banner banner banner
Выбор ниши
Выбор ниши
Оценить:
 Рейтинг: 0

Выбор ниши

Выбор ниши
Александр Мартаков

Преврати хобби в работу, и тебе никогда не придется работать! Знакомая фраза, не так ли?! В принципе, можно использовать в качестве руководства к действию, но далеко не всегда.Как решиться уйти из найма и начать свой бизнес? Стоит ли выбирать дело всей жизни еще на школьной скамье? Как выбрать прибыльную нишу? Что нужно, чтобы начать зарабатывать достойные деньги? Об этом и многом другом мы поговорим в этой книге.Рассмотрим множество актуальных на сегодня ниш для запуска своего дела. Выберем новые направления для опытных предпринимателей. Разберемся, как оценить потенциал ниши. А также познакомимся с историями действующих предпринимателей, ведь они тоже выбирали нишу.

Александр Мартаков

Выбор ниши

Предисловие

Сделай хобби работой, и тебе никогда не придется работать!

Знакомая фраза? Думаю, что большинство из вас хоть раз в жизни слышали ее от какого-нибудь гуру онлайн-бизнеса. Вот только они сами явно не хобби монетизируют, не так ли?!

Оригинальная фраза Конфуция звучала примерно так: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Согласитесь, про хобби нет ни слова, речь идет о «работе по душе», т.е. о том, что действительно нравится делать, и получать за это деньги (по факту выполнения работы или оказания услуги).

Конечно, во времена Конфуция жизнь была совсем иная, но смысл-то остается неизменным и по сей день. И не важно, что сегодня мало кто, особенно из городских жителей, умеет строгать и плотничать, шить одежду или тачать обувь, ковать или плести. Сейчас есть множество других, не менее интересных и увлекательных дел, каждое из которых может быть, как отдыхом от основной деятельности – хобби, так и потенциальным источником дохода.

Давайте обсудим, что такое хобби. Процитирую из Wikipedia: «Хобби или увлечение – вид человеческой деятельности, некое увлечение, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение – то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, депрессией, злостью, гневом или яростью. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений – помочь само реализоваться».

Фактически, мы можем говорить о том, что превращение хобби в работу – это выход на новую ступень самореализации. Вот так вот, ни больше ни меньше – переход на новый уровень… жизни, дохода, осознанности, развития. Остается серьезный вопрос: а что останется в качестве хобби?! И все ли готовы превратить хобби в работу?! Поговорим?!

Если перенести мудрую мысль Конфуция на бизнес, то можно сказать: «сделай хобби своим бизнесом и тебе никогда не придется работать». Так ли это?! Давайте разбираться вместе!

Кстати, как и в моей первой книге «Анализ конкурентов: первые шаги», предлагаю сразу перейти на «ты» и подружиться, ведь у нас впереди столько всего интересного. Зачем отвлекаться на формальности?

И, по традиции, отдельный привет ребятам из Бизнес-Клуба «Бадди» и участникам группы «Клуб героев книг» в особенности. Ну что, погнали?! Готовы узнать интересные ниши 2022 года?! В нынешних реалиях многое изменилось, поэтому ниши будут уже не такими, как еще в начале года.

Глава 1. Хобби превращается… в работу

Для начала попробуем разобраться, почему драйверы бизнес образования предлагают сделать из хобби бизнес.

На первый взгляд, все просто: раз хобби уделяется время без всякого вознаграждения за труды, причем приличное количество времени, да еще после напряженного рабочего дня или в выходные, то логично предположить, что развитие этой темы в работу или бизнес может давать серьезные плоды, в том числе финансовые, а энергии, драйва и позитива будет более чем достаточно. Так ли это?

Поделюсь своим личным опытом. В 2011 году я активно увлекся фотографией, практически каждую неделю проводил фотосессии со знакомыми девушками. И не надо понимающих улыбок – это были только фотосессии, без всяких шалостей. Речь идет именно о хобби, основной деятельностью в то время был копирайтинг, составление (написание) информационных и продающих текстов для ряда проектов, в которых я был занят, а также сторонним заказчикам (на бирже). А еще был проект Sarfind, но о нем несколько позже.

Так вот, мы собирались компанией, выезжали на природу или шли на набережную Волги, в ближайший парк, в студию и т.д., где и занимались собственно творчеством. Причем никто не мешал каждой участнице предложить более интересную позу, ракурс, фон, композицию… Да и коллективное обсуждение результатов никто не отменял. Это был именно отдых, причем для всех участников проекта. Нас хватило примерно на год, а потом все постепенно прекратилось. Причин тому было много, начиная от того, что у кого-то из нашей тусовки иссяк запал, кто-то переехал в другой город, кого-то захлестнула взрослая семейная жизнь.

Пытался ли я сделать из фотографии бизнес?! Да, конечно, ведь в то время я уже фактически был фрилансером, работал сам на себя, продавал свои услуги. Я сотрудничал то с одной компанией, то с другой, но их всегда было несколько, причем не одних и тех же, не считая биржи текстов, поэтому говорить о явном найме или деятельности по договору ГПХ не приходится.

Так вот, вернемся к фотографии. Попытки снимать за вознаграждение, позиционировать себя в качестве фотографа, занимающегося портретной съемкой были, даже вполне себе успешные, но, к моему удивлению, это не давало того удовольствия, которое было в компании подруг ранее. Почему?!

Фактически, хобби стало работой, на которой тебе ставят определенные задачи и условия, обозначают, что именно хотят получить за ту сумму, которую оплатили, и не особенно готовы творить, искать интересные места, ракурсы и композицию. Просто бизнес, ничего личного. Просто 100500 красивых фотографий, которые можно использовать в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и на сайтах знакомств. А ведь Instagram тогда еще не было! Как и вполне приличной фотокамеры в каждом телефоне.

В результате, после ряда попыток, от коммерциализации этого хобби я отказался, оставив его в качестве творческого начала. Одно дело – сделать 200-300 фотографий в течение нескольких часов, с разными образами и, нередко, в разных локациях, после чего выбрать 1-2 наиболее классно получившихся… для размещения в портфолио или просто на страничках соц. сетей. И совсем другое – желание получить 30-50-100-200 и более хороших фотографий с обработкой за довольно скромные деньги. А свадебной съемкой я тогда (да и позже) не занимался, только у друзей был пару-тройку раз в роли фотографа и видеографа. Кстати, опыт интересный, но в качестве гостя себя уже не ощущаешь – все проходит через видоискатель, без твоего непосредственного участия. Поэтому вроде бы гость на свадьбе, но даже перекусить толком некогда, нужно снимать все интересные моменты.

Показательна ли моя история?! Вовсе нет, у каждого может быть свое отношение к хобби и работе, а также действенной монетизацией этого самого хобби. Но отдушина в жизни должна быть, а хобби – идеальный вариант для этого.

Кстати, фотографией я после этого случая долго не занимался, только дочку и ее класс снимал на всяких праздниках. А в прошлом году вернулся к этому увлечению. Катя И., спасибо тебе за это! И Юле Х., конечно, именно после проработки с тобой жизнь стала ярче и интереснее!

Вернемся к разговору о хобби и его превращении в работу, бизнес, дело всей жизни (нужное подчеркнуть, ненужное вычеркнуть). Так, например, немало моих родственников и знакомых любят на досуге, после работы и в качестве отдыха от домашних хлопот, вышивать бисером. Занятие это интересное, кропотливое, требующее немало внимания, времени, нервов и определенного творческого подхода, особенно если не на 100% следовать готовым схемам, а вносить в них толику фантазии.

Можно ли сделать это хобби работой? С одной стороны, да, конечно. Вот только есть серьезное, но… Вышивка бисером – процесс не быстрый, глаза и руки через несколько часов начинают уставать, заниматься этим по 8 часов в день, как на работе в найме – практически нереально, можно просто «остаться без глаз». А для исполнения одной работы формата А4 потребуется не один десяток часов кропотливого труда и пристального внимания. Стоимость вышивки ручной работы не такая уж и высокая: на сайте «Ярмарка Мастеров» средняя цена оформленной работы с размером вышивки 22*29 см (само полотно формата А3) составляет 10000 рублей. Согласитесь, это не те деньги, о которых имеет смысл говорить всерьез… Хотя ситуации, конечно, разные, тут я не буду спорить.

Какой можно найти выход из этой ситуации?! Оставить вышивку в качестве хобби и начать монетизировать какое-то другое увлечение? А, может быть, превратить в бизнес основную профессиональную деятельность? Как поступить?! Об этом мы поговорим в следующей главе. Не переключайтесь!

Истории из жизни предпринимателей

Давайте поговорим о том, какие критерии выбора ниши были у предпринимателей, решивших поделиться со всеми вами самым ценным – своим опытом. Интересно?!

Ксения Михайлова – предприниматель, инвестор

Однажды подруга спросила меня: «если бы у тебя был миллион, что бы ты с ним сделала»?

Конечно, она хотела услышать в моем ответе, ответ на свой вопрос про выбор ниши.

Когда ты не знаешь, чем хотел бы заниматься, нужно всего лишь узнать, что же на самом деле тебе нравится?

Конечно, ответить на три простых вопроса:

– что тебе нравится?

– что у тебя получается лучше всего, в чем твоя экспертность?

– и что из этого списка нужно людям?

Эти вопросы только на первый взгляд кажутся сложными, но, погружаясь в свой внутренний мир, вы обязательно найдете ответы.

И думаете, это все? Нет, конечно, на этом выбор ниши и определение её актуальности не заканчивается, этот увлекательный путь только набирает обороты.

После того как Вы честно ответили на все вышеперечисленные вопросы и выбрали, например, одно какое-то направление, можно приступать к верификации.

Давайте посмотрим, сколько другие предприниматели зарабатывают на том, что вы выбрали, и есть ли в этом направлении монополисты? Есть ли молодые предприниматели, выбравшие эту же нишу и выросли в деньгах за год?

Снова три вопроса, на которые нужно ответить максимально точно.

Расскажу вам историю из жизни

Переехав из Санкт-Петербурга в Москву, я решила закончить с работой в найме и приняла решение, запустить свой проект.

Я задала себе три простых вопроса:

– что мне нравится делать?

– что я умею делать лучше всего?

– и что из этих списков важно для окружающих?

Получились интересные ответы: нравится мне ухаживать за собой, маникюр, педикюр, брови…