Сост. А. А. Маркова
Святые Архангелы Михаил и Гавриил
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2013
Предисловие
Согласно вере Православной Церкви, наряду с нашим видимым миром Бог также сотворил и мир невидимый – ангельский. Ангельский мир – мир духовный: он состоит из бесплотных разумно-свободных существ, пребывающих в единении с Богом и служащих Ему.
Еще до грехопадения человека в ангельском мире произошло разделение: часть ангелов под водительством сатаны – изначально одного из высших ангелов – восстала против Бога. Однако же, большая часть ангелов под водительством Архангела Михаила не поддалась соблазну и выступила против сатанинского воинства. В результате, восставшие ангелы были свергнуты с небес и в силу своего грехопадения стали демонами – бесами. Но, несмотря на такой ущерб, нанесенный миру ангельскому, ангелы, сохранившие верность своему предназначению, по-прежнему пребывают в воле Божией и несут свое служение Богу и сотворенному Им видимому миру – миру людей.
Среди всего сонма Небесных Сил бесплотных наибольшим почитанием пользуются Архангелы Михаил и Гавриил, которым и посвящена данная книга. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил, первым начавший борьбу с падшими духами, и доныне пребывает на страже мира видимого и невидимого. Архангел Гавриил – вестник Тайн Божиих, много послуживший спасению рода человеческого, также продолжает свое служение.
В честь Архангелов Михаила и Гавриила освящено множество храмов и обителей по всему православному миру. К ним прибегают верующие с просьбой о молитвенном предстательстве перед Богом, помощи и защите. Молитвы, обращенные к Архангелам, не остаются без ответа – известно множество примеров их помощи и заступления.
Представленный сборник предназначен для широкого круга православных читателей. Его открывает краткий рассказ о небесной иерархии. Далее следуют тексты, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, где повествуется о служении Архангелов и их явлениях, о почитании и иконографии Архангелов. Далее в сборнике содержатся рассказы о чудесах Архангелов. Кроме того, в сборник включены приложения, включающие проповеди, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, рассказ о храмах и обителях, освященных в честь святых Архангелов, а также акафисты и молитвы Архангелам.
Анна МарковаНебесная иерархия
Согласно Священному Преданию и Священному Писанию Православной Церкви, кроме физического, существует духовный мир, населенный разумными существами, именуемыми ангелами.
Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же, собственно, состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от материального мира.
Тем не менее, один из разделов богословской науки содержит учение об ангелах и именуется ангелология (от греческого αγγελος – «ангел» и λογος – «учение»). В его основе лежит Божественное откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании Ветхого Завета. В Новом Завете также часто упоминается об ангелах. Кроме того, различные сведения об ангелах содержатся в творения святых отцов, особенно в этом плане выделяется труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».
Ангелы сотворены до создания вещественного мира. По своей природе они относятся к невидимому миру – Священное Писание называет их духами. Ангелы не имеют плоти и костей, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам. Однако среди святых отцов нет единого мнения относительно того, являются ли ангелы чистыми духами или они обладают «тонким» – то есть духовным телом. Мнение об абсолютной бестелесности ангелов в Русской Церкви отстаивал святитель Феофан Затворник, который полемизировал со святителем Игнатием (Брянчаниновым), признававшим некую ангельскую телесность. Возможности ангельской природы ограничены. И хотя она превосходит природу человека крепостью и силою (см. 2 Пет. 2: 11) и позволяет совершать необычные действия, тем не менее ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог. Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть (см. 1 Пет. 1: 12), причем постижение этой тайны совершается ими через Церковь (см. Еф. 3: 9–10). Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. Так же, как и человеческая природа, ангельская природа подвержена изменению; как известно, часть ангелов, уклонившись ко злу, пала.
Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти.
Согласно Священному Писанию, ангелы – служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (см. Евр. 1: 14). Они служат Богу, воспевая песнь, предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю, являются по повелению Божию для помощи человеку или для его наказания, объявляют судьбы народу и приносят Богу людские молитвы. Ангелы под водительством Архистратига Михаила ведут неустанную духовную брань против сатаны. А в конце времен они будут сопровождать Христа во время Его Второго Пришествия. Кроме того, ангелы невидимо участвуют в богослужебной жизни Церкви.
Небесные силы составляют «ангельский собор». В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. Строй «небесной иерархии» подробно описан в сочинении святого Дионисия Ареопагита «Небесная иерархия». Согласно ей, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая – Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая – Господства, Силы, Власти; третья – Начала, Архангелы, Ангелы.
В сочинении Дионисия Ареопагита подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает один Бог, Виновник их иерархии. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Оно указывает, что гармония и порядок в этом мире не случайны; в своей основе они имеют Божественное единство, которое и само выражается через числовое соотношение Единицы и Троицы. Божественная Единица тождественна Троице, – поэтому вся существующая множественность, в т. ч. и множественность ангельского мира, несет на себе печать как единства, так и троичности.
Символичны и имена небесной иерархии. Они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду.
Серафимы – (евр. «горящие, пламенеющие») – согласно «Ареопагитикам», ближайший к Богу ангельский чин. Они первые участники Божественного блаженства, первые осияваются светом Божественной славы. Серафимы отличаются пламенной любовью к Богу. Их предназначение – возводить низших в горние, изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией.
Херувимы (евр. предположительно «колесницы»), – для них Бог – всегда светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в Божественный разум, восхваляют, воспевают Бога в песнях своих, созерцают тайны Божественные, с трепетом проникают в них. Херувимы являются таинственной колесницей Господа Саваофа, на которой, как неоднократно свидетельствует Священное Писание, Всевышний «восседает».
Престолы – отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя царствующих, как Бога великого, крепкого и страшного. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.
Господства – всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким властным влечениям. Они вникают в управление Божие тварями, в попечение, промышление Божие о всем невидимом и видимом, малом и великом.
Силы – ангельский чин, наделенный непреоборимым мужеством, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы, стремящиеся к Богоподражанию, не остаются праздными от лености, но неуклонно взирают на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам, соделываются Ее образом; они совершенно обращены к Ней, как источнику Сил. Им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам.
Власти: принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога, как всемогущего. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви.
Начала обращены к безначальному Началу. Они отпечатлевают в себе, сколько возможно, образ Божий. Им вверено начальство над стихиями природы, а также и над целыми народами. Они выражают безначальное Начало в мировом строе начальствующих сил.
Архангелы – это учители небесные. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия.
Ангелы – окончательно заключают все чины небесные. Через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Ангелы – хранители людей, ведут человека по жизни, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.
В системе «Ареопагитик» все три триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов третьей триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик», поскольку ангелология Священного Писания не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, Серафим в книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Или же, согласно Откровению Иоанна Богослова, Архангел Михаил назван главой небесного воинства и предводителем всех ангельских чинов; в этом качестве его и почитает Церковь. Однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии.
Поэтому, признавая неоспоримую ценность «Ареопагитиков», Церковь учит о том, что ангельский мир таинственен и непостижим.
Святой Архангел Михаил
Небесный Архистратиг
Архангел Михаил – высший в ангельской иерархии. Имя Михаил на еврейском означает «кто, как Бог», в значении «никто не равен Богу». Православное Предание почитает Архангела Михаила, как Архистратига – верховного военачальника Небесных Сил.
В Священном Писании он именуется вождем воинства Господня (см. Нав. 5: 14–15), так как под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12: 7–9).
Кроме того, Архангел Михаил почитается и как борец против всякого беззакония среди людей и помощник верным. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли (см. Нав. 5: 13–15). Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см. Исх. 33: 9, 14, 26–28; 4 Цар. 19: 35).
Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Согласно Преданию, именно Архангел Михаил спас трех отроков, брошенных в огненную печь (см. Дан. 3: 8–28). Он же оказал помощь пророку Даниилу, когда тот был вторично брошен в львиный ров (см. Дан. 14: 28–41). Также пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе (см. Дан. 10: 12).
О деяниях Архангела Михаила повествует не только Священное Писание, – он упомянут также в ряде апокрифических книг. В частности, о нем говорится в знаменитом ветхозаветном апокрифе – «Книге Еноха». Там Архангел Михаил, по повелению Божию, совлекает с Еноха ризы земные и облачает его в ризы славы Божией. В новозаветных апокрифах IV века «Евангелии от Никодима» и «Откровении Павла» также есть упоминание об Архангеле Михаиле. Согласно «Евангелию от Никодима», Господь Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нем праведников Архангелу Михаилу, дабы он отвел их в рай. «Откровение Павла» приписывает Архангелу Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших, перед тем как они входят в Небесный Иерусалим. Согласно еще одному апокрифу (уже X века) – «Хождению Богородицы по мукам», – Архангел Михаил предстает как проводник Пресвятой Девы Марии по аду, который показывает и объясняет Ей причины мучений грешников.
Как один из высших ангелов, Архангел Михаил принимает самое близкое участие в судьбах Церкви. Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Кроме того, к нему часто обращаются с молитвами об исцелении.
Свидетельств помощи Архангела великое множество, и они весьма разнообразны. Он поддерживал кающихся грешников на пути покаяния: самый известный пример – явление преподобномученице Евдокии. Молитвами Архангела получали исцеление больные и страждущие: как свидетельство этих чудес было воздвигнуто множество храмов и обителей, с одним из которых связанно знаменитое чудо Архистратига в Хонех.
Но главное служение Архистратига Михаила – это защита верных. Еще с ветхозаветных времен известны примеры такого служения Архангела Михаила. Уже упоминалась помощь Иисусу Навину при завоевании Земли Обетованной. Также, согласно Преданию, Архангел Михаил во время правления Иудейского царя Езекии поразил войско Ассирийского царя Сеннахирима, осадившее Иерусалим.
И, по наступлении Нового Завета, Архистратиг Михаил по-прежнему защищает верных. Наиболее известный пример такой помощи, в честь которого даже установлено отдельное празднование – чудо Архистратига Михаила в Хонех. Архангел защитил местный храм и пономаря Архиппа от нападения язычников, прокопавших ров от соединения горных рек и желавших направить поток на храм. Благодаря вмешательству Архангела Михаила, водяной поток не затронул храм. Другой известный пример – спасение Дохиарского послушника, которого хотели погубить корыстные монахи, бросившие юношу в воду, но Архангел Михаил вместе с Архангелом Гавриилом спасли послушника.
Известны также примеры помощи Архангела Михаила не только отдельным людям, но и целым городам и селениям. В русских летописях есть примеры защиты Архангела Михаила во время половецких набегов. А в одном из вариантов «Жития преподобного Пафнутия Боровского» говорится о спасшем Новгород от ордынского набега явлении Архистратига Михаила хану Батыю. Видения Архангела и его помощи были удостоины и защитники ТроицеСергиевой Лавры во время польско-литовской интервенции.
Примеры заступничества Архангела Михаила известны не только в Русской Церкви. В Греции Архангела Михаила почитают как отмстителя пиратам, разоривших Мандамадосский монастырь, и защитника деревни Стенака, предупредившего жителей о нападении пиратов. Другой подобный случай – защита острова Скопелос, на который собирались напасть пираты-мусульмане. Архангел Михаил поразил пиратов и спас жителей острова.
Примеры помощи Архистратига Михаила можно проследить на протяжении всей церковной истории. И поныне верующие призывают Архангела Михаила в немощах, скорбях и различных испытаниях и получают его помощь и защиту.
Почитание
Почитание Архангела Михаила началось еще с ветхозаветных времен. Его почитали как вождя воинства Господнего, помогающего избранному народу.
В Новозаветной Церкви традиция почитания Архангела Михаила была продолжена. О нем писал в своем Послании святой апостол Иуда: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1: 9).
В связи с эсхатологическими ожиданиями Церкви в ранний период Архангела Михаила почитали, как вестника грядущего Суда и воскресения мертвых. В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел так писал об этом ожидании: При возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фес. 4: 16).
Однако во времена апостольские почитание ангелов вообще, в том числе и наивысших Архангелов, привело к соблазну гностицизма и возникновению первых ересей. Апостол Павел предупреждал об этом в Послании к Колоссянам: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2: 18).
После Миланского эдикта 313 года, изданного равноапостольным императором Константином и даровавшего свободу Христианской Церкви, почитание Архангела Михаила только возрастало – и на Западе, и на Востоке.
В Малой Азии центром почитания Архангела стали Колоссы, близ которых произошло знаменитое «Чудо в Хонех». В память этого события Церковью даже было установлено отдельное празднование 19 (6) сентября. На Западе центром почитания Архангела Михаила стал Сипонт, близ которого произошло явление Архангела на горе Гарган, спасшее город от нашествия лангобардов.
Столицы Востока и Запада – Константинополь и Рим – также не отставали в почитании Архистратига Михаила. В Риме Архангела почитали за избавление от чумы во времена папы Григория Великого. Поэтому в его честь была освящена главная городская твердыня – Замок святого Ангела. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня – Михалион – находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он, по преданию, явился императору Константину). Происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в честь Архангела Михаила.
Кроме того, в Византийской столице Архангела Михаила почитали как покровителя воинов и императорской власти. Девять византийских императоров носили имя Михаил. Чеканились даже монеты с изображением Архангела.
В начале IV века Церковь установила праздник Собора (то есть совокупности) святых ангелов во главе с Архангелом Михаилом – 8 ноября. В католичестве праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но с XVIII века утратил статус торжества. У католиков есть и еще один праздник, связанный с явлением Архангела Михаила на Монте-Гаргано.
Коптские христиане посвятили Архангелу Михаилу главную реку Египта – Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь Архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание Архангела Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь Архангела Михаила и в благодарность за разлив реки. В иудейской традиции Архангел Михаил именуется Михаэль. Он один из четырех ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. В исламской традиции Архангел именуется Микаилом и имеет изумрудно-зеленые крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. Он упоминается как ангел, который раздает творениям Божиим пропитание. Также известен как ангел милосердия.
В Древней Руси почитание Архангела Михаила было также распространено. Один из первых киевских храмов – Михайловский Златоверхий собор – был освящен в честь Архистратига Михаила. Свидетельства помощи Архангела упоминаются во многих русских летописях. Считалось, что именно он был тем ангелом, который помог Владимиру Мономаху одолеть половцев и который явился у гробницы преподобного Феодосия. Впоследствии Архангел Михаил был изображен на гербе Киева.
Так же как и в Византии, имя Михаил было очень популярно среди русских князей: очень часто оно становилось вторым, крещеным княжеским именем. С именем Михаил были крещены: Святополк Изяславич, князь Киевский († 1113); Олег Святославич, князь Новгород-Северский († 1115); святой князь Михаил Муромский (XII в.); Ростислав Мстиславич, князь Смоленский († 1167); Ростислав Рюрикович, князь Киевский († 1205); Михаил Юрьевич, князь Владимирский († 1176).
В Московском государстве Архангел Михаил пользовался огромным почитанием. Один из главных Кремлевских соборов – Архангельский – был освящен в его честь. Считалось, что Небесный Архистратиг особым образом покровительствует великокняжеской семье – именно он явился великой княгине Евдокии (преподобной Ефросинье Московской), предупреждая о грядущей кончине.
В 1584 году в дельте Северной Двины по приказу Ивана Грозного был основан город, названный Архангельском в честь Архангела Михаила.
Кроме этого, во все времена в России было великое множество храмов, освященных в честь Архистратига Божия Михаила.
Иконография Архангела Михаила
Из всех Небесных Сил бесплотных Архангел Михаил чаще всего встречается в христианском изобразительном искусстве.
Архистратиг Небесного воинства изображается в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом. С VII века известны изображения в лоратных одениях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке. В целом тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Одежды Архангела имеют символическое значение. Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого Архангелом в Небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головной повязки-тороки (слухов) свидетельствуют о его предназначении – слышать волю Божию.
В западной традиции Михаил Архангел изображается в воинских доспехах, тип которых зависит от культурных особенностей времени и места.
В качестве оружия, как на восточных, так и на западных изображениях, Архангел Михаил имеет меч – либо обычный, либо огненный, иногда – копье или даже меч и копье одновременно. Шлем при этом может отсутствовать. Иногда его заменяет корона – знак власти, которая у других ангелов не встречается. На левой руке у Архангела Михаила изображают иногда щит, на котором могут присутствовать христианские символы – греческая монограмма имени Христа, звезда Давида, к роду которого принадлежит Господь Иисус, крест.
Еще один атрибут католических изображений Архангела Михаила – весы: это знак того, что на Страшном Суде он будет взвешивать дурные и благие поступки каждого человека. Поэтому в чашах весов изображают иногда в одной – уродливого демона (грех), в другой – молящуюся фигурку. С XVIII века эти изображения получили также распространение и в Православной Церкви. Также на Западе распространены изображения Архангела Михаила с книгой – отсылка к строкам Писания о книге за семью печатями, которые будут вскрыты при конце света.
В православной традиции в руках у Архангела Михаила, как и у других ангелов, часто изображают так называемое зерцало – прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа или Его изображение; зерцало символизирует то, что ангел – это дух, а не антропоморфное существо, и служит Христу. Иногда зерцало выглядит, как царский атрибут – держава (золотой шар, увенчанный крестом).
Часто вокруг основного изображения Архангела на иконах присутствует ряд клейм, в которых изображаются деяния Архангела Михаила. Наиболее чтимая икона Архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля; она относится к началу XV века.
Иконы Архангелов Михаила и Гавриила традиционно присутствуют в Деисусном чине иконостаса православных храмов. Они располагаются от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей. Михаил – справа от Христа, Гавриил – слева.
Известен ряд сюжетных изображений Архангела Михаила. Одно из таких изображений – «Собор Архангелов Михаила и Гавриила». Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую «славу» (сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось Православие. На отдельных иконах «Собор Архангела Михаила» Архангел изображается с медальоном Спаса Еммануила на груди.