Книга Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Иов (Гумеров). Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 2
Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 2

Созданный по образу и подобию Божию человек, даже не просвещенный Божественным откровением, имеет начатки боговедения. Через премудро устроенный мир и черты богоподобия в себе он может, хотя и смутно, прозревать Творца. Люди, жившие в языческом обществе, по своей религиозности были весьма неодинаковыми. Одни искали и чтили неведомого Бога, о чем говорил святой апостол Павел в Афинском ареопаге (см.: Деян 17, 23), другие находились во мраке неверия.

В отношении добра и зла люди языческого мира также имели выбор. Господь всем дал совесть (слав. со-весть, то есть со-вестник, ведающий наши добрые и злые дела). Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Сотник Корнилий еще до принятия от святого апостола Павла крещения творил много милостыни народу и всегда молился Богу (см.: Деян 10, 2). Узнав о сотнике Корнилии, святой апостол Петр сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян 10, 34–35). Мысль эта может помочь нам в поисках ответа на поставленный вопрос.

Те, кто жил и до явления Христа в мир, имели еще одну возможность ко спасению. После своей мученической кончины великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн в преисподней, куда шли все умершие до искупительной жертвы Иисуса Христа, «благовестил и сущим во аде Бога» (тропарь, глас 2-й). По учению Церкви, Господь наш Иисус Христос, сойдя во ад, вывел оттуда не только праведников, но и тех, кто откликнулся на проповедь покаяния. Об этом пишет святой апостол Петр в Первом послании: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3, 18–19). К жившим до крещения Руси можно отнести слова апостола Петра: во всяком народе боящийся Его [Бога] и поступающий по правде приятен Ему (Деян 10, 35).

Наши попытки ответа на вопросы о спасении не просветившихся в Таинстве крещения должны соединяться со смиренным сознанием, что дело спасения каждого человека – тайна Божия, которая окончательно откроется на Суде.

Некоторые либерально настроенные люди (среди которых, к сожалению, есть и православные священники) говорят, что раз Господь может по молитвам Церкви избавить душу умершего от повреждения грехом так, что Царствие Небесное станет ей (душе) доступно, то Он, безусловно, сделает это со всеми людьми по Своему милосердию. Таким образом, все без исключения будут спасены. Что мы можем ответить на это?

Утверждение, что по милосердию Божию будут спасены все (и праведные, и нераскаянно прожившие в смертных грехах), зародилось в древности. Такого мнения держался, в частности, Ориген (умер в 254 году). Заблуждение это было осуждено на Пятом Вселенском Соборе в Константинополе (543).

Взгляд этот противоречит Священному Писанию: Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин 5, 28–29).

Скажите, какие конкретные отношения, действия и т. п. подразумеваются под словами «любите врагов своих». Что это значит? И кого мне считать врагом?

В НАГОРНОЙ проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5, 43–45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любить врагов наших выражен основополагающий духовно-нравственный закон бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к делающему зло человеку, умножает зло. Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте, просил Отца за распинавших и хуливших Его людей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23, 34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 года, а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для духовно невозрожденного человека заповеди о любви к врагам. «Какие конкретные отношения, действия подразумеваются?» Жизнь разнообразна, и невозможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (блаженный Августин).

Мне вот уже долгие годы не дает покоя один вопрос. Дело в том, что я исповедую ислам, но чувствую, что христианство мне по духу ближе. Я читаю Библию, Новый Завет и Псалтирь. Посоветуйте мне, пожалуйста, что делать.

Благодарю за искреннее письмо. Хочется реально помочь вам обрести душевный мир.

В Новом Завете во Иисусе Христе дано спасение людям. Бог сделался человеком, чтобы возродить и освятить человеческое естество. Отдельный человек может усвоить себе данное людям спасение не иначе как при содействии и помощи Божией, которая и есть благодать. Бог ведет человека ко спасению постепенно и многоразличными действиями. Сначала располагает человека к покаянию и пробуждает сознание необходимости Божественной помощи для спасения. Такая благодать называется приготовляющею. Потом благодать возбуждает веру и любовь ко Христу, если только душа человека не прикована ко греховной жизни, а сознание не ослеплено предубеждениями против истины. Затем человек через Таинство крещения вводится в общение с Богом и получает прощение грехов и новую благодать, которую святые отцы называют возрождающей. Теперь человек может свободно определять себя к добру. Но так как и в возрожденном человеке все еще остается падшее естество, то для дальнейшего преуспеяния в духовной жизни нужно Божественное содействие и помощь. Благодать, руководящая человеком на этой стадии его внутреннего развития, называется благодатью содействующею. Постепенно у человека появляется потребность постоянного пребывания в добре. Достигающий этого становится чадом Божиим. Цель и смысл трудов на этом спасительном пути – вечная жизнь и блаженство. Источник всякого блага – Христос.

Среди людей, принадлежащих к народам, которые исторически живут вне истины, есть люди, сознающие духовно-нравственное превосходство христианства над другими религиями. Однако свою нерешительность обратиться к истинной вере они оправдывают фразой: «Бог один». Да, Бог один, но и правая вера может быть только одна – та, которая содержит правильное учение о Боге и имеет правильное Его почитание. Так же и в любой области познания: ошибок и заблуждений может быть много, но истина всегда только одна. Человек, который проявляет нерешительность, должен ясно поставить перед собой вопрос и решительно на него ответить: что нового, по сравнению с христианством, дал ислам, зародившись через шесть веков? Что прибавил он к учению о Боге, человеке, мире, духовной жизни? Какую он дал новую заповедь, которой бы не было в новозаветной богооткровенной религии? В попытке получить ответ на этот принципиальный вопрос он если не поймет, то по крайней мере, почувствует, что по своим духовно-нравственным принципам христианство – особая, уникальная религия любви и радости. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5, 43–45).

Когда человек, осознав величие христианства, начинает делать первые шаги, он чаще всего встречает непонимание родных. Возникающие несогласия и напряжения бывают порой болезненны. Нужно чутко и с любовью строить отношения с близкими, но не жертвовать своим спасением. Родственники и близкие находятся в неведении. Они не знают, что человек, который приходит к истинной вере, не только не «предает» своих усопших предков, не познавших истины, но помогает им. Об этом нам говорят святые. Великий старец Амвросий Оптинский по поводу крещения черкесского муллы в домовой церкви графа А.П.Толстого писал: «Если это совершилось, поздравляю вас и с этой радостью, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца и несколько других подобных примеров навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что хотя не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству… Значит, если из тьмы нечестивых един обратится ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого единого обратившегося соблюдает целое поколение, от которого он происходит» (Прп. Амвросий Оптинский. Собрание писем. М., 1995. Ч. 1. С. 7).

Можно привести примеры, когда обращение из мусульманства в Православие принесло изумительные плоды. Дед преподобного Пафнутия Боровского был татарином, занимал должность баскака (представитель ханской власти и сборщик дани в завоеванной области). Он принял святое крещение с именем Мартин. Внук его просиял в монашеском подвиге и прославлен в лике святых. В XIX веке перешел в Православие турецкий офицер Юсуф Абдул оглы (1820–1893). Он закончил жизнь схимонахом Николаем в Оптиной пустыни, имел высокие духовные дарования и часто слышал ангельское пение (см.: Жизнеописание схимонаха Оптиной пустыни Николая исповедника, изложенное с его слов преподобным старцем Варсонофием Оптинским. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003).

Вам надо войти в благодатный молитвенный опыт Православной Церкви, бережно сохранившей наследие, оставленное святыми апостолами. После крещения надо иметь решимость и твердую волю стать духовно полнокровным членом Церкви. Жить по ее святым уставам. Регулярно (не реже, чем два раза в месяц) приступать к Таинствам покаяния и причастия. Так постепенно обретете мир душевный и радость трудов на пути спасения.

К кому применима заповедь «Почитай отца и мать твою», если родители умерли?

НАШИ обязанности перед родителями остаются и после их смерти. Умершие родители нуждаются в нашей молитвенной помощи. Дети должны не только поминать их в домашних молитвах, но и заказывать долговременные поминовения в приходских храмах или монастырях, подавать регулярно записки на литургию, в особые дни их памяти заказывать панихиды. Во всем этом проявляется наша мера любви к ним, а следовательно исполнение важнейшей заповеди: Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6, 2–3).

Я бы хотела узнать, как простить обидчика, когда это трудно? Все ли нужно прощать? И что значит «простить»?

Прощение человеку его согрешений не просто нравственная норма, но установленный Богом духовный закон. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6, 14–15). В этих евангельских словах содержится ответ на поставленный вами вопрос. Если мы хотим, чтобы Господь простил все наши грехи, то должны все простить человеку. Пояснение к этому духовному закону мы находим в притче о милостивом царе и безжалостном должнике (см.: Мф 18, 23–35). Царь простил рабу своему долг в 10 тысяч талантов. Рабу этому один из его товарищей был должен 100 динариев, но он его не простил, а посадил в долговую тюрьму. Один талант во время земной жизни Иисуса Христа был равен 600 динариям. Значит, царь простил в 60 тысяч раз больше того, что не смог простить раб. Притчу эту можно приложить к каждому из нас. Бог прощает нам множество грехов, которые количеством напоминают песок морской, а мы часто бываем не в силах простить ближнему одну обиду. Поэтому святой Исаак Сирин говорит, что милосердие Божие превосходит правосудие Его. Можно сказать: если бы Бог поступал с нами по справедливости, а не по любви, мы давно были бы в аду.

Как простить обидчика, когда это трудно? Для этого не должно видеть перед собой только обиду, но вспомнить и свои немощи. «Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). А простить – значит забыть вину или обиду, вернуться к тому доброжелательному отношению, какое было раньше.

1. Как вы относитесь к статьям иеромонаха Серафима (Роуза) «Жизнь после смерти»? Особенно меня интересует статья о «воздушных мытарствах».

Прочитав данные статьи, я была в ужасе. Получается, что я уже при жизни обречена на ад: в данной статье черным по белому написано, что на Небо идут только праведники. Я не праведница, я простая грешница, хотя пытаюсь придерживаться основных законов Божиих. Поэтому мне суждено пойти в ад, несмотря ни на что, и проходить всякие пытки (так описывает отец Серафим). И эта жизнь, скажем так, не сахар, а там еще и мучения ждут. Да и вообще после этих статей дикая депрессия, нет никакой радости, если знаешь, что пойдешь в ад. Эти статьи, думаю, отрава для людей. Я после них и спать до сих пор не могу, прибегаю к помощи снотворного, хотя и молюсь на ночь.

2. Вот, допустим, человек жил праведной жизнью, его Господь Бог забрал в рай, а родственники его были грешники и все ушли в ад. Неужели эта душа будет радоваться в раю, зная, что родственники мучаются лютыми пытками беса? Да и допустит ли это наш Господь? Я, например, безумно люблю своих родителей, не представляю себе жизни без них, хоть здесь, хоть там. И вообще тогда будет ли это рай там, на Небе, если ты будешь страшно мучиться от мысли, что твои родственники там, в аду?

1. Прежде чем рассматривать упомянутую книгу, напомним, что Святая Церковь учит: все ответы на вопросы о спасении прежде всего надо искать в Священном Писании: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16, 16); Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3, 17); Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 5, 8–9). Можно привести много и других мест, укрепляющих нашу надежду на спасение. После Священного Писания в поисках ответов на наши духовные запросы мы должны обращаться к творениям святых отцов. От их трудов веет духом надежды. Близкий к нашему многотрудному времени святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славою вечною» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе). К книгам современных православных авторов мы можем обращаться, если имеем потребность получить разъяснение по некоторым специальным вопросам. Но всегда должны соотносить прочитанное со словом Божиим и опытом святых отцов.

В книге «Душа после смерти» иеромонаха Серафима (Роуза) нет утверждения (или косвенно выраженной мысли), что спасаются только праведники. Автор, используя святоотеческие писания и жития святых, говорит о той реальности, с которой сталкивается душа новопреставленного, – бесовские заставы. Конечно, отраднее читать о помощи святых или о встрече с близкими. Но и о мытарствах приходится писать, чтобы человек еще при жизни имел духовное трезвение и готов был к исходу из земной жизни. Нужно прямо сказать, что ничего страшного и лишающего надежды на будущее блаженство в этих встречах нет для тех, кто старается жить по уставам Святой Церкви. Воздушные мытарства существуют потому, что спасение наше не юридический акт, а стяжание уже в земной жизни такого устроения души, какое делает ее духовно сродной Царству Небесному. Такой душе легко пройти мытарства. Если же человек жил в грехе, не каялся и не исправлялся, то бесы, когда человек проходит их заставы, испытывают душу, чтобы найти сродное себе (неисповеданные грехи, страсти) и задержать ее.

Безграничное милосердие Божие не отменяет нашей обязанности жить по заповедям и трудиться над своим спасением. Надо не унывать, а иметь упование. Хочется без укора сказать: ваше болезненное впечатление от совершенно православной книги (знаю людей, которым она помогла в начале их воцерковления около 20 лет назад) возникло потому, что прочитанное вы не соотнесли со святым Евангелием, в котором дана нам благая весть о нашем спасении. В своих книгах отец Серафим (Роуз) стремился донести до современного человека, часто оторванного от великой христианской традиции, драгоценный святоотеческий опыт. В этом ему помогало не только его православное сознание, но и блестящее гуманитарное образование.

2. При решении этого богословский вопрос надо отделить от личных духовно-нравственных переживаний, потому что никто из людей никого не может считать погибшим в аду. Спасение каждого, даже прожившего жизнь греховно, для нас тайна. До Страшного Суда ничья участь окончательно не определена. В истории имеется много примеров, когда по молитвам Церкви и близких человек избавлялся от вечного осуждения. Святой мученик Уар, явившись Клеопатре, которая имела особое попечение о его святых останках, сказал ей, что умолил Бога отпустить грехи ее родственникам. Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так, например, блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия отнюдь не отчаивается в отношении таковых и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымаливает у Бога облегчение как в общих, так и частных молитвах о них» (Свт. Марк Эфесский. Слово второе об очистительном огне). Упомянутый в цитате император Траян (98–117) был незаурядным по своим военно-стратегическим и административным дарованиям правителем, но находился в плену языческих заблуждений. С его именем связано третье гонение на христиан.

Возможно ли богословское решение вопроса, который поставлен в вашем письме? Да, вопрос этот разрешается на путях веры. Многие святые отцы раннего периода Церкви пришли к христианству уже взрослыми. Их родители и другие ближайшие родственники не были членами Церкви. Казалось бы, что они, чуткие к реальным проблемам жизни, должны были глубоко переживать о спасении усопших близких родственников. Но в их творениях много говорится именно о нескончаемой радости соединения с Богом. Объяснить это можно легко: они во всем доверяли Богу, верили в безграничное милосердие Божие и воспринимали как непреложные истины слова Священного Писания, которое говорит о вечном блаженстве в Царстве Небесном: и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис 35, 10). И мы должны вслед за ними стяжать полноту веры и не сомневаться, что Всеблагой, Премудрый и Всемогущий Господь устроит именно так, как открыл нам в Своем слове.

Что такое смерть? Если смерть следствие греховности человека, то почему праведники умирают быстрее, а грешники продолжают жить?

ХРИСТИАНСТВО является религией спасения. Поэтому вопрос о смерти неотделим от главного вопроса каждого человека – достижения вечного блаженства в Царстве Небесном. Слово Божие говорит о жизни на земле как о благе, поэтому долгожизненность понимается как Божий дар. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле (Втор 30, 19–20). Однако в Библии продолжительность жизни оценивается как относительное благо. Ценна жизнь только тогда, когда человек исполняет определенное Богом свое предназначение на земле, когда он, следуя воле Божией и исполняя Его заповеди, обратил земную жизнь в благодатный спасительный труд и приготовляет себя постепенно к переходу к вечной блаженной жизни. И если он духовно созрел для Царства Небесного, то не только не смотрит на продолжительность своей жизни как на что-то желанное, а, напротив, хочет соединиться с Господом, ибо, живя в теле, мы подобны странникам на чужбине. Дом наш, Отечество наше не на земле, а на Небе – там, где Господь. Святой апостол Павел пишет к коринфянам: …водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не ви́дением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор 5, 6–10).

Люди, живущие земными интересами, иногда соблазняются смертью праведника, не понимая, что кончина его является для него благом. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру (см.: Ис 57, 1–2).

В «Исповеди» блаженный Августин рассказывает о последней беседе со своей матерью Моникой: «Уже навис день исхода ее из этой жизни; этот день знал Ты, мы о нем не ведали. Случилось – думаю, тайной Твоей заботой, – что мы с ней остались вдвоем; опершись на подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в одиночестве набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем… когда мы беседовали, ничтожен за этой беседой показался нам этот мир со всеми его наслаждениями, и мать оказала мне: “Сын! что до меня, то в этой жизни мне уже все не в сладость. Я не знаю, что мне здесь еще делать и зачем здесь быть; с мирскими надеждами у меня здесь покончено. Было только одно, почему я хотела еще задержаться в этой жизни: раньше, чем умереть, увидеть тебя православным христианином. Господь одарил меня полнее: дал увидеть тебя Его рабом, презревшим земное счастье. Что мне здесь делать?” Не помню, что я ей ответил, но не прошло и пяти дней или немногим больше, как она слегла в лихорадке. Во время болезни она в какой-то день впала в обморочное состояние и потеряла на короткое время сознание. Мы прибежали, но она скоро пришла в себя, увидела меня и брата, стоявших тут же, и сказала, словно ища что-то: “Где я была?” Затем, видя нашу глубокую скорбь, сказала: “Здесь похороните вы мать вашу… – а затем обратилась к обоим: – …Положите это тело, где придется; не беспокойтесь о нем; прошу об одном: поминайте меня у алтаря Господня, где бы вы ни оказались”. Выразив эту мысль, какими она смогла словами, она умолкла, страдая от усиливавшейся болезни. Я же, думая о дарах Твоих, Боже Невидимый, которые Ты вкладываешь в сердца верных Твоих, – они дают дивную жатву, – радовался и благодарил Тебя: я ведь знал и помнил, как она волновалась и беспокоилась о своем погребении, все предусмотрела и приготовила место рядом с могилой мужа. Так как они жили очень согласно, то она хотела (человеческой душе трудно отрешиться от земного) еще добавки к такому счастью: пусть бы люди вспоминали: “…Вот как ей довелось: вернулась из заморского путешествия, и теперь прах обоих супругов прикрыт одним прахом”. Я не знал, когда по совершенной благости Твоей стало исчезать в ее сердце это пустое желание. Я радовался и удивлялся, видя такою свою мать, хотя, правда, и в той нашей беседе у окошка, когда она сказала: “Что мне здесь делать?”, не видно было, чтобы она желала умереть на родине. После уже я услышал, что, когда мы были в Остии, она однажды доверчиво, как мать, разговорилась с моими друзьями о презрении к этой жизни и о благе смерти. Меня при этой беседе не было, они же пришли в изумление перед мужеством женщины (“Ты ей дал его”) и спросили: неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города? “Ничто не далеко от Бога, – ответила она, – и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить”. Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела».