Хлеб для Евхаристии должен быть квасный, вскисший, а не пресный, на котором совершается это Таинство у римских христиан и армян. Хлеб, на котором совершил Евхаристию Иисус Христос, евангелисты называют по-гречески артосом, что значит хлеб поднявшийся, вскисший (см.: Мф 26, 26; Мк 14, 22; Лк 22, 19). Хлеб же неквасный, пресный, всегда в Священном Писании на греческом языке называется иначе (именно ¥zumon, что значит опреснок); если же называется где артосом, то с прибавлением: опресночный (см.: Чис 6, 19; Суд 6, 20). На артосе, то есть на квасном хлебе, совершалась Евхаристия и во времена апостолов (см.: Деян 2, 42–46; 20, 7). На квасном хлебе совершалась Евхаристия и во времена, ближайшие к апостольским, судя по господствовавшему в те времена обычаю заимствовать вещества для Таинства из приношений народных; народ же приносил в храм хлеб общеупотребительный, квасный, потому что этот хлеб был предназначен вместе и для употребления на трапезах братолюбия и для вспомоществования бедным[6]. Обыкновение совершать Евхаристию на опресноках, по свидетельству святителя Епифания, было только у некоторых древних еретиков (евионеев), которые держались закона иудейского, тогда как апостолы, определив на Иерусалимском Соборе, чтó именно из этого закона должно остаться обязательным для христиан и чтó потерять силу, не заповедали христианам употребление опресноков (см.: Деян 15, 23–30). И в самой Римской Церкви это обыкновение сделалось господствующим не раньше Константинопольского патриарха Михаила Керуллария, жившего в XI веке. До времени этого патриарха никто из греков, даже сам Фотий, не обличал римлян в этом нововведении. Правда, употребление опресноков не уничтожает силы Таинства; но опресноки – принадлежность Ветхого Завета, тогда как Евхаристия есть учреждение Нового Завета, которое, будучи совершенно отлично от ветхозаветной пасхальной вечери по духу, должно отличаться от нее и по внешнему виду.
Состав этого хлеба из двух кругловидных частей – верхней и нижней, наложенных одна на другую, по мнению некоторых, изображает два естества в Лице Иисуса – Божеское и человеческое (Новая Скрижаль).
Наверху хлеба полагается печать, и на ней видится знак четырехконечного[7] креста с сокращением имени Иисуса Христа: ЇС ХС и словами: НІ КА. Знаком креста он отличается от обыкновенных хлебов и вместе с тем показывается его назначение – изображать крестную смерть Иисуса Христа. Слово греческое: ника (n…ka) – побеждай – напечатлевается на просфоре в память виденного равноапостольным царем Константином на небе знамения креста с начертанием этого слова. Соединение этого слова на печати просфоры с знаком креста и сокращенным начертанием имени Иисуса Христа представляет такой смысл: именем Иисуса Христа, распятого на Кресте, побеждай (врагов спасения).
Другим веществом для Таинства Евхаристии, вместе с хлебом, должно быть вино, и притом виноградное и красное. Виноградное потому, что на таком вине совершил Таинство Сам Установитель его, как видно из Его слов, сказанных по преподании ученикам таинственной чаши: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием (точнее: от порождения виноградной лозы, а она порождает вино, а не воду) (Мк 14, 25; ср.: Мф 26, 29). Красное – потому что оно должно представлять для чувственных очей Кровь Христову. Притом по общему употреблению красного вина на Востоке, отчего оно и называется в Писании кровью гроздовой (Быт 49, 11; Втор 32, 14 и 38), несомненно, что красного, а не иного цвета вино предложено было Спасителем на Тайной Вечери. Подражая священнодействию Христову, Святая Церковь всегда совершала Евхаристию на вине, и только еретики первых веков, под предлогом воздержания от вина, совершали это Таинство или на одной воде, как последователи Евиона и Тациана, или на молоке, меде и даже на сыре, как другие еретики.
Приготовление хлеба и вина для Евхаристии
Как подготавливаются на проскомидии хлеб и вино?
Святой апостол Павел говорит: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Сообразно с этим апостольским обыкновением (причащаться от единого хлеба) и значением его, на проскомидии уготовляется для таинственного освящения собственно один хлеб, одна просфора, избираемая из нескольких. Священнодействие проскомидии предваряется словами церковного стиха из службы на Великий Пяток: Искупил ны еси от клятвы законныя (то есть от проклятия, изреченного в Ветхом Законе против нарушителей его заповедей) честною Твоею кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком. Эти слова в устах священника, приступающего к совершению проскомидии, показывают, что он приступает к приготовлению таинственной жертвы в воспоминание принесенной на Голгофе. То же значение имеют следующие затем слова и действия. Взяв в руку просфору, священник знаменует ее крестообразно копием до трех раз и при этом столько же раз произносит: «в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», в том смысле, что просфора эта назначается для принесения в жертву Богу Отцу в воспоминание страданий и смерти Богочеловека. Потом из середины просфоры священник выделяет копием часть, потребную для совершения Таинства. Она выделяется не только в ознаменование особенной святости ее назначения, но главным образом для наглядного представления искупительных страданий и смерти Богочеловека, как это видно из того, что при этом действии священник произносит слова из пророка Исаии, относящиеся к этим страданиям и смерти. Вот эти слова: Яко овча на заколение ведеся (Христос) и яко агнец пред стригущим его безгласен (безгласный), тако не отверзает уст своих. Во смирении Его суд Его (над Ним) взятся (был отъят) (Ис 53, 7–8). То есть уничижение Его так было велико, что к Нему не был применен праведный суд, – Он был осужден на смерть по приговору неправедных судей[8]. Род же его (t¾n gene¦n ¢utoà) кто исповесть? Яко вземлется от земли живот его (Ис 53, 8), то есть кому понять Его предвечное происхождение? Ибо Он умирает, как обыкновенный смертный[9]. Изъятую из просфоры часть священник полагает на дискосе, разрезает ее крестообразно, оставляя неразрезанной только верхнюю ее сторону с печатью, и при этом произносит слова, опять имеющие отношение к искупительной крестной жертве: «жрется (закалается) Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение», – и наконец, в довершение сходства с происходившим на Голгофе, прободает копием правую боковую сторону этой изъятой из просфоры части, произнося при этом: един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (Ин 19, 34). Часть эта называется Агнцем, как представляющая Иисуса Христа, Который прообразован был пасхальным агнцем, у пророка Исаии изображен был как послушный, ведомый на заклание агнец и от святого Предтечи Иоанна назван был Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира (см.: Ин 1, 36).
Приготовление второго вещества для Евхаристии состоит в том, что в момент прободения Агнца и произнесения относящихся к этому действию упомянутых слов диакон, с благословения священника, вливает в потир вино, предварительно растворенное водой и потому называемое святым соединением. Основанием обычая растворять для Евхаристии вино с водой служит отчасти то, что все это священнодействие расположено по образу страданий и смерти Иисуса Христа, а во время Его смерти из прободенного ребра истекла кровь и вода[10]; отчасти подражание священнодействию Самого Христа Спасителя, Который, по преданию, засвидетельствованному Иринеем (Наеr. L. 4. С. 5), Киприаном (Аd Саесilium) и Апостольскими Постановлениями (L. 8. С. 12), употребил на Тайной Вечери вино, соединенное с водой, следуя в этом всеобщему на Востоке обычаю не пить цельного вина, а может быть в соответствие ветхозаветной крови жертвенной, которой Моисей, соединив ее с водой, окропил книгу завета и народ, вступавший в завет с Господом при Синае (см.: Евр 9, 19–20). Трулльский Собор осуждает армян, вопреки богопреданному чину употребляющих для Евхаристии одно вино, и извергает из сана епископов и пресвитеров, следующих этому нововведению (Правило 32).
Поминовение членов Церкви
С приготовлением веществ, нужных для Евхаристии, соединяется поминовение членов Церкви: святых, живущих на небесах во славе, потом живых и усопших, и при том за каждый разряд этих членов изымаются частицы из просфор и полагаются на дискосе возле Агнца.
Между поминаемыми святыми первое место занимает Пресвятая Владычица наша Богородица; за Ней поминаются девять чинов святых Божиих угодников, ветхозаветных и новозаветных, именно: а) святой Предтеча Иоанн; б) святые ветхозаветные пророки, начиная с Моисея; в) святые апостолы; г) святители вселенские и российские; д) святые мученики и мученицы; е) преподобные отцы и преподобные матери; ж) святые чудотворцы и бессребреники; з) святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна, дневной святой и все святые; и) наконец, святой Иоанн Златоустый или Василий Великий, смотря по чьему чину будет совершаться литургия.
Разделение святых Божиих человеков на девять чинов соответствует разделению на девять чинов святых Ангелов, которым они подражали равноангельской жизнью, за что и сподобились одинаковой с ними небесной славы и блаженства.
Для чего поминаются святые перед уготовляемой на проскомидии жертвой? Ответом на это служат слова, произносимые священником при изъятии частиц за Пресвятую Богородицу и прочих святых: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник». – «В честь и память честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (и прочих чинов святых поименно) и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже». Итак, святые на проскомидии поминаются, во-первых, для воздания чести их блаженной памяти и, во-вторых, для того, чтобы их молитвами Господь принял уготовляемую жертву Евхаристии и посетил нас грешных Своей милостью.
Какую связь с проскомидией имеет при совершении ее чествование святых и моление к ним?
Чествуя на проскомидии, как и в других случаях, святых, мы чествуем собственно благодать Божию, открывшуюся в них во время земной их жизни и соделавшую их блаженными по смерти. Но эта благодать, дарованная святым, есть плод искупительных заслуг Богочеловека, усвоенных святыми верой. Каждый из них при жизни мог говорить о себе словами святого апостола Павла: что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2, 20). Теперь понятно, почему чествование святых соединяется с уготовлением на проскомидии бескровной жертвы. Жертва эта есть не только умилостивительная, но вместе с тем хвалебная и благодарственная Богу Отцу. Поминая перед ней святых, мы через это исповедуем силу Божию, в них открывшуюся по их вере в крестные заслуги Богочеловека, и выражаем нашу благодарность Богу не только за них лично, но и за то, что в лице их Он прославил человеческое естество и даровал нам залог или ручательство, что и мы, если последуем стопам их, можем достигнуть одинакового с ними блаженства.
Но нужно ли перед бескровной жертвой, уготовляемой на проскомидии, поминать святых для того, чтобы их молитвами Господь принял эту жертву? Разве без их посредствующих молитв сама по себе не имеет силы перед Богом Отцем жертва Единородного Сына Его? И разве Сын Божий не есть единый Ходатай Бога и человеков, и Его ходатайство разве недостаточно, когда при нем признается еще нужным ходатайство святых? Да, жертва Христова, принесенная на Голгофе и приносимая во святилищах, сама ходатайствует за нас с совершенно достаточной силой; но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял эту жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в ее силу, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению ее спасительных плодов. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради бесценной жертвы Сына Своего, но в то же время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтобы они помолились за нас. Успешна в этом случае может быть молитвенная помощь всех сродных нам по вере, даже подобных нам грешников, почему и такой великий праведник, как святой апостол Павел, просил молитв за себя у всех членов Римской Церкви (см.: Рим 15, 30), Солунской (см.: 1 Сол 5, 25) и других Церквей (см.: Еф 6, 18–19; Кол 4, 3; 2 Кор 1, 10–11); но не гораздо ли благонадежнее для нас молитвенная помощь святых, блаженствующих на небесах? Они близки были к Богу во время земной жизни, но по преставлении еще теснее соединились с Ним, а потому, как близкие слуги Царя Небесного, могут с большим успехом, чем при своей жизни, предстательствовать за нас перед Ним. Потому Святая Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время литургии перед бескровной жертвой[11].
Вслед за святыми на проскомидии поминаются перед уготовляемой бескровной жертвой члены Церкви живущие и усопшие. Сперва совершитель проскомидии просит Господа, ради искупительной жертвы Богочеловека, помянуть (то есть принять в Свое благоволение) живущих, именно Святейший Синод, православных патриархов, епархиального архиерея, пресвитеров и диаконов; за ними поминает покровителя и первого сына Православной Церкви государя императора со всеми членами царственного дома, прочих православных христиан поименно и вообще и в заключение поминает свое недостоинство. Помянув живущих, священник изымает частицы за умерших, молясь о памяти и оставлении грехов святейших патриархов, православных царей и цариц, создателей святого храма или обители, прочих православных христиан, которых называет поименно, и всех в надежде воскресения и жизни вечной и общения с Господом усопших отец и братий.
Поминовение на проскомидии живых и усопших совершается по вере в силу бескровной жертвы, уготовляемой на проскомидии. Сия спасительная сила простирается не только на живущих, но и на умерших. Ибо, скажем словами святого апостола, Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми (Рим 14, 9). То есть смерть Богочеловека, кончившаяся победой над ней для Него самого, дала Ему владычество не только над живущими, но и над царством мертвых, так что и этих последних, если они отошли с верой в Спасителя и упованием на Него, может возвращать к свободе от уз вечной смерти и от мучительства имущего державу смерти диавола. И действительно Спаситель, вслед за мгновением крестной смерти, сходил духом в ад и в аде возвестил свободу от вечной смерти и от власти диавола всем ожидавшим с верой Его пришествия ветхозаветным людям (см.: 1 Пет 3, 18–19), или, как выражается апостол Павел, нисходил в преисподния места земли и здесь пленил плен (см.: Еф 4, 8–9), то есть отнял у диавола пленников его, от века в узах его содержавшихся. Без сомнения, и теперь смерть Христова не перестает являть свою спасительную силу в отношении к умершим. Правда, теперь Христос уже не нисходит в ад, как однажды нисходил, а сидит одесную Бога Отца; но Он имеет ключи ада и смерти (см.: Апок 1, 18) и, следовательно, власть отворять двери ада и выводить оттуда узников, для чего Победителю ада уже нет нужды нисходить снова в преисподние места земли. И как тогда сошествие Христа в ад было благотворно для находившихся здесь по силе крестной смерти Его, так и теперь Он простирает Свою благотворную власть на умерших по силе той же смерти. Эту смерть Он претерпел однажды; но бескровная жертва, столь же умилостивительная, как и принесенная на Голгофе, будет приносима до скончания века. И можно ли сомневаться в благотворности для умерших бескровной жертвы, когда и в ветхозаветные времена приносились жертвы за умерших, без сомнения потому, что были спасительны для них? Так благочестивый вождь иудейского народа Иуда Маккавей после одного сражения с неприятелем, когда узнал, что в одеждах павших на поле сражения иудейских воинов найдена была добыча от идольских жертв (за что они и пали), то собрал дары истинному Богу и послал в Иерусалим «принести за грех мертвых жертву, яко да от греха очистятся» (2 Мак 12, 40–46). Если жертвы ветхозаветные, имевшие прообразовательное значение, жертвы от овнов и тельцов, могли очищать от греха души умерших в грехе, – может ли не умилостивлять Бога Отца жертва Самого Единородного Сына Его, принесенная на Кресте и приносимая в святилищах? – О пользе для умерших поминовения их перед бескровной жертвой свидетельствуют некоторые опыты. Святой Григорий Двоеслов представляет один из таких опытов, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания в предостережение другим был лишен по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней; а потом из сострадания к его душе за него тридцать дней приносилась бескровная жертва с молитвой. В последний из этих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых своему родному брату и сказал: «доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение» (Беседы. Кн. 4, гл. 55).
Так велика сила церковных молитв за умерших перед бескровной жертвой. Надо, однако, заметить, что не для всякого умершего они спасительны, а только для тех, которые отошли в другой мир с верой и покаянием во грехах. Самые тяжкие грешники не лишены надежды на облегчение их участи и даже на совершенное избавление от адских мук, если умерли с истинным раскаянием. Молитвы за них ближних, в соединении с принесением бескровной жертвы, могут оживить в них семя добра, которое не успело раскрыться в них при жизни, – так что по смерти оно принесет некий плод, годный для житницы небесной. Но горе умирающим нераскаянно во грехах! Ко всем таковым относится грозное слово Христово, сказанное о виновных в хуле на Духа Святого: кто скажет на Духа Святого (и не раскается в этом смертном грехе), не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 32). Отходящим в другой мир без раскаяния не могут принести пользы молитвы Церкви и поминовение их перед бескровной жертвой. Они совершенно умерли для жизни духовной, для жизни в общении с Богом, и уже не могут быть возвращены к этой жизни, подобно тому как гниющие деревья, потерявшие растительную силу, не могут быть оживлены ни солнечной теплотой, ни благорастворением воздуха, ни питательной влагой.
Поминовение на проскомидии членов Церкви творится во имя бескровной жертвы, которая будет принесена в литургии верных, с мыслью об этой жертве, с верой в нее; потому имеет великую силу перед Богом, тем паче что оно не ограничивается только произнесением имен поминаемых лиц, а, как сказано выше, с их именами полагаются возле Агнца изъятые за них частицы. Какое значение имеют эти частицы? В течение всей литургии они представляют собою тех, за кого изъяты, подобно тому как в скинии свидения и храме Соломоновом 12 хлебов предложения, которые полагаемы были каждую субботу на целую седмицу перед входом во Святая Святых, представляли 12 колен Израильского народа и безмолвно напоминали об избранном народе Царю его. Звук имен, произносимых при поминовении на проскомидии, – дело мгновения; но вещественные просфорные частицы, полагаемые возле Агнца с этими именами, во все продолжение литургии неумолчно вопиют перед Богом за тех, за кого изъяты. Кроме этого символического значения, частицы имеют другое, гораздо высшее. Они не получают таинственного освящения, одинакового с Агнцем, а потому не имеют силы бескровной жертвы и не назначаются для причащения, – утверждать это с некоторыми было бы несправедливо, – но они получают особое освящение от самой близости их положения к Агнцу. Притом диакон или священник, по причащении, влагает эти частицы в потир для напоения их таинственной Кровью и при этом произносит слова: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Это показывает, что просфорные частицы, наполняясь таинственной Кровью, через то сами исполняются великим благодатным освящением, которое, с одной стороны, сообщается душам, за грехи которых они принесены, с другой – запечатлевает ходатайство за нас святых, в честь которых принесены.
Частицы в честь и память святых, также за христиан живущих и усопших изымаются из четырех просфор. Одна из них называется Богородичной, потому что из нее изъемлется часть в честь Пресвятой Богоматери; другая – девятичиновной, потому что из нее берутся девять частиц в честь девяти чинов святых; третья – заздравной, четвертая – заупокойной. Таким образом со включением просфоры для Агнца литургия совершается на пяти просфорах[12]. Могут быть, впрочем, приносимы сверх этого количества другие просфоры для поминовения за здравие и за упокой; частицы из них обыкновенно полагаются вместе с частицами из общей заздравной и заупокойной просфоры. Но менее пяти просфор употреблять для проскомидии у нас не принято. Вероятно, при назначении этого количества имелось в виду чудо над пятью хлебами, по совершении которого Спаситель внушал народу от хлеба тленного возводить взор к нетленной, таинственной пище Тела Своего (см.: Ин 6, 27 и далее). Должно впрочем заметить, что чин проскомидии не всегда представлял строгую определенность и однообразие касательно числа просфор. Между греческими списками Божественной литургии в одних полагается 5 просфор, в других 4, в иных три[13]. Памятники Русской Церкви представляют еще большие расхождения в этом вопросе. В большей части древних рукописных служебников полагается на проскомидии пять просфор[14]. Но в других служебниках и некоторых иных памятниках или дается только наставление о вынутии Агнца, о прочих же просфорах либо совсем не упоминается, либо только говорится о вынутии разных частиц, – или указывается одна или три просфоры[15]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Греческое слово литургия значит общественное служение. В Священном Писании литургией иногда называется служение ближним, благотворительность (см.: Рим 15, 26–27; 2 Кор 9, 12; Флп 2, 30), иногда служение при алтаре (см.: Лк 1, 9; 23), при жертвах (см.: Евр 10, 11), как это было в Ветхозаветной Церкви. В богослужебном смысле слово литургия издревле известно по церковным памятникам. Так, в Деяниях Ефесского Вселенского Собора литургиями называются вечерние и утренние службы, то есть весь круг суточного богослужения (Послание к императору о Кирилле и Мемноне). Но в особенности это название употреблялось по отношению к тому богослужению, в котором совершается тайнодействие Евхаристии, и с течением времени исключительно ему одному усвоено, подобно тому как название Библии (книги) сделалось исключительным названием книг Священного Писания, по преимуществу их перед всеми другими книгами.
2
См. это сравнение в книге преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви». С. 4–6, 46.
3
См. это сравнение в книге преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви». С. 4–6, 46.
4
Антиохийский патриарх Вальсамон, толкователь церковных правил в XII веке, на вопрос Александрийского патриарха Марка: «Читаемые в областях Александрии и Иерусалима литургии и по преданию написанные апостолами Иаковом и Марком, – можно ли принимать в святой и кафолической Церкви или нет?» – дал отрицательный ответ и удержал от совершения в Константинополе литургии апостола Иакова. См. «Собрание древних литургий в переводе на русский язык». Т. II, 1874. С. 145.
5
Правило избирать в просфирни вдовиц чистого жития подтверждено ответами Собора Константинопольского 1301 года на вопросы русского митрополита Феогноста. А митрополит Киприан повелевал, чтобы просфирницами были или девственницы, или однобрачные, но отнюдь не двубрачные и не троебрачные (Преосвященный Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 284). Актом Московского Собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет (см. Акты экспедиции. Т. I. С. 228). Тем же Собором обращено было внимание на самочиние некоторых просфорниц, которые «приговаривали над просфорою: “за здравие или за упокой”», и постановлено, чтобы просфорницы не только над просфорами, но и над свечами ничего не приговаривали, кроме разве молитвы Иисусовой. Их дело, говорит еще Собор, состоит в том, чтобы «дорником святый крест изображать на просфорах с молитвой Иисусовой и потом раскладывать просфоры и свечи для приходящих и приносимые от народа просфоры передавать священникам для проскомидии».