Анастасия Дегтеревская
Госзакупки и тендеры для малого бизнеса
© А. Дегтеревская, 2021
© Издательство «Олимп-Бизнес», 2021
Введение
«Госзакупки – дело непростое, кто бы что ни говорил. Поэтому представляю вам Мишу Торопышкина. Буду рассказывать о нем истории. Он начинает свой бизнес на тендерах. Он косячит там, где косячат все новички. Встречает недобросовестных конкурентов и придирчивых заказчиков. Ищет свою нишу. И очень хочет преуспеть)) А мы с вами будем наблюдать за ним. Учиться на его ошибках. Разберем сложные ситуации. И постараемся не быть такими, как Миша».
Этот текст я опубликовала в своем Инстаграме 4 июля 2019 года. С того момента вышло более 100 постов о Мише. Вы можете найти их по тегу #да_мишапротив.
Со временем у меня родилась идея расположить эти истории в логическом порядке, объединить в смысловые разделы и дать комментарии к каждой: пояснения и рекомендации, основанные на моем личном опыте, опыте моих коллег и клиентов, законодательстве и современных бизнес-реалиях.
В этих комментариях я с удовольствием учла и пожелания «коллективного разума» подписчиков моих блогов в Инстаграм и Ютуб. Среди них много действующих предпринимателей и специалистов по госзакупкам. Спасибо вам за это!
В последние годы госзакупки – динамично развивающийся рынок. Причина в том, что российское государство – самый стабильный и богатый покупатель. Деньги в бюджете есть, их активно тратят. Надежность особенно ценна в кризисные периоды.
При этом порог входа тут крайне низкий. Условно говоря, можно зарегистрироваться в качестве ИП и через неделю пробовать получить первые заказы. Стоимость контрактов начинается буквально от пары тысяч рублей. Какого-то значимого стартового капитала не требуется.
Два этих фактора – наличие заказов и простота входа – и привлекают в госзакупки множество новых игроков. Однако большинство из них крайне неопытны и раз за разом наступают на одни и те же грабли.
Истории про Мишу повествуют о фейлах начинающих предпринимателей. Я знаю, о чем говорю: каждый второй бизнесмен из числа моих подписчиков сообщает, что узнаёт себя в главном герое. Все они проходили то, через что проходит наш незадачливый коммерсант. Вот я и подумала: как было бы здорово уберечь моих читателей хотя бы от части ошибок новичков.
Я очень не люблю скучные книги. Уверена, что и вы тоже. Поэтому я хотела, чтобы моя книга была не очередным комментарием к законам, написанным на сухом юридическом языке, а стала увлекательным путешествием для предпринимателей по миру тендеров. Я старалась писать дружелюбно, с уважением к читателю, но без панибратства и излишнего упрощения.
Книга состоит из 50 историй про Мишу Торопышкина и моих комментариев к ним. В пояснениях я стараюсь дать понятную пошаговую инструкцию, как поступать в тех или иных конкретных бизнес-ситуациях.
Моя цель – сделать книгу максимально, просто супермегаприкладной. Не отвлекаться на заумные рассуждения и разбор правовых нюансов. Коммерсантам это не нужно. Им нужны четкие, действенные алгоритмы. Получилось ли у меня? Надеюсь, что да. Но судить, конечно же, вам, дорогие читатели.
Еще одно важное замечание: книга не заменит вам фундаментального обучения госзакупкам. Это, скорее, практическое пособие для тех, кто:
• хочет узнать чуть больше и чуть глубже, чем рассказывают преподаватели на стандартных курсах;
• учится на своем опыте и хотел бы ускорить и облегчить себе прогресс в бизнесе;
• а также тех, кому интересно, как оно «на самом деле», а не только по букве закона.
Ну что ж, в добрый путь!
Часть I
Общие сведения о бизнесе, связанном с госзакупками. Построение тендерных продаж
В первой части книги мы поговорим о том, какие процессы придется выстроить предпринимателю в своем бизнесе, чтобы успешно участвовать в госзакупках.
Речь пойдет о подготовке, необходимых организационных действиях, алгоритме поиска тендеров и специфических вопросах финансирования бизнеса. Мы также обсудим, как работать с партнерами и контрагентами.
Решение организационных вопросов – важнейший этап становления бизнеса. В голове у вас хотя бы в общих чертах должна сложиться бизнес-модель:
• где брать заказы и продукцию под них;
• как оформить отношения с поставщиками;
• как учитывать финансы;
• какие налоги платить;
• какие процессы делегировать, а какие взять на себя.
Эту стадию можно сравнить с закладкой фундамента здания: чем серьезнее вы к ней отнесетесь, тем устойчивее будет ваш бизнес.
1.1. Начало
Есть у меня приятель Миша. Фамилия – Торопышкин. Три года он трудился менеджером в автосалоне «Куплю авто», но сам добирался до работы на маршрутке. Недавно его коллега пошел на повышение, а сосед открыл точку по продаже овощей и фруктов. Все куда-то растут, двигаются, и только он – всё еще менеджер среднего звена. А между прочим, Миша никогда не мечтал быть менеджером. Он всегда хотел иметь свое дело, пусть небольшое, но – свое.
«Тем более теперь, когда родилась Катя, нужно добиваться чего-то большего, а не уныло торчать в офисе», – подумал Миша, открыл сайт «Госуслуги», подал заявление и стал ИП – индивидуальным, стало быть, предпринимателем.
Однако чем теперь заняться? В овощах и фруктах Миша ничего не смыслил, на свой автосалон денег нет. И тут, как говорится, подфартило: нашел на «Авито» объявление о продаже готового бизнеса – шиномонтажа. А что, идея хорошая: в машинах Миша разбирается, да и денег на вкладе, который он так старательно пополнял три года, как раз хватает на покупку.
И Миша стал гордым владельцем собственного бизнеса.
Радовался он недолго. Оказалось, шиномонтаж находится в непроходном (а точнее, непроездном) месте – и клиентов здесь днем с огнем не сыщешь.
– Никто так далеко не поедет, – объяснил ему приятель Коля.
– Ну, может, хоть реклама поможет? – сделал попытку Миша.
– Не поможет, – отрезал Коля.
Миша совсем приуныл. Однако делать нечего: за бизнес «уплочено». Сиди себе в гараже и жди у моря погоды. На тренинг бы какой сходить, да денег нет, все в бизнес вбуханы. Только и остается, что смотреть на Ютубе бесплатные видео «Как заработать миллион за пять минут».
И вот в одном ролике молодой человек в костюме и очках (в общем, такой, что сразу внушал доверие) рассказал, как быстро начать зарабатывать до двухсот тысяч в месяц! И вложений никаких не надо – достаточно просто стать «тендером».
Кто такой «тендер», Миша не очень понял, но слово «закупка» было ему знакомо. Вот он и решил: была не была! Пойду-ка я в тендеры, пусть меня научат!
А тем временем на шиномонтаже у Миши Торопышкина по-прежнему дела шли ни шатко ни валко. Последний клиент был три дня назад, да и тот оказался здесь случайно. Но Миша не отчаивался. А чего переживать, если скоро он будет зарабатывать на тендерах?
– Может, хоть на учебу какую-нибудь сходишь? – спросила у Миши жена, когда он поделился с ней своими планами.
– Курсы-шмурсы, – ответил Миша, – что ты как в прошлом веке? Сейчас в интернете всё есть. Сам научусь!
И стал Миша просматривать видео. Один ролик, второй, третий – и так с утра до вечера. Но и здесь ему терпения не хватило. Он решил: пора! И пошел на сайт госзакупок, искать тендеры.
Закупок на оказание услуг по шиномонтажу и прочему ремонту автотранспорта вроде бы много, но при ближайшем ознакомлении выглядят они не так многообещающе, как рассказывают блогеры.
Дело в том, что шиномонтаж у Миши в гараже и на выезды не ориентирован, а значит, подать заявку можно только на те лоты, что размещены в пределах его города. Ну а в городе таких заказчиков не очень много набирается.
Что же делать? Имеет ли смысл ему со своим шиномонтажом вообще в эти госзакупки ввязываться? Как понять, стоит ли овчинка выделки?
КОММЕНТАРИЙМногие слышали про «бизнес на тендерах». У предпринимателя может создаться ошибочное впечатление, что это какой-то особый вид бизнеса, наравне, скажем, с торговлей детскими товарами, услугами рекламы или ремонтом бытовой техники. На самом деле госзакупки (или «тендеры», как принято говорить в среде предпринимателей) – всего лишь один из возможных каналов продаж вашей продукции (товаров, работ или услуг). Этот канал сбыта имеет свои особенности, и вам надо четко понимать, что именно вы планируете продавать госзаказчикам. Иначе говоря, какую нишу вы займете в госзакупках. И это на самом деле вопрос вопросов.
Особенности тендеров как канала продажДля сначала давайте разберемся, каковы же особенности этого канала продаж. Их две.
1. Все покупатели (их здесь называют «заказчиками») имеют отношение к государству. В самом широком приближении – это государственные (муниципальные) органы, учреждения или коммерческие организации, в капитале которых государство владеет определенным количеством акций. Более четко категории заказчиков описаны в двух федеральных законах: Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Процесс покупки (его здесь называют «закупкой») четко урегулирован. Есть регламенты проведения торгов, выбора победителей, заключения договоров и их исполнения. Заказчики и поставщики (подрядчики) ограничены данными регламентами, за их нарушение наступает ответственность. Если предприниматель хочет продавать свои товары заказчикам, применяющим законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, ему придется принять эти правила игры, даже если они кажутся нелогичными или несправедливыми.
Если вы, как коммерсант, принимаете решение о том, чтобы начать «бизнес на тендерах», вам нужно:
• изучить правила системы госзакупок;
• определиться, покупают ли госзаказчики вашу продукцию;
• понять, готовы ли вы работать на таких условиях.
И здесь мы говорим о такой важной предварительной работе, как аналитика ниши. Я настоятельно рекомендую провести аналитику в самом начале и периодически обновлять информацию.
Прелесть госзакупок в том, что почти вся информация о рынке открыта и доступна для любого исследователя. Сведения обо всех государственных закупках публикуются на одном сайте, который можно изучать без регистрации и оплаты. Это так называемая Единая информационная система (ЕИС) – сайт zakupki.gov.ru.
Как провести аналитику ниши?На сайте ЕИС – или на специальном сайте-агрегаторе (поисковике) – нужно просмотреть сведения об уже прошедших закупках и ответить себе на ряд вопросов.
Вот их (очень) примерный список.
• Сколько всего было закупок за полный календарный год в стране (либо в интересующих вас регионах)? Закупают ли вообще вашу продукцию через систему госзакупок?
• Насколько гибок спрос: большой ли разброс в начальных ценах закупок (НМЦК[1])? Какова средняя начальная цена? Как это соотносится с вашими оборотными средствами?
• Прослеживается ли явная сезонность, или закупки распределяются равномерно?
• Сколько в среднем участников на закупке? Повторяются ли участники в одном и том же регионе, или в нише открытая конкуренция и зайти на рынок может кто угодно?
• По каким ценам в итоге заключаются контракты (торгуются ли участники в ходе тендера – снижают ли цены по сравнению с начальной ценой)? Есть ли у вас возможность работать с такими ценами?
• Продукцию каких производителей предлагают победители закупок?
• Есть ли какая-то закономерность среди заказчиков, закупающих интересующие вас товары или услуги?
• Какие смежные с этой нишей товары/работы/услуги закупаются госзаказчиками?
• На какие товары у вас низкие цены? Что вам нужно сделать, чтобы улучшить условия сотрудничества со своими поставщиками (получить скидки, отсрочки, иные бонусы)? Есть ли смысл поменять/расширить список ваших поставщиков?
Уверена, что в процессе поиска ответов на эти вопросы вы сделаете для себя немало важных выводов!
А что делать тем предпринимателям, которые хотят работать на рынке госзакупок, но еще не определились с нишей? Или не хотят с ней определяться и готовы продавать всё что угодно, подыскивая нужный товар под размещенные на сайте заказы?
В целом, стратегия сплошного (или, как чаще говорят, «валового») участия в тендерах имеет право на существование. Но лично я думаю, что она может быть целесообразна только на начальном этапе, когда вы пробуете разные направления. Несомненный плюс госзакупок – практически бесплатное тестирование тех или иных ниш. В самом деле, чтобы понять, «идет тема» или нет, достаточно несколько раз поучаствовать в соответствующих тендерах, ну и, конечно, изучить специфику товара. Но денежных вложений на этапе проб у вас не будет.
Валовое участие имеет крайне низкий КПД: вы тратите бешеное количество времени и энергии на поиск тендеров, отсев неподходящих закупок, подбор товаров под техническое задание (описание нужного товара) в каждой конкретной закупке. В какой-то день это могут быть компьютеры, в другой – постельное белье, в третий – строительные инструменты и так далее. Потом еще нужно найти место, где вы купите необходимую продукцию, проверить потенциальных контрагентов, не мошенники ли это… И так день за днем. Довольно изматывающе.
А вот вероятность выигрыша в тендере крайне невелика: ведь вы соревнуетесь с профи, которые способны подобрать дешевые аналоги, у которых налажены связи с дилерами и т. п. Скорее всего, они работают на гораздо более интересных условиях со своими поставщиками, а значит, могут дать цену ниже, чем вы (что в 99 % случаев означает победу).
ВЫВОДЫ1. В самом выгодном положении оказываются те предприниматели, у которых уже есть действующий бизнес в определенной нише (настроены бизнес-процессы, налажены связи с контрагентами, есть понимание рынка и т. п.). Для них госзакупки становятся дополнительным каналом продаж их продукции.
2. Прежде чем бросаться в госзакупки как в омут с головой, необходимо провести аналитику ниши и понять, насколько вам вообще интересен этот рынок.
3. Бизнесменам, не имеющим определенной специализации, ничто не мешает зайти в госзакупки. Они могут начать свой путь со сплошного (валового) участия или с параллельного тестирования нескольких ниш. Стратегически важно в короткие сроки определиться с направлениями, которые вы будете развивать. Это в разы повысит эффективность вашего участия в госзакупках.
1.2. Не люблю я эти формальности…
По выходным Миша Торопышкин с женой и дочкой ездил к родителям на дачу. Хоть он теперь и владелец собственного бизнеса, но и про отдых забывать не стоит.
За рюмочкой и шашлыком Миша пожаловался на работу: клиентов мало, бизнес не идет. Да и с тендерами затык: запрос на шиномонтаж небольшой, а конкуренция слишком высокая, ему не по зубам.
– Ну а что тебе этот шиномонтаж дался? – спросил отец. – Крутиться-вертеться надо. Займись еще чем-нибудь дополнительно. В чем еще ты хорошо разбираешься?
– Да я всю жизнь только машины продавал; кроме автосалонов, больше нигде и не работал, – грустно ответил Миша. – Хотя вот на последнем месте имел дело с автозапчастями. Я, конечно, не крупный специалист, но кой-чего в этом смыслю.
– Ну так и займись запчастями. И от сезона зависеть не будешь. На них-то тендеры есть?
Мише идея понравилась, и он тут же полез на сайт госзакупок. А ведь и правда: почему бы в придачу к шиномонтажу не заняться еще и поставкой автозапчастей? Вот и на госзакупках спрос на них присутствует.
Миша не стал тянуть резину и тут же бросился выбирать подходящий тендер. Он быстро нашел то, что ему подходит, и хотел уже было подать заявку, да вот только так и не смог найти, где это сделать.
Начал Миша разбираться: ага, как и на любом приличном сайте, на госзакупках надо сперва зарегистрироваться. Но не просто так: электронная подпись требуется! И только тогда можно будет попытаться получить заказ.
Пока суть да дело, пока разбирался с электронной подписью и навигацией сайта, пока осваивался на другом сайте – электронной площадке для закупок… – поезд уже ушел, и время подачи заявки на приглянувшийся ему тендер истекло.
Хорошо хоть каждый раз не надо проходить регистрацию. Однажды заполнил анкету – и работай спокойно.
Зато Миша понял главное: в этом деле медлить нельзя. Сроки подачи заявок очень короткие. Только увидел подходящий тендер – хватай быка за рога и сразу принимайся за дело!
КОММЕНТАРИЙПоговорим о формальностях. Чтобы начать участвовать в закупках, предпринимателю необходимо произвести ряд действий. Их последовательность должна быть именно такой, как описано ниже.
1. Регистрация бизнесаФизическим лицам в целом не запрещено участвовать в тендерах, но если мы говорим о регулярном извлечении дохода при помощи предпринимательских операций, то они должны осуществляться лицом, имеющим по закону право на такую деятельность. Российское законодательство предусматривает санкции, вплоть до уголовного наказания, за незаконное предпринимательство. Предпринимательство без регистрации бизнес-единицы – незаконно.
Перед начинающим коммерсантом встает вопрос о выборе организационной формы бизнеса. И выбирать он чаще всего будет между ИП (индивидуальный предприниматель) и юридическим лицом (обычно ООО – общество с ограниченной ответственностью).
Обе формы имеют свои плюсы и минусы. Скажем, ИП формально может работать только один, партнерство юридически в такой форме не организовать. Кроме того, ИП отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Он также не может получить ряд лицензий, и ему запрещено заключать контракты в рамках гособоронзаказа. С другой стороны, ИП гораздо проще зарегистрировать или ликвидировать. Нет обязанности по ведению бухгалтерского учета. А заработанные деньги дешевле законно «выводить» из бизнеса в личные доходы.
Всесторонне изучите этот вопрос заранее, чтобы не совершать лишних телодвижений.
Что касается самого процесса регистрации ИП/ООО, то не нужно преувеличивать его сложность. Сейчас у вас есть несколько альтернатив: сделать всё самому в налоговом органе (в том числе удаленно, через личный кабинет налогоплательщика) либо в многофункциональном центре, которые есть почти во всех городах. Многие банки также готовы бесплатно взять на себя все формальности по регистрации бизнеса при условии, что вы откроете у них счет.
Если эти варианты вам не подходят, всегда можно обратиться в юридическую фирму, специалисты которой избавят вас от всех формальностей.
Есть еще такое явление, как самозанятые граждане (плательщики налога на профессиональный доход – НПД). Если вы платите НПД, то вам по закону запрещено заниматься оптовой торговлей чужими товарами и рядом других видов деятельности. И не важно, кто будет вашими покупателями – госзаказчики или частные лица. Эта особенность закрывает для вас госзакупки, если вы планируете там торговать тем, что сами не производите.
На старте вам также необходимо определиться с системой налогообложения (см. главу 1.3).
2. Открытие расчетного счета в банкеДаже если вы ИП, никакой госзаказчик не станет отправлять вам оплату на карту физлица. Тем более он не будет платить наличными. Счет в банке нужен, и точка.
ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ВЫБОРА БАНКА• Удобный онлайн-банк. Все платежи можно проводить с телефона/компьютера.
• До отделения можно быстро добраться. Ситуации бывают разные, иногда личный визит необходим.
• Серьезный, крупный, многофилиальный. Деньги очень любят стабильность и безопасность.
• Возможность открыть так называемый специальный счет для госзакупок.
• Понятные и невысокие банковские комиссии за:
а) ведение счета;
б) переводы денег;
в) снятие денег / перевод на личную карту.
• Бонусы за открытие счета.
• Банковские гарантии для госконтрактов и тендерные кредиты. Желательно, чтобы банк их выдавал, но это не ключевой критерий выбора.
• Положительные отзывы клиентов в интернете. Критерий тоже не ключевой, поскольку на большинство крупных банков всегда будет много негативных отзывов.
3. Оформление электронной подписи (ЭП)После регистрации юридического лица или ИП придет черед приобрести электронную подпись – специальную, для госзакупок. Если у вас уже есть ЭП для других целей (регистрация недвижимости, сдача налоговой отчетности, взаимодействие с банком и т. п., то она, вероятнее всего, не подойдет). Сейчас эти подписи выдают специальные организации – удостоверяющие центры. Как правило, подпись действует один год. Совсем скоро налоговые органы начнут выдавать их бесплатно.
Электронная подпись – аналог собственноручной. Она нужна для подтверждения того, что именно вы направили заявку на тендер или подписали контракт. Все эти процессы в госзакупках происходят в электронной форме, не на бумаге. Электронную подпись необходимо будет установить на тот компьютер, с которого вы планируете работать со своими заявками на тендеры.
4. Аккредитация в единой информационной системе (ЕИС)Следующий этап – аккредитация в ЕИС (zakupki.gov.ru). Нужно заполнить анкету на сайте и подгрузить ряд документов. Это бесплатно. Письменная инструкция по аккредитации есть на самой ЕИС, а в интернете немало видеороликов, демонстрирующих данный процесс.
Если вы «стопроцентный гуманитарий» и манипуляции с подписью и аккредитациями кажутся вам невыполнимыми, то можно нанять специалиста. За пару часов и небольшую плату он установит ЭП, настроит ваш компьютер для работы с ЕИС и проведет аккредитацию. Такие услуги обычно оказывают тендерные сопровождающие, а также удостоверяющие центры.
Если в ваших документах что-то изменилось, необходимо будет обновить сведения в личном кабинете в ЕИС (например, вы приняли новую редакцию устава ООО). Никто кроме вас этого не сделает. А недостоверные сведения в ЕИС могут повлечь за собой отклонение ваших заявок на тендерах. Однако часть информации (зафиксированной в ЕГРЮЛ/ЕГРИП – единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) обновится автоматически – налоговая служба направит эти сведения в ЕИС.
Аккредитация в ЕИС означает также автоматическую аккредитацию на электронных площадках, где проводятся закупки по закону № 44-ФЗ (ситуация с закупками по закону № 223-ФЗ несколько иная – там иногда придется отдельно регистрироваться на соответствующих секциях площадок).
5. Открытие специального счетаНаконец, последнее формальное действие – открытие специального счета в банке. Подробнее об этом мы поговорим в главе 2.8, сейчас же вам необходимо понимать, что без него вы не сможете подать заявки на некоторые виды закупок. Так что сделать это нужно, но спешки нет. Открытие спецсчета, как правило, бесплатное и занимает от нескольких минут до пары дней.
Всё, на этом все формальности вы выполнили. Теперь можно переходить к следующему этапу!
ВЫВОДЫ1. Перед тем как начинать активные действия в госзакупках, необходимо подготовиться. Если у вас уже есть своя компания, то речь пойдет, по сути, только об аккредитации в ЕИС. Но если вы начинаете бизнес с нуля, то не гоните лошадей, пока всё тщательно не продумаете. Помните: успех любого начинания на 80 % зависит именно от планирования.
2. Решение предварительных организационных вопросов не потребует от вас денежных вложений – и это очень радует.
1.3. Цифры, цифры… Когда уже делом займемся?
Встретился Миша Торопышкин как-то раз со своим старинным приятелем. Сидят, значит, общаются. Приятель рассказывает о своем бизнесе, о том, что он тендерами занимается.
– Ух ты! – говорит Миша. – Как вовремя я тебя встретил, я ведь тоже теперь в госзакупках! Только… сложно это всё. Регистрация, ОКВЭДы, налоговая… Ты, наверное, какого-то помощника нанимал, чтобы во всем этом разобраться?
– Да ты что, – отвечает приятель, – какие помощники! Я один всё с нуля делал. Слушай! Сейчас всё расскажу. Записывай!
И Миша приготовился внимать.
– Первое, что нужно сделать, – это зарегистрироваться. Либо ООО, либо ИП, там уж сам смотри. Ну ты с этим уже разобрался, как я понял…
– Да-да-да, – торопит Миша, – но как быть с этими… ОКВЭДами?
– А что с ними не так? – удивляется приятель.
– Ну, это что вообще? Звучит как-то стремно.
– Да вообще ничего сложного, – смеется приятель. – ОКВЭДы – это виды деятельности, которыми ты собираешься заниматься. Указываешь их при регистрации. Просто выбираешь из списка то, что тебе нужно, или что-то похожее и ставишь галочку. Чем, говоришь, торговать собираешься? Запчастями? Ну вот и выбирай «Оптовая торговля автозапчастями». А если не найдешь того, что под твой вид деятельности подходит, или если еще не знаешь, чем будешь заниматься, просто выбирай общие ОКВЭДы типа «Прочая неспециализированная оптовая торговля». Их можно сколько угодно выбрать, но обычно пишут где-то с десяток.