без выкраивания по образцу.
Маленький человек даже при выкраивании по образцу
не образует круга-совершенства.
II, 15
Учитель сказал:
– Учёба без размышления – тенёта,
Размышление без учёбы – напрасный труд, химера.
II, 16
Учитель сказал:
– Преследование за инакомыслие – это губительно.
II, 17
Учитель сказал:
– Ю[15 - Ю (Цзи Лу, Чжун Ю, 542–480 гг. до н. э.) – ученик Конфуция.], научить ли тебя тому, что такое знание?
То, что знаешь, считай знанием.
То, что не знаешь, считай незнанием.
Это и есть знание.
II, 18
Цзы Чжан[16 - Цзы Чжан (Чжан, Ши, Чжуаньсунь Ши, уроженец царства Чэнь, род. в 503 г. до н. э.) – ученик Конфуция.] учился тому, как сделать карьеру.
Учитель сказал:
– Больше слушай, исключай сомнительное,
осторожно говори об остальном
и тогда реже будешь ошибаться.
Больше наблюдай, избегай опасности,
осторожно действуй в остальном
и тогда реже будешь раскаиваться.
Когда в словах будешь реже ошибаться,
за поступки будешь реже раскаиваться,
тогда с успехом сделаешь карьеру!
II, 19
Ай-гун[17 - Ай-гун – правитель (494–466 гг. до н. э.) царства Лу, сын Дин-гуна, наследовал отцу. Конфуций скончался на 16-м году правления Ай-гуна.] спросил:
– Что нужно сделать, чтобы народ покорился?
Кун-цзы ответил:
– Если выдвигать прямых и ставить их над кривыми,
то народ покорится.
Если выдвигать кривых и ставить их над прямыми,
то народ не покорится.
II, 20
Цзи Канцзы[18 - Цзи Канцзы (Цзи Суньфэй, Цзи Кан, Цзиши) – могущественный вельможа времени правления Ай-гуна в царстве Лу.] спросил:
– Как добиться того,
чтобы народ был почтительным,
преданным и старательным?
Учитель ответил:
– Предстань пред ним величественным —
и тогда он будет почтительным.
Блюди нормы сыновней почтительности
и родительского милосердия —
и тогда он будет преданным.
Возвышай искусных и обучай неумелых —
и тогда он будет старательным.
II, 21