Для того, чтобы предоставить возможность полиции не просто в полной мере использовать указанные выше направления, но и использовать собранные в ходе разведки по открытым источникам и цифровой криминалистики доказательства в суде, изобличающие преступников, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства. Начиная с 2017 г. Министерство внутренних дел приступает к реализации программы ЦИФРОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВЕДКА. Эта программа наряду с усилиями по созданию единой платформы поощряет овладение полицейскими методами разведки по открытым источникам и цифровыми расследованиями и оснащения их простым, но эффективным софтом;
• технологии судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза – это криминалистическая наука и практика, связанные с расследованием места преступления и анализом собранных доказательств. Переход общества в цифровой мир создал принципиально новые, гораздо более широкие, чем раньше, возможности для проведения экспертизы. Виртуальная реальность, в отличие от реальной, хранит следов больше и гораздо дольше. Соответственно при необходимом оснащении это повышает вероятность правильно установить преступника и задержать его. Министерство внутренних дел осуществляет программу ЦИФРОВЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ РАССЛЕДОВАНИЙ. Эта программа подкреплена финансами и способствует не только повышению уровня оснащения лабораторий по проведению экспертизы и привлечению в полицию специалистов по цифровым расследованиям, а также по использованию новых методов судебно медицинской экспертизы;
• мобильные технологии. Министерство внутренних дел создает в сотрудничестве с британским бизнесом единую систему связи для аварийных служб, включая полицию, пожарно-спасательную службу и скорую медицинскую помощь. Также эта система будет подключена к отдельным бизнес-структурам и общественным организациям. К 2018 г. в Великобритании будет создана единая сеть аварийных служб. Она обеспечит надежные услуги голосовой, текстовой и широкополосной видеосвязи, включая передачу данных. Система, располагающая мощнейшими центрами обработки данных, будет выведена на смартфоны, а также специальные устройства, прикрепленные к амуниции работников аварийных служб. Соответственно работники аварийных служб, находящиеся на переднем крае, в какой бы критической ситуации не оказались, смогут не только поддерживать связь, но и оперативно получать необходимую помощь;
• технологии цифрового видео. Британская полиция видит три основных направления использования цифрового видео в своей деятельности. Во-первых, это – видеоматериалы с места преступления. Во-вторых, это – канал взаимодействия с общественностью. В-третьих, это гигантский, пополняемый в онлайн режиме видеоархив с камер наблюдения в британских городах и на транспортных магистралях. Впервые в истории у британской полиции есть в распоряжении программно-аппаратные средства, позволяющие в онлайн режиме работать с потоковым многоканальным видео. По сути, речь идет о том, что впервые у полиции появляется возможность предикативно анализировать намерения потенциальных преступников, а также фиксировать на пленку уже совершенные преступления, либо обнаруживать скрывающихся преступников. Главной проблемой на сегодняшний день являются уже не программно-аппаратные средства, а внесение изменений в британское законодательство, чтобы видеоматериалы могли рассматриваться как доказательства в процессе уголовного производства.
Перспективные направленияВ Министерстве внутренних дел Великобритании был создан Центр перспективных прикладных наук и технологий (CAST). Его задачей является работа с бизнесом и наукой по выявлению новых технологий, и при необходимости их финансовая и иная поддержка. Особое внимание Центр уделяет не международным и ведущим британским компаниям – поставщикам Министерства внутренних дел, а исследовательским командам в британских университетах, стартапам и т.п. Центр не только внимательно изучает их разработки, но и облегчает доступ лучшим из них на тендеры, проводимые Министерством внутренних дел.
В рамках работы Центра, наряду с традиционными направлениями, особое внимание уделяется таким перспективным технологиям, как:
• 3D и 4D печать. Трехмерная печать позволяет создавать объекты при помощи послойного нанесения материала в определенной форме. 4D печать представляет собой 3 D печать, чья форма программируемо изменяется с течением времени. Первое оборудование для 4D печати уже создано в британских университетах. Данная технология интересна для Центра с позиций возможности использования 3D и 4 D печати преступниками. Если пластиковые пушки в настоящее время ненадежны и представляют большую угрозу для стрелка, чем для жертвы, то стремительно развивающаяся 3D металлическая печать позволяет преступникам оснащать себя стрелковым оружием дома с низкими затратами и высокими качеством. Благодаря тому, что удалось своевременно распознать эту угрозу, в настоящее время в Великобритании компании, производящие 3D принтеры для металлической печати, получают специальную разрешительную лицензию, которая предусматривает не только предоставление МВД сведений обо всех покупателях подобных устройств, но и установку внутрь устройств вшитых распознавателей локации. Также удалось выявить такие угрозы, как использование 3D печати для производства различных устройств, используемых для контрабанды наркотиков, произведений искусства и т.п.
• Дроны. Нынешние разработки в области робототехники позволяют массово производить летающие роботы, несущие полезную нагрузку до 25 кг со временем полета более двух часов и скоростью до 400 км/ч по цене 200-300 фунтов стерлингов. Очевидно, что подобные дроны, используемые в настоящее время в основном государственными службами, в ближайшие год-два станут оснащением преступников. Центром совместно с лабораториями в Саутгемптонском и Бристольском университетах удалось создать устройство, которое позволяет распознавать на высоте до полутора км характер груза, размещенного на дроне. Устройство позволят идентифицировать основные виды взрывчатки, наркотиков и химических реагентов. Эта революционная разработка позволит сбивать или сажать путем перехвата управления подобные преступные дроны.
• Биткойн- и блокчейн-технологии. Биткойн – это одна из виртуальных валют. Если на первом этапе биткойны вызывали большие подозрения у правоохранительных органов, то сегодня ситуация изменилась. Британское Министерство внутренних дел четко разделяет анонимные виртуальные криптовалюты, использование которых запрещено, с технологиями блокчейна. Если анонимные виртуальные валюты являются все более важным платежным средством для различного рода незаконных транзакций, начиная от оплаты убийств, наркотиков и т.п., до вывода за рубеж коррупционных и прочих нелегальных денег, то технологии блокчейна осуществляют революцию в финансах. Великобритания вместе с Соединенными Штатами является лидером использования блокчейнтехнологий в финансовом секторе. Для того, чтобы разобраться во всех аспектах блокчейн технологий Министерство внутренних дел ассигновало Центру совместно с Института Алана Тьюринга по 10 млн. фунтов стерлингов ежегодно, вплоть до 2020 г. на блокчейн-исследования.
• Всеобщая взаимосвязь. В настоящее время мир движется к сплошной связанной среде и инфраструктуре. К 2020 г. в мире будет около 20 млрд. связанных между собой сетевых устройств. Министерство внутренних дел понимает, что глобальный связанный мир полностью меняет требования к работе правоохранительных органов. В полностью связанном мире криминал, не ограниченный законодательством, будет действовать глобально, поверх государственных границ. В то же время правоохранительные органы в своих действиях ограничены государственной юрисдикцией. Если эта проблема до 2020 г. не будет разрешена, то преступники получат огромное, а возможно решающее преимущество. Несмотря на надежды руководителей отдельных крупных государств на эффективное закрытие собственного информационного пространства, это технически невозможно на программно-аппаратном уровне. Кроме того, любые подобные попытки приведут к отрыву государств от мировой экономики и глобальной технологической гонки и приведут их к стремительной деградации. Поэтому Министерство внутренних дел исходит из концепции открытого глобального связанного пространства и предлагает искать пути решения этой острейшей, неосознаваемой обществом на сегодняшний день, проблемы различными, в том числе нетрадиционными способами. Например, возможно выделить цифровую среду в особый тип среды, в которой будут действовать иные законы, чем в рамках наземной, воздушной или водной сред. Такой подход еще более 50 лет назад в расколотом на блоки мире был применен для правового регулирования космического пространства.
• Цифровое шифрование. Цифровое шифрование амбивалентно. С одной стороны оно создает возможности для общественности, граждан и бизнеса защитить свою информацию не только от преступников, но и от несанкционированного доступа к ней правительственных структур. С другой стороны, широкое распространение шифрования создает большие трудности для полицейских органов. Начиная с 2013 г. многие британские граждане стали использовать шифрованную электронную почту, мессенджеры и т.п. Это создает значительные затруднения правоохранительным органам. Вероятно, необходимо регламентировать возможности шифрования гражданами, а также специально предусмотреть обязанность для производителей шифрованных коммуникаторов предоставлять соответствующие ключи правоохранительным органам.
Помимо изучения конкретных технологий Центр особое внимание уделяет изучению вопросу: как новой технологии будут взаимодействовать и влиять друг на друга. Центр будет выпускать ежегодный доклад по перспективным тенденциям развития технологий с точки зрения полиции. Такой доклад позволит не только использовать потенциал технологической революции для повышения эффективности работы полиции, но и своевременно оценить риски и угрозы попадания этих технологий в руки криминала.
Глава 2.
Искусственный интеллект и «большие данные» для предупреждения и раскрытия преступлений
Искусственный интеллектДжошуа Бенджо – профессор информатики в Монреальском университете, один из пионеров в области разработки методов глубинного обучения, считает, что после 2005 г. исследования в области искусственного интеллекта стали перспективным делом. И произошло все это благодаря концепции глубинного обучения – так называется подход к созданию компьютеров, наделенных искусственным интеллектом, черпающий вдохновение в нейробиологии. В последние годы концепция глубинного обучения стала тем самым локомотивом, который придал ускорение исследованиям в области искусственного интеллекта. Теперь крупнейшие ИТ-компании принялись вкладывать в технологию глубинного обучения миллиарды долларов (В мире науки [08/09] август/сентябрь 2016).
Принцип глубинного обучения заключается в моделировании нейронных сетей, которые постепенно «учатся» распознавать изображения, понимать речь и даже самостоятельно принимать решения. Технология глубинного обучения основана на использовании так называемых искусственных нейронных сетей – основного объекта нынешних исследований в области ИИ. Нет, виртуальные, искусственные нейронные сети вовсе не представляют собой точную копию настоящих нейросетей головного мозга, и функционируют они примитивнее: в основу их работы положены общие математические принципы обучения на примерах из обучающей выборки, что позволяет нейросетям распознавать всевозможные объекты на фотографиях (например, лица людей и т.д.) или переводить тексты, написанные на основных языках мира.
Технология глубинного обучения коренным образом изменила сам характер исследований в области ИИ, вдохнув новую жизнь в позабытые было амбициозные планы по созданию компьютерного зрения, распознаванию речи, обработке естественных языков, реализации проектов в области робототехники. Первые программы распознавания речи были созданы в 2012 г. (например, всем известный сервис Google Now). Затем стали появляться приложения, распознающие фотографии (данная функция в настоящее время интегрирована в сервис Google Photos).
До недавнего времени искусственные нейронные сети использовались в значительной степени для распознавания статичных образов. Однако постепенно получил известность другой тип нейро-сетей – рекуррентные нейронные сети, которые стали применяться в основном для анализа процессов, протекающих во времени. В частности, такие сети оказались способны корректно выполнять обработку аудио- и видеоизображений, а также некоторых других видов информации. Последовательные данные состоят из блоков (фонем, слов), которые следуют друг за другом. Процесс обработки входных сигналов с помощью рекуррентных нейросетей имеет сходство с работой мозга, ведь и в головном мозге во время обработки информации, поступающей от органов чувств, происходит постоянное изменение сигналов, циркулирующих между нейронами. Получается, что состояние каждого нейрона во внутренних слоях постоянно меняется в зависимости от мощности сигналов, поступающих в головной мозг из внешней среды, а на выходе мы получаем последовательность команд, которые инициируют двигательную активность разных частей тела, направленную на достижение конкретной цели.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги