Еще в 2005 году, когда Шедьяк впервые задумался о том, что не так с этим миром, он прочел статью, где говорилось, что США стояли в списке самых счастливых стран на 23-й позиции. Он отправил статью своему другу Роко Беличу, который впоследствии провел шесть лет, исследуя счастье по всему земному шару, и снял на этой основе отмеченный престижными наградами фильм «Счастье». Шедьяк стал исполнительным продюсером этого фильма.
Одна из самых красноречивых сцен была снята в трущобах Калькутты, Индия. Там Белич встретил человека, который имел очень немного вещей, жил в одной маленькой комнатушке, в доме, защищенном от стихий только куском непромокаемого брезента, и зарабатывал на жизнь, управляя рикшей. Однако он утверждал, что счастлив и жизнь его удалась, поскольку у него самого и у его семьи имелось все самое необходимое. Другой фрагмент фильма переносит нас в Бутан, страну, расположенную между Индией и Китаем, где правительство вместо валового национального продукта (ВНП) оценивает «Всеобщее народное счастье» (ВНС). Они ценят то, чем могут поделиться, выше того, что имеют.
Белич обнаружил, что те люди, которые высоко ценят человеческие отношения и стремятся сделать мир лучше, счастливее тех, чья цель – деньги и слава.
В то время как радикальная перемена, произошедшая в жизни Шедьяка, сделала его более счастливым, может потребоваться много времени и немалая сила убеждения, чтобы большинство людей захотели последовать его примеру. Просмотр на DVD фильма под названием «Счастье» будет способствовать его делу.
Примечание: Оба фильма, «Я» и «Счастье», доступны для приобретения на DVD. Имеется также учебный вариант последнего фильма.
Мелочи также имеют значение
Подобно тому, как счастье и несчастье находятся на разных концах Линии счастья, воодушевление и скука также представляют собой два противоположных полюса.
Воодушевление проявляет себя в жизни детей и взрослых в самых разных формах – от победы в решающем футбольном матче до последнего дня школы перед летними каникулами! Понаблюдайте за ошеломляющими мгновениями в жизни фанатов при встрече с их кумиром, вроде Джастина Бибера, когда они раскачиваются из стороны в сторону и заходятся криком в приливе адреналина. Но как только эти волнующие переживания проходят, немногие из них оставляют в жизни долговременный след. Воодушевление часто сменяется резким упадком настроения, едва реальность вступает в свои права.
Вот почему важны не глубокие и сильные переживания, но частота и количество тех вроде бы незначительных деталей, на которые мы обычно не обращаем внимания. Счастье может состоять в тишине и покое и нередко включает в себя умение радоваться любой мелочи в жизни. Счастье – это не то же самое, что и воодушевление.
Тот, у кого каждый день случается множество маловажных, но приятных вещей, вероятно, будет счастливее того, в чьей жизни произошло лишь одно действительно потрясающее событие.
Эд Динер, психологНикто не знает об этом лучше уроженца Торонто Нила Пасрича, автор международного бестселлера «Книга потрясающих вещей». Он написал ее на основе ежедневного блога, который вел на своем сайте www.1000awesomethings.com. «Потрясающий», по определению Пасрича, означает «вызывающий благоговейный трепет», а также огромное уважение и восхищение. По его словам, «такие краткие, мимолетные события производят огромную разницу в скучной жизни парня, которому приходится работать с девяти до пяти». – Пасрич, 2010.
Ведение этого блога оказало терапевтическое воздействие во время чрезвычайно трудного периода в жизни Пасрича и помогло ему пройти путь от грусти к счастью.
Задание: Мой список потрясающих вещейВот лишь некоторые примеры из «Книги потрясающих вещей», которые помогут детям составить их собственный список. Поинтересуйтесь у ребенка, что из перечисленного ниже он выбрал бы для включения в свою собственную «Книгу потрясающих вещей»:
• Запах мелков
• Возможность надеть теплое нижнее белье, только что вынутое из сушилки
• Давить подушечки пузырчатой упаковки
• Кто-то попал в отель, который вы только что купили, играя в «Монополию»[3]
• Звук ножниц, режущих цветной картон
• Оба носка, извлеченных из сушилки, оказались из одной пары
• Первым попасть в переполненный кинотеатр и занять там лучшие места
• Ощущение от песка, хрустящего под ногами
• Когда нужные буквы (например, q и u) при игре в «Скрэббл»[4] оказываются рядом
• Когда в день рождения удается с первой попытки задуть все свечи на праздничном торте
• Продолжительное объятие, когда оно действительно нужно
• Соорудить из блинов стопку, которая могла бы украсить переднюю сторону коробки
• Полная, идеальная тишина
• Когда слова песни, которую вы слушаете, кажутся написанными специально для вас
• Проводить время с мамой или папой.
Что еще дети могут к этому добавить? Вот несколько возможных вариантов ответа: пойти на прогулку в парк, съесть целую плитку шоколада, получить за домашнее задание в школе более высокую отметку, чем ожидалось, слушать любимую песню или учиться ездить на велосипеде.
24 сильные стороны характера
Мы полагаем, что вы сможете получить больше удовольствия от жизни, если сумеете определить, какими из этих качеств характера вы обладаете в избытке, и затем использовать их в школе, во время досуга, при общении с друзьями и семьей.
Мартин СелигманУ Мартина Селигмана есть три критерия того, что он называет «основными достоинствами характера»:
• Они высоко ценятся почти в каждой культуре по всему миру
• Они значимы сами по себе
• Они обладают пластичностью (т. е. их можно сформировать)
Ниже приводятся шесть основных достоинств, в рамках которых выделяются 4 сильные стороны характера. (Более подробное обсуждение этих качеств см. в книге М. Селигмана «В поисках счастья»[5], его последней работе «Путь к процветанию»[6] или на его сайте www.authentichappiness.com).
1. Мудрость и знание
• Любопытство
• Любовь к знаниям
• Рассудительность
• Изобретательность
• Социальный интеллект
• Чувство перспективы
2. Храбрость
• Доблесть
• Настойчивость
• Целеустремленность
3. Гуманность и любовь
• Доброта
• Любовь
4. Справедливость
• Гражданская активность
• Справедливость
• Лидерство
5. Умеренность
• Самообладание
• Благоразумие (здравый смысл)
• Скромность, смирение
6. Трансцендентность
• Умение ценить красоту
• Благодарность
• Надежда
• Духовность
• Умение прощать
• Юмор и игра
• Интерес к жизни
Задание: Обзор моих сильных сторонНедавно на сайте www.authentichappiness.com появились два опроса, которые служат для оценки сильных сторон характера, – «Достоинства в действии» (VIA Survey) для взрослых и для детей от 8 до 17 лет. Уже 2,5 миллиона человек прошли эти тесты!
От участников требуется прочитать каждое из утверждений, решить, насколько оно соответствует им лично, и отметить подходящий вариант в режиме онлайн. Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. После того, как ответы на все 198 вопросов получены, на их основе формируется итоговый перечень из пяти основных преимуществ характера в сравнении с другими сильными сторонами. Сначала может показаться, что опрос занимает много времени, но обычно для его прохождения требуется не более 10–15 минут.
Вот три типовых вопроса:
• Мне нравится искать разные пути решения проблемы
• Я жалуюсь чаще, чем чувствую признательность за то, что имею в жизни
• Когда мои друзья чем-то расстроены, я внимательно их выслушиваю и успокаиваю
Сами вопросы, а также итоговые результаты будут очень интересны для детей, в особенности в том, что касается «юмора и игры». Пять основных достоинств человека определяются по итогам опроса.
Родители или учителя могут также пройти опрос, отразив в своих ответах то, что им известно о ребенке. Интересно сравнить результаты взрослых с теми, которые получил сам ребенок. Помимо обсуждения полученных результатов с родителями или учителями, дети могут также остановиться подробнее на каждой из своих сильных сторон:
• создавая визуальные образы ситуации, когда они использовали это преимущество;
• рассказывая о ней устно;
• написав о ней небольшой рассказ или стихотворение;
• разыграв ее по ролям;
• расспросив другого члена семьи, чтобы узнать его мнение по поводу результатов опроса.
Счастье приходит изнутри
При наличии реальной воли и упорства можно подняться вверх по Линии счастья к верхним отметкам диапазона. Вы не можете заставить себя быть счастливым, но имеет смысл приложить усилие, чтобы начать этот путь. Для этого есть множество способов. Вы можете каждый день вносить небольшие изменения в то, что делаете. Следующие два задания в этой главе сочетают в себе ключевые выводы из предыдущих и подводят нас к составлению собственного Списка счастья, который будет полезен и в радостные, и в трудные времена.
Чтобы стать счастливым, потребуются определенные усилия. Ниже приводятся некоторые из способов получить удовлетворение от жизни, которые, в противоположность материальным источникам благосостояния, не могут быть куплены за деньги. Поэкспериментируйте с этим списком и выясните, что работает именно в вашем случае. Что бы вы добавили к этому списку или, напротив, убрали из него?
1. Проводите время с друзьями, семьей и соседями.
2. Участвуйте в общественной жизни, станьте волонтером, стремитесь отдавать.
3. Наблюдайте за потрясающими вещами, которые происходят каждый день.
4. Пробуйте что-то новое, необычное и незнакомое.
5. Развивайте в себе чувство юмора.
6. Избавляйтесь от негативных мыслей.
7. Относитесь к своей работе серьезнее, а к себе – проще.
8. Проявляйте каждый день свои самые лучшие качества.
9. Совершайте спонтанно добрые поступки, чтобы скрасить чей-то день.
10. Тренируйте свое тело, занимаясь физическими упражнениями, танцами, пением, плаванием или катанием на скейтборде.
11. Научитесь медитировать, чтобы вести себя спокойнее в моменты стресса.
12. Все время что-то творите: вяжите, изобретайте, стройте, танцуйте, рисуйте, готовьте.
В своем бестселлере «Проект „Счастье“»[7] Гретхен Рубин делится ценными уроками, которые она усвоила, пытаясь понять, что может сделать ее счастливее. Каждый месяц в течение года она концентрировалась на той или иной сфере жизни. Процесс, предложенный Рубин, может использоваться и детьми, начиная с детсадовского возраста. У каждого человека возникнет свой уникальный проект, и почти все в конечном итоге извлекут из него выгоду. Предпринятые ею шаги адаптированы здесь для детей, приступающих к осуществлению своего собственного Проекта «Счастье».
Задание: Мой проект «Счастье»1. Для начала выберите несколько областей, работая над которыми вы сможете поддерживать имеющийся уровень счастья или, возможно, почувствовать себя счастливее. В случае Рубин это были самые простые действия – например, уделять больше времени друзьям, повысить уровень энергии и серьезнее относиться к игре.
Она предлагает ответить на четыре вопроса:
а) Что дарит вам хорошие ощущения? Какие виды деятельности приносят вам радость, удовлетворение и наполняют энергией?
б) Что приносит вам плохие ощущения? Из-за чего вы испытываете злобу, раздражение, скуку, фрустрацию или беспокойство?
в) Что кажется вам неправильным в вашей жизни?
г) Имеются ли у вас источники атмосферы роста? В каких элементах жизни вы находите возможность расти, учиться новому, преодолевать сложности, совершенствоваться или повышать свое профессиональное мастерство?
2. Как только вы остановили свой выбор на одной или двух областях, составьте для каждой из них Таблицу обязательств, как показано дальше. Возьмем в качестве примера цель «завести новых друзей». В этом случае два конкретных обязательства с возможностью отслеживания прогресса могут выглядеть так:
• Поговорить с Марти (который мне симпатичен, но с которым я не очень хорошо знаком) во время перерыва или за ланчем. Узнать что-то новое о нем и рассказать кое-что о себе.
• Присоединиться к клубу друзей СМИ после школы, чтобы найти тех, кто тоже интересуется компьютерной анимацией.
Каждое обязательство должно быть очень четким и поддающимся проверке. Отмечайте достигнутые успехи в таблице, используя один из трех символов:
+ (отличные результаты)
(хорошие результаты)− (нет данных)
Делайте это ежедневно в течение 21 дня. (Именно столько времени требуется человеку, чтобы усвоить и закрепить новую привычку.)
Причина, по которой Рубин использует слово «обязательство» вместо «цель», очень важна. По ее словам, «вы попадаете в цель, вы берете на себя обязательства». Поэтому замените цель, которой хотите достигнуть, позитивными решениями – именно их вы в дальнейшем будете придерживаться.
Образец страницы: Мой проект «Счастье»Область: Завести новых друзей
Обязательство 1: Поговорить с Марти (который мне симпатичен, но с которым я не очень хорошо знаком) во время перерыва или за ленчем. Узнать что-то новое о нем и рассказать кое-что о себе.
Используйте + (отличные результаты),
(хорошие результаты), или – (нет данных) каждый день в течение 3 недель подряд.Обязательство 2: Присоединиться к клубу друзей СМИ после школы, чтобы найти тех, кто тоже интересуется компьютерной анимацией.
Ощущение контроля – один из основных элементов счастья и лучший его показатель, чем, скажем, уровень дохода. Критически важно чувствовать себя самостоятельным, иметь возможность выбирать, что происходит в твоей жизни, способ проводишь время. Принимая на себя обязательства и следуя им, я научилась контролировать свое время, свое тело, свои поступки, свое окружение и даже мысли. Обретение контроля над собственной жизнью, безусловно, стало одной из сторон моего проекта и немало способствовало моему счастью.
Гретхен РубинСледуйте по стопам Рубин и смело экспериментируйте с тем, что делает именно вас счастливее – что «заставляет ваше сердце петь». Вы почувствуете себя намного лучше, занимаясь тем, что любите и чем по-настоящему увлечены.
Помните о том, что счастье не всегда приравнивается к веселью и смеху. Некоторые люди находят столько счастья в том, над чем работают или чему учатся, что иногда эти процессы становятся похожи на увлекательную игру.
Может понадобиться несколько черновых набросков, чтобы придать проекту ту форму, которую вы хотите. Как только результат вас устроит, используйте страницу 53 для окончательной копии.
Ну как, получилось? Вы готовы повторить проект «Счастье» в другой области или уже узнали достаточно?
Примечание: Пожалуйста, обратите внимание на стартовый пакет Проекта «Счастье» на персональном сайте Гретхен Рубин. Она старается вести список всех групп, участвующих в проекте. Также просим вас ответить на анкету из шести вопросов о вашей группе, пройдя по ссылке http://bit.ly/ijiJOy. Чтобы познакомиться с другими подобными группами, воспользуйтесь вкладкой Happiness Project Groups в ее блоге. Гретхен Рубин отвечает на сообщения по электронному адресу grubin@gretchenrubin.com
Большинство людей счастливы настолько, насколько они сами решают быть счастливыми.
Авраам Линкольн, 16-й президент Соединенных Штатов АмерикиЗадание-таблица: Мой проект «Счастье»Область ______________________________________
Обязательство 1
Используйте + (отличные результаты),
(хорошие результаты), или − (нет данных) каждый день в течение 3 недель подряд.Обязательство 2
Используйте + (отличные результаты),
(хорошие результаты), или − (нет данных) каждый день в течение 3 недель подряд.Обязательство 3
Используйте + (отличные результаты),
(хорошие результаты), или − (нет данных) каждый день в течение 3 недель подряд.Вне зависимости от того, что вы вкладываете в понятие «счастье», найдите позитивные способы быть счастливыми и весело проводить время. Будьте довольны собой, примите себя такими, какие вы есть. Станьте самостоятельны. Позвольте себе быть счастливее. По мере осуществления своего трехнедельного проекта «Счастье» вы сами убедитесь, что работает в вашем конкретном случае, а что – нет. Помните, все люди разные – будьте честны с собой.
Задание: Счастье – это…Прослушайте одну из версий песни «Счастье – это…» (Happiness is…) из мюзикла «Ты хороший парень», Чарли Браун (на YouTube их несколько[8]).
1. Спросите детей, что делает их счастливыми (например, научиться свистеть или вскарабкаться на дерево).
2. Используйте идеи из песни, чтобы в процессе коллективного обсуждения составить расширенный список того, что связано со счастьем у детей разного возраста. Например, ребенок постарше может предложить такие ответы, как наряжать рождественскую елку, любоваться витринами с подругой или использовать Скайп, чтобы через интернет общаться с друзьями, живущими на другом конце света.
3. Отметьте те идеи, которые работают для каждого ребенка.
4. Попросите детей добавить собственные строчки к песне на ту же мелодию и спеть их.
Вспомните ваши любимые книги, фильмы или сериалы о счастье. Перечитайте или опять посмотрите те из них, которые придают вам энергию и поднимают настроение.
Дети могут составить таблицу с отдельной графой для каждого СМИ, чтобы приступить к составлению своих собственных списков. Это задание может стать одним из обязательств в их проекте «Счастье».
Задание: Мой Счастливый списокВозможно, я и далек от совершенства, но некоторые из моих частей превосходны.
Эшли Бриллиант, художник и писательПо итогам обязательств, взятых на 21-дневный срок, разработайте список доступных мер, которые действительно сделают вас счастливее. Назовем их вашим Списком счастья (Рубин назвала эти меры своими Двенадцатью заповедями.) Этот список будет определять ваше поведение в будущем.
Решите, что следует включить в окончательный вариант Списка счастья и запишите его на карточку или небольшой листок бумаги, который вы будете носить с собой и быстро найдете в случае необходимости. Вы также можете сохранить информацию в компьютерном файле. Пусть этот Счастливый список появится на заставке вашего компьютера, планшета или сотового телефона.
При желании поделитесь списком с родителями или хорошим приятелем, чтобы был дополнительный стимул использовать его регулярно. Возможно, со временем вы обновите этот перечень, добавляя или удаляя те или иные идеи.
Собираем воедино
Дети охотно используют альбом для вырезок или папку с вкладышами, чтобы хранить выполненные задания в одном месте и впоследствии к ним обращаться. Очень удачная идея – пересматривать время от времени свои результаты, поддерживая связь с их содержанием и применяя их на практике.
Задание: Все на одной страницеВ дополнение к созданию альбома для вырезок или папки родителям, учителям и самим детям полезно составить нечто вроде небольшого резюме на одну страницу, позволяющего взглянуть на мир с точки зрения ребенка. Используйте следующие категории:
• мои сильные стороны характера (способности);
• мой Счастливый список;
• что думают обо мне другие люди (родные и друзья);
• как взрослые могут меня поддержать;
• что для меня важно;
• моя фотография.
Заимствовано и адаптировано из личного блога Хелен Сандерсон One Page Profile[9].
Когда дети не чувствуют себя счастливыми
Для ребенка вполне естественно испытывать самый широкий спектр эмоций. Никто не чувствует себя все время счастливым. Любые ощущения уместны и приемлемы. Крайне важно вовремя получить поддержку, когда в твоей жизни происходит что-то дурное – а от этого не застрахован никто. По словам сотрудников канадского Телефона помощи детям, «любой, будь то маленький ребенок или подросток, неизбежно испытывает разочарование и грусть. Важно то, как человек справляется с этими сильными эмоциями». Часто единственный способ выбраться из трудной или неприятной ситуации состоит в том, чтобы просто пережить ее. И тогда присутствие кого-то рядом для ободрения и поддержки может изменить все.
Жизнь состоит не в том, чтобы пережидать шторм, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем.
Вивиан Грин, автор песен, пианисткаНаши реакции варьируются
Эмоции в действительности представляют собой порождающие ощущения сигналы, посылаемые мозгом по всему телу. Мы нуждаемся в них, чтобы выжить. Отрицательные эмоции оберегают нас от опасности, в то время как положительные придают энергию и говорят о том, что все в порядке.
Чувства, которые сохраняются в течение долгого времени, обычно называют настроениями.
Иногда то или иное чувство кратковременно, и мы избавляемся от него одним щелчком пальца. Оно подобно темному облачку, которое внушает беспокойство, когда проходит над нашими головами, но очень быстро исчезает за горизонтом. Для некоторых людей крепкий ночной сон, небольшая пауза или возможность как следует выплакаться – вполне достаточное средство, чтобы успокоиться. Когда та или иная эмоция становится слишком сильной и достигает пика, трудно мыслить логически и ясно оценивать ситауцию. В таких случаях не помешает заранее иметь план действий.
Существуют три основных способа справляться с нежелательными эмоциями:
• Поддаться чувству и «увязнуть» в нем
• Надеяться, что проблема уйдет сама собой
• Взглянуть на проблему с точки зрения позитивного восприятия и с твердым убеждением, что ее можно решить. При необходимости проникнуть глубже в истоки эмоции и получить поддержку.
Третий путь может показаться более сложным, но в итоге он обязательно окупится. Чтобы выбрать его, потребуются твердое намерение и доля практики. В этом случае нужно научиться прислушиваться к собственным эмоциям и порожденным ими ощущениям и доверять им.
Вот пять простых, легко запоминаемых шагов, которые могут предпринять дети, испытывая сильные эмоции. Они могут также использовать эти приемы, когда в жизни происходит что-то, что нужно обсудить друзьями или взрослыми. Иногда проще изложить свои мысли на письме прежде, чем начать разговор.
1. Что происходит? Сделайте вдох, постарайтесь успокоиться и уточните факты.
2. Как я чувствую себя прямо сейчас? Действительно ли ваша реакция адекватна или она чрезмерна?
3. Кто может мне с этим помочь? Доверьтесь человеку, который в состоянии вас поддержать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
The Fordyce Emotions Survey. Michael Fordyce. Social Indicators Research 20, 355–381. Jan. 28, 2006. Перепечатывается с разрешения издательства Springer Publishers.