Спустя четыре года он получил предложение о повышении – условием был переезд в другой город. Мужчина с воодушевлением предвкушал, как скоро все изменится для их семьи. Однако Саша не разделяла восторги мужа и была настроена решительно негативно:
– Только подумай, какая это ответственность! В твоем подчинении будет пятьдесят человек, и если что-то пойдет не так, вина ляжет на тебя. Мне кажется, тебе нужно получить еще немного опыта. Это не единственный шанс и не последнее предложение. В целом мы живем неплохо. Зачем что-то менять? У детей хороший сад, я только вышла на работу, давай оставим все как есть.
После долгих размышлений Миша согласился: «Она права… Я действительно пока не готов, а переезд – это слишком сложно, и адаптация на новом месте займет время».
Саша всегда завидовала однокласснице. Марина жила как в сказке: отличная работа, прекрасные дети, успешный муж и большой просторный дом. Она и ее мир казались Саше чем-то невероятным, нереальным и, конечно, недостижимым. Девушка была убеждена: она никогда не будет жить так же. Не могла объяснить почему, может быть, из-за лишнего веса, носа, склада ума или не того мужчины рядом.
Со временем, поставив крест на себе и собственных мечтах, Миша отчаялся что-то изменить. Он был вкладом в чужой успех и оставил любые попытки создать собственный. Возможности для роста приходили и уходили, он сомневался, боялся и, в конечном итоге, не решался. Проработал тридцать семь лет на одной должности, был уволен после ликвидации компании и провел остаток жизни сожалеющим об упущенном времени, несчастным человеком.
Эти разные истории разделят читателей на два противоборствующих лагеря. Мужчины оживленно воскликнут: «Все именно так, это было со мной, во всем виноваты женщины. У меня всегда были амбиции, но она твердила, что ничего не выйдет. Нет смысла начинать». Дамы, пытаясь отбить удар, будут возмущены: «Почему мы? Вы сами все портите! Реализуйтесь, никто не мешает». Позвольте предостеречь обе стороны от разгорающихся баталий.
Итак, чуть ранее мы познакомились с обладателем высокой самооценки – это Марина. У Димы, Саши и Миши невысокое мнение о себе, они склонны к самокритике и самоедству. Первому повезло, он встретил девушку, которая жила с установкой «со мной все в порядке, и другие равнозначны мне».
Союз Марины и Димы мог потерпеть неудачу в случае деструктивного отношения к ней. Но все было иначе, мужчина боготворил жену, и когда она была рядом, чувствовал себя гораздо лучше, чем без нее. Он вошел в отношения с отсутствием любви к себе, это особенно ярко проявлялось в начале. Жена стала катализатором перемен и создала условия, в которых его самооценка достигла высшей точки. В результате мы получили пару с хорошим самомнением.
Саша была сосредоточена на недостатках, отличалась критическим мышлением, поэтому автоматически выхватывала проявление слабых сторон Миши, оставляя без внимания очевидные способности и таланты. Девушка жила с ощущением, что с ней не все в порядке, значит, и с другими проблемы. Постепенно между ними установился некий общий язык, который характерен для пар такого типа: каждый подчеркивал минусы другого, отмечал недостатки, и это оставило пару на низком уровне любви к себе.
Был ли у Миши шанс спастись? Да, при условии достаточно высокой самооценки. Однако в силу возраста и особенностей личности он в большей степени опирался на мнение близких, чем на личное представление о себе. Его самооценка была шаткой и зависела от внешних факторов. Он также мог изменить отношение Саши к себе, но этого не случилось. И в финале истории мы видим двух не удовлетворенных жизнью людей.
В действительности половая принадлежность и социальные роли не важны. Представим на месте Марины маму, а Дима будет ребенком. Что ждет впереди этого мальчика? Вероятно, он станет успешным и уверенным в себе. Заменим Марину работодателем, а ее мужа подчиненным. «У такого человека большое будущее», – скажет кто-то и будет прав.
По законам дуэта «Александра – Михаил» может существовать любая пара. Результат будет таким же, даже если роль Саши достанется мужчине, а амплуа Миши женщине. В этом случае он, вероятно, уйдет в тиранию, а она в жертвенность. В воображении Сашу легко представить критикующим родителем, а Михаила уязвимым ребенком.
Позитивное представление о себе и высокая самооценка, вопреки всем недостаткам и слабым сторонам дает возможность научиться принимать тех, кто рядом, и помогает выстроить более здоровые и гармоничные отношения, которые будут не местом для боевых действий, а прочным фундаментом для социального успеха и личностного развития. Каждый может стать тем, с кем самооценка растет, а не стремительно падает вниз.
Любовь к себе определяет все элементы жизни: профессиональная среда, отношения, социальный успех. Принимая решения и планируя будущее, мы порой делаем выбор, который продиктован не лучшими установками о собственной личности. Чтобы понять, как низкая самооценка влияет на вашу действительность, выполните следующее упражнение.
Упражнение 2. Влияние низкой самооценкиВооружившись ручкой и блокнотом, ответьте на несколько вопросов:
• В каких сферах низкая самооценка нанесла максимальный ущерб?
• Каковы плоды нелюбви к себе на сегодняшний день?
• Как именно низкая самооценка ежедневно портит ваше существование?
• Какие неудачные решения были приняты, исходя из плохого мнения о себе?
• К каким результатам низкая самооценка приведет в будущем?
Ответьте на вопросы с максимальной искренностью и самоотдачей. Постарайтесь вспомнить о каждом эпизоде, в котором негативное мнение о себе сыграло не последнюю роль. На каждый вопрос составьте список ответов – минимум из десяти пунктов. Замечайте решения и действия, принятые под влиянием низкой самооценки. Важные открытия о величине ущерба – дополнительная мотивация, которая усилит желание прийти к принятию.
Тест
Важный этап процесса саморазвития – понимание исходной точки. Осознание условий старта позволит отследить качественные изменения и достигнутый прогресс в будущем. Дополнительный элемент первичного анализа – тест, разработанный на основе подробного опроса фокус-группы, состоящей из людей с отсутствием самопринятия.
В ходе исследования были выявлены основные поведенческие характеристики, которые являются типичными для людей с низкой самооценкой вне зависимости от гендерной принадлежности и возрастных особенностей. С максимальной точностью тест позволит определить уровень любви к себе. Прочитайте утверждения и выберите наиболее характерные для вас:
1. Вам не нравится отражение в зеркале, часто недовольны тем, как выглядите.
Да
Нет
2. Иногда сравниваете себя с другими и предсказуемо разочаровываетесь.
Да
Нет
3. Регулярно критикуете себя и вините за допущенные ошибки.
Да
Нет
4. Кажется, вас никто не любит и не сможет полюбить в будущем.
Да
Нет
5. Привыкли экономить на себе, во всем отказывать и «закрывать глаза» на личные потребности и желания.
Да
Нет
6. Уверены, что в вашей жизни нет достижений и того, чем можно гордиться.
Да
Нет
7. Окружение не ценит и проявляет неуважение: критикует, оскорбляет и пренебрегает.
Да
Нет
8. Работаете на нелюбимой работе или вкладываете в профессиональную сферу много, а получаете мало.
Да
Нет
9. Живете в плохих бытовых условиях, качество жизни на низком уровне.
Да
Нет
10. Иногда ревнуете партнера, боитесь потерять и остаться в одиночестве.
Да
Нет
Подсчитайте результаты теста: «Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов и сравните с описаниями ниже:
9 – 10
Ваш главный враг – вы сами, однако ненависть к себе мешает двигаться вперед. Не нравится решительно все: внешность, работа, окружение. Порой кажется, что весь мир против, нет любви и понимания. Регулярно сравниваете себя с другими и лишний раз убеждаетесь в собственной несостоятельности.
Считаете себя неудачником, который ни на что не способен. Без права на амнистию, вините себя за ошибки прошлого. Испытываете острую потребность в любви, но окружающие относятся к вам гораздо хуже, чем заслуживаете.
7 – 8
Вы излишне придирчивы и не можете себя принять. Характерны приступы агрессии по отношению к себе. Не признаете заслуг, достижений, воспринимаете все как должное. Сложно отказать, если не хотите выполнять чью-то просьбу.
Отношение к себе построено на неконструктивной критике, поэтому иногда чувствуете себя ненужным. Отсутствует понимание собственной уникальности. Постоянно делаете то, что не нравится: работаете на нелюбимой работе, общаетесь с неприятными людьми.
Прошлое – фундамент, на котором строится настоящее, однако ваш фундамент шаткий, в его основании – чувство вины за совершенные ошибки.
4 – 6
Отношение к себе легко поддается влиянию других людей и обстоятельств, самооценка напрямую зависит от достижений: «Я люблю себя, когда все получается». Обычно, глядя в зеркало, находите привлекательные черты, однако иногда собой недовольны.
Вы вполне успешны, но требования к себе завышены. Порой излишне сконцентрированы на недостатках и слепы к достоинствам. Иногда ругаете себя и чем-то недовольны. Люди относятся по-разному, есть те, с кем комфортно, однако некоторые выбивают из колеи.
2 – 3
Стоит признать, вы для себя хороший друг. Иногда недовольны собой, но не уходите в тотальную самокритику. Осознаете собственные минусы, но не концентрируетесь на них. Отражение в зеркале кажется привлекательным, часто находите милые черты.
Объективно оцениваете себя, отмечаете даже небольшие успехи, а неудачи стремитесь оставить во вчерашнем дне. Окружающие относятся с уважением, общение с неприятными людьми стремитесь свести к минимуму. Стараетесь не раздражаться по мелочам и проще относиться к совершенным ошибкам.
0 – 1
Вы – редкое исключение. Можно уверенно сказать – с вашей самооценкой все в порядке. Порой даже испытываете приступы влюбленности и восхищения по отношению к себе. Абсолютно точно: вы самодостаточная и целостная личность.
Вы хозяин собственной жизни и выстраиваете ее по личным правилам. Близкие ценят и любят. Вам комфортно как наедине с собой, так и в обществе других. Мало беспокоит мнение окружающих, вы уверены и знаете себе цену. И в вашей жизни есть то, чем можно гордиться по-настоящему.
Результаты теста могут вызвать неоднозначную реакцию. Кто-то с тоской вздохнет: «Моя самооценка очень низкая, и это не исправить». Другой удивленно воскликнет: «Ого, а все не так плохо!» В действительности не важно, из какой исходной точки начинается путь – у каждого есть шанс достичь высокого и устойчивого результата.
Осознав «точку отправления», определим «конечный пункт» и траекторию движения. А именно: возможные изменения, которые запустит высокая самооценка, новые точки карьерного роста и качественные перемены в сфере личных отношений. В этом поможет следующее упражнение.
Упражнение 3. МотивацияПонимание «зачем нужна любовь к себе» даст дополнительный стимул к движению и поможет преодолеть сложные этапы личностного роста. Представьте собственное будущее с высокой самооценкой. Важно создать образ любящего, удовлетворенного собой человека. Ответьте на несколько следующих вопросов. Вероятно, часть из них поставит в тупик, но честные, подробные ответы действительно важны.
• Зачем приобрели эту книгу?
• Для чего необходимо полюбить себя (повысить самооценку)?
• Почему это нужно именно сейчас?
• Что произойдет, когда вы полюбите себя?
• Каких целей достигнете, обладая высокой самооценкой?
• Что почувствуете, когда примете себя?
• И как будете выглядеть?
Спустя некоторое время после выполнения всего комплекса упражнений пройдите тест повторно. Новые результаты помогут отследить достигнутый прогресс и выявить пробелы для последующей работы. Подводя итог главы о влиянии самооценки на повседневную жизнь, акцентируем внимание на основных моментах.
В профессиональной сфере отношение к себе определяет:
• Уровень компании и занимаемую должность.
• Стоимость рабочего времени и величину дохода.
• Условия труда и график работы.
• Отношения внутри коллектива.
• Степень реализации творческого потенциала.
Некоторые последствия низкой самооценки в сфере личных отношений:
• Дефицит любви, ее недостаток: «Я не чувствую себя любимым».
• Ощущение себя недостойным любви.
• Беспочвенная ревность, неуверенность в себе как в лучшем выборе для партнера.
• Нахождение в зависимом союзе, боязнь потерять вторую половину.
• Отказ от отношений из-за страха быть отвергнутым.
• Пребывание в травмирующих, деструктивных отношениях.
Как низкая самооценка влияет на окружение:
• Человек видит в других только изъяны, не замечая сильные стороны.
• Через призму отношения к себе мы формируем самооценку тех, кто рядом.
• Мы влияем на уровень жизни, сферу личных отношений и профессиональную реализацию близких.
Глава 2. Что формирует самооценку?
Ваша задача не в том, чтобы искать любовь, а просто искать и находить все препятствия внутри себя, созданные против нее.
(Руми)После прочтения первой главы возникает закономерный вопрос: «Почему мы не любим себя?» Самооценка начинает формироваться на самых ранних этапах и подвергается влиянию извне на протяжении всей жизни. Основной фактор – внешняя среда. Она либо повышает, либо снижает нашу значимость.
Ребенок рождается с чувством безусловной любви и принятия. Если быть точнее – относится к себе безоценочно. У него нет суждений, он ни плохой, ни хороший – чистый лист. Будущий взрослый лишен представлений о собственных способностях, талантах и месте в существующем мире, не осведомлен о том, насколько хорош или плох по сравнению с кем-либо.
Со временем происходит столкновение с мнением других о нем, и он словно губка впитывает полученную информацию. Внешняя оценка воспринимается как верная и исключительно правильная. Имидж «неправильного ребенка» влияет на способность справляться с актуальными задачами, свободу самовыражения и уверенность в себе.
Период взросления – важный этап формирования самооценки. Однако отношение к себе может войти в траекторию снижения и в более зрелом возрасте. Потеря работы, неудача в любви, очередной финансовый кризис и самомнение сотрясается под тяжестью обстоятельств. Скорость и глубина падения зависит от интенсивности внешнего воздействия, самообладания и силы характера.
Детство
Первый вклад в отношение к себе приходится на первые годы жизни. Подчеркивание недостатков, концентрация внимания на ошибках, постоянная критика закладывают низкую самооценку и закрепляют предвзятую модель отношения к себе. Ребенок воспринимает родителей и других взрослых как абсолютный непререкаемый авторитет. На ранних этапах взросления отсутствует устойчивое представление о собственной личности, поэтому близкое окружение предсказуемо кажется более компетентным в вопросе оценки поступков, талантов и способностей.
Тот, кто постоянно слышит, что он неправильный, в конечном счете в это поверит. Такая установка прочно закрепится в сознании на долгие годы и повлияет на всю дальнейшую жизнь. Растущие в условиях беспричинной критики постоянно сомневаются в собственных силах, испытывают трудности в сфере профессиональной реализации, редко довольны собой и, как правило, недовольны другими.
Иногда родители принимают ребенка только хорошим, если он доволен, счастлив, и отвергают или становятся отстраненными, когда капризничает, грустит или не оправдывает ожиданий. Став старше, человек испытывает серьезные трудности с полноценным принятием себя, главным образом, в период неудач.
Когда все идет по плану, жизнь соответствует личным и общественным критериям успеха и он удовлетворен собой – с самооценкой все в порядке. События, выходящие за рамки ожиданий – внезапный развод, увольнение, потеря высокого финансового и социального статуса дестабилизируют, выбивают почву из-под ног и становятся катализатором приступов аутоагрессии.
Время от времени родители сравнивают собственных детей с другими. «Вот, посмотри какая прекрасная девочка. Саша хорошо учится, занимается плаванием, берет призовые места и никогда не спорит с родителями. Бери с нее пример!» – вздыхает мама после очередного родительского собрания. Сказанные слова не способствуют выстраиванию доверительных отношений, ставят родителя в позицию противника и запускают в маленькой голове процесс самоанализа: «Если она хорошая, значит, я плохой или со мной что-то не так?»
Повзрослев, такой ребенок постоянно оглядывается на других, пытаясь вычислить свой социальный рейтинг, сравнивает себя с окружающими в уверенности – есть кто-то лучше: талантливее, умнее, привлекательнее и успешнее. Именно поэтому важный подарок, который могут сделать родители ребенку в противовес стратегии сравнения – научить его любить себя, принимать неудачи, ценить достижения, уважать уникальные качества и особенности, развить способность видеть себя целостным и «достаточным» человеком.
Вообще, если проанализировать отношение к себе и прислушаться к внутреннему диалогу, можно услышать голос мамы и папы. Либо одного из родителей, который оказывал большее влияние. А при более основательном анализе убедиться, мы до сих пор используем родительские стратегии в отношении себя.
Способы мотивации, наказания, поощрения, реакции на победы и поражения скопированы из опыта ранних лет. Бессознательно нам гораздо проще воспроизводить уже увиденное, как при взаимодействии с собой, так и в общении с другими. Даже если позаимствованные стратегии не отличаются гуманностью и далеки от рациональности.
Школа
Отличники направо, троечники налево, именно так мы сидели на уроке математики. Педагогу было удобно отсортировать класс по успеваемости и давать задания разного уровня сложности. Наличие жесткой системы внутренних рейтингов в общеобразовательных учреждениях – распространенная практика, которая актуальна и сегодня. Как подобная селекция влияет на самооценку некоторых детей? Вероятно, не лучшим образом.
Школа наряду с семьей – среда, которая вносит огромный вклад в становление личности в ранние годы и оказывает существенное влияние на формирование самооценки. Это воздействие может быть положительным либо отрицательным. Информация, полученные в период взросления, закладывает принципы отношения к себе и установки о собственных талантах, способностях и месте в социуме.
Обычно в стенах школы самооценку формирует успеваемость, отношение педагогического состава, а также атмосфера внутри учебного сообщества. Концепция образовательных учреждений построена на сравнении: балльная система, рейтинги учащихся, предвзятость оценки, наличие фаворитов и персональные антипатии педагогов. А это подразумевает, кто-то будет лучше, а кто-то хуже.
«Лучшие» благодаря успехам за школьной партой выйдут во взрослую жизнь с высоким уровнем самооценки. А что будет с теми, кто был менее удачлив в освоении школьных дисциплин? Им «клеймо неуспешности» может испортить не только самооценку, но и жизнь. «Я троечник, поэтому неправильный, третьесортный или второстепенный», – такие мысли роятся в голове школьного аутсайдера.
Негативная реакция родителей, общественное порицание за низкую успеваемость усугубляют ситуацию, и выбраться из ямы низкой самооценки все сложнее. Одна из моих клиенток училась в классе для детей с отставанием в развитии. К счастью, такой «старт» не стал препятствием для профессиональной реализации. Позже она закончила высшее учебное заведение, получила прекрасную работу. Но даже спустя годы «я училась в классе коррекции» являлось для нее символом неудачи и внутренним комплексом.
Хорошо, когда помимо успеваемости и способности справляться со школьной программой восприятие себя базируется на чем-то еще. Например, плохо учусь, зато привлекательная, нравлюсь мальчикам, душа компании, над моими шутками смеется весь класс. Получил «неуд», но выиграл спортивные соревнования, собрал модель авиалайнера или прыгнул с парашютом. Будущему взрослому важно понимать – он правильный, с ним все в порядке. Он обладает уникальным набором способностей, часть из которых, возможно, не вписывается в заданные рамки, однако эти особенности не помешают реализовать себя и быть счастливым.
Кен Робинсон в книге «Призвание» выдвигает гипотезу о существовании разных видов интеллекта. По его мнению, неуспешность в рамках школьной программы не свидетельствует об отсутствии способностей. Школа ввиду ограниченного диапазона предметов зачастую не может дать каждому возможность для раскрытия индивидуального потенциала, и чьи-то таланты просто не вписываются в рамки общеобразовательных дисциплин.
Другая формирующая среда на этапе взросления – мнение авторитетных сверстников. Нелестные оценки и оскорбления в период подростковой ранимости оставляют глубокий след. «Ты толстая», «От тебя чем-то пахнет», «Что за глупый прикид?» – подобные фразы основательно подтачивают самооценку и закладывают устойчивые комплексы.
Как правило, внутри каждого учебного сообщества выстроена некая иерархия. Обычно она базируется на привлекательности, умении удерживать внимание, успехе у лиц противоположного пола и некой степени «крутости». И место в подобном рейтинге предсказуемо влияет на самовосприятие. Были в числе отверженных либо входили в категорию избранных? Позиция в этом шорт-листе оставила свой отпечаток. Высокое положение в рейтинге компенсирует негативное влияние низкой успеваемости и неуспешность в освоении школьных дисциплин. Поэтому с точки зрения формирования самооценки – это благоприятный фактор.
Переход из беззаботного детства во взрослую жизнь неразрывно связан с завершением этапа полового созревания. Интерес к соседке по парте в формате «дернуть за косичку, треснуть линейкой, понести портфель» остается в прошлом. Вчерашние «мальчишки» и «девчонки» выходят на новый уровень межличностных отношений и становятся «важными кирпичиками» в самооценке друг друга.
Партнеры
Отношения с противоположным полом отличаются высокой эмоциональной чувствительностью. Все сказанное второй половиной воспринимается крайне остро и принимается близко к сердцу. Таким образом, партнер, который находится в непосредственной физической и эмоциональной близости, способен значительно влиять на самооценку того, кто рядом. По степени воздействия это схоже с семьей: общее место проживания, совместный быт и досуг.
Нас действительно связывает многое, чтобы оставить глубокий след во внутреннем пространстве друг друга. Если о нас заботятся, остаются верными, поддерживают, считают лучшим выбором, любовь к себе растет и остается на высокой отметке. Такие отношения – благоприятная почва для профессиональной реализации и надежный фундамент психологически здоровых отношений. Снижение самооценки происходит через критику, игнорирование потребностей, подчеркивание недостатков, указание на неспособность чего-то достичь, пренебрежение интересами, оскорбления и рукоприкладство.
Чем хуже отношение со стороны партнера, тем ниже опускается самооценка. При этом личность может быть успешна, привлекательна, однако не уверена в собственной ценности именно по причине деструктивных отношений и разрушающего воздействия извне.
Любящий себя не сможет терпеть неуважение долго. Красная лампочка самооценки начнет истерично мигать: «Опасность! Опасность! Это какая-то ошибка! Что-то не так!» Первые признаки покушения на личную ценность даже без сознательного анализа мгновенно вызывают дискомфорт.
Мнение того, кто ценит себя высоко редко опирается на внешние факторы. Такой человек осведомлен о собственных недостатках, осознает «плюсы» и знает о «минусах». А информацию, противоречащую личным установкам, автоматически распознает как ошибочную и чужеродную. Поэтому отношения «деструктивных критиков» и тех, кто любит себя, маловероятны и скоротечны. Хотя в некоторых случаях из-за сильной эмоциональной привязанности подобные союзы все же возможны. Но за время, проведенное в нем, человек расплатится самооценкой.
Другой внешний фактор, в контексте отношений влияющий на самовосприятие, – неудачи в любви. «Он не выбрал меня», «Она предпочла другого, значит, я глупый, неинтересный, непривлекательный неудачник» – приходит к выводу отверженный. Неважно, по какой причине произошло расставание. Из-за соперника или нежелания партнера продолжать отношения. Поражение на личном фронте моментально провоцирует резкое падение значимости и эпидемию приступов самоедства. Чем чаще подобные события случаются, тем сложнее удерживать мнение о себе на высоком уровне и оставаться в зоне позитивной самооценки.