Платежный баланс характеризует уровень развития внешней торговли, производства, занятости и потребления страны, он позволяет определить платежеспособность страны, степень ее участия в мировой торговле.
Долги государства
Страны вынуждены брать кредиты, чтобы покрыть дефицит бюджета. В результате этих заимствований образуется долг государства. Чем выше долг по отношению к ВВП, тем вероятнее дефолт (т. е. банкротство). Стабильными считаются страны, способные выплачивать проценты по долгам без ущерба для роста экономики и без рефинансирования. Согласно исследованиям Всемирного банка, проблемы у государства начинаются, когда сумма долга превышает 77 % от объёма ВВП.
Государственный долг делится на внешний и внутренний. Он может быть номинирован как в национальной, так и в международной валюте.
Внешним долгом называется задолженность страны перед другими государствами и иностранными компаниями, как правило, он номинирован в иностранной валюте, а внутренний долг – это долговые обязательства страны перед собственными резидентами, в основном рассчитанные в национальной валюте.
Долг составляют:
• небанковские правительственные займы;
• банковские кредиты, выданные правительству;
• государственные обязательства по долговым бумагам;
• невыплаченные гражданам льготы, компенсации и т. д.
Чтобы его покрыть, государству либо нужно иметь доходы, превышающие расходы, либо снова занимать, выпуская государственные долговые бумаги. Все, кто покупает их (физические лица, инвестиционные фонды, международные компании), становятся держателями долга страны. В оговоренный срок заемные средства эмитент обещает вернуть с процентами.
Страны с устойчивой экономической и политической системой пользуются высоким доверием у инвесторов, поэтому их облигации считаются надежными и высоколиквидными, на них всегда имеется спрос. Соответственно, наибольшим спросом у инвесторов пользуются государственные долговые бумаги развитых стран со стабильной экономикой. Поэтому купонный доход по ним может быть небольшим. Цель размещения в них – сохранение капитала. Не зря при любых панических настроениях на биржах игроки стараются быстро вывести средства из рисковых активов и размещают в гособлигациях США. Много десятилетий эти ценные бумаги считаются самым надежным способом защиты сбережений от различных экономических потрясений.
Для сравнения рассмотрим купонный доход по долговым бумагам США и России. Соединенные Штаты брали в долг за последнее десятилетие в основном под 2 % годовых, когда же Россия занимала в среднем под 8 % годовых, а с 2022 года получение кредитов для РФ затруднилось из‑за санкционного давления и возросших рисков.
Рис. 2.6. Сравнение доходностей 10‑летних облигаций США и России
А странам с неразвитой экономикой или нестабильной политической системой приходится предлагать высокий процент по облигациям. Но даже при выгодном купонном доходе государственные ценные бумаги остаются высокорисковым инвестиционным инструментом. Соответственно, даже за привлекательный процент долги бедных стран инвесторы держать не хотят, а в случае мировых кризисов из таких бумаг массово бегут в облигации надёжных стран. Тогда государству остаётся обратиться в международные финансовые институты за помощью, к таким как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Международные региональные банки развития. Так у страны формируется внешний долг перед мировыми финансовыми организациями.
Для развивающихся стран внешние долги страшны тем, что увеличивают их зависимость от кредиторов и ведут к удорожанию будущих займов. Если страна не может выплачивать внешний долг, то объявляется дефолт. Прекращается приток инвестиций, сокращается производство, а местная валюта обесценивается, что приводит к росту цен. Люди становятся беднее, среди населения растёт недовольство. Такая ситуация может закончиться вынужденным уходом действующего правительства. А долги у государств, неспособных обслуживать свои обязательства, частично реструктурируют, частично погашают за счёт оставшихся у страны активов и ресурсов.
Россия уже переживала дефолт в 1998 году. 17 августа Правительство РФ объявило технический дефолт, отказавшись платить по основным долговым обязательствам. Накануне дефолта 16 августа курс за доллар был 6,8 рубля, к 1 января 1999 года стал 21–22 рубля за доллар.
На сегодняшний день долг есть у каждого государства в мире. Самые крупные должники – развитые страны. Верхние строчки рейтинга стран с самым большим госдолгом занимают США, Китай, Япония, Франция, Германия, Великобритания. Суммы их внешних обязательств исчисляются триллионами долларов. Лидер по величине государственного долга – Соединённые Штаты. Но сумма долга – это не показатель упадка или успешности. Любой свой долг США гасят очередной эмиссией долларов. Именно поэтому у самой мощной экономической державы (если судить по ВВП) самый большой в мире государственный долг.
Чтобы понять, сможет ли страна погасить свой долг, важно знать не только, сколько она зарабатывает, но и какие у нее расходы. В таблице 2.9 приведены национальный долг и номинальный ВВП стран по итогам 2022 г.
Таблица 2.9. Национальный долг и номинальный ВВП стран по итогам 2022 г.
Сравним для примера соотношение долга к ВВП США и России. По данным МВФ ВВП России за 2022 год составил 1 трлн. 703,5 млрд долларов, а общая сумма долга – 419 млрд, это всего 24,6 % к ВВП. А теперь рассмотрим ситуацию на примере США. Соотношение долга к ВВП страны давно пересекло критическую отметку в 77 % и составляет 127 %, при ВВП 24 трлн. 796 млрд долларов (за 2022 год), накопившийся долг равен 31 трлн. 526 млрд.
Рис. 2.7. Сравнение общего долга к ВВП США и России за 2022г.
Так почему же государство до сих пор не обанкротилось, а напротив, лидирует в мире? Этому есть несколько причин.
Во‑первых, основные держатели американских ценных бумаг – госструктуры самих США, то есть, по сути, это внутренний долг. Так происходит потому, что у многих государственных ведомств этой страны остаются неиспользованные средства, которые инвестируются в гособлигации. Это примерно 40 % госдолга США. Остальные долги приходятся на различные паевые фонды, пенсионные фонды, страховые компании и облигации физических лиц. Доля иностранных держателей составляет всего около 25 % от его объемов (данные по итогам 2022 года).
Основные держатели долга США на февраль 2023 года – Япония, Китай, Великобритания, которые сами являются крупными должниками.
Во‑вторых, долги США номинированы в национальной валюте США, а Федеральная резервная система может выпустить долларов столько, сколько стране потребуется. Это первая причина, почему США всегда могут выплатить деньги по своим обязательствам, выпустив очередную партию долларов. При этом дефолт они могут не объявлять и бесконечно множить задолженность. Уверенность инвесторов, что США так или иначе выполнят свои обязательства, поддерживает эту бесконечную цепочку займов.
Рис. 2.8. Кто держит долг США
Напрашивается вопрос, смогут ли Соединенные Штаты Америки рассчитаться со своим гигантским долгом честным путём, т. е. выручив деньги, продавая товары и услуги в другие страны? Какие варианты есть у США для снижения национального долга? Их всего два.
Либо проводить мягкую денежно‑кредитную политику: т. е. продолжить создавать доллары, допустить рост инфляции и обесценить таким образом свой национальный долг.
Либо обеспечить бурный экономический рост, который приведёт к увеличению доходов и быстрейшему погашению долга. Осуществить этот вариант в условиях энергетического кризиса крайне сложно, поскольку из‑за роста цен на энергоресурсы сильно удорожает конечный продукт. В такой ситуации производству трудно выйти на высокий уровень прибыли. Получается, вероятнее первый сценарий и нас в ближайшие годы ждут ещё волны инфляций.
На основании вышеизложенного стал очевиден ответ на вопрос прошлой главы: «Сможет ли российский рубль стать мировой валютой?» В России уже не раз обсуждали возможность создания схемы расчетов с иностранными партнерами, которые позволят исключить использование американского доллара. Но для этого необходимы межправительственные соглашения со всеми странами‑партнерами и создание международных организаций, которые были бы подчинены России и смогли бы заменить МВФ, Всемирный банк и другие мировые финансовые институты. Данный процесс сложный и длительный, для этого государству нужно достичь превосходства в экономической и политической сфере над господствующей мировой державой. В настоящее время Россия не имеет уровня ВВП, сопоставимого с ВВП развитых стран, поэтому у нее нет сильного влияния на мировую экономику. При такой ситуации у рубля мало шансов стать мировой валютой, а полный отказ от использования долларов и евро невозможен без ущерба для России.
Выводы к главе «Макроэкономические показатели, определяющие уровень благосостояния страны»
• Главным субъектом международных экономических отношений выступает государство. Каждая страна самобытна и владеет определенными природными ресурсами, которые являются основой развития ее экономики, науки, технологий. Это послужило толчком к развитию мировой торговли. В результате роста производства и научно‑технического прогресса национальные экономики стали элементами глобальной хозяйственной системы, все участники которой связаны торговыми, экономическими и финансовыми связями.
• Практически в каждой стране есть своя национальная валюта для внутренних расчётов. Сегодня международные валютные отношения регулируются Ямайской валютной системой, которая была создана в 1976 году после одностороннего выхода США из Бреттон‑Вудского соглашения в 1971 году. В соответствии с положениями Ямайской системы курс валют формируется рынком, а самой главной международной валютой является американский доллар. Поэтому принято рассчитывать курсы валют по отношению к доллару.
• Центральный банк выполняет важные функции: эмиссию денег, обеспечивает стабильную работу финансовой системы страны и регулирует инфляцию. Исключительное положение среди всех центральных банков занимает ФРС. Центральный банк Америки влияет на курс главной мировой валюты и на первую экономику в мире, а значит, и на все мировые экономические процессы.
• ВВП – важный показатель экономической мощи страны и используется как один из главных показателей инвестиционной привлекательности государства. Чтобы увидеть реальную картину, его рассчитывают различными методами и рассматривают в динамике, т. е. сравнивают показатели разных лет.
• Платежный баланс представляет собой механизм взаимоучета внешнеторговых и финансовых операций государства с другими странами в определенный период времени. Если средств из зарубежных стран поступило больше, чем ушло из страны, платежный баланс государства считается активным, при обратном процессе – пассивным.
• Долги стран формируются из‑за превышения расходов государства над доходами, разницу приходится компенсировать кредитами. Но это не единственная причина роста кредитной нагрузки страны. Самые большие долги у экономически развитых стран. Они могут позволить себе увеличивать собственный государственный долг в силу инвестиционной привлекательности своих экономик.
• Чем больше у страны политического и финансового влияния на международной арене и стабильнее экономика, тем выше доверие иностранных кредиторов к ней, поэтому процентная ставка по долговым бумагам таких государств ниже, чем у тех, чья экономика подвержена высоким рискам.
• У каждого государства в мире есть внешний долг. Самые крупные должники – развитые страны, при этом они же являются крупными кредиторами. Мировой внешний долг достиг критических размеров и продолжает расти. Это приводит к дестабилизации процессов в мировой экономике и тормозит экономическое развитие. Международные финансовые институты занимаются поиском эффективных механизмов по выходу из усугубляющейся критической ситуации с мировым госдолгом.
Глава 3. Как США извлекли выгоду из двух мировых войн и превратили доллар в мировую валюту
Первая мировая война и ее итоги
В начале 20 века США становятся мировой державой. Особенно благоприятным периодом для развития американской экономики стала Первая мировая война, которая началась 28 июня 1914 года. Это противостояние между двумя военными блоками: Тройственным союзом, в который входили Германия, Италия и Австро‑Венгрия с Антантой – коалицией, состоящей из России, Франции и Англии. Большинство государств‑участников имели колонии – в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, поэтому конфликт европейских держав превратился в мировой.
Что касается США, то в начале войны они сохраняли нейтралитет, хотя и симпатизировали союзу Антанты. Нейтральный статус страны объяснялся действием доктрины «Монро», принятой еще в 1823 г. и содержащей принципы внешней политики США. Согласно доктрине, США не вмешиваются во внутренние дела европейских стран, а европейские лидеры не должны вмешиваться в происходящее на территории Северной и Южной Америки, которые объявляются зоной исключительных интересов Соединенных Штатов.
Интересно, что пока европейские державы сражались, разрушая свои экономики, финансовое положение США укреплялось. Как же США богатели на конфликте, в котором не участвовали с самого начала? Дело в том, что страна превратилась в мирового кредитора – американцы давали воюющим странам займы. Правительство США выпустило государственные облигации, которые получили название “заем свободы”. Простых американцев призывали исполнить свой патриотический долг – купить облигацию, чтобы профинансировать военную помощь странам Антанты. И заодно заработать – от 3,5 % годовых с погашением через 15 лет. Общая сумма средств, направленных американским правительством на помощь союзникам (странам Антанты), за 4 года превысила 10 млрд долларов, из них почти 7 млрд потрачены на закупку американского оружия, боеприпасов и обмундирования. То есть деньги, данные взаймы, подобно бумерангу возвращались в Америку и стимулировали развитие ее экономики. С ростом военных заказов росло не только богатство американских промышленников, но и их влияние на экономические и политические решения американского правительства.
Американцам все же пришлось вступить в боевые действия в 1917 году, незадолго до окончания Первой мировой. И причин на это было несколько:
• Первая причина – «подводная война». Желая прекратить поставки боеприпасов и оборудования из США странам Антанты, немцы вели «подводную войну» против американских торговых кораблей. В 1915 г. немецкая подводная лодка потопила пассажирский лайнер «Лузитания», в результате 1198 человек погибли. Известие об этом вызвало огромный резонанс в американском обществе.
• Причина вторая – телеграмма Циммермана. Немецкий политик Артур Циммерман отправил мексиканскому правительству секретное предложение о помощи в возвращении территорий, утраченных в ходе американо‑мексиканской войны. Война с Мексикой сорвала бы план поставок американского оружия союзникам. Телеграмму перехватила британская разведка. Узнав о ее содержании, занимавший пост президента США Вудро Вильсон запросил разрешение у Конгресса о вступлении в войну.
• И наконец, третья причина – участие в переделе мира. Промедли США еще хоть немного – Антанта завершила бы войну без их непосредственного участия. Американцы не получили бы место за столом переговоров и не смогли бы предложить другим государствам свой проект мироустройства.
Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 г. победой Антанты.
Версальско‑Вашингтонская система международных отношений
Страны‑победительницы хотели закрепить созданный ими миропорядок международными договорами. Новое мироустройство получило название Версальско‑Вашингтонская система международных отношений – по названию двух мирных конференций проходивших в Версальском дворце Парижа и в Вашингтоне. Казалось, наконец‑то наступит долгожданное согласие и конфликты прекратятся, но мир, созданный Версальско‑Вашингтонской системой, был непрочным и порождал новые противоречия.
На Парижской мирной конференции, которая проходила с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года великие державы, в первую очередь, Англия и Франция решали послевоенную судьбу Германии.
Делегатов от России на конференцию не пригласили. 25 октября 1917 г. в стране произошла революция, и к власти пришли большевики во главе с Владимиром Лениным. В это время страна переживала глубокий продовольственный, энергетический и транспортный кризис, а население требовало прекратить бессмысленную войну. Поэтому Ленин призвал все воюющие народы немедленно начать переговоры о мире «без аннексий и контрибуций», то есть без захвата чужих территорий и без взыскания с побеждённых денежных компенсаций. «Великие державы» проигнорировали этот призыв. Тогда, 3 марта 1918 г. большевистское правительство заключило мир с Германией без согласия союзников по Антанте, нарушив свои обязательства. Россия вышла из Первой мировой войны до ее окончания, а значит, присутствовать за столом переговоров не имела права.
По Версальскому мирному договору главной виновницей Первой мировой войны признали Германию. Она теряла часть своей территории и должна была выплачивать репарации, а численность ее армии и количество вооружения жестко ограничивались. Что же касается бывших германских колоний, то их поделили Япония, Англия, Бельгия, Португалия и Франция. Для Германии «Версаль» стал национальным унижением и трагедией. А выплаты странам‑победительницам серьезно ухудшили экономическое положение немецкого народа. Жесткие условия мира привели к распространению в стране идеи реваншизма – пересмотра итогов Первой мировой войны, на волне которой в 1930‑ых гг. к власти в Германии пришла партия национал‑социалистов во главе с А.Гитлером.
Создание «Лиги Наций»
Еще одним важным шагом в определении нового миропорядка стало создание «Лиги Наций». Эта международная организация задумывалась для предотвращения конфликтов между странами. Стоит сделать акцент на одном важном моменте: США не стали подписывать соглашения, мешающие им проводить независимую внешнюю политику. Поэтому Парламент США выступил против присоединения к «Лиге Наций». С одной стороны, сенаторы не хотели втягивать американскую армию в европейские конфликты, с другой, не желали, чтобы европейцы вмешивались в политику в Северной и Южной Америках. Решения Парижской конференции не учитывали национальные интересы США. А еще американских дипломатов не устраивало усиление влияния Японии и Англии в Азиатско‑Тихоокеанском регионе и увеличение численности их военно‑морских флотов. Желая компенсировать неудачи в Версале, США настояли на проведении международной конференции на своей территории. Она проходила в Вашингтоне с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года.
Участниками конференции стали 9 государств (США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия), владеющие флотами на Тихом океане. Однако, основные вопросы решались между тремя державами‑соперниками, желавшими переделить сферы влияния в Азии и на Тихом океане – Японией, Великобританией и Соединенными Штатами. По итогам работы конференции было подписано три договора:
• «Договор четырех держав» подписали представители США, Великобритании, Японии и Франции. Главная цель договора – сохранение колоний на островах Тихого океана и в Азии и совместное подавление любых попыток освободиться от колониального гнета.
• «Договор пяти держав» между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией запрещал строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 000 тонн (такие корабли как раз начала строить тогда Англия, а США еще нет) и устанавливал соотношение американских и английских крупнотоннажных линкоров и авианосцев в пропорции 5:5. Переговоры проходили сложно и длились почти три месяца, но американские дипломаты добились своего – с Англией закрепили принцип паритета линейных флотов и существенно сократили флоты других союзников.
• «Договор девяти держав» касался Китая. Страны применяли в отношении него принцип «открытых дверей и равных возможностей». Правительство Китая обязали не препятствовать свободной торговле и проникновению иностранных капиталов. На словах участники договора обязались уважать суверенитет Китая, в реальности положение страны оставалось полуколониальным. Все эти 9 держав отказались возвращать Китаю «арендованные» у него территории, в стране по‑прежнему оставались иностранные военные силы, а китайские рынки захватывали зарубежные компании. Это соглашение было выгодно американцам: они не только получили возможность торговать с Китаем, но и ослабляли влияние Японии на «Поднебесную». Под нажимом США японцы вернули Китаю полуостров Шандунь и отказались от союза с Англией. Все это помогло Америке занять лидирующие позиции в Азиатско‑Тихоокеанском регионе.
Рис. 3.1. Первое заседание Лиги Наций
Вашингтонская конференция позволила США укрепить свое влияние в Тихоокеанском регионе и существенно потеснить позиции Англии и Японии.
Итак, Версальско‑Вашингтонская система должна была поддерживать баланс сил и способствовать мирному разрешению конфликтов, для чего создавалась специальная организация «Лига Наций». На деле она закрепляла ведущее положение на мировой арене Англии, Франции и США, при этом игнорировала интересы проигравших стран (Германии, Австро‑Венгрии, Турции и Болгарии), вновь появившихся государств (советской России, Чехословакии, Польши, Югославии и др.) и колоний (страны Африки и Азии).
Между двумя мировыми войнами
Не удивительно, что международные конфликты не прекратились. Даже отношения среди бывших союзников были напряженными. Американских политиков интересовал вопрос о сроках и способах возврата Соединенным Штатам военных долгов стран Антанты, выплата которых была заморожена до подписания мира. Самыми крупными были займы Великобритании, Франции, России, Бельгии и Италии, вышедшей в 1915 г. из состава Тройственного союза и примкнувшей к Антанте. С получением денег практически сразу возникли проблемы – платить никто не хотел. В ходе Октябрьской революции власть в России захватили большевики, которые наотрез отказались возвращать царские долги. Остальные должники не могли выполнить свои обязательства – их экономики были истощены. Союзники предложили частично списать или вовсе аннулировать задолженность перед США, приводя аргументы, что кредиты – это вклад Америки в победу над Германией. После трудных переговоров с английскими дипломатами американские политики признали, что не будут настаивать на полной выплате долга, ведь тогда они ничего не получат. В результате сумма долга уменьшилась с 10 до 2,6 млрд долларов. Фактически американцы разрешили союзникам не возвращать ту часть денег, что действительно была потрачена на общий вклад в победу в Первой мировой войне.
Первая мировая война изменила соотношение сил в мире. Англия утратила свой статус мирового банкира и владычицы морей. А фунт стерлингов больше не мог исполнять роль мировой резервной валюты. Дело в том, что фунт, как и другие валюты, был обеспечен золотом. После войны золотого запаса Великобритании не хватало, чтобы обеспечить спрос других стран на британские фунты. Кроме того, расходы страны намного превышали доходы, что означало фактическое банкротство Великобритании. Тогда на международной экономической конференции в Генуе в 1922 году был введен «золотодевизный стандарт». Формально он почти не отличался от «золотого стандарта», только доллар официально признавался международной мерой ценности наравне с золотом. Американская валюта сохраняла золотое обеспечение, а британский фунт получал жесткую курсовую привязку к доллару. Выходило, что реальная ценность английских банкнот подкреплялась долларами, которые впоследствии можно было обменять на золото. Так доллар получил статус второй резервной валюты, первой номинально оставался британский фунт.
А тем временем Англии и Франции предстояло найти деньги, чтобы выплатить долг Америке. Решение было очевидным – "немцы за всё заплатят". Вспомним, что Германию признали единственной виновницей Первой мировой войны и наложили репарации в размере 132 миллиардов "золотых марок". Это была неподъемная сумма для немецкой экономики, в итоге германское правительство выпустило дополнительные банкноты, чтобы покрыть внешний долг. Естественно, это привело к гиперинфляции немецкой марки. Спасение экономики Германии стало задачей номер один для американского правительства. Только так американцы могли получить свои деньги с кредиторов. Разработку реалистичного плана выплат германских репараций поручили банкиру Чарльзу Дауэсу. В 1924 г. его идеи были изложены на Лондонской конференции и приняты как “План Дауэса”. Схема выплат напоминала финансовую махинацию: США дают немцам взаймы, немцы из займов платят репарации британцам и французам, которые из этих средств оплачивают свои военные долги. Вот так причиненный Первой мировой войной ущерб был оплачен из кармана США. Вы спросите, что выиграла американская экономика от этого денежного круговорота? Американские компании и банкиры вложили миллиардные капиталы в восстановление железнодорожной и военной промышленности Германии. Соответственно, часть доходов немецкой экономики оседала в США, превращая их в мировой финансовый и производственный центр.