Среди противников государственного строя в СССР, желавших во время войны поражения Советскому Союзу и победы нацистской Германии, возглавляемой Гитлером, были националистические элементы, представители господствовавших в дореволюционное время классов и социальных групп, разного рода противники советского жизненного уклада.
Важно учитывать, что военная агрессия началась, когда еще не прошло и четверти века со времени государственного переворота (Великая октябрьская социалистическая революция) с захватом власти партией большевиков в октябре 1917 года. За революцией последовала кровопролитная гражданская войной в России, которая сопровождалась комплексом карательных мер, проводившихся большевиками против социальных групп, провозглашённых классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности.
Также следует принять во внимание, что в 30-е годы прошлого столетия в стране проводились необоснованные репрессии. А непосредственно перед войной в состав СССР были включены три прибалтийские республики – Латвия, Литва и Эстония, западные территории Белоруссии, Украины и Молдавии, определенная часть населения которых была настроена против советской власти.
Подобным настроениям способствовали раскулачивание и выселение отдельных категорий сельских жителей в северные и восточные районы, репрессии и связанная с ними обстановка подозрительности и страха, (фрагмент повторяется на 16 странице).
Эти явления, а также определенные социальные болезни, трудности и дефекты советского строя породили у части населения своеобразную раздвоенность сознания, о чем писал в конце своей жизни К. Симонов: «…тогда одновременно существовало словно не одно, а два соседних и разных времени. Одно явное и понятное, с полетами через полюс, с революционной помощью Испании, с ненавистью к фашизму, с пятилетками, с работой до седьмого пота, с радостной верой, что выше и выше поднимаем страну, с любовью и дружбой, с нормальными людскими отношениями; и тут же рядом – только ступи шаг в сторону – другое время, страшное и с каждым днем все более необъяснимое…» [3].
Эту сторону истории государства и народа невозможно замолчать или забыть. Но все же главным руслом течения истории в военную пору оказались жизнь и борьба людей, сплотившихся для обороны Отечества, защиты всем понятных и близких ценностей.
Сложившийся к началу войны социально-политический строй для большинства граждан представлялся законным и естественным. Юридически он закреплялся принятой конституцией и всеобщими выборами в Верховный Совет СССР, в региональные и местные советы, а психологически – уверенностью в прочности государства, одержавшего победы над всеми врагами, и убежденностью в правильности выработанных партией и правительством ближайших и перспективных целей.
Преобладающей части населения сложившийся строй и образ жизни, несмотря на многие очевидные недостатки, представлялись справедливыми и лучшими в мире. Социальные принципы и тенденции, которые реализовывались в ходе культурной революции, развития литературы, искусства и книгоиздательства, подготовки специалистов через сеть средних и высших специальных заведений, материальной поддержки учащейся молодежи, патриотического воспитания молодежи, которое велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории, выдающиеся успехи советских ученых в различных отраслях науки, бурные темпы промышленного производства и строительство городов – все это у большинства граждан вызывало симпатии.
Вошедшие в быт бесплатные образование, медицинское обслуживание, практически бесплатное жилье – были наглядны и убедительны. Очевиден был и рост международного авторитета СССР.
Всеобщий невысокий по сравнению с западными странами уровень жизни народа объясняется рядом обстоятельств: в отсталой стране шли масштабные преобразования, создавалась современная индустрия, развивалась наука и культура. Все это требовало не только неимоверных усилий и затрат в условиях непрестанных происков извне, но осуществлялось во имя, как декларировалось, светлой цели – построения общества социальной справедливости.
Массовому сознанию импонировало, что во всех звеньях государственного, партийного, хозяйственного, военного руководства преобладали представители трудовых слоев, получившие реальную возможность «выйти в люди» – стать доцентами и профессорами, артистами и писателями, офицерами и генералами, инженерами, конструкторами и руководителями предприятий, советскими и партийными работниками. Положительно воспринималось и отсутствие открытой безработицы, всемерно демонстрируемое уважение к людям труда, к их производственным достижениям, не говоря уже о почете, которым окружали ударников и стахановцев.
Таким образом, поддержка народом советского строя имела достаточно определенную идеологическую и социально-экономическую базу. На нее опирались и внутренняя, и внешняя политика, а также одобрительная оценка большинством граждан происходивших событий.
На протяжении почти двух десятилетий основой воспитания советских людей были идеи марксизма-ленинизма. В системе образования, в общественных организациях, средствах массовой информации широко пропагандировались лозунги о неизбежности победы социализма во всем мире, о том, что СССР является оплотом трудящихся всех стран в их борьбе против эксплуататоров. Все это глубоко проникло в сознание масс, и готовность выступить в защиту трудящихся других стран была достаточно велика. Идеи освобождения народов от векового гнета, установления равенства и братства трудящихся упали на благодатную почву – вера в историческую миссию Советского Союза, призванного способствовать благу других народов, была традиционно сильной.
Со второй половины 30-х годов прошлого столетия на первый план в идеологической работе выступили идеи государственно-политического характера. Страна запела «Песню о Родине». В основе патриотического воспитания упрочилось понятие о Родине как Отечестве, объединяющем все народы страны. Ядром Родины была Русь, сплотившая, как потом, в годы войны, будет записано в гимне, все народы в нерушимый союз. Всемерно культивировалась мысль об исконной дружбе всех народов страны, необходимости их совместной борьбы против иноземных захватчиков.
Государственно-политическое руководство страны тогда понимало, что самые глубокие истоки и корни патриотизма народов СССР – в многовековом прошлом России. С этой целью проводилась работа по привитию таких черт народа, как верность Отечеству и долгу, самоотверженная дисциплина и стойкость, которые в наибольшей степени оказались пригодными для войны, совершения ратных и трудовых подвигов.
Таким образом, в результате органической взаимосвязи и взаимодействия рассмотренных выше обстоятельств и факторов, возник естественный сплав идей и чувств патриотизма и интернационализма. Любовь к Родине базировалась не на высокомерии и презрении к другим народам, а на стремлении к дружбе, равноправию, на уважительности, желании помочь им встать на путь национального раскрепощения.
Возможность и эффективность сочетания национального и интернационального убедительно показали испанские события 1936–1939 гг. СССР помогал республиканской Испании бороться против итало-германской агрессии, укрепляя тем самым собственную безопасность. Но одновременно поддержка республиканской Испании порождала надежды на социалистические преобразования на Пиренеях. И события в районе Халхин-гола, и возвращение Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, и вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР запечатлевались в сознании народа как решение двуединой задачи: укрепление СССР и освобождение трудящихся от капиталистического гнета.
Однако, во время войны, особенно в ее первый период, акценты сместились в сторону государственного патриотизма.
Эта идея приобрела новое звучание, нараставшее с каждым месяцем. Речь шла об освобождении народов от фашистского ига, о решающей роли Советского Союза в спасении человечества. Усиление этой линии не противоречило государственно-патриотическому направлению. Напротив, сплав становился еще более прочным, ибо победа СССР, рост его авторитета на мировой арене неоспоримо подчеркивали величие и мощь советского государства. Этому способствовало и то обстоятельство, что к концу войны антифашистское освободительное движение в странах Центральной и Юго-Восточной Европы под влиянием побед Красной Армии стало приобретать народно-демократический, социалистический характер.
Важно отметить, что в массовом сознании патриотизм отдельных народов СССР слился с патриотизмом общесоюзным. Это отнюдь не простое сочетание осуществлялось благодаря наличию общего знаменателя – власти Советов и руководящей роли Коммунистической партии.
Чаще всего встречающееся суждение – народ защищал Отечество, Советский Союз от чужеземного вторжения, – верное, но неполное. Стремление к защите своего Отечества, своего очага свойственно практически всем народам. Но применительно к СССР эта позиция требует уточнения.
Возникла триада – патриотизм отдельных народов, признание русских «старшим братом» и «чувство семьи единой». Этот сплав для той поры оказался надежным и эффективным. Каждый народ, защищая себя от порабощения, вместе с другими народами защищал единую Родину, Советский Союз, в составе которого узбеки и казахи, татары и чуваши, все народы Дагестана, народы других наций и национальностей, создали свою промышленность, получили возможность для развития своих языков, национальной культуры, подготовки национальных кадров.
К сожалению, этот «сплав» иногда подвергался коррозии, что проявилось, например, в депортациях в 1944 г. калмыков, крымских татар, чеченцев, кумыков, ингушей, балкарцев, карачаевцев и других народов.
Патриотизм в годы Великой Отечественной войны воплотил в себе, как в фокусе, бесценный исторический опыт народов СССР по защите Отечества, краткий по времени, но богатый по социальному содержанию опыт строительства нового, социально-справедливого общества, а также конкретный опыт вооруженной защиты Отечества в 1941–1945 гг.
О характере и направлении формирования общественного сознания в СССР в годы войны, развитии идей и чувств патриотизма, его действенности и направленности можно судить по докладам и приказам И.В. Сталина в это суровое время. Они являлись как бы мировозренческими и идеологическими ориентирами, к тому же излагались в наиболее приемлемых, близких широким массам понятиях.
3 июля 1941 г. в своей первой с началом войны речи И.В. Сталин подчеркнул мысль о единстве народов страны на социально-политической основе. Враг, говорил он, «ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности… свободных народов Советского Союза» [4].
6 ноября 1941 г. он снова говорил о силе и прочности советского строя, о «нашем социалистическом государстве» [5]. В этот день Сталин достаточно резко охарактеризовал реакционный российский царский режим, попиравший права рабочих, интеллигенции, права народов, устраивавший «средневековые еврейские погромы» [6]. Национал-социалистическую партию Германии вождь назвал партией «империалистов», притом наиболее хищнических и разбойничьих среди всех империалистов мира. Аналогично он характеризовал гитлеровцев и 1 мая 1942 г., говоря о немецких банкирах и плутократах, реакционерах-крепостниках [7]. И в дальнейшем оценка социально-политической сущности германского нацизма давалась в таком же духе.
Не подлежит сомнению, что положения о советском социалистическом строе, его достижениях последовательно проходили через сталинские материалы в течение всей войны. А к концу ее эта направленность усилилась.
В социально-политическом контексте следует рассматривать и многочисленные высказывания Сталина о дружбе народов, рожденной советским строем, о советском патриотизме. Например, такое: «В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза» [8].
Отчетливо в выступлениях Сталина звучал тезис об особой роли русского народа. Появился он в самый тяжелый, критический момент войны – осенью 1941 года. 6 и 7 ноября в выступлении на торжественном собрании и в речи на параде Сталин говорил о великой русской нации – «нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова…» в числе прочих. Напомнив о «мужественном образе наших великих предков», Сталин назвал имена и выдающихся русских полководцев – Суворова и Кутузова [9].
Идея о выдающейся, ведущей, особой роли русского народа получала в ходе войны все большее значение и звучание. Она неизменно развивалась в многоплановой пропагандистской деятельности. В концентрированной форме эта мысль была выражена Сталиным в выступлении на приеме в честь командующих войсками 24 мая 1945 г.
Понятие «старший брат» в годы войны воспринималось как само собой разумеющееся. Жизненные реалии, показывающие решающий вклад русского народа в достижение победы, были у всех на виду. К тому же, первым заговорил о «старшем брате» не русский, а грузин.
Огромное и нараставшее в годы войны отражение в официальных материалах получила идея освобождения народов от нацизма. Высказанная вначале как одна из главных целей Великой Отечественной войны, эта идея по мере приближения войск Красной Армии к границам СССР и вступления их в пределы восточноевропейских стран наполнялась конкретным содержанием. Неустанно повторяя мысль о помощи народам Европы в их освобождении от фашизма, Сталин говорил и о невмешательстве в их внутренние дела.
Отметим попутно, что с самого начала войны в пропагандистском спектре непрерывно нарастала идея славянского единства, которая в народе была всегда популярна и представлялась достаточно реальной, ибо большинство славянских стран оказалось под пятой нацистов.
Свою роль сыграли также положительные изменения во взаимоотношениях государства и церкви, поддержка патриархом Сергием, всей русской Православной Церковью и духовенством других конфессий справедливых целей войны, что не только укрепляло патриотические настроения среди верующих внутри страны, но и придавало ей «респектабельность» за рубежом [10].
Таким образом, ответ на вопрос, «что защищали, за что сражались советские люди в годы войны», включает в себя широкий спектр положений, отражавших социально-политическое, идеологическое и национальное своеобразие СССР, его исторические корни, традиции народа и характер Великой Отечественной войны.
В таких странах, как Германия, Япония, Франция, Англия, Италия, доминировала одна идея – национальная. В США оказалась действенной идея государственного патриотизма. Для Советского Союза с его уникальной спецификой и особенностями социально-политического развития требовалась иная модель, в которой сливались бы различные линии и направления общественного устройства и развития. И эта модель, возникшая на рубеже 20-30-х годов прошлого столетия, выдержав военные испытания, еще более укрепилась в суровые годы Великой Отечественной войны.
Это стало одним из основных факторов, почему все народы СССР, практически все слои населения страны воспринимали войну против нацистской Германии и ее многочисленных европейских союзников как войну справедливую, священную, Отечественную.
«Никогда еще 180 млн жителей, – писал французский военный историк Р. Гудима, – населяющих 22 млн кв. км советской территории, не были столь тесно связаны общей судьбой. Никогда еще представители различных профессий не были так крепко спаяны, как в эту войну. Рабочий на заводе, крестьянин в поле, выдающийся писатель и художник, артист армейского театра, священник, стоящий во главе партизан, все – мужчины и женщины как в тылу, так и на фронте и даже за линией фронта – все работали для победы» [11].
Трудно не согласиться с мнением зарубежного историка.
2. Все для фронта, все для разгрома агрессора
Ключевая направленность общественного настроя, мнения и сознания в Советском Союзе в годы войны не вызывала сомнений – война справедливая, все для фронта, все для разгрома ненавистного агрессора.
Несомненным было также и то, что нацизм как официальная политическая идеология Германии под руководством Гитлера являлся одной из форм фашизма, преследующего цель не только поработить все народы СССР, считая их низшей расой, которую невозможно переубедить и воспитать, а требуется только полное их физическое устранение.
Фашизм – это ярый враг социализма, который ведет войну против СССР, стремясь уничтожить его как государство, а на расчлененной территории изменить общественно-политический строй. Фашизм добивается мирового господства, тем самым подрывая революционное движение во всем мире и угрожая уничтожением самой цивилизации.
Все эти положения и установки считались настолько очевидными, что не требовали доказательств. К тому же, в советских газетах, а также в радиопередачах приводилась масса фактов о зверствах нацистов, о лютой ненависти людей к оккупантам. Одновременно партийными работниками активно проводилась идеологическая работа, направленная на воспитание советских граждан в духе ненависти к фашизму, его выразителям, апологетам и носителям.
Ненависть – сложное, многогранное, интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти. Писатель, журналист и военный корреспондент Борис Леонтьевич Горбатов написал статью «О жизни и смерти» в форме письма к товарищу, которая была опубликована в газете «Правда» 17 ноября 1941 г. В ней есть такие примечательные слова: «Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу – только ненависть…».
Есть основания полагать, что чувство ненависти к врагу проявлялось не так однозначно у всех советских людей. Различным оно было и в разные периоды войны.
Старший лейтенант Борис Шмаков, погибший в бою в 1944 г., в одном из своих последних писем жене писал: «Ты, Леля, упрекаешь меня в политической близорукости, но пойми меня, я ведь не совсем кретин и еще не разучился отличать черное от белого. Умом и сердцем я понимаю, что немец неодинаков: есть и фашист, и рабочий, есть и фермер, и батрак. Знаю, что в Германии есть Компартия…
И вот я, коммунист, сын многострадальной моей Родины, не могу так искренне и радостно прижать к груди немецкого солдата-коммуниста, как обнял бы и расцеловал грязного, измученного войной своего солдата. И с этим уже ничего сделать не могу. А сейчас в сердце злость! Огромная злость на мышиные шинели, на немецкого солдата, напялившего на себя и платки шерстяные, снятые с наших колхозниц, и наши шапки, сдернутые с голов повешенных подростков и стариков.
Не могу! Даже писать об этом не могу! Перед глазами сожженные деревни, обуглившиеся деревья, голые печные трубы и старики, подростки и даже дети, повешенные на деревьях, на виселицах!.. Все это я видел своими глазами и много раз» [12].
В развитии и укреплении чувства ненависти к нацистам в годы войны существенную роль сыграл ряд обстоятельств.
Прежде всего, огромное значение имело то обстоятельство, что войну против СССР начала Германия и ее европейские союзники, вероломно вторгнувшись на его территорию. В глазах народа этот факт никогда не ставился под сомнение. А то обстоятельство, что война шла на советской земле, приобрело силу решающего аргумента. Враг напал, агрессор вторгся, беспощадный супостат уничтожает все живое и неживое, противник рвется все дальше и дальше, страну надо защищать от фашистского варвара. Какие здесь могут быть споры и разговоры?
Важно сравнить события лета 1941 года с Отечественной войной 1812 года. Тогда по мере отступления русских под натиском объединенной армии Европы во главе с Наполеоном «дух озлобленности против врага», как писал Л.Н. Толстой, все более и более разгорался, сосредоточивался и нарастал [13].
Так, и по мере отступления Красной Армии, этот «дух озлобленности», массовое чувство ненависти к захватчикам непрестанно усиливались. Чем больше в глубь территории продвигались войска вермахта, тем значительнее уменьшались ресурсы СССР. В этих неблагоприятных условиях все острее осознавалась катастрофическая для страны угроза, что в свою очередь обусловливало принятие руководства государства и народом решительных меры для мобилизации усилий в целях наращивания сопротивления врагу.
В формировании чувства ненависти к агрессору важнейшую роль сыграл тот факт, что в ходе войны советским людям стало известно о вероломных планах нацистских лидеров.
До войны в СССР знали Германию как родину плеяды выдающихся людей, привнесших весомый вклад в развитие мировой цивилизации. Среди них: Иоганн Вольфганг Гете – автор «Фауста»; Христиан Иоганн Генрих Гейне – поэт, публицист и критик позднего романтизма; Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер – поэт, философ, теоретик искусства и драматург; великий композитор, пианист и дирижер Людвиг ван Бетховен; Вильгельм Рихард Вагнер – композитор и дирижёр; Рудольф Дизель – создатель двигателя, который завоевал весь мир; Готлиб Даймлер и его коллега Вильгельм Майбах разработавшие один из первых автомобилей и несколько видов бензиновых двигателей внутреннего сгорания; граф фон Цеппелин – организатор производства и серийного выпуска первых дирижаблей; Вильгельм Конрад Рентген – физик и первый в истории лауреат Нобелевской премии по физике (1901 год), изобретатель рентгеновских лучей; основатель современной физики, автор значимых физических теорий, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн; Карл Либкнехт – политик, антивоенный активист, теоретик марксизма, деятель германского и международного рабочего и социалистического движения, один из основателей Коммунистической партии Германии; Клара Цеткин – участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин; Эрнст Тельман – председатель ЦК Коммунистической партии Германии, депутат рейхстага; других выдающихся поэтов, композиторов, ученых, революционеров, не говоря уже о Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе – основоположниках марксизма, философского, экономического и политического учения и авторах «Манифеста коммунистической партии».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги