Книга Взгляд с Лазурки. Том 1 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Юрьевич Литвинцев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Взгляд с Лазурки. Том 1
Взгляд с Лазурки. Том 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Взгляд с Лазурки. Том 1

«Но чтобы некоторые нос не задирали, – добавил Алексей Сергеич, – а из искр хотя бы что-то да возгорелось, надо еще о-го-го сколько пахать и пахать. Я бы тебе предложил на этой основе попробовать еще поработать, но затронутые темы следует развить до логического конца. Да и сам труд превратить во что-то гораздо более серьезное, чем данное сумбурное эссе. А то какие-то скачки с препятствиями, причем в разные стороны, да еще и не сильно связанные между собой. И по упоминаемым событиям свериться с исторической литературой – ошибочки попадаются от излишне самоуверенного скольжения по поверхности».

Честно говоря, у меня и самого мысль о некоей незаконченности тем, затронутых в эссе, возникала, но все время что-то мешало ее додумать, а тем более за переработку материала взяться. И рабочие, и нерабочие проблемки вылезали со всех сторон и путались под руками и ногами, про голову вообще молчу. Но если уж совсем честно, то скорее собственная лень одолевала. Я уже упоминал, что читать люблю, а это гораздо легче делать, чем писать, даже с предварительной надиктовкой. И сами понимаете, что побеждает при возможности выбора, тем более что запас скачанных и еще не прочитанных книг на русском и французском в моей читалке был почти неисчерпаем. Так время незаметно и летело и, скорее всего, я от этого предложения деда потихоньку бы и отговорился. По крайней мере такими были мои намерения.

Но как оказалось, он его не просто так сделал и, поняв, что я пытаюсь всячески отвертеться от продолжения литературной деятельности, взял и выложил на стол свой неубиенный козырь! Вручил мне флешку (я сначала и не понял, что это, – настолько устаревшей была полученная фиговина) с обращением LIU к некоему своему потомку, в котором была изложена основная просьба – проанализировать его представления о возможных вариантах развития событий после трансформации в сравнении с тем, что реально произошло. В основном с точки зрения геополитики. Сначала это меня сильно удивило, так как предок застал довольно значительный временной период ни и был способен сам провести такой анализ, правда, достаточно предварительный.

Но в конце своего «завещания потомку» он пояснил: на него навалилось столько проблем по созданию Лазурки практически с нуля, не говоря уже про дипломатические трудности, что для продолжения литературного творчества ни времени больше не было, ни особого желания разбираться с недавним прошлым. А кроме того, ему хотелось, чтобы это был честный критический разбор при взгляде из достаточно неблизкого будущего. Когда станет окончательно понятно, что его идея точно сработала. А в качестве постскриптума еще и просьбу добавил: «попробовать со стороны оценить его предтрансформационные нравственные муки». Тогда я вообще не понял – это он про что?

На мой вопль: «Дед! Ну почему я?» ответ был лаконичен:

«Да просто на тебе все совпало! Во-первых, уже два века с момента трансформации прошло. Хотели к этой дате успеть – не получилось. Да и ладно с датой – главное, что будущее сомнений не вызывает, так что тянуть с исполнением воли LIU больше никак нельзя. Пора подводить итоги. Через 220 лет – тоже впечатляет. Предок, как и Сущность, двойки с нулями любит. Представь себе, а может, он эту книгу давно ждет в какой-либо иной альтернативе? А кому еще за нее взяться, как не его полному тезке? Да еще в канун очередной круглой даты! И ведь не зря ваши дни рождения совпали – это знак свыше. А сам знаешь, любой намек Сущности – это фактически приказ к исполнению. Лучше ему не противиться. Может, хочется ей LIU порадовать, а нечем.

Во-вторых, лучше тебя все его труды, включая дневники с предположениями и с рекомендациями, никто не знает. А кроме того, кто это у нас выдает себя за большого знатока и геополитики, и истории?

Ну а в-третьих, ты же уже только что продемонстрировал зачатки литературных способностей! Работу Ленина «Три источника марксизма» проходил в Вышке – значит, про значение трех предпосылок, необходимых и достаточных, знаешь?

«Ну проходил на социологии, да и не так она называется. У тебя, дед, вообще путаница какая-то получилась из разных статей. И вообще, причем тут вся эта демагогия?»

«А при том, что только на тебе все предпосылки для исполнения воли нашего великого предка сошлись! И необходимые есть, и достаточные, чтобы ее выполнить с честью! А это явление редкое, вообще первое в нашем роду – значит, как я тебе уже говорил, знак тебе свыше – род не опозорить».

Ну и потом добавил честно – сначала это ему такую проблему подкинули его дед с отцом (по мужской линии флешка передавалась как семейная реликвия), все-таки лингвист, должен уметь писать связно и понятно. И даже анализировать. Дед попытался, но… И с геополитикой знаком плохо, и вообще… Ну не потянул, уж слишком далеко от его проблем тема лежала. А тут и я так удачно родился, 02.02, и сразу возник хороший предлог – воспринять это как сигнал подождать. А вдруг именно я и окажусь тем самым Литвинцевым, предназначенным судьбой для выполнения этой задачи?

И к этому, по его наблюдениям, все и шло! С литературными способностями только не понятно было, есть они или нет. Но когда АС и их зачатки усмотрел в моем эссе (думаю: что захотел найти, то и обнаружил), то решил, что теперь все, наконец-то мозаика сложилось как требовалось. Даже моих родителей и других родственников об этом радостно известил. Оставалось только будущего автора уговорить. И как рьяно он за это взялся, вы уже в курсе.

«Вот это я попал!» – была моя первая реакция на такой поворот событий. И хотя деда я искренне любил, да и обязательность присутствовала, «попадать в непонятное», как называл такие ситуации LIU, совершенно не хотелось. Ясно себе представлял, что тогда о свободном времяпрепровождении придется напрочь забыть.

Но через некоторое время мне и самому вдруг стало интересно, смогу ли я с таким вызовом справиться? Ведь действительно, все доступные труды предка (включая неопубликованные дневники) я почти наизусть знал, как и его предположения о возможных вариантах развития ситуации после трансформации. А предложенная им идея сравнительного анализа этих предсказаний (или предвидений) и того, что произошло, могла бы стать основной нитью будущего литературного труда. Как раз чего-то подобного, скрепляющего весь материал в единое целое, и не хватало в моем эссе.

А если еще и что-то типа биографии LIU попытаться написать? Их вообще-то уже штук 5 вышло, но ни одна мне не понравилась. Сплошной формализм и перечисление дат и достижений. Теперь, с учетом дневников и этого значительного объема информации, пока никем серьезно не проработанного, я реально стал основным обладателем его письменного наследия. Предусмотрительный АС выдал мне и такой же допотопный комп, на котором я смог эту флешку читать и заодно пересказывать все, что меня интересовало на свой манер. Необходимо добавить, что, кроме просьб к потомкам, она содержала массу интереснейшего материала: набросков и сюжетов по отдельным историческим моментам, размышлений LIU по мучающей его проблеме, не предназначенных для общего пользования, и т.д. и т.п. И потом – опять забегаю вперед – это мне очень пригодилось. Активно использовал их в Приложении 4, а отдельные куски просто цитировал и в общем тексте главы, как вы уже наверняка заметили. А тут еще одна мысль меня посетила, и я ее не прибил: а ведь у меня самостоятельно еще и автобиография вырисовывается. А что? Может, сверстникам с базовых территорий МК будет интересно почитать и про нашу жизнь?

Но я о своем созревающем положительном решении АС ни через неделю, ни через две ничего не говорил, хотя для себя уже решил попробовать. К запоздалому сейчас сожалению, тогда еще очень и очень плохо представляя, в какую каторжную затею вписываюсь.

Пока я такую длинную паузу выдерживал (по словам деда – набивал себе цену), интенсивность его многозначительных взглядов, все чаще бросаемых в мою сторону, все возрастала. Приходилось даже специально засиживаться допоздна на работе. Но тут вдруг «случилось странное» (прямо выражение предка использую). Возвращаясь домой, на ровном месте, много раз беспроблемно пройденном до этого, совершенно неожиданно так сильно подвернул ногу, что даже отлетел в сторону. Упал и чуть не вывалился за невысокую, но зато достаточно широкую каменную ограду. Вот и повис на ней животом. И главное – еще совсем светло было.

Что об этом инциденте можно сказать? Память-то у меня отличная, да еще и перечитал нужное место [LIU, 1]. Один к одному повторение аналогичного падения моего предка в си! Ну и как последствие этого – сложилась благоприятная ситуация для сидячей письменной работы (если сильнейший вывих стопы с трещиной в голеностопной косточке можно действительно так охарактеризовать). Вот и пришлось мне некоторое время погостить в домашних стенах с ногой в лангете, чему дед очень сильно обрадовался и не преминул этим воспользоваться.

И, естественно, не обошел тему Сущности: дескать, понимаю ли я, что мое падение теперь уже не косвенным, а прямым намеком свыше является? С его точки зрения, такая трактовка произошедшего даже сомнений не вызывала. И реакция последовала соответствующая: моя заветная читалка была временно конфискована, а я загнан за литературную работу! Такое насилие над моей личностью он проводил, приговаривая: «Надо, Федя, надо!» На мой вопрос, почему я стал Федей, АС не ответил, только вздохнул горестно («не знает внук классику, кого я воспитал?»). А затем выдал одну из своих бесчисленных русских пословиц: «Начинай и не бойся, не боги горшки обжигают!» А на мой следующий ехидный вопрос: «А каких конкретно русских богов он имеет в виду?» предложил пустую болтовню прекратить, про все остальное забыть и за работу взяться! А потом все-таки добавил: «Да, к примеру, LIU в виду и имею! Он в твоих глазах точно богом должен выглядеть. После 65 за писательский труд взялся, а до этого, кроме своих химических статеек и пустопорожних диссертаций, ничего не сотворил. Разве что словарь, наверное, в плюс ему отметить можно. А тебе еще и 25 нет – вся жизнь, возможно, и литературная, впереди, гордостью нашего рода можешь стать!»

С критикой предка был он, конечно, не прав. У LIU за время работы в Менделеевском университете статей и патентов под полторы сотни собралось (сам список в его архиве видел – впечатляет). А диссертаций и вообще больше 50 штук под их с В.Н. руководством было защищено. Но дед почему-то химию не особенно сильно любил, считая, что вреда она человечеству принесла гораздо больше, чем пользы. Ну разве что Менделеева можно отметить – уж очень удачно он над пропорциями компонентов для создания водки потрудился. Соответственно, и все литературные потуги на эту тему оценивал как пустой перевод времени и бумаги.

Мне с ним дискутировать по этому вопросу совершенно не хотелось: во-первых, я сам эту химию не особенно любил в колледже, а во-вторых, он вообще не терпел покушения на собственный авторитет.

В итоге, чтобы не продолжать бессмысленные пререкания, сначала «продраконил» всю информацию с флешки – и мне реально стало интересно. Ну а потом открыл текст своего эссе и начал его перечитывать. Скажу совершенно откровенно – с большим недоумением. Неужели это мной такие неуклюжие предложения были сочинены, и ведь относительно недавно?! И какие искры тут дед умудрился подметить? Особенно примитивно это все выглядело на фоне только что прочитанного письменного наследства LIU, даже им не отредактированного. Неужели и я все-таки научусь хотя бы сносно свои мысли литературно излагать? Но ведь в кошачьих статьях вроде как и получалось? В общем, устроил сам себе что-то вроде отрезвляющего холодного душа, очень полезного для разыгравшегося было честолюбия.

Надо честно добавить, что в мечтах уже видел себя будущим известным автором, чуть ли не второй знаменитостью в фамилии. Может, частично и поэтому не сильно и противился подобному развитию событий, больше вид несчастно-подневольный изображал. И ворчал для порядка, благо пример было с кого взять. Постоянный спутник АС, котяра Дося в этом деле великий специалист, молча никакого события в нашем доме не пропускал. Вот и сейчас как всегда присутствовал, но пока сидел в сторонке и внимательно за всем наблюдал, одновременно умудряясь делать вид, что происходящее его совершенно не интересует. Не сомневаюсь, что очень скоро найдет возможность деду все прокомментировать. И ответочку получить. Как-то они друг друга прекрасно понимают и даже временами согласия по некоторым вопросам достигают.

В общем, как я уже отметил выше, мне и самому захотелось оценить, на что же я способен. Тем более что в нашем роду, кроме LIU, и другие претенденты на писательской ниве себя пробовали (не такие, конечно, судьбоносные книги, как он, сочиняли): один из моих дядей в области спорных исторических тем отметился достойно.

Я про это вспомнил и, конечно, поинтересовался, почему ему с этой флешкой не предложили поработать? На что дед веско ответил: «Были для этого причины. Не отвечал он всем необходимым требованиям». И ехидно добавил: «Все тебя ждали!»

Сначала было тяжело, и даже очень. На одном честолюбии держался. Приходилось себя буквально заставлять возобновлять работу, но все-таки наступил момент, когда я даже некоторое удовольствие от нее научился получать. И, как ни странно, в основном от редактирования собственного текста. Надиктую несколько страничек, а затем беспощадно правлю. И не один раз. Зато потом, когда сравнивал начальный и итоговый вариант, сам качественную разницу ощущал!

Или, работая с исторической литературой, кучу фактов в ходе поиска набросаю в беспорядке, а затем все в некий логический порядок приведу, да еще и всякие придумки отсортирую. Вот и от этого удовлетворение получал – все-таки удалось разобраться в событиях. А заодно, отталкиваясь от материала предка, для себя новые странички истории открывал. И мне реально интересно было!

Таким образом работа и продвигалась, а что из этого вышло – вам судить. Ну вот, ножкой пошаркал для приличия, а теперь хочу предложить тем, кому интересна история появления последней предпосылки, подтолкнувшей начало моего труда (естественно, я эссе имею в виду), обратиться к Приложению 2.

И пока моя нога разгуляться особо не давала, каждый день загонял себя за работу, в которую потихоньку и втянулся. Назвал будущую книгу «Взгляд с Лазурки», аналогично заголовку эссе.

Первые два раздела этой главы (вернее, сначала их было четыре) сотворились довольно быстро и относительно легко (последнее не относится к многочисленной редактуре и корректировке их текста, о такой моей манере работать я уже упоминал выше, на них ее и отработал). И уже на этом этапе сразу столкнулся со своим главным недостатком: начинаю одну тему излагать, а заносит меня от основного сюжета, и довольно прилично, в сторону. Только одно и утешало: вспомнил самокритику LIU. Я узнал, что у него аналогичная проблема была – «растекания по древу». И сколько он с ней не боролся всю жизнь – избавиться до конца так и смог!

А что тогда я от себя хочу? Может, эта привычка мне с генами досталась, может, у нас с предком такая специфика стиля! Это, конечно, попытка шутки-юмора, но ведь главное, как учил дед, для себя любимого грамотную отмазку найти – типа «ну не виноватая я, он сам пришел». Так что придется вам, уважаемые читатели, с этим смириться.

Сначала мне показалось, что я прекрасный выход нашел. Уж если понимаю, что меня полупосторонний сюжет затягивает совсем в сторону, то я его потом как приложение оформляю (вот так из четырех разделов книги два в приложения и отправил). Очень довольный собой, показал начало деду, но он меня опять критике подверг: «Какой-то сборник рассказов пока получается, да и увлекся ты воспоминаниями о собственно жизни и пересказом его книг. Когда же к основной просьбе LIU перейдешь?» Но потом все-таки добавил: «Однако заметный прогресс все-таки присутствует. Читал с интересом. Может, действительно у тебя что-то стоящее и получится. Продолжай тогда в своем стиле и дальше, если по-другому не можешь, посмотрим, что в итоге получится».

Так я и решил поступить, переходя к самому сложному и запутанному для меня разделу, в котором попробую рассмотреть различные аспекты самого главного и судьбоносного процесса МК – временной трансформации.

Глава 3. Неразрешенные загадки, связанные с образованием нашей альтернативы и нынешнего Мира Ковчега

Сразу хочу отметить, что уже больше двух веков прошло с момента этого Чуда (по-другому его и не назовешь). Лучшие умы каждого нового поколения бились лбами о стену этого, до сих пор недоступного для понимания, явления с надеждой: уж мы-то сейчас разберемся! Но… воз и ныне там. По сути дела так ничего и не прояснилось. И от чего можно оттолкнуться в попытках хоть что-то понять – тоже не ясно. В нашем распоряжении есть только книги и другие материалы архива LIU и… свершившиеся факты. Читать его записи и перечитывать? Может, кому-то с нетривиальным и гениальным мышлением и повезет что-то между строк выловить. У меня не вышло, а ведь чуть не наизусть содержание помню. Флешка, на которую я сначала сильно надеялся, ничего нового в этом направлении не прояснила. Но ведь и кроме меня специалисты, много лучше подготовленные, их тщательно изучали, включая все его дневники с черновиками. Но, судя по всему, с такой же нулевой эффективностью.

Я себя к ним даже близко не отношу, свой уровень прекрасно сознаю и даже пытаться приоткрыть кусочек таинственной завесы не надеюсь, хотя всегда очень хотелось и хочется за нее заглянуть, ну хоть одним глазком.

А) Мои попытки представить природу или механизм самой временной трансформации

Начну с того, что постараюсь вам показать, как я пытался в детстве-юности представить себе эту самую трансформацию и застрял на уровне механистического материализма, сдобренного собственным богатым воображением и приукрашенного некоторыми компьютерными терминами.

То же самое относится и ко всем аспектам, ее сопровождавшим или ей сопутствующим; причем, что меня потрясло, некоторые были предложены в процессе разработки проекта самой Сущностью. А то и просто реализованы в ходе трансформации без всякого предварительного уведомления LIU. Один из них меня потряс даже больше, чем сама трансформация. Ниже поймете, почему.

А пока отмечу, что в книгах вся эпопея переговоров LIU с Сущностью изложена только в общих чертах. Причем и описания их даны очень поверхностные (возможно, сознательно, но, думаю, и контроль был жестким). Кто знает, какие начальные ограничения ему были поставлены даже перед публикацией в самиздате? А ведь наверняка что-то такое обязательно присутствовало. Вот только на флешке, да и то по самому больному для себя вопросу, его прорвало, но на этом я подробно остановлюсь в Приложении 4.

Вспоминайте, какой урок автору был преподан при одной только попытке предположить опеку Сущностью молодого Наполеона [LIU, 3б]. А затем еще и обсудить возможные причины ее прекращения. Сначала предок (как он только потом понял) получал косвенные (по его же выражению) намеки – не надо эту тему поднимать. Они вообще-то и не такими косвенными были, четкий посыл присутствовал: если совсем не пишется, остановись и задумайся – почему? И приди к логичному выводу – оставь в покое эту тему, отношения, не строй из себя провидца. Ведь даже сны на эту тему видел. Но не прислушался к внутреннему голосу, полез напролом, ну и дождался прямого изъятия этого куска текста, а заодно и всей главы. Еще вечером была, а утром ее не стало, и ни один компьютерщик не смог объяснить, как это произошло.

При этом при практически аналогичном исследовании жизни «везунчика» Джеральда Даррелла [LIU, 2] ни малейших намеков на недовольство выбранной тематикой предок не почувствовал. Наоборот, было ощущение, что и тему эту она сама ему подкинула и с ее стороны даже некоторый интерес был проявлен к его сделанным выводам о роли Сущности в достижениях ДД. Но как я уже отмечал выше, попытки понять логику действий Сущности абсолютно бесполезны. Как и бесполезны были все предпринятые за эти два столетия попытки понять природу происшедшего.

Следует отметить, что в большом потоке книг, написанных в жанре альтернативной истории и вообще фантастики, как правило, был задействован один и тот же стандартный прием. Их авторы вопрос «как это получилось?» в большинстве случаев вообще не затрагивали, а если и пытались что-то объяснить, то никто из читателей этого всерьез не воспринимал. Большинству был нужен только экшн и более-менее приличный уровень изложения, а не некие умствования, зачастую просто примитивные.

(Приведу пример, как ветеран советской и русской фантастики Василий Головачев решил «онаучить» свое творение «Очень большой лес» умными разговорами доктора физико-математических наук с большим спецом из ГРУ. Последний был сильно озабочен только спасением племянницы президента, которая оказалась захваченной одновременно и гнусными африканскими террористами и, как ему объяснил умный доктор, «кусочком 4-браной соседней вселенной». Ну и для обоснования этой оригинальной версии – изложению М-теории для Мультиверсы и рассуждениям о бесконечном количестве сталкивающихся объектов с разными наборами измерений (то есть бранов) – Головачев не пожалел ни времени, ни текста. Причем с привлечением ссылки на случай с Большим Аттрактором, уже случившимся в нашей Вселенной. Вы думаете, наличие этой вставки (честно скажу, для меня – сплошная китайская грамота) автору помогло? Наоборот – в рецензиях этот цикл про «Очень большой лес» был обозван очень скучно-заумным, а псевдонаучные рассуждения убогость задумки развития сюжета не спасли. А еще и усугубили.)

Вот и в книгах LIU (где экшн, кстати, почти отсутствует) данных о том, каким образом временная трансформация была проведена, просто нет ВООБЩЕ, и даже гипотезы никакой не выдвинуто. Так же обстоит дело и с ответами на важные для меня вопросы «кем, как и когда она была предложена руководству РФ?», «почему этот план был воспринят там серьезно, а не отнесен к разделу «бред сумасшедшего?» Последнее особенно интересно, ведь те, кому пришлось принимать принципиальное решение по участию в проекте, по моему мнению, авантюрным складом мышления никогда не отличались, а относились скорее к циничным и прожженным практикам, никому на слово не верящим. А в обещанные химеры – тем более. И уж им-то было что терять: все заграничные вложения в итоге трансформации пропадали.

Но единственным ответом на все вопросы «почему?» по этой теме, который я нашел, является «потому что!» (один из моих приятелей рассказал, как это звучит на иврите, и мне очень понравилось: «Лама? – Каха!». Коротко и ясно). Ну типично наш случай. Выше уже не раз констатировал, а куда от этого деться? Абсолютно не понятно, как это получилось, но зато результат вмешательства Сущности в историю человеческой цивилизации, да еще какой суперсудьбоносный, налицо.

Я бы добавил, что и огромный вклад в него моего предка несомненен, хотя потихоньку и он забывается, покрывается паутиной забвения. Почти везде на Земле, кроме Лазурки, ну, может, еще и базовых территорий МК. Но что станется еще через 100 лет – нетрудно представить. Даже сейчас смысл, вложенный им в название нашего общества – Мир Ковчега, – тоже начал забываться. Я видел в Рунете результаты опросов рядовых жителей на тему: «почему наш мир имеет аббревиатуру МК?» Не хочу их цитировать – сами туда загляните. Там даже статистика приведена и очень грустноватенькая, особенно для некоторых территорий. Теперь я понимаю, возможно, это и послужило еще одним подспудным поводом для написания моего «Взгляда с Лазурки». Очень правильно сказал Михаил Васильевич Ломоносов: «Не знающий своего прошлого не заслуживает будущего». А уж к нашему народу МК это самое прямое отношение должно иметь.

Но это я опять отклонился, в философию понесло, а ведь собирался вам рассказать, как раньше пытался природу трансформации понять. И сам мучался, и деда с Учителем всякими вопросами изводил (и ведь совсем недавно это было). У меня плоховато с абстрактным мышлением: теоретическая физика, высшая математика, тем более теория пространственно-временного континуума Большого взрыва – это точно не мое (а уж пересказывать своими словами пять теорий струн, объединенных в единую М-теорию, не возьмусь никогда, даже ради гипотетического спасения племянницы гипотетического президента).

В общем, сначала попытался представить выборочный перенос отдельных континентов и прилегающих территорий в начало 18 века (суперсюрприз от Сущности) в виде их перемещения по временной шкале. Мой первый вариант был прост до безобразия: надо прокручивать условный кинофильм их развития назад, а в нужный момент остановить проектор и полученную картинку зафиксировать. Ее-то и применить для вставки в создаваемый коллаж. Только не спрашивайте меня, что за кинофильм, кто киномехаником работает и т.п. Мне и сейчас за такое примитивное воображение стыдно, но возраст учитывайте. И ведь с какой гордостью записал тогда в дневник это свое «открытие» – значит, писать уже мог. Недавно дед мне его выдал – хранил для памяти, но вот с годом появления этого «предположения» так и не определились. Наверное, какой-нибудь старый фильм с изображением такого пленочного аппарата перед этим посмотрел и впечатлился.