Итак, каким становится капитализм будущего, корректнее – уже настоящего? Ошибаются, надо признаться, наши отечественные исследователи-эксперты, упорствующие в своем понимании современного строения общественного строя. Некоторые из них, в частности, утверждают, что многие так называемые развитые страны далеко эволюционировали за пределы капитализма, стали постиндустриальными. В. Л. Иноземцев настаивает на трансформации прибавочного капиталистического продукта в сторону служения всему обществу, о чем свидетельствует наличие преимущественной доли государственного бюджета в ВВП стран развитого Запада[28]. Также апологеты левого толка, попавшие под влияние эфемерной концепции постмодернизма, до сего дня готовы современный капитал признавать работающим в интересах населения, а систему государственного капитализма – за социалистическую систему хозяйствования. Обосновывается это представление обоснованием возможности изъятия государством необходимого и прибавочного продукта в виде налогов в государственный бюджет. И, собственно, этим общество – ближе к социализму.
В действительности мы наблюдаем модель капитализма, разрушившего реальное производство посредством монетаризма, и находящегося в терминальной стадии. Ему априори предначертан необратимый ход тотального регресса со всеми предполагаемыми в этом процессе «де…» – деиндустриализацией, демодернизацией, дерационализацией, деогосударствлением, ненационализацией…
Начиная с нулевых двухтысячных годов некоторое преимущество набирает некая экономика с определением «цифровая», механизмы которой, имеется общепринятое мнение, предназначены, реализуя высокие технологии, гарантировать прекрасное новое будущее для нового человека. В свою очередь, эти же самые механизмы способны практически незаметно оказывать влияние на человека очень тонко и деликатно, что трансформация человека из субъекта отношений незримо и неощутимо уже превратила его в объект управления, эксплуатации – порабощения. И высокие «мечты» о прекрасном будущем человечества, взявшего на вооружение результаты научно-технического прогресса, оказалось, что канули в лету и стали утопией, подобной изображениям идеального общественного строя А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
В сложившейся (или искусственно складываемой) ситуации хозяева агонизирующего современного капитализма в ответ на сверхзатруднительное положение, не пренебрегая опасностью, начали контрнаступление не только на общество, но и на социально-экономическую систему в целом. Формируется новая эра – в терминологии профессора Гарвардского университета Шошаны Зубофф «Эра надзорного капитализма»[29], применившая (и это уже свершившийся факт) все достижения научно-технического прогресса в виде «цифровых» инструментов в интересах сохранения своего контроля над происходящими процессами. Подобным образом по итогам «длинного XVI века… феодалы в своих классовых интересах демонтировали феодализм, чтобы сохранить власть, привилегии и богатство и в процессе этой борьбы создали новую систему»[30]. Тем самым хозяева современного мира получили возможность «транслировать себя в будущее в новом системном «обличье»»[31].
И сегодня в XXI веке воочию оформляется искусственно синтезируемая общность – интеграция капитализма и цифровых технологий, вернее, встраивание последних в систему капиталистических отношений. Их глобальные субъекты – «интернет-гиганты» и компании, специализирующиеся на интернете вещей, не только интересуются и проводят сбор данных своих пользователей, но и имеют своей стратегической целью влиять на них и их поведение. Пользователи всевозможных социальных сетей «в большинстве своем не знают, насколько уязвимыми они становятся, сообщая в социальной сети информацию о себе»[32].
Итак, как бы не трансформировались фасады и формы господствующих ныне социально-экономических отношений, их содержание остается прежним – их паразитарная сущность. И достаточно сложно в настоящее время дать ответ на вопрос каким будет тип отношений в новой исторической системе? Согласно мнению И. Валлерстайна в пост энтропийный период расширения бифуркаций, то есть в 2050–2075 годах историческая система или системы также не определены. Однако его оптимистичный дух превосходит все существующие мрачные прогнозы будущего – рано или поздно «мы увидим завершение перехода от капитализма к социализму с отмиранием государства и межгосударственной системы»[33]. Но это только надежды и ожидания. Само собой разумеется, что никакой трансформации капитализма в иную более справедливую систему не будет. В обозримом будущем. И следует внедриться в природу происходящего процесса, обращаясь к опыту человеческой истории. Настоящие «хозяева мира» проделали весьма серьезную работу над ошибками. Каков же будет ответ на их действия? И будет ли он в принципе?
1.2. Угрозы и риски цифровой трансформации общества – законы диалектики
Мы обсудим взаимосвязанные вопросы о цифровизации и ее влиянии на общество, хозяйство, экономику в проекции на решение задач национальной безопасности, науки и образования.
Меньше всего хотелось бы говорить о научных основах развития современного общества в историческом аспекте его эпох – в частности, капитализма и разных его фаз, империализма, социализма и его конвергенции, всяких их пост-модификаций и др. Эти вопросы уже около 200 лет обсуждаются как выдающимися мировыми классиками, так и современными исследователями из разных областей знаний, технологий и дисциплин. Правда, в последнем случае это делается часто из конъюнктурных соображений и по спецзаказу разных структур (в том числе властных). Данные монетаристские олигархические субъекты с их «романтикой» глобализации мировой экономки заинтересованы в таком квазинаучном ландшафтом фоне – пусть ученые в этих объектах исследований резвятся, а мы будем грести деньги на космополитических принципах в России – стране возможностей… для олигархов.
Но здесь есть еще один, на первый взгляд, неожиданный трагический аспект – аналог «зацеперов» для поднятия боевого духа ради мнимого престижа – якобы кино снимают в опасных ситуациях, а там уж как повезет. Так погиб министр МЧС, а сейчас запустили «мартышек» в космос, причем – за средства, выделенные на научные исследования из космоса и для решения задач национальной безопасности. А в это время еще глава Роскосмоса посетовал на приостановку работ по ракетам в целях экономии кислорода для COVID-госпиталей[34]. И это общая проблема отказа от традиционных ценностей и отсутствие профессионализма в условиях якобы легко доступной и обозначенной цифровизации.
Вроде бы, напрямую, это не касается нас – научно-образовательной сферы, которая не является властью, но должна требовать от нее понимания и обеспечения адекватных мероприятий и решений в нашей профессиональной деятельности по развитию науки и образования и воспитанию молодежи, и что особенно принципиально – именно в нашем понимании этих вопросов, а не в чиновничьей опалубке.
На эти блоки накладываются многие факторы современных цифровых технологий и их достижений – щадящее (трудно проверить!) в горизонте ожиданий на десять-пятнадцать лет: мнимых, реальных и перспективных, но с колоссальными государственными вливаниями финансовых средств во всемогущий искусственный интеллект (далее – ИИ). При этом переформатируются базовые основы общества в историческом процессе развития человечества, и часто обосновываются в ложных построениях типа глобального потепления климата, зеленой энергетики и прочих бездоказательных явлений, но с неадекватными конкретными мероприятиями в принятии управленческих решений.
Это уже затрагивает жизнь каждого человека – текущую и будущую, – поражает его права, ликвидирует личное пространство позволяет им манипулировать людьми под угрозой репрессивных мер в условиях нового мирового порядка, которого «крышуют» власти. По сути речь идет о виртуальных государствах с виртуальными нематериальными финансами и активами (управляемыми непонятно кем) с приоритетами и правилами в далеко неоднозначных сервисных услугах, часто мошеннических. Распространенная практика – засилье банковских структур с их диктаторским брезгливым отношением к заботам и проблемам людей, с равнодушием к «низам», и их отчуждению от реальной жизни. Эту уже опасные риски и угрозы для стабильности страны в целом.
К сожалению, мы уже близки к точке невозврата по этим проблемам и не можем реально на них влиять без жесткой политической воли и четкой реакции властей на этот негатив в условия монетаристских олигархических мировых структур, в которые вплетена Россия через виртуальную цифровизацию и прямые «серые» схемы. Но вопрос в стратегическом плане стоит о независимости страны в широком смысле и ее национальной безопасности.
Эти вопросы в едином комплексе мы и будем обсуждать ниже.
В настоящее время поиск формата организации современного мирового порядка является приоритетом в деятельности различных государств, международных организаций и учреждений, различных экономических и политических структур и сообществ (открытых и закрытых с непрозрачным функционалом), в том числе с руководящей ролью неясных управляющих субъектов при принятии управленческих решений под целевые функции определенного направления.
Действительно, даже за последний год проводится большое количество различных форумов (как у нас в стране, так и за рубежом) с участием высших должностных лиц государства в поисках оптимальной организации этого мирового порядка, но, к сожалению, результаты всех этих Форумов – ничтожны. Они сводятся только к самоотчетам и обсуждениям практических бизнес-процессов, да еще с участием государственных деятелей под политическую конъюнктуру. Иллюстрацией к этому могут служить дискуссии по такой мировой проблеме как энергетика на энергетическом Форуме-неделе в Москве с 13 по 15 октября 2021 года[35].
В этой непростой ситуации, казалось бы, большая роль должна принадлежать научно-образовательному сообществу с разработкой соответствующих моделей и алгоритмов для прогнозирования и регулирования принимаемых решений, и конкретных действий властей и их последствий. Однако, по-видимому, властям это не требуется в их девственной неприкосновенности.
Они снисходительно относятся к любым рекомендациям научно-образовательного сообщества, которое иллюзорно думает, что власти чего-то не понимают и чего-то не знают. Они все знают и понимают, но очень конкретно – под целевую функцию монетаристских подходов, обеспечение сверхприбылей олигархов, которые заняты своими делами по добыванию финансовых средств от государства без всякой ответственной ориентации на социально-ориентированное государство и интересы его граждан.
Справедливости ради надо сказать, что мы – научно-образовательное сообщество – совершенно не готовы (и/или боимся) к конструктивной и жесткой критике властей и околонаучного чиновничества (его обслуживающего) за принятие ими глубоко непродуманных решений в сфере науки и образования. Речь идет о непрерывном ее реформировании, требованиями выполнения непотребных показателей эффективности на всех уровнях, с бизнес-раболепием перед импортными журналами и учеными, якобы способствующими поднятию нашей науки на мировой уровень. Отдельный разговор – об унизительных мировых, якобы научных, а по существу – бизнесрейтингов (как будто это биржевые сводки). «Находка» наших чиновников – ориентация образовательного процесса на предпринимательство (которое в сфере высоких технологий у нас в стране фактически не развивается) вместо глубокой фундаментальной подготовки в университетах специалистов по полной программе единого пяти-шестилетнего фундаментального образовательного процесса, как это было в СССР с выдающимися достижениями на мировом уровне, с которыми все считались. Трагично, что и школьное образование разрушается, в том числе и под демагогией внедрения новых ИКТ-технологий с сопровождающимися отчуждением обучающихся и многочисленными финансовыми злоупотреблениями в интересах определенных структур и лиц. А ведь школьное образование – основа интеллектуального потенциала страны на многие годы вперед, и наиболее деликатный его компонент.
Казалось бы, удобной площадкой для таких дискуссий и взаимодействий с властями «на равных» является профессорское сообщество с проведением соответствующих профессорских форумов – это как раз тот разумный подход для свободной дискуссии высокого класса специалистов с властями, часто плохо понимающими и/или не желающими прислушиваться к специалистам из сферы науки и образования. Конечно, не хочется обижать эту уважаемую структуру, но последний Форум в начале октября сего года[36] показал несостоятельность этих надежд – полное стремление понравиться властям и приспособиться к их, не ясно на чем основанных реформациях, которые в итоге приводят к разрушению науки и образования в стране. Но зато профессура становится пригретой властями как в экономическом, так и в политическом аспектах. Это что – стокгольмский синдром? Не вмешивались бы власти в ту тонкую материю, за которую абсолютно должна отвечать профессура. Кроме того, представляется что, профессорское сообщество обязано провести для властей аналитическую работу по оценке того, что было в Китае двадцать лет назад и какие достижения у них сейчас в проекции на нашу ту же шкалу времени, вместо «дерганий» по цифровой экономике в отсутствие самой экономики высокотехнологичных секторов промышленности. Да и необходимо убавить иллюзии и восторги по огромному обезличенному товарообороту России с Китаем, когда не принимается во внимание учет структуры поставляемых с обеих сторон продуктов и номенклатуры услуг, а фонтанируются абсолютные объемы денег.
В связи с COVID-19 по нынешней существующей практике «достижений» бессмысленной QR-цифровизации, появился, к сожалению, новый аспект этой проблемы – недееспособность властей и прострация профильных ведомств в решении реально существующих проблем, кроме принятия репрессивных мер по отношению к ослушникам и воспитанию новой когорты медико-политической номенклатуры без доказательной медицины, пригретой властями. Мы здесь не говорим уже о полной недееспособности в выработке определенной стратегии в деятельности Роспотребнадзора и других структур, которые с удивительной регулярностью меняют свои противоречивые показания и рекомендации практически каждую неделю под «вздох» властей. Поистине «хроника пикирующего Роспотребнадзора»! Печально, что в этом процессе совершенно бездарно принимают участие часто и ученые, совершенно не имеющие отношения к доказательной медицине, но выступающие вроде плачущих Пьеро, и/ или врачей – «депутатов Балтики» – уже с депутатским статусом, и/или агрессивных особей по утверждению политических заказов в обосновании получения бизнесприбыли (за каждого ковидного больного медучреждение получает дотации от 200 до 600 тысяч рублей[37] – выгодно (!), да еще хватать на улице людей с ОРВИ и помещать их в ковид. При этом с полным изгнанием реально болеющих людей по другим патологиям, которые предоставлены сами себе. Совершенно возмутительным фактом является преступное предложение члена-корреспондента РАН о внедрении регулярных штрафов для непривитых граждан по пять тысяч рублей в месяц (якобы обоснованно посчитал)[38]. Трудно удержаться от замечания, что, когда ковидного больного (без учета его реальной жизненной ситуации, в которой он находится) ловят на улице и штрафуют на сорок тысяч рублей, хотя он возможно находится на грани жизни и смерти, то приходит на ум только аналогия с обреченными в газовые камеры, когда у них изымали золотые коронки для пополнения бюджета рейха. Не поддающимся пониманию фактом является событие, когда ректора якутского университета (пусть и небольшого) уволили за то, что он отказался предоставить помещение университета под ковидный госпиталь[39]. А где же наши олигархи, которые дворцы себе строят за один день? Здесь же они не могут создать времянки-госпитали – а власть молчит, не прессуя их!
В исторической ретроспективе человеческое общество в формате различных государств и общего ландшафта взаимоотношений между разными странами и народами всегда стремилось к оптимальным управленческим структурам и разумным взаимодействием под разные интересы отдельных государств, включая доминирование одних над другими – странами-сателлитами и назначенными изгоями. Это особенно характерно именно для современной эпохи в условиях диктаторских полномочий монополистических олигархических структур, которые часто идут вразрез с интересами не только отдельных государств и тенденций мировой геополитики, не говоря уже о гражданах и социальной справедливости, но и приводят к преступным построениям во взаимоотношениях с различными общественными структурами и организациями по всему миру.
Сложность состоит в том, что сами власти часто подкармливаются от таких неприкасаемых олигархических структур и поэтому фактически дают им полную свободу в своих действиях, правда пока они не несут непосредственную угрозу самой власти и ее личным представителям. Разумеется, организация мирового порядка основывается на подчинении слабых сильным, на управлении сателлитами, с различными формами давления – от санкций и «цветных революций» вплоть до военного вторжения с целью создания государств-марионеток с внешним управлением и подчинением собственным геополитическим интересам метрополий.
В этом ряду на современном этапе особое значение имеют взаимоотношения России с различными странами – в первую очередь экономически мощными. Учитывая, мягко говоря, нынешнюю скромную роль России в мировой экономике, особенно в высокотехнологичных секторах промышленности, политическое влияние России также очень ограничено с учетом того факта, что как говорили классики: «политика – это концентрированное выражение экономики»[40].
У России, безусловно, есть свои амбициозные геополитические планы, но их реализация на конкурентном поле мировой экономики и политики наталкивается на существенны трудности в условиях доминирования мощных мировых экономик – США и Китая.
Глобализация экономики с ее тотальной цифровизацией воспринимается иногда как возможность занять достойное место в мире на монетаристских наднациональных принципах, даже в условиях общей отсталости, которая якобы может затушевываться в различных сетевых построениях. Но это глубокое заблуждение. Никто не отменял законов устойчивого состояния сложной нелинейной системы, особенно в конкретном ландшафте многих стран, когда стабильность определяется именно на принципах биполярного мира. Никакие другие модели – типа многополярного мира – не являются устойчивыми, и рано или поздно свалятся к биполярности. Принципиальный вопрос, кто будет этими двумя полюсами.
В советское время – это были СССР и США. Сейчас вернуться к этой доминанте с участием России практически нереально, и поэтому основные угрозы и риски для нас связаны со складывающейся мировой биполярностью в лице США и Китая. Они всегда между собой договорятся (и договариваются!) – и без нас – с учетом мощных ресурсов и их возможностей экономического статуса. Не спасут нас всякие региональные объединения типа ЕврАзЭС и восточные новые друзья, включая арабских шейхов. Стоит напомнить, как выстроились эти наши партнеры в ряд на постсоветском пространстве, когда к ним приезжал госсекретарь США[41]. Но зато теперь планируются ковидные поезда в Россию из Узбекистана с гастарбайтерами, но на фоне, как ни странно, стремления США создать там военные базы. Отдельный вопрос с нашим новым перманентным другом – Турцией, где убили нашего посла, сбили наш самолет и натравливают террористов в Сирии на атаки наших вооруженных сил с обеспечением их дронами и другими современными средствами поражения, и без осуждения мировым сообществом более пятидесятилетней оккупации части территории Кипра. Более того, совершенно непотребная вещь, когда от Турции идет посыл о ликвидации фундаментального статуса Совета безопасности ООН; а на этот скандальный факт наша реакция – практически никакая.
Очевидно, что ни одна проблема в мире на современном этапе (как и всегда в современной истории) не может решаться без согласия и воли США. К сожалению, у нас бытует мнение, что главное в паритете с США – это военное могущество нашей страны. Да, этот фактор принципиален и позволил уже около восьмидесяти лет держать мир вне глобальных военных конфликтов. Однако, во-первых, военный бюджет России трудно сравнивать с военным бюджетом США[42] – он несопоставим и приблизительно в пятнадцать раз превышает наш бюджет. Во-вторых, полезно вспомнить слова Маргарет Тэтчер, которые были ею сказаны еще в 1991 году о том, что нам надо опасаться не военной мощи СССР, а ее экономических успехов, когда СССР вытесняет нас с мировых рынков[43]. Сейчас мы способны на это? И где же эти нынешние наши экономические успехи в обрабатывающей промышленности, а не в добывающей, да еще с акцентом на тотальные сервисные услуги и мероприятия на импортных комплектующих. А чего стоят амбициозные мегапроекты (без ясного конечного результата) с огромными тратами финансовых ресурсов на непроизводственные расходы в отсутствие практически какой-то локализации производства и отечественных достижений не только в машиностроительной отрасли, но и даже в примитивных продуктах бытовой техники и в результатах производства изделий металлообработки (от гвоздей и гаек, сковородок до всяких запчастей – простых и ответственных деталей машиностроения и их комплектующих). А о самолетах, тракторах, автомобилях и др. изделий отечественного производства – как-то не хочется упоминать. Про микроэлектронику и ее элементную базу – говорить не приходится. Вся компьютерная индустрия в нашей стране сводится к использованию зарубежных разработок с неясными последствиями для национальной безопасности страны и ее развития в передовую промышленную державу.
Наши власти никак не могут понять, что никто никого не догонит и России надо искать свои ниши в мировой экономике, а не потакать/поддерживать огромными финансовыми вливаниями якобы отечественных олигархов, которые жируют и на самом деле инвестируют свои финансовые вложения в другие страны. Это долгий разговор, но здесь нет особой необходимости приводить цифровые данные: они легко доступны и широко известны, но внятной политики как выйти из этой ситуации, да еще в условиях тотальной отечественной коррупции – не очень ясно. Остается, по-видимому, только подчиняться якобы доминирующим тенденциям в мире, которые фактически приводят к потере экономической независимости России и угрозе ее национальной безопасности под притягательным термином «цифровой экономики», но по сути затрагивающей только сферу услуг.
В аспекте этих отмеченных рисков и угроз, среди которых в нынешней России главную роль играют внутренние угрозы и разобщенность общества, и практически отсутствие социально-ориентированного государства с тотальной бедностью населения на различных территориях и в регионах, катастрофические последствия может иметь бездумное неквалифицированное внедрение искусственного интеллекта.
Такую же угрозу представляют мифы о зеленой энергетике, карбоновых дискуссий под абсолютно научно необоснованным тезисом о глобальном потеплении климата на объективных временных интервалах, характерных для процессов физики Земли и атмосферы, которые и надо только учитывать. Тотальная некомпетентность людей, обсуждающих эти проблемы, и, к сожалению, имеющих административный ресурс, связана с тем, что глобальные процессы на Земле, тем более катастрофические, происходят при взаимодействии Солнца и ядра Земли, а не человека. В приливах и отливах под влиянием Луны ведь никто не сомневается.
В общем подходе – ни на чем не основанном оптимизме цифровизации общества на всех уровнях и по всем параметрам – уничтожается креативное развитие общества и страны в целом. И дело не только в катастрофической ненадежности и уязвимости этих систем даже от конкретного физического лица/хакера (мы в этом убедились в начале октября 2021 года по блокировке тотальных социальных сетей[44]), но и в реально реализуемом внешнем управлении нашей страной через внедрение этих цифровых технологий во все структуры власти и ее фискальные органы и ведомства.
Если говорить об искусственном интеллекте, то здесь много аспектов – технических, научных, политических, экономических, бизнес-бенефициаров, возможности общего тотального контроля населения, исхода его из производственной сферы в виртуально-сервисную, и общего внешнего управления страной со стороны мировых ИКТ-монстров. К сожалению, понимание этих проблем во многом сводится к примитивному представлению типа Греты Тумберг, Сбера, Илона Маска и прочих недоучек-конъюнктурщиков. Во всех этих начинаниях главным пунктом должен быть вопрос о национальной безопасности страны и ее экономической независимости с учетом геополитических амбиций и достойного места России в мире на базе отечественных новых технологий и разработок на текущую и постоянную долговременную перспективу, но без пустых деклараций об ожидаемых горизонтах успеха через десять-пятнадцать лет.