучение профессионально важных качеств ребенка.
Диагностика профконсультантом индивидуально-психологических особенностей ребенка включает в себя:
• определение индивидуальных особенностей (направленность личности, способности, характер, темперамент, психические процессы);
• выявление информированности о мире профессий, содержании конкретных профессий, правилах выбора сферы деятельности;
• определение уровня профориентационных компетенций;
• установление уровня развития самооценки, потребности в саморазвитии;
• изучение факторов, условий жизнедеятельности.
Сбор диагностической информации осуществляется при помощи применения различных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др. По мнению Е.М. Борисовой и К.М. Гуревич, диагностика личности должна носить развивающую направленность. Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности.
Для профессиональной диагностики можно использовать следующие методики:
• тест С.И. Вершинина на определение профессиональных интересов и склонностей;
• методика на определение у обучающихся уровня субъективного контроля;
• тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности;
• тест Г. Айзенка для определения типа темперамента;
• методика Е.И. Рогова для определения способностей;
• тест Р. Амтхауэра по исследованию уровня развития интеллектуальных способностей;
• методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока;
• тест на определение акцентуации характера К. Леонгарда;
• «Дифференциально-дианостический опросник» Е.А. Климова;
• методика «Определение склонностей» Л.А. Йовайши;
• методика «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой;
• методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Итак, знание профконсультантом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, их образа жизни позволит успешнее организовать помощь в их социально-профессиональном самоопределении.
Профессиональный подбор – предоставление и сообщение рекомендаций ребенку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Таким образом, профессиональный подбор является, на наш взгляд частью профессиональной диагностики, завершает ее.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности ребенка к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональный отбор предоставляет ребенку возможность получить сведения о его пригодности или непригодности к конкретной профессии.
В зависимости от результатов, исследователи выделяют констатирующий и организующий профотбор.
Констатирующий профотбор предполагает решение вопроса о пригодности ребенка к профессии в форме «годен» или «не годен».
Организующий профотбор имеет целью оценить индивидуальные особенности ребенка, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям.
В качестве критериев определения профессиональной пригодности исследователи отмечают способности, физиологические, психологические, интеллектуальные особенности личности, поскольку конкретная профессия требует от человека определенных индивидуально-психологических качеств, которые предопределяют успешность профессиональной деятельности, отсутствие же их приводит к плохому качеству работы и не удовлетворенности работника.
Таким образом, профессиональный отбор способствует определению предрасположенности ребенка к определенной группе профессий на основе физических, психологических и интеллектуальных критериев, что в последствии положительно скажется на профессиональном обучении и социально-профессиональной адаптации.
Профориентированная деятельность – организация участия ребенка в различных мероприятиях, кружках, группах по интересам, любительских объединениях, обучения в профильных классах, на курсах, факультативных занятиях; проведение профессиональных проб.
Профессиональное воспитание – это передача общественно-исторического опыта ребенку с целью подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности. В процессе профессионального воспитания ребенок усваивает трудовые и профессиональные ценности, нормы и установки, образцы поведения, присущие данному обществу.
Ряд проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, чаще всего связаны с отсутствием четкого представления о своей дальнейшей профессиональной деятельности, карьере, путях самореализации. В связи с чем, главной задачей профконсультанта является реализация психологического сопровождения и оказание социально-педагогической поддержки. Для осуществления этой задачи необходимо развитие следующих направлений деятельности.
Социально-профессиональная адаптация – система мер по формированию у ребенка ценностных ориентаций, соответствующих социальных и профессиональных качеств, профессионального призвания и профессиональной компетенции, установок и потребности к активной учебной деятельности, формировании уважительного, социального отношения к будущей профессии.
Социально-профессиональная адаптация осуществляется в ходе выполнения проектных работ, участия в социально-психологических тренингах планирования профессиональной карьеры, социально уверенного поведения на рынке труда и трудоустройства.
Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, направленных на повышение адаптации ребенка к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Поддержка осуществляется в целях психологического обеспечения развития личности обучающихся, направлена на предупреждение развития негативных тенденций в психологии самоопределяющейся личности, коррекцию отклоняющего поведения, устранение конфликтов во взаимоотношениях.
Психологическая профилактика – создание условий для психического развития ребенка, своевременное предупреждение личностных и межличностных конфликтов, оптимизация условий самореализации личности, а также формирование общей психологической культуры.
Социально-педагогическая поддержка – это оказание помощи ребенку в процессе социализации и самореализации. Развивающая и коррекционная работа – использование социально-педагогических мер, направленных на включение обучающихся в учебную, профессиональную деятельность с учетом их индивидуально-психологических особенностей, обеспечение условий для полной самореализации личности, формирование социально-профессиональной активности, развития профессиональной карьеры.
Рассмотрим основные функции специалистов в области профессиональной ориентации обучающихся.
Диагностическая – выявление возможностей и особенностей семьи ребенка; изучение индивидуально-психологических особенностей личности, процесса формирования социально-профессионального самоопределения; изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, его социального окружения; изучение социальной ситуации в рамках региона; определение категорий обучающихся, которые в первую очередь требуют особого социально-педагогического внимания.
Организаторская – организация деятельности; выдвижение целей, отбор способов для их достижения (содержания, видов, форм, методов, средств), планирование, определение этапов работы; создание условий для социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Образовательная – обеспечение целенаправленного социально-педагогического влияния на поведение и деятельность обучающихся; передача жизненного опыта, формирование профориентационных компетенций, активизация социально-профессионального самоопределения.
Воспитательная – использование воспитательного потенциала социума; целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации и самореализации.
Развивающая – применение социально-педагогической технологии профориентационной работы для развития мотивационной сферы личности ребенка, системы ценностей, профессиональной направленности, самосознания.
Корректирующая – анализ результатов профориентационной деятельности; оценка социально-профессионального самоопределения ребенка; коррекция, уточнение способов достижения целей.
Проекционная – прогнозирование экономического развития региона; проектирование изменений в кадровых региональных потребностях; мониторинг профессий на рынке труда; выявление условий формирования социально-профессионального самоопределения ребенка.
Управленческая – осуществление социально-педагогического руководства процессом социально-профессионального самоопределения ребенка посредством целенаправленного управления мотивацией профессионального выбора.
Консультационная – индивидуальное разрешение внутренних субъективных противоречий ребенка в процессе совместного поиска оптимального варианта его профессиональной самореализации, построение реального личностно-профессионального плана.
Аналитическая – изучение склонностей и возможностей, доминирующих интересов и мотивов выбора будущей профессии, прогнозирование перспектив профессионального развития ребенка.
Целевая – актуализация ценностно-смысловых установок личности, их согласование с потребностями и главными жизненными целями обучающегося, определение оптимальных путей и средств их достижения.
Контрольная – текущий анализ результатов профессиональной ориентации, диагностика основных показателей социально-профессионального самоопределения ребенка.
Посредническая – осуществление связей в интересах развития личности ребенка между семьей, школой, социумом и др.
Характеристика современного рынка труда
Рынок труда – это взаимодействие спроса и предложения на профессии; отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы.
На рынке труда представлены два участника: население (экономически активная часть) и производство.
Современный рынок труда является конкурентным, характеризуется:
• многочисленностью предприятий одного профиля, независимых друг от друга;
• большим количеством невзаимодействующих специалистов-соискателей;
• отсутствием организованного воздействия на установление цены рабочей силы.
Тенденции развития рынка труда РФ (по А.А. Мельниковой):
• уменьшение общего количества экономически активного населения;
• перераспределение рабочей силы по формам собственности;
• несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей;
• неадекватность структуры и качества профессионального образования кадров потребностям работодателей и др.
Московский регион характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую роль играют индустриальные и информационные технологии. Как отмечают исследователи, социально-экономическое развитие московского мегаполиса может быть охарактеризовано следующими признаками:
• многообразие форм и видов социально-экономической деятельности;
• интенсивное расширение сферы услуг, связанное с развитием Москвы как крупнейшего делового, административного и финансового центра РФ;
• внедрение высоких технологий на предприятиях;
• возрастающая степень инноваций в традиционных отраслях экономики (ЖКХ, торговля, гостиничный и ресторанный бизнес);
• использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды;
• недостаточность коренных демографических ресурсов для экономики.
Особенностям социально-экономического развития г. Москвы соответствует сложившаяся структура занятости населения в основных отраслях городского хозяйства (данные с сайта Департамента труда и занятости населения г. Москвы представлены в таблице 7).
Таблица 7
Структура занятости населения г. Москвы в отраслях городского хозяйства (данные за I полугодие 2012 г.)Анализ развития социально-трудовой сферы мегаполиса позволил нам выделить особенности столичного развивающегося рынка труда.
Во-первых, Москва является столицей РФ, в которой сосредоточен большой научный, кадровый и финансовый потенциал, что делает город привлекательным для экономической миграции, поскольку средняя зарплата значительно выше, чем в других регионах страны.
Во-вторых, в обозримом будущем миграция будет основным источником прироста населения столицы. По данным Мосгорстата, за последний год миграционный прирост населения Москвы составил около 30 %. В плане трудоустройства мигранты в основном занимают ниши рынка труда, не привлекательные для москвичей и жителей Подмосковья. Вместе с тем мигранты приносят свою культуру, уклад жизни, что не всегда положительно влияет на социально-психологический климат региона.
В-третьих, Москва – крупнейший промышленный и торговый центр в РФ. За последние годы наметился подъем в промышленной сфере города. Отмечается рост объемов производства в полиграфии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке.
В-четвертых, преобразование экономики Москвы происходит большими темпами, поскольку частный капитал устремился в отрасли, обеспечивающие его высокую рентабельность – пищевая промышленность, торговля, бытовое обслуживание населения, связь, естественные монополии.
В-пятых, уровень общей и регистрируемой безработицы в г. Москве в течение продолжительного времени остается одним из самых низких в РФ. По данным Мосгорстата в I полугодии 2012 г. уровень общей безработицы (по методологии МОТ) составил приблизительно 0,6 %. По данным за I полугодие 2012 г. на одного безработного в Москве приходится 4,6 вакансии, в профессионально-должностной структуре вакансий преобладают рабочие (около 69 %).
В то же время, эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН предположили, что безработица может возрасти. По мнению экспертов, безработица не причинит большого ущерба экономике страны, потому что количество вакансий превышает количество безработных. Однако основная доля безработных приходится на молодежь (каждый двадцатый молодой человек не может найти работу, а каждый десятый не может найти работу по специальности).
Несмотря на востребованность выпускников колледжей на рынке труда, имидж рабочего труда в общественном сознании продолжает оставаться крайне низким. В программе «Рабочие кадры» отмечалось, что только 3,6 % обучающихся заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям, что в 5-10 раз ниже показателей 20-летней давности.
Анализ ситуации занятости на рынке труда столичного региона (динамики заявленных вакансий для рабочих и служащих) за последние годы показал, что 65–70 % вакансий предлагается для рабочих и только 30–35 % – для специалистов с высшим образованием. По официальным данным уровень трудоустройства выпускников вузов по полученной специальности составляет в России менее 50 %, а по независимым оценкам (ОЭСР) – 18 %.
Наблюдаемый дисбаланс спроса и предложения на специалистов сохраняется в связи с требованиями работодателей к уровню квалификации: высокий образовательный ценз, наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т. д.
В этой ситуации выпускники вузов и колледжей оказываются в сложном положении: получив профессиональную подготовку, обладая знаниями, но, как правило, ограниченными навыками работы по полученным специальностям, они не выдерживают конкуренции с молодыми, но уже имеющими опыт работы безработными специалистами. На наш взгляд, препятствует трудоустройству молодежи отсутствие знаний и навыков поиска работы, неинформированность о рынке труда.
В этой связи профориентация должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги.
Стратегии поведения молодежи на рынке труда
Как отмечают социологи, основными факторами, определяющими поведение молодого человека на рынке труда, является ориентация на традиционную или современную ценностную систему; одобрение или отрицание происходящих реформ, уровень адаптации к новым правилам экономического поведения. На основе этого социологи сделали попытку создания типологии поведенческих стратегий молодежи на рынке труда. В ее реальном поведении отчетливо проявляются два типа стратегий: пассивный и активный. Молодежь, использующая активные стратегии поведения, находится в стадии конструктивно-инновационного поиска, приверженцы пассивных стратегий в стадии социального ожидания.
Охарактеризуем стратегии поведения молодежи в новых социально-экономических условиях. Согласно Н.Н. Федотовой выявлено 5 типологических групп адаптивных поведенческих стратегий молодежи на рынке труда: две пассивные (рефлексивно-запаздывающая, умеренно-приспособительная) и три активные (карьерная, инструментальная, криминальная). Рассмотрим особенности их поведения.
Представители пассивной рефлективно-запаздывающей стратегии сохраняют старое ценностное сознание, хотя в основе этого лежит экономическая необходимость. Адаптация этой группы происходит на уровне приспособления, когда личность, усваивая новые формы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание и условия труда.
У представителей пассивной умеренно-приспособительной стратегии также сохраняется старое ценностное сознание. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально-ориентированный пассивный характер, констатирующий социальные проблемы. В профессиональном плане молодежь данной группы предпочитает государственный сектор экономики, стабильность заработка в ущерб его размеру. Молодые люди часто наследуют семейную профессию, образование в этой группе рассматривается как самоценность.
Представители активной позитивно-активной стратегии принимают новые ценности. Молодежь этой группы имеет новое по характеру ценностей сознание, ее мышление активно, конструктивно, контроль направлен на конкретные проблемы. В связи с этим она осуществляет регуляцию деятельности, адекватную рыночным условиям. Молодые люди из данной группы осознают себя как субъекта, а к обществу относятся как к объекту, используя его для достижения своих личных целей. В профессиональной деятельности направлены на создание собственного предприятия, образование ценят как средство получения больших доходов и успешной карьеры, а не как самоцель. Их поведение ориентировано на успех сейчас, без особых гарантий на будущее.
Активная позитивно-инструментальная стратегия направлена на рациональное использование своих возможностей. Эта группа имеет противоречивое ценностное сознание, которое достаточно продуктивно, поскольку ведет к проблематизации социальной действительности. Данный тип может не только сам адаптироваться к новым условиям, но и выполнять определенную конструктивную роль в обществе. Двойственность позволяет ему и эмоционально взглянуть на процессы, происходящие в обществе, и рационально осмыслить окружающее. К труду относятся как к цели, но не как к средству. Молодые люди ориентированы на развитие способностей и творческое отношение к труду. Успешная карьера и связанное с этим благосостояние – естественный, ожидаемый, но не единственный мотив социальной активности в этой группе.
Активная криминально-карьерная стратегия преследует цели повышения личного благосостояния за счет использования, прежде всего, возможностей, связанных с дезорганизацией и анархией. Возможность получения высокого дохода зачастую связана с нелегальным способом деятельности, то есть приводит молодежь этой группы в криминальные и антиобщественные структуры.
Итак, представители приведенных типологических групп формируют принципиально разные по своей личностной, профессиональной и социальной функции стратегии адаптивного поведения на рынке труда.
Наше исследование показало, что в зависимости от выбранной стратегии молодые люди по-разному реализуют свой профессиональный потенциал, решают проблему получения профессионального образования, дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Молодежь с активной формой поведения ориентированы на самореализацию, использование собственных ресурсов, ответственность. С пассивной стратегией поведения рассчитывают на помощь родителей и государства, не задумываются о планировании профессии и карьеры.
Социально-профессиональное самоопределение школьника
Выбор профессии определяет для человека всю его жизнь. В связи с этим профориентацию можно рассматривать как систему взаимодействия личности и ее социального окружения, направленную на удовлетворение потребностей личности в профессиональном развитии и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должно стать социально-профессиональное самоопределение.
По мнению А.А. Вербицкого, основная миссия образования в классической парадигме – подготовка подрастающего поколения к жизни и труду; основная миссия образования в новой парадигме – обеспечение условий самоопределения и самореализации личности.
Психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. подчеркивали роль общественных факторов в формировании личности, ее самосознания. С их точки зрения, самоопределение проявляется в способности и готовности личности выбирать и реализовывать образ жизни, связанный с культурными традициями, правовыми и нравственными нормами. Таким образом, самоопределение предполагает самостоятельность человека, позиционную определенность, программу действий для воплощения своих замыслов.
Итак, самоопределение в психологии и педагогике рассматривается как результат социализации человека (вхождение в социальные структуры общества, усвоение им определенных ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в различных сферах деятельности).
Анализ зарубежных и отечественных исследований свидетельствует о понимании самоопределения как долговременного, единого и непрерывного процесса определения личностью своего места в мире, осознания себя и своих возможностей с устремленностью в будущее. Таким образом, самоопределение можно рассмотреть не только с позиции социализации человека, но и индивидуализации личности.
Многие исследователи (Л.И. Божович, Г.С. Кожухарь, И.С. Кон, С.П. Крягжде, Т.В. Снегирева и др.) отмечают взаимосвязь самоопределения с выбором будущей профессии, рассматривая профессиональное самоопределение в качестве самостоятельного вида.
Определению сущности профессионального самоопределения посвящены работы (Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сахаров, В.Д. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова и др.), где профессиональное самоопределение рассматривается как: