Виктор Владимирович Лунин
Не наступите на слона
© Лунин В. В., 2013
© Звонарёва Л. У., вступительная статья, 2013
© Агафонова Н. М., иллюстрации, 2013
© Оформление серии. ОАО «Издательство «Детская литература», 2013
* * *Сказочник, приручивший Пегаса
О стихах и переводах Виктора Лунина
В чём тайна успеха стихов московского поэта Виктора Владимировича Лунина? Многие стихотворения из книги, которую ты держишь в руках, уже не один год входят в престижные антологии и хрестоматии. Наверное, главный секрет состоит в том, что они написаны… СКАЗОЧНИКОМ. Человеком, подобно великому датскому сказочнику Андерсену, убеждённым: вещи, животные, игрушки имеют собственную душу, характер, нрав. Задача писателя – уметь разглядеть это и рассказать младшим современникам.
Поэтому всё, к чему прикасается перо Виктора Владимировича, сразу превращается в СКАЗКУ – домашнюю, семейную, волшебную.
И ещё: перед тобой словно разыгрывается удивительный, весёлый и добрый спектакль. В нём участвуют дети, животные, предметы. И каждый из них говорит с тобой своим неповторимым голосом.
Недаром пьеса Виктора Лунина «Сдобная Лиза» с успехом идёт в Московском детском театре теней. Его сказкой про добрую кошку Лизу из сдобного теста (дальнюю родственницу знаменитой во всём мире кошки Хромоножки из сказки итальянского писателя Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов») зачитываются дети всей нашей огромной страны – она выдержала уже множество переизданий.
Кошки – постоянные герои стихов московского поэта. И не обязательно волшебные. Убеждённый сторонник повседневной кошкотерапии, писатель уверен: уютный домашний пушистый друг способен сделать каждого из нас добрее и даже счастливее, ибо
Трётся о рукуНежный Мяука,Песню поёт в тишине.И почему-тоВ эти минутыРадость приходит ко мне.Виктор Лунин не из тех, кто избегает в стихах ласкательных и уменьшительных суффиксов. Его сердце и ладони открыты навстречу каждому, кто готов полюбить вместе с ним наш несовершенный мир, населённый чудесными детьми и доверчивыми существами, которые бродят, летают и даже ползают рядом с нами.
Милая улитка,Покажи мне рожки!Дам тебе за этоЗёрнышки да крошки.Писатель чувствует незримую связь с трепетным и хрупким пространством живой природы, где обитает маленький ослик, способный, по словам поэта, «разбудить солнце».
Ослик, ослик серенький!Во весь голос закричи,Копытцами застучи,На лужок выходи,Солнце в небе разбуди!Подозреваю: главная тайна Виктора Владимировича в том, что ему удалось… приручить самого Пегаса – крылатого бессмертного коня, приносящего поэтам вдохновение.
Может быть, именно поэтому образ доброй лошади постоянно встречается в его стихах и переводах, таких, как «Что хочется лошадке», «Лошадка», «Жеребёнок», «Иа», «Моя песня».
Виктор Лунин много путешествует по разным странам. И везде его ждут друзья. Писатель дав но уже понял: чужая культура, если ты открыт навстречу ей, готов понять и принять иные, непохожие на привычные тебе обычаи и порядки, обязательно подарит тебе друзей и удивительные открытия.
Наверное, потому игрушечная лошадка из лунинских стихов в его переводах легко обретает плоть и кровь в забавных игровых миниатюрах из английской детской поэзии – «Поскачем», «Бубенчики» – или в стихотворении кумыкского поэта Абдулмеджида Меджидова «Жеребёнок».
Твоя грива золотая – мягче шёлка,Твои ноги – как натянутые струны.Если рвёшься ты в луга росы напиться,Всё дрожит в тебе и радостью играет.Вместе с отважной наездницей Айной из одноимённого стихотворения кумыкского поэта Аткая читатели словно пускаются в задорный аллюр… Маленькая героиня вдохновляет русских ровесниц на будущие подвиги в требующем многих умений и знаний конном мире.
К финишу первой девчонка пришла —Первое место она заняла.Восемь десятилетий назад мудрый польский педагог, врач и писатель Януш Корчак так размышлял о роли и месте поэзии в мире Детства: «Поэт – это такой человек, который сильно радуется и сильно горюет, легко сердится и крепко любит, который глубоко чувствует, волнуется и сочувствует. И дети такие. А философ – это такой человек, который глубоко вдумывается и обязательно желает знать, как всё есть на самом деле. И опять дети такие. Детям трудно самим сказать, что они чувствуют и о чём думают, ведь приходится говорить словами. А ещё труднее написать. Но дети – поэты и философы».
К сегодняшним детям – поэтам и философам – обращена эта книга, написанная впечатлительной душой и добрым сердцем.
И я убеждена: самые чуткие из наших юных современников услышат негромкий ласковый голос поэта Виктора Владимировича Лунина и навсегда полюбят его стихи.
Лола Звонарёва, доктор исторических наук, секретарь Союза писателей МосквыВежливый слон
Что хочется лошадке
Очень хочется лошадкеВместо сена и травыСъесть на завтракШоколадкуИли чуточку халвы.Очень хочется лошадкеТорт слоёный на обед,А на ужин —Сладкий-сладкийИз пирожныхВинегрет.В крайнем случае,ПеченьяХоть кусочек откусить…Но не знает,К сожаленью,Как об этомПопросить.Капли и цапли
Капают, капаютНа болото капли.Бегают, бегаютПо болоту цапли.Капли хватают,Никак не поймают.Никак не поймают,Отчего – не знают.Стукнет капля по воде,Глядь – и нет её нигде.Лишь болото да вода…Капли, капли,Вы куда?Горько плачут цапли:– Утонули капли!Цап-царап и чик-чирик
Чуть слышен шорох мягких лап —Крадётся тихо Цап-Царап.Но зря крадётся!В тот же мигВспорхнул на ветку Чик-Чирик.Дом под крыльцом
Под крыльцом построен дом —Лубяная крыша.Кто живёт в домишке том?Ну конечно, мыши!Из зерна они пекутВкусные лепёшкиИ мышонка берегутОт соседки кошки.Художник
В уголке сидела мышка,Грызла сладкую коврижку,Запивала молоком,Заедала крендельком.Взял я толстую тетрадь,Чтобы мышь нарисовать,Но тотчас она сбежала.Где ты, мышка?Не видать!Подожду её немножко,Не придёт – примусь за кошку.Коровка
В картонной коробкеКоровкаЖила.В коробке мычала,В коробке спала,В коробкеПаслась у реки на лугуИ весело прыгала на берегу.Ну, в общем, прекрасноКоровка жила!По дорожке мимо дома
По дорожке мимо домаШёл ягнёнок мой знакомый.Я позвал его к себе,Ну а он в ответ мне:– Бе-е-е!По дорожке мимо домаШёл козлёнок мой знакомый.Крикнул я: – Иди ко мне!Ну а он в ответ мне:– Ме-е-е!По дорожке мимо домаШёл телёнок мой знакомый.Закричал я и ему,Ну а он в ответ мне:– Му-у-у!Сидит заяц на суку
Сидит заяц на сукуИ кричит:– Ку-ка-ре-ку!А лисица за рекойЗайцу вторит:– Ко-ко-ко!На каникулы
На зимние каникулыПоехала гусыня.На зимние каникулыПоехала в корзине.Спешила на каникулыК соседу гусакуВ корзине на каникулыПо свежему снежку.А с ней в корзинке праздничной,Нахохлившись, сидели,В большой корзинке праздничнойНа улицу глядели,В корзинке с мамой праздничнойДвенадцать деток в ряд,Двенадцать с мамой праздничнойХорошеньких гусят.Щенки
Жил да был один щенок —Белый хвостик, чёрный бок.Жил да был другой щенок —Чёрный хвостик, белый бок.Белый хвостик, чёрный бокГромким лаем день встречал.Чёрный хвостик, белый бокТоже утром не молчал.Щенок и кошка
Вдоль по дорожкеШёл щенок Тимошка.Увидал ТимошкаНа дорожкеКошкуИ залаял весело:– Р-р-ав! С тобою р-радБыл бы поигр-рать я!Побежали в сад!Иа
Сказала корова:– Вчера возле домаЯ съела копнуОч-чень вкусной соломы.И ослик воскликнул,Дослушав едва:– Иа, иа, иа!Вздохнула лошадка:– А я возле речкиВчера потерялаСедло и уздечку…Даю вам слово!
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
В. Смит. «Про летающую корову»Почему-то ВСЕ считают,Что коровы не летают.Но вчера,Даю вам слово,В облаках плыла корова.А за нею,По два в ряд,Двадцать рыженьких телят.Вы схватились за бока?Что ж!Спросите у быка!Он спешил за ними следомВместе с кроликом-соседомИ рассказывал о том,Как на днях летал с китом!Ёжик у ёлки
ЁжитсяЁжик у ёлки,ЁжикЕрошит иголки:Ёжик ужасно обижен —Ёжик под ёжик пострижен.Если бы под ехидну,Было б не так обидно!Комар
– Я тоже слон, —Сказал комар, —Хоть я покаУж-жасно мал.Вам подтвердитЛюбой цветок,Что я имеюХоботок.Вежливый слон
Вышел слон на лесную дорожку,Наступил муравью на ножкуИ вежливоОченьСказал муравью:– Можешь и ты наступить на мою!Не наступите на слона
Пожалуйста! Пожалуйста!Прошу вас! В самом деле!Прошу: не наступитеНа бедного слона!Пожалуйста! Пожалуйста!Вам передать велели,Что очень беспокоитсяО том его жена.Он очень, очень робкий,Он мухи не обидит.Он ест одни бананыИ яблочный компот.Он очень, очень добрый.И всем, кого увидит,Он с дерева большогоПо яблоку сорвёт.Как хорошо!
Как у нас на этажеСлон поселился,Так у нас на этажеПол провалился.Стали мы на потолке жить.Песенка жирафа
Я самое,Я самое,Я длинное,Я шеее,Я само —Длинно —Шеее.ДлиннееШеи нет!Я самое,Я тонкое,Я самое,Я жёлтое,Я длинно —Тонко —Жёлтое,Желтей,Чем жёлтый цвет.Дикобраз
Наш дикобразДико оброс,Иглы торчатВместо волос.Нужно постричься быДикобразу,Видно, что онНе стригся ни разу.Только постричь егоНе удаётся:Колется онИ нам не даётся.С кем ты, зайка, дружишь?
– С кем ты, зайка, дружишьЗимнею порой?– Со скрипучим снегом,С молодой корой,А ещё с метелью,Что средь бела дняСтолько раз спасалаОт лисы меня!Никто не видел
Никто не видел лисицы,Которая зайцаБоится.Зато все видели зайца,Который лисицыПугается.Сучок на тропинке
Тренди-бренди, тренди-бредь!По тропинке шёл медведь.По тропинке шёл медведьНа малину поглядеть.На сучок ногою встал,Поскользнулся и упал.Растерялся – испугался,Что в капкан ногой попался.С перепугу задрожал,Подскочил и убежал.Видно, трусом был медведь,Тренди-бренди, тренди-бредь!Трали-вали, чудеса!По тропинке шла лиса.По тропинке шла лисаИ глядела в небеса.На сучок ногой ступила,Растянулась и завыла.Хвать его что было силы —Только лапу занозила!Ох, и злой ушла лиса,Трали-вали, чудеса!Стуки-стуки-стуки-стук!По тропинке шёл барсук.По тропинке шёл барсук,Наступил ногой на сук.Поскользнулся, растянулся,Встал на ноги, отряхнулся,Почесал в раздумье спинку,Отодвинул сук с тропинки,И пошёл себе барсук,Стуки-стуки-стуки-стук!Прогулка
Съев с утра букет ромашек,Погулять пошёл барашекМимо дуба и ветлы,Мимо домика пчелы,Мимо луга жеребёнка,Мимо лужи лягушонка,Мимо птичьего двора,Мимо волчьего бугра,Мимо утра,Мимо дня —И добрался до меняВ понедельник.Мы сначала возле елиСказка про щенка
Бегемот
Верблюд
– Люблю свой горб, – сказал верблюд, —Я больше всех на свете блюд.Когда в пустыне я хожу,Когда поклажу развожу,Он даст напиться без водыИ наесться без еды.Волк
Говорит барану волк:– Ну какой от дружбы толк?Если мы с тобой – друзья,Значит, съесть тебя нельзя!Жеребёнок
По дорожке —Цок, цок, цок! —ЦокаютКопытца…– Жеребёнок,Где ты смогТак бегатьНаучиться?– Научился бегать яВ жеребячьей школе —За деревней,У ручья,На широком поле.Ослик
Ослик, ослик серенький!Во весь голос закричи,Копытцами застучи,На лужок выходи,Солнце в небе разбуди!Жираф
Любит шею мыть жираф,И конечно же он прав:Грязь на длинной шееКажется грязнее.Кит
Хоть вешу я десятки тонн,Но ем лишь крохотный планктон.Он – суп, жаркое и компотВ моём меню который год.Кошка
– Что ты, кошка, сторожишь?– Сторожу у норки мышь.Выйдет мышка невзначай —Приглашу её на чай!У мышки…
У мышкиУмишкаВроде немножко,Но хватит вполне,Чтоб спастисьОт кошки.Щенок
Маленький серый щенокОтнял у котёнка клубок,Но так как вежливым был,«Спасибо» сказать не забыл!Крокодил
Рыдает горько крокодил:– Ах, я лягушку проглотил!Но ты не верь своим глазамИ крокодиловым слезам:Он так рыдает потому,Что очень голодно ему.А ты бы рядом проходил,Он и тебя бы проглотил!Крот
Под полянкойУмный кротСпозаранкуРоет ход.Для чего он роет ход?Чтобы двигаться вперёд!Ещё про крота
Старый крот был так богат,Что под землю спрятал клад:Двух улиток, трёх жуковИ десяток червяков.Мошки
Облепили лампу мошки,Греют тоненькие ножки.Осторожно, мошки!Обожжёте ножки!Овод
Над тропинкой вьётся овод,Видит: ослик на пути.«Как бы мне, – подумал овод, —С ним знакомство завести?»«Укушу, – придумал овод, —Вот и для знакомства повод!»Шмель
До чего ж хорош на вид,А ужалить норовит!Свинья
Свинка в луже напилась,Свинка в лужу улегласьИ захрюкала о том,Как приятно быть скотом.Сороки
На тихой опушкеСорокиДавали друг дружкеУроки.Какие урокиДавали сороки?УрокиСплетни и склоки!Утконос
Поглядите!Что за шутка?Телом – зверь,А носом – утка!Грустное стихотворение
Предо мной весь день по домуХодят тигры и слоны,Ходят люди из соломы,Ходят тени,Ходят сны.Шлёпают по полу тапки,Боты влезли на диван,И забот моих охапкиЗабрались ко мне в карман.Очень грустная лошадкаРядом, в кресле, ждёт конфет…Извини меня, лошадка,Но конфет сегодня нет!Записка
Подарки
Мне туфелькиМамаВчера подарила,КонфетыМне папаПринёс.Сестра подарилаМне щётку и мыло,А брат —Заводной паровоз.Ещё подарили мнеЧашку, и ложку,И кубики —Строить дома.Но рыжую кошку,Прекрасную кошкуНашла во двореЯ сама!Сметанопад
Поглядите-ка!У ТаниРот в сметане,Лоб в сметане,Подбородок,Щёки,Нос,Уши,Кончики волос.Про Лену
Отдыхает Лена так:Под кровать летит башмак,В кухне свалены игрушки,В ванне плавают подушки,В пластилине – стул и стол,Разрисован краской пол.Ну а блюдце,Ну а чашку,Если только достаёт,Даже блюдце,Даже чашкуЛена бросит, разобьёт.– Ай-ай-ай! – вздохнула мама. —Мне с тобой беда, беда!Ой-ой-ой! – всплакнула мама. —Это кончится когда?– Чтобы мне, – сказала Лена, —Хорошо себя вести,Нужно мне, – сказала Лена, —Хоть немного подрасти!Купите вишни
Грусть
За обедом я скакала,Суп на скатерть расплескала,Уронила на пол ложку,Угостила мясом кошку,Спела песен – целых пять! —И опять – давай скакать.Тут не выдержала мама:– Ты скажи мне, дочка, прямо:Что с тобою? Ты больна?– Мама, просто я грустна!Попросила я котёнка
Попросила я котёнкаБабушке помочь,Но котёнок замяукалИ умчался прочь.Попросила я гусёнкаЕй помочь чуть-чуть.Но шипит гусёнок. Значит,Хочет ущипнуть.Петуха я попросила:«Петя, помоги!»Но к курятнику направилОн свои шаги.Я стираю
Целыми днями
Целыми днями,Целыми днямиМы по квартиреЛетаем орлами.Целыми днями,Целыми днямиПлаваем мыПо паркету китами.Целыми днями,Целыми днямиПо коридоруМы скачем конями.Между столами,Между шкафамиВесело скачемИ машем хвостами.Что где растёт
– Где лотос растёт?– На заросшем пруду.– Где груши растут?– На деревьях в саду.– Где клюква растёт?– На болоте.– А шишки?– А шишки – на лбуДрачуна мальчишки.Барашек
Увидел я, как по́ морю,По голубой волне,Бежит барашек беленький —Спешит навстречу мне.Его хотел погладить я,Бесстрашно в воду влез,А он подплыл к ногам моимИ тотчас же исчез.Я видела чудо
Я видела чудо!Я чудо видала!У нашего домаЛошадка стояла.С копытами,С гривой,С косматым хвостом!С телегой,ОглоблямиИ хомутом!Стояла лошадка,Стояла живая!Стояла тихонькоИ сено жевала,И сонно смотрелаОна на меня…Счастливее не былоЭтого дня!