По праву первородства комплекс следит за всем, пропуская только созвучное себе. Сила комплекса заключается в том, что он остается вечно неузнанным, действуя всегда в тени «Я». Разум – это невидимая, загадочная энергия, способная управлять в том числе и своим собственным хозяином.
1.5. Язык единства действия. Введение в интерпретацию сновидений[32]
А. Для объективного понимания такого сложного соединения как человек, онтопсихология использует в качестве точной методологической основы сравнительный анализ. Реальность сновидения – это проекция или спонтанный язык, отражающий определенную ситуацию органического контекста.
Целостное понимание единства действия требует одновременного знания всех компонентов, входящих в структуру первичной потенциальной данности, то есть первопроявления психической деятельности. Они являются сопутствующими причинами, которые в своей взаимодополняемости и взаимосочетаемости описывают и раскрывают человеческую ситуацию. Эти структуры распознаются по некоей динамической целостности[33].
Для понимания человека и его жизни необходимо знать шесть структур.
Первая – Ин-се, динамическая целостность, которая всегда едина, но различается.
Вторая – структура «Я» в виде секторов или ментальных организаций. Например, для передачи некоего смысла мне следует расчленить его логически, чтобы он был понят другими. Следовательно, для структурирования смысла необходим язык – подлежащее, сказуемое и дополнение. Язык тоже представляет собой структуру, зависящую от «Я». Когда я говорю, что устройство «Я» подобно шкатулке с ящиками, это вовсе не иносказание: умение водить машину или исполнять музыку – все это секторы той единичной структуры, которую мы определяем как «Я».
Третья – семантическое поле.
Четвертая – комплекс, который остается скрытым, но обладает собственной тематикой, несмотря на отсутствие у него таких точных структур, как у «Я». Если «Я» для достижения цели использует различные логики и сознательные инструменты, то комплекс реализует ее обходным путем: избегая зоны рефлексии, он стремится завладеть объектом. Он архаичен, малоразвит, но наделен большой силой однонаправленной агрессивности[34].
В той или иной степени комплекс проникает во все аспекты жизни человека, являясь тем индивидуальным моментом, который представляет нам внешнюю реальность исключительно с позиций своей тематики и трагически связывает нас с монитором отклонения.
Пятая – монитор отклонения, который, действуя заодно с комплексом, вызывает патологическое сопротивление[35]: одна часть организма борется с другой. Индивид видит реальность, но начинает ей сопротивляться, уничтожая без всякой для себя пользы собственный позитивный жизненный порыв. «Я» хотело бы, но комплекс сводит это желание к нулю, как бы вопрошая: «А что скажет твоя мать? Да ты отдаешь себе отчет? Ты об этом подумал?».
Итак, в действительности «сопротивление» означает влечение, внутренне присущее субъекту, но противодействующее его самореализации. Это препятствие, затруднение, с которым он сталкивается внутри себя. Впрочем, не следует забывать, что во всем этом единственный капитал всегда целостен.
Шестая – внешние факты, историческое событие, имеющее отношение к объекту или близкое к нему, которое сохранилось в памяти: это – события, происходящие с субъектом, которые его меняют, обусловливают, обновляют, позволяют проявиться; иными словами, это – другие.
Эти шесть структур, являясь кодами или «выразителями», всегда представляют собой внешние проявления некоего единого целого, но между ними существуют иерархические отношения. Если мы хотим отыскать собственную истину и контролировать ее, чтобы достичь успеха, необходимо прислушаться к этим шести основным факторам. Если хотя бы один из них отсутствует, то у нас нет объективной уверенности.
Сновидение распределяет все роли: оно раскрывает желания комплекса, сообщает о присутствии семантики и о правильности или ошибочности поведения «Я» по отношению к Ин-се. Ин-се есть критерий истины, внутренний учитель. Оно говорит посредством структуры «Я», морали комплекса, семантического вмешательства, второстепенных исторических обстоятельств; оно позволяет услышать свой голос, говоря ясными образами той культуры, к которой относится субъект. В своей речи оно использует все средства, сообщая о том, «что» и «почему» происходит (причину), а также указывая, есть ли выход или нет, является ли этот выход единственным или существуют другие возможности.
Это – единственный категорический определитель, не подчиняющийся никакому правилу, если только оно не способствует ранее им предусмотренному и его функциональности. Ин-се руководствуется функциональной реальностью как единственным для себя законом: нормальное равновесие по отношению к достигнутой функциональности, достаточной для оперативной идентичности единства действия субъекта.
Ин-се легко оценивает и психотерапевтические отношения. Чтобы определить уровень профессионализма психотерапевта, мне достаточно его рассказа о каком-нибудь сновидении одного из пациентов, ибо это сновидение также является критической оценкой действий психотерапевта, мастерство которого определяется тем, насколько Ин-се клиента разделяет происходящее. Ин-се принимает психотерапевта, если он оказывается точным техником, способным обеспечить постоянный рост «Я» клиента.
Б. По преодолении материального, телесного измерения и достижении конечной стадии сенсорного восприятия, предваряющей обнаружение чисто ментальной деятельности, на первый план выступает психологическая наука. Психология «заступает» после того, как будут исчерпаны возможности других наук.
Все науки основываются на описании факта, психолог же должен найти ответ на вопросы «кто?» и «почему?» (например, «кто» и «почему» виновен в возникновении раковой опухоли или динамики какого-либо несчастного случая). Так, анализируя несчастный случай, нужно научиться проникать за рамки того, что составляет динамику следствия. Любой несчастный случай всегда заранее запрограммирован: психическое время опережает историческую действительность.
Чтобы произошло некое событие, субъекты (как виновник этого события, так и пострадавший) должны создать определенную психологическую ситуацию, которая может возникнуть и неделей раньше. Но одного этого недостаточно: необходима безответственность по отношению к самому себе, к той динамике, которую уже активизировал комплекс и которую уже начало исполнять «Я» (речь идет о выборах определенного типа, предпочтениях, предрасположенности). Кроме того, завершающей сопричиной в этой череде событий может стать все, что угодно (какая-то встреча, принятое решение, просмотренный фильм и т.п.), включающее взрыватель замедленного действия, который срабатывает в зависимости от обстоятельств. Если до конца этого срока не провести психологическую проверку, то субъект находит предметную разрядку: происходит несчастный случай, следствие становится необратимым. Если же, наоборот, субъект сумеет увидеть то, что уже запрограммировано в нем и какой вклад в это внес он сам, то сможет изменить происходящее, в противном случае ему придется просто исполнять программу.
При ответственном отношении к самому себе достаточно недели для понимания любой ошибки и ее исправления, поскольку сновидения кричат о ней еженощно, сигнализируя о том, что происходит и произойдет, оставляя, таким образом, человеку определенное время для принятия соответствующих мер.
Любая ошибка проявляется самое большее в течение недели: субъект испытывает странную напряженность, чувствует приближение чего-то непонятного, обвиняя в этом других. Например, увидев во сне бюрократа, он объясняет свой собственный крах агрессией другого, не видя причин этого в самом себе. Если крах имеет соматическое выражение, «Я» находит виновника в какой-нибудь причине физического порядка (сломанный палец, укус насекомого): субъект терпит поражение, оставаясь во власти следствий и не видя того, что причина заключена совсем в другом.
Прослеживая в сновидениях шесть вышеупомянутых структур, можно постоянно контролировать собственную ситуацию, что позволит выбирать наиболее оптимальное решение.
Онто Ин-се обладает потенциалом, который может моментально самовозобновляться и изменяться. Однако для этого изменения необходимы культурные процессы, обладающие собственными временными характеристиками, тогда как при возобновлении действие происходит без задержки. Психика обновляется мгновенно как ментальное явление: субъект понимает, в чем ошибка и что необходимо предпринять, а затем переходит к историко-временному исполнению.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. Менегетти А. «Негативная или вампирическая психология». Клиническая онтопсихология. – М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997.
2
Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Указ. соч.
3
Менегетти А. Онтопсихологическая философия. – М.: БФ «Онтопсихология», 2007
4
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. – М.: БФ «Онтопсихология», 2006
5
«Эпистема» (от лат. episteme) означает нахождение у истоков рождения факта. Подробнее см. Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. – М.: БФ «Онтопсихология», 2007
6
Ин-се – онтическое экзистенциальное начало в человеке. Подробнее см. п. 1.2. настоящего издания, а также «Что такое онто Ин-се». Учебник по онтопсихологии. Указ. соч.; Менегетти А. Ин-се человека. – М.: БФ «Онтопсихология», 2006
7
Онтическое сознание. см. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
8
См. гл. 2 настоящего издания, а также Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003.
9
Разум (mente от лат. – mensurare – измерять, измеряющий) – способность проектировать, задавать форму и проверять. Прим. ред.
10
Вступительный доклад на конференции «I Jornada Internacional de Ontopsicologica». Факультет психологии при университете Св. Мартина де Поррес в Лиме (Перу), апрель 1992 г.
11
Пояснения, касающиеся критериев, которые автор применяет при определении этимологии терминов см. в книге Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч., с. 5-12.
12
Автор различает три вида бытия: метафизическое, всеобщее и индивидуальное. Прим. пер.
13
Осознание – способность становиться сознанием, становиться единым с actio in transitu или actio actuans (момент, который создает тебя).
14
Сиергия – совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии. Прим. науч. ред.
15
Из цикла лекций в университете Лимы (Перу), апрель 1992 г.
16
От начальной буквы «Н» лат. homo – человек. Под константой «Н» понимается константа человека. См. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. Указ. соч.
17
См. Менегетти А. «Человек как становящаяся согласно пространственно-временным координатам «открытая структура». Монитор отклонения в человеческой психике. Указ.соч.
18
См. Менегетти А. Рождение «Я». – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2006
19
Предсознание является также и местом резонансов семантических полей. Семантическое поле регистрируется в зоне предсознания, которое включает в себя всю сферу «иррациональной» интуиции, следовательно, семантическое поле – это нечто раскрывающееся и дающее формальную очевидность момента, но не обладающее логическим дискурсом. Передаваемая семантическим полем информация не достигает нашей логики, неспособной её прочитывать. Экстеро– и проприоцептивное восприятие происходит также на уровне предсознания. Как следствие, вся психотерапия проходит на уровне чтения «продуктов» предсознания: интуиции, финтазий, сновидений и т.д.
20
В ит. языке “potere” означает также власть, возможность, способность к действию. Прим. пер.
21
Онто Ин-се является посредником между Бытием и существованием. См. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. – Ч. 6. Указ. соч.
22
Подробнее об онтопсихологическом методе интерпретации сновидений см. Менегетти А. Образ и бессознательное. – М.: БФ «Онтопсихология», 2007; Мир образов. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003
23
По материалам аутентифицирующего резиденса, состоявшегося в Лидзори (Италия) в августе 1990 г.
24
Группа ценностной ориентации (или референтная группа) – та, с которой индивид отождествляет себя и которая является для него источником норм и ценностей. Прим. ред.
25
«Copioni» – скопированные и зафиксированные модели поведения и способы восприятия. Далее по тексту «модели поведения». Прим. пер.
26
По материалам аутентифицирующего резиденса, состоявшегося в Лидзори (Италия) в августе 1990. «Unita» (ит.) – единство, означает также «единица». Прим. пер.
27
Под расстройством (дословно «нарушение равновесия» – прим. пер.) я имею в виду не болезнь, а просто ошибки в действиях.
28
Подробнее см. А. Менегетти. «Человек как становящаяся согласно пространственно-временным координатам "открытая структура"». Монитор отклонения. Указ.соч.
29
См. п. 5.2. настоящего издания, а также Менегетти А. Психосоматика. – М.: БФ «Онтопсихология», 2007.
30
См. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Указ. соч.
31
От греч. “χαβασσο” – высекать, вырезать, запечатлевать. Характер – запечатленная врезавшаяся модель, постоянный способ действия или поведения. Подробнее см. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
32
По материалам аутентифицирующего резиденса, состоявшегося в Лидзори (Италия) в августе 1990 г.
33
«Динамическая целостность» означает, что «означающий (significante) остается всегда одним и тем же: он обретает различные оттенки, распадается на ряд частых представлений, то есть по-разному воплощается, но при этом остается единым в себе».
34
Еще раз хочу подчеркнуть, что на самом деле истинной силой комплекса является его способность действовать в тайне от «Я», т.е. выступать в роли первого фильтра бессознательного мира субьекта, ядром которого является онто Ин-се.
35
Подробнее о сопротивлении см. Менегетти А. «Сопротивление». Психосоматика. Указю соч.; «Твин Пикс». Кино, театр, бессознательное. Т. 2. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги