Книга Правительственная связь в СССР. История спецсвязи - читать онлайн бесплатно, автор Вадим Гребенников. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правительственная связь в СССР. История спецсвязи
Правительственная связь в СССР. История спецсвязи
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правительственная связь в СССР. История спецсвязи

Оценивая в общем виде результаты работ по секретной телефонии, можно сказать, что за этот период был создан фундамент для дальнейшего более быстрого продвижения вперёд в этой отрасли техники. Конкретизируем этот общий вывод, определив отдельные его положения.

1. Важное значение имела уже сама формулировка задачи по засекречиванию речевой информации в практической плоскости. Это послужило толчком к созданию первых коллективов разработчиков.

2. Была собрана и обобщена в виде справок, отчётов, дипломных проектов студентов информация по принципам засекречивания телефонных переговоров.

3. Десятилетний период был насыщен изобретениями в области методов засекречивания телефонных переговоров.

4. Было создано несколько лабораторных образцов, позволявших экспериментально проверить возможность реализации предложенных идей и провести их испытания на реальных каналах связи.

5. Заводами были изготовлены первые небольшие партии самой простой аппаратуры, относящейся по современной классификации к маскирующему классу.

6. Была создана служба эксплуатации и накоплен первый опыт.

7. Были созданы первые небольшие коллективы разработчиков аппаратуры засекречивания, ставшие основой для формирования более мощных организаций.

Между тем, государство как могло защищало свои телефонные линии правительственной связи. 16 января 1940 года был издан приказ НКВД № 0042 «Об улучшении ВЧ-связи», который предусматривал дальнейшее её развитие и установление аппаратуры засекречивания на таких линиях связи УССР, как Харьков – Донецк, Харьков – Запорожье, Харьков – Днепропетровск, Киев – Винница и Киев – Чернигов.

К июлю 1940 года из имеющихся 103 линий ВЧ связи 50 было оборудовано аппаратурой шифрования, а к апрелю 1941 года шифраторы были установлены на 66 линиях из 134 имеющихся. Причём аппараты сложного засекречивания С-1 были установлены только на магистралях Москва – Ленинград и Москва – Хабаровск. У абонентов высшей категории, таких как члены Политбюро ЦК, была установлена аппаратура абонентского засекречивания.

Согласно Постановлению СНК СССР № 2408-107сс от 25 ноября 1940 года «О включении в правительственную ВЧ-связь объектов ВВС Красной Армии» аппаратура засекречивания устанавливалась на всех таких линиях. В соответствии с этим Постановлением завод «Красная Заря» был обязан разработать и изготовить до 1 января 1941 года 10 образцов, а в течение февраля выпустить ещё 150 комплектов панели ПЖ-8, которая выполняла функции простого шифратора и подключалась непосредственно к аппаратуре ВЧ телефонирования СМТ-34.

Вместе с тем, говорить об успехах в области разработки шифраторов не приходилось. Так, в письме заместителя руководителя НКВД Всеволода Николаевича Меркулова заместителю руководителя НКС Константину Яковлевичу Сергейчуку, датированному 14 апреля 1940 года, констатировалось, что «разработанная по заказу НКВД заводом «Красная Заря» аппаратура для засекречивания телефонных разговоров обладает слабой стойкостью и не имеет кода».

В начале 1940-х годов начали использовать аппаратуру, которая работала по алгоритму «мозаичного» шифрования. Эти шифросистемы можно было раскрыть, используя анализатор речевого сигнала – спектрометр. Хотя для этого необходимо было сложное оборудование и специалисты. В апреле 1941 года была подготовлена «Справка о состоянии правительственной ВЧ-связи», которая показала неготовность системы правительственной связи к работе в особых условиях. В частности, в документе перечислялись все известные способы перехвата информации.

4. Развитие сетей спец

связи

Между тем расширение сетей правительственной междугородной связи приобретало все более планомерный характер. По вновь открываемым правительственным каналам обеспечивались следующие виды связи:

– автоматическое соединение абонентов «каждого с каждым» (так называемая немедленная связь);

– соединение абонентов с помощью телефонисток по предварительному заказу (если линия на момент заказа занята);

– передача телеграмм по ВЧ каналу с помощью тонального телеграфирования буквопечатающим аппаратом (если линия не занята телефонным разговором).

Строительство и монтаж новых станций и целых направлений ВЧ связи осуществлялось, как правило, на основании утвержденных НКВД проектов и технических заданий. Так, например, в объяснительной записке к «Проекту организации правительственной ВЧ-связи Москва – Хабаровск (сентябрь-октябрь 1938 года)» отмечалось: «Правительственная ВЧ-связь должна обеспечить чёткое, оперативное и в то же время высококачественное обслуживание Правительства СССР и руководства НКВД телефонной связью», а сам проект включал данные по необходимому оборудованию, имуществу и материалам, переченю выполняемых подрядчиками работ, а также чертежу кабелирования и размещению аппаратуры в помещениях ВЧ станций (всего на магистрали оборудовалось новых восемь станций и более двадцати трансляционных пунктов).

Темпы введения в действие новых периферийных станций ВЧ связи были достаточно высокими. Часто ведомственные планы НКВД по развитию сети междугородной ВЧ связи значительно опережали правительственные задачи. Уже в начале 1939 года в СССР функционировало 58 ВЧ станций и 16 трансляционных пунктов (один резервный), а количество абонентов достигло 290.

В течение 1939 года количество ВЧ станций была доведено до 78, а трансляционных пунктов – до 28 (8 резервных). Количество абонентов за год увеличилось почти в полтора раза и достигло 430. В 1939 году были открыты ВЧ станции в 24 городах СССР: столицах союзных и автономных республик (2), центрах краев и областей (16), а также районных центрах и городах областного подчинения (6), причём открытие четырёх крупных ВЧ станций (Иркутск, Новосибирск, Чита, Хабаровск) было обусловлено введением в эксплуатацию магистрали Москва – Хабаровск, что позволило включить в сферу действия междугородной ВЧ связи обширные регионы Забайкалья и Дальнего Востока.

Каждая из оконечных и промежуточных ВЧ станций осуществляла эксплуатацию не только своего участка магистрали или направления правительственной связи, но и абонентской сети (совокупность линий, проложенных к местам расположения конкретных абонентов, т.е. телефонным и телеграфным ВЧ аппаратам).

При этом абонентские пункты находились порой на значительном расстоянии от помещений станций и даже населённых пунктов, в которых они размещались. Например, к концу 1938 года севастопольская ВЧ станция обслуживала семь отдалённых абонентских пунктов; сочинская – три; мурманская, винницкая, ярославская – один и т.д. Этот факт ввёл в обращение такой термин, как «узел правительственной связи».

Поскольку отдельные узлы обслуживали абонентские пункты на объектах, тщательным образом охраняемых НКВД (например, десять правительственных дач Черноморского побережья), их эксплуатация была связана с трудностями межведомственного характера. Из воспоминаний Петра Николаевича Воронина (1913-1995), который работал в 1940-41 году инженером ОПС: «На Кавказе и в Крыму было несколько государственных дач, на каждой из которых, – своя станция правительственной связи. Станции были предварительно смонтированы, так что периодическое их включение не вызывало особых трудностей. Но не всегда всё шло гладко».

Общее руководство эксплуатацией и развитием правительственной связи с 1938 года осуществляли:

– в центре – начальник 2-го спецотдела НКВД и его заместитель через начальника ОПС;

– на периферии – начальники 2-х спецотделов и отделений НКВД союзных республик, управлений (УНКВД) краёв и областей через начальников отделений (групп) правительственной связи.

Согласование действий разных структурных подразделений НКВД порой осуществлялось на совещаниях представителей и руководителей этих подразделений. Одно из таких совещаний, проведённое 5 июня 1938 года, преследовало цель упорядочить процесс функционирования Кавказского (сочинского) и Крымского (симферопольського) узлов правительственной связи. Как следует из протокола совещания, подписанного руководителями подразделений связи 1-го (охраны) и 12-го (оперативной техники) отделов ГУГБ НКВД, был установлен определённый порядок обслуживания станционных и линейных объектов ВЧ связи.

В соответствии с ним линейные сооружения (линии связи до ВЧ станций) обслуживались соответствующими подразделениями Главного управления пограничной и внутренней охраны (далее – ГУПВО) НКВД или наркомата связи (под контролем 12-го отдела ГУГБ), станционные сооружения (ВЧ станции) – подразделениями 12-го отдела ГУГБ, а абонентские установки (телефонные аппараты и работающее вместе с ними оборудование) – подразделениями связи 1-го отдела ГУГБ.

Такая сложная схема обслуживания абонентов объяснялась тем, что к середине 1930 года средства правительственной и служебной связи в Москве, кроме ОПС, обслуживались ещё тремя подразделениями НКВД. В 1934 году был образован отдел связи Административно-хозяйственного управления (далее – АХУ) НКВД, в задачи которого входило обслуживание специальной связью оперативных подразделений НКВД в Москве.

С 1935 года обслуживанием телефонных станций городской правительственной связи, кабельной сети, абонентских установок в пределах Москвы и Московской области занимался отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля (далее – УКМК). Одновременно существовало отделение связи 1-го отдела (охраны) ГУГБ НКВД, обслуживавшее правительственную связь в кабинетах, на квартирах и дачах членов Политбюро ЦК ВКП(б) вне Кремля.

«Станционное и кабельное хозяйство находится в обслуживании нескольких отделов, – писал заместитель наркома внутренних дел В.М.Меркулов в докладной записке наркому Л.П.Берии по результатам проверки московской телефонной правительственной сети в январе-феврале 1939 года, – в результате чего на этом участке работы большая путаница. Ввиду бессистемной организации имеет место распыление технических сил, нерациональное использование материальных средств и производственных возможностей». Аналогичная ситуация складывалась и при обслуживании абонентов периферийных станций.

В.М.Меркулов был прав, поскольку на указанный момент только в Москве под эгидой разных подразделений НКВД функционировало несколько станций специальной телефонной связи:

– Станция Политбюро;

– Правительственная АТС Кремля (так называемая «вертушка»);

– Центральная станция междугородной ВЧ связи;

– станция 1-го отдела ГУГБ НКВД;

– станции Центрального и Московского комитетов ВКП(б);

– станция отдела связи АХУ НКВД.

Линейно-кабельное хозяйство московской правительственной телефонной сети также делилось на участки, которые находились в ведении разных организаций, что существенно затрудняло решение задач конфиденциальности и качества связи.

Оптимальным решениям возникшей межведомственной проблемы могло стать образование на основе всех перечисленных подразделений специальной связи единого отдела правительственной связи в составе ГУГБ НКВД. Проект приказа НКВД о подобной реорганизации был подготовлен в январе 1939 года.

Предложенная структура отдела включала руководство (начальник отдела, три заместителя, политический отдел и секретариат) и десять отделений (связи Кремля, связи охраны, связи НКВД, междугородной связи, радиосвязи, новых разработок и лабораторий, строительства и эксплуатации, технического снабжения и мастерских, работы с агентурой, кадров).

Однако проект, который преследовал цель реконструкции как системы правительственной, так и ведомственной электросвязи СССР, не был поддержан высшим руководством НКВД, хотя в дальнейшем, уже после начала Отечественной войны, именно он составил идейную основу реорганизации системы правительственной междугородной связи в условиях военного времени.

Вероятно, в связи с тем, что усилия по реализации этого проекта начальника ОПС лейтенанта госбезопасности И.Я.Воробьёва оказались тщетными, он перешёл на должность начальника другого отделения 2-го спецотдела. Вместе с тем, с 1 мая 1939 года ОПС в составе 2-го спецотдела НКВД стало называться «отделением правительственной «ВЧ» связи», а его начальником стал старший лейтенант госбезопасности М.И.Ильинский.

1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу началась Вторая Мировая война. Во время похода частей Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию (17-28 сентября) ВЧ связь с их командованием обеспечивалась бесперебойно одновременно с продвижением войск, а после присоединения к СССР этих территорий ВЧ связь была организована с новыми административными центрами Западной Белоруссии (Брест-Литовск, Белосток, Барановичи, Гродно, Пинск) и Западной Украины (Луцк, Львов, Ровно, Станислав, Тернополь).

Немного позже, в 1940 году, в сеть ВЧ связи были включены города Кишинёв (столица Молдавской ССР), Лида (один из городов Гродненской области Белорусской ССР) и Черновцы, а в первой половине 1941 года – Измаил (оба последних – административных центра новых областей УССР).

В 1939 году правительственная связь была установлена также с городами Северного Кавказа – Грозным и Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), появилась станция ВЧ связи в Калуге (вместо трансляционного пункта). Открытие станций в Перми и Кирове, трансляционных пунктов в Чусовой и Шахунье позволило организовать через эти города и действующую станцию в Горьком второе направление ВЧ связи Москва – Свердловск.

Завершилась организация ВЧ связи по воздушной магистрали большой протяжённости со столицей Узбекской ССР через действующую станцию в Куйбышеве и вновь построенные станции в Чкалове (ныне – Оренбург) и Ташкенте, трансляционные пункты в Актюбинске, Челкаре, Казалинске, Кзыл-Орде.

После завершения финско-советской войны (ноябрь 1939 – март 1940) подобная проблема возникла с административными и стратегически важными центрами, расположенными на территориях, которые отошли к Карело-Финской ССР по мирному договору с Финляндией от 12 марта 1940 года. «Для обеспечения нормальной и бесперебойной ВЧ-связи столицы КФССР г.Петрозаводска с новыми городами, – отмечал в письме руководству НКВД нарком внутренних дел республики Михаил Иванович Баскаков, – необходимо в г.Сортавала открыть ВЧ пункт».

Кроме ВЧ станции в г.Сортавала, позволившей организовать обходной ВЧ канал Мурманск – Петрозаводск – Ленинград, в 1940 году также были оборудованы станции в городах Выборг и Кексгольм, которые имели большое оборонное и хозяйственное значение. Ведь Выборг, будучи крупным железнодорожным узлом и морским портом, был важным стратегическим пунктом на северо-западном направлении, а в Кексгольме располагались части пограничных войск и некоторые предприятия бумажной промышленности.

Меры по организации правительственной междугородной связи осуществлялись и в Прибалтике, причём ещё до вхождения Латвии, Эстонии и Литвы в состав СССР на правах союзных республик. Известно, что пункты ВЧ связи были открыты на междугородных станциях городов Рига, Таллин и Каунас (через Вильно) 20 июня 1940 года. Для обеспечения работы новых линий и пунктов были отправлены технические работники правительственной связи: в Каунас, Ригу и Таллин – по три, в Вильно – два.

Кроме того, с целью предотвращения несанкционированных подключений к ВЧ линии на междугородной станции в Риге было установлено круглосуточное дежурство трёх военных связистов Красной Амии. В дальнейшем, после создания Латвийской, Эстонской и Литовской ССР (август 1940 года) и организации в их столицах соответствующих структур внутренних дел и госбезопасности, прибалтийские станции ВЧ связи начали эксплуатироваться постоянным штатом 2-го спецотдела НКВД, а обслуживание абонентов осуществлялось на основании приказа НКВД № 001103 от 3 сентября 1940 года «О включении абонентов правительственной ВЧ-связи во вновь открытых станциях ВЧ в городах Риге, Таллинне, Каунасе».

По мере постепенного ввода в эксплуатацию участков самой длинной в мире в то время воздушной магистрали связи Москва – Хабаровск появилась возможность организации ВЧ связи с городами Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. В результате в 1939 году станции ВЧ связи были открыты в Новосибирске, Иркутске, Чите, а в 1940 году – в Омске, Барнауле, Красноярске, Улан-Удэ, Хабаровске.

Официально акт правительственной комиссии о приёмке магистрали в постоянную эксплуатацию был утверждён 22 февраля 1941 года. Протяжённость магистрали составила почти девять тысяч километров и проходила через 18 областей и краёв СССР (на одной цепи была установлена аппаратура СМТ-35, а на второй – английская система «Стандарт»).

10 августа 1940 года была введена в строй ВЧ станция в Управлении НКВД во Владивостоке, а 20 февраля 1942 года – в Биробиджане в Управлении НКВД по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

На данном этапе обеспечение секретности правительственной связи достигалось за счёт разработки и внедрения новой аппаратуры засекречивания переговоров и активной реализации соответствующих оперативных мероприятий. Сочетание материально-технического и оперативного обеспечения секретности информации, передаваемой по каналам и линиям правительственной связи, стало принципиальным положением и получило дальнейшее развитие во все последующие годы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги