Книга Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Залога. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку
Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку

Спустя четыре года он получил предложение о повышении – условием был переезд в другой город. Мужчина с воодушевлением предвкушал, как скоро все изменится для их семьи. Однако Саша не разделяла восторги мужа и была настроена решительно негативно:

– Только подумай, какая это ответственность! В твоем подчинении будет пятьдесят человек, и если что-то пойдет не так, вина ляжет на тебя. Мне кажется, тебе нужно получить еще немного опыта. Это не единственный шанс и не последнее предложение. В целом мы живем неплохо. Зачем что-то менять? У детей хороший сад, я только вышла на работу, давай оставим все как есть.

После долгих размышлений Миша согласился: «Она права… Я действительно пока не готов, а переезд – это слишком сложно, и адаптация на новом месте займет время».

Саша всегда завидовала однокласснице. Марина жила как в сказке: отличная работа, прекрасные дети, успешный муж и большой просторный дом. Она и ее мир казались Саше чем-то невероятным, нереальным и, конечно, недостижимым. Девушка была убеждена: она никогда не будет жить так же. Не могла объяснить почему, может быть, из-за лишнего веса, носа, склада ума или не того мужчины рядом.

Со временем, поставив крест на себе и собственных мечтах, Миша отчаялся что-то изменить. Он был вкладом в чужой успех и оставил любые попытки создать собственный. Возможности для роста приходили и уходили, он сомневался, боялся и, в конечном итоге, не решался. Проработал тридцать семь лет на одной должности, был уволен после ликвидации компании и провел остаток жизни сожалеющим об упущенном времени, несчастным человеком.


Эти разные истории разделят читателей на два противоборствующих лагеря. Мужчины оживленно воскликнут: «Все именно так, это было со мной, во всем виноваты женщины. У меня всегда были амбиции, но она твердила, что ничего не выйдет. Нет смысла начинать». Дамы, пытаясь отбить удар, будут возмущены: «Почему мы? Вы сами все портите! Реализуйтесь, никто не мешает». Позвольте предостеречь обе стороны от разгорающихся баталий.

Итак, чуть ранее мы познакомились с обладателем высокой самооценки – это Марина. У Димы, Саши и Миши невысокое мнение о себе, они склонны к самокритике и самоедству. Первому повезло, он встретил девушку, которая жила с установкой «со мной все в порядке, и другие равнозначны мне».

Союз Марины и Димы мог потерпеть неудачу в случае деструктивного отношения к ней. Но все было иначе, мужчина боготворил жену, и когда она была рядом, чувствовал себя гораздо лучше, чем без нее. Он вошел в отношения с отсутствием любви к себе, это особенно ярко проявлялось в начале. Жена стала катализатором перемен и создала условия, в которых его самооценка достигла высшей точки. В результате мы получили пару с хорошим самомнением.

Саша была сосредоточена на недостатках, отличалась критическим мышлением, поэтому автоматически выхватывала проявление слабых сторон Миши, оставляя без внимания очевидные способности и таланты. Девушка жила с ощущением, что с ней не все в порядке, значит, и с другими проблемы. Постепенно между ними установился некий общий язык, который характерен для пар такого типа: каждый подчеркивал минусы другого, отмечал недостатки, и это оставило пару на низком уровне любви к себе.

Был ли у Миши шанс спастись? Да, при условии достаточно высокой самооценки. Однако в силу возраста и особенностей личности он в большей степени опирался на мнение близких, чем на личное представление о себе. Его самооценка была шаткой и зависела от внешних факторов. Он также мог изменить отношение Саши к себе, но этого не случилось. И в финале истории мы видим двух не удовлетворенных жизнью людей.

В действительности половая принадлежность и социальные роли не важны. Представим на месте Марины маму, а Дима будет ребенком. Что ждет впереди этого мальчика? Вероятно, он станет успешным и уверенным в себе. Заменим Марину работодателем, а ее мужа подчиненным. «У такого человека большое будущее», – скажет кто-то и будет прав.

По законам дуэта «Александра – Михаил» может существовать любая пара. Результат будет таким же, даже если роль Саши достанется мужчине, а амплуа Миши женщине. В этом случае он, вероятно, уйдет в тиранию, а она в жертвенность. В воображении Сашу легко представить критикующим родителем, а Михаила уязвимым ребенком.

Позитивное представление о себе и высокая самооценка, вопреки всем недостаткам и слабым сторонам дает возможность научиться принимать тех, кто рядом, и помогает выстроить более здоровые и гармоничные отношения, которые будут не местом для боевых действий, а прочным фундаментом для социального успеха и личностного развития. Каждый может стать тем, с кем самооценка растет, а не стремительно падает вниз.

Любовь к себе определяет все элементы жизни: профессиональная среда, отношения, социальный успех. Принимая решения и планируя будущее, мы порой делаем выбор, который продиктован не лучшими установками о собственной личности. Чтобы понять, как низкая самооценка влияет на вашу действительность, выполните следующее упражнение.

Упражнение 2. Влияние низкой самооценки

Вооружившись ручкой и блокнотом, ответьте на несколько вопросов:


 В каких сферах низкая самооценка нанесла максимальный ущерб?

 Каковы плоды нелюбви к себе на сегодняшний день?

 Как именно низкая самооценка ежедневно портит ваше существование?

 Какие неудачные решения были приняты, исходя из плохого мнения о себе?

 К каким результатам низкая самооценка приведет в будущем?


Ответьте на вопросы с максимальной искренностью и самоотдачей. Постарайтесь вспомнить о каждом эпизоде, в котором негативное мнение о себе сыграло не последнюю роль. На каждый вопрос составьте список ответов – минимум из десяти пунктов. Замечайте решения и действия, принятые под влиянием низкой самооценки. Важные открытия о величине ущерба – дополнительная мотивация, которая усилит желание прийти к принятию.

Тест

Важный этап процесса саморазвития – понимание исходной точки. Осознание условий старта позволит отследить качественные изменения и достигнутый прогресс в будущем. Дополнительный элемент первичного анализа – тест, разработанный на основе подробного опроса фокус-группы, состоящей из людей с отсутствием самопринятия.

В ходе исследования были выявлены основные поведенческие характеристики, которые являются типичными для людей с низкой самооценкой вне зависимости от гендерной принадлежности и возрастных особенностей. С максимальной точностью тест позволит определить уровень любви к себе. Прочитайте утверждения и выберите наиболее характерные для вас:


1. Вам не нравится отражение в зеркале, часто недовольны тем, как выглядите.


Да

Нет


2. Иногда сравниваете себя с другими и предсказуемо разочаровываетесь.


Да

Нет


3. Регулярно критикуете себя и вините за допущенные ошибки.


Да

Нет


4. Кажется, вас никто не любит и не сможет полюбить в будущем.


Да

Нет


5. Привыкли экономить на себе, во всем отказывать и «закрывать глаза» на личные потребности и желания.


Да

Нет


6. Уверены, что в вашей жизни нет достижений и того, чем можно гордиться.


Да

Нет


7. Окружение не ценит и проявляет неуважение: критикует, оскорбляет и пренебрегает.


Да

Нет


8. Работаете на нелюбимой работе или вкладываете в профессиональную сферу много, а получаете мало.


Да

Нет


9. Живете в плохих бытовых условиях, качество жизни на низком уровне.


Да

Нет


10. Иногда ревнуете партнера, боитесь потерять и остаться в одиночестве.


Да

Нет


Подсчитайте результаты теста: «Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов и сравните с описаниями ниже:


9 – 10

Ваш главный враг – вы сами, однако ненависть к себе мешает двигаться вперед. Не нравится решительно все: внешность, работа, окружение. Порой кажется, что весь мир против, нет любви и понимания. Регулярно сравниваете себя с другими и лишний раз убеждаетесь в собственной несостоятельности.

Считаете себя неудачником, который ни на что не способен. Без права на амнистию, вините себя за ошибки прошлого. Испытываете острую потребность в любви, но окружающие относятся к вам гораздо хуже, чем заслуживаете.


7 – 8

Вы излишне придирчивы и не можете себя принять. Характерны приступы агрессии по отношению к себе. Не признаете заслуг, достижений, воспринимаете все как должное. Сложно отказать, если не хотите выполнять чью-то просьбу.

Отношение к себе построено на неконструктивной критике, поэтому иногда чувствуете себя ненужным. Отсутствует понимание собственной уникальности. Постоянно делаете то, что не нравится: работаете на нелюбимой работе, общаетесь с неприятными людьми.

Прошлое – фундамент, на котором строится настоящее, однако ваш фундамент шаткий, в его основании – чувство вины за совершенные ошибки.


4 – 6

Отношение к себе легко поддается влиянию других людей и обстоятельств, самооценка напрямую зависит от достижений: «Я люблю себя, когда все получается». Обычно, глядя в зеркало, находите привлекательные черты, однако иногда собой недовольны.

Вы вполне успешны, но требования к себе завышены. Порой излишне сконцентрированы на недостатках и слепы к достоинствам. Иногда ругаете себя и чем-то недовольны. Люди относятся по-разному, есть те, с кем комфортно, однако некоторые выбивают из колеи.


2 – 3

Стоит признать, вы для себя хороший друг. Иногда недовольны собой, но не уходите в тотальную самокритику. Осознаете собственные минусы, но не концентрируетесь на них. Отражение в зеркале кажется привлекательным, часто находите милые черты.

Объективно оцениваете себя, отмечаете даже небольшие успехи, а неудачи стремитесь оставить во вчерашнем дне. Окружающие относятся с уважением, общение с неприятными людьми стремитесь свести к минимуму. Стараетесь не раздражаться по мелочам и проще относиться к совершенным ошибкам.


0 – 1

Вы – редкое исключение. Можно уверенно сказать – с вашей самооценкой все в порядке. Порой даже испытываете приступы влюбленности и восхищения по отношению к себе. Абсолютно точно: вы самодостаточная и целостная личность.

Вы хозяин собственной жизни и выстраиваете ее по личным правилам. Близкие ценят и любят. Вам комфортно как наедине с собой, так и в обществе других. Мало беспокоит мнение окружающих, вы уверены и знаете себе цену. И в вашей жизни есть то, чем можно гордиться по-настоящему.


Результаты теста могут вызвать неоднозначную реакцию. Кто-то с тоской вздохнет: «Моя самооценка очень низкая, и это не исправить». Другой удивленно воскликнет: «Ого, а все не так плохо!» В действительности не важно, из какой исходной точки начинается путь – у каждого есть шанс достичь высокого и устойчивого результата.

Осознав «точку отправления», определим «конечный пункт» и траекторию движения. А именно: возможные изменения, которые запустит высокая самооценка, новые точки карьерного роста и качественные перемены в сфере личных отношений. В этом поможет следующее упражнение.

Упражнение 3. Мотивация

Понимание «зачем нужна любовь к себе» даст дополнительный стимул к движению и поможет преодолеть сложные этапы личностного роста. Представьте собственное будущее с высокой самооценкой. Важно создать образ любящего, удовлетворенного собой человека. Ответьте на несколько следующих вопросов. Вероятно, часть из них поставит в тупик, но честные, подробные ответы действительно важны.


 Зачем приобрели эту книгу?

 Для чего необходимо полюбить себя (повысить самооценку)?

 Почему это нужно именно сейчас?

 Что произойдет, когда вы полюбите себя?

 Каких целей достигнете, обладая высокой самооценкой?

 Что почувствуете, когда примете себя?

 И как будете выглядеть?


Спустя некоторое время после выполнения всего комплекса упражнений пройдите тест повторно. Новые результаты помогут отследить достигнутый прогресс и выявить пробелы для последующей работы. Подводя итог главы о влиянии самооценки на повседневную жизнь, акцентируем внимание на основных моментах.


В профессиональной сфере отношение к себе определяет:

• Уровень компании и занимаемую должность.

• Стоимость рабочего времени и величину дохода.

• Условия труда и график работы.

• Отношения внутри коллектива.

• Степень реализации творческого потенциала.


Некоторые последствия низкой самооценки в сфере личных отношений:

• Дефицит любви, ее недостаток: «Я не чувствую себя любимым».

• Ощущение себя недостойным любви.

• Беспочвенная ревность, неуверенность в себе как в лучшем выборе для партнера.

• Нахождение в зависимом союзе, боязнь потерять вторую половину.

• Отказ от отношений из-за страха быть отвергнутым.

• Пребывание в травмирующих, деструктивных отношениях.


Как низкая самооценка влияет на окружение:

• Человек видит в других только изъяны, не замечая сильные стороны.

• Через призму отношения к себе мы формируем самооценку тех, кто рядом.

• Мы влияем на уровень жизни, сферу личных отношений и профессиональную реализацию близких.

Глава 2. Что формирует самооценку?

Ваша задача не в том, чтобы искать любовь, а просто искать и находить все препятствия внутри себя, созданные против нее.

(Руми)

После прочтения первой главы возникает закономерный вопрос: «Почему мы не любим себя?» Самооценка начинает формироваться на самых ранних этапах и подвергается влиянию извне на протяжении всей жизни. Основной фактор – внешняя среда. Она либо повышает, либо снижает нашу значимость.

Ребенок рождается с чувством безусловной любви и принятия. Если быть точнее – относится к себе безоценочно. У него нет суждений, он ни плохой, ни хороший – чистый лист. Будущий взрослый лишен представлений о собственных способностях, талантах и месте в существующем мире, не осведомлен о том, насколько хорош или плох по сравнению с кем-либо.

Со временем происходит столкновение с мнением других о нем, и он словно губка впитывает полученную информацию. Внешняя оценка воспринимается как верная и исключительно правильная. Имидж «неправильного ребенка» влияет на способность справляться с актуальными задачами, свободу самовыражения и уверенность в себе.

Период взросления – важный этап формирования самооценки. Однако отношение к себе может войти в траекторию снижения и в более зрелом возрасте. Потеря работы, неудача в любви, очередной финансовый кризис и самомнение сотрясается под тяжестью обстоятельств. Скорость и глубина падения зависит от интенсивности внешнего воздействия, самообладания и силы характера.

Детство

Первый вклад в отношение к себе приходится на первые годы жизни. Подчеркивание недостатков, концентрация внимания на ошибках, постоянная критика закладывают низкую самооценку и закрепляют предвзятую модель отношения к себе. Ребенок воспринимает родителей и других взрослых как абсолютный непререкаемый авторитет. На ранних этапах взросления отсутствует устойчивое представление о собственной личности, поэтому близкое окружение предсказуемо кажется более компетентным в вопросе оценки поступков, талантов и способностей.

Тот, кто постоянно слышит, что он неправильный, в конечном счете в это поверит. Такая установка прочно закрепится в сознании на долгие годы и повлияет на всю дальнейшую жизнь. Растущие в условиях беспричинной критики постоянно сомневаются в собственных силах, испытывают трудности в сфере профессиональной реализации, редко довольны собой и, как правило, недовольны другими.

Иногда родители принимают ребенка только хорошим, если он доволен, счастлив, и отвергают или становятся отстраненными, когда капризничает, грустит или не оправдывает ожиданий. Став старше, человек испытывает серьезные трудности с полноценным принятием себя, главным образом, в период неудач.

Когда все идет по плану, жизнь соответствует личным и общественным критериям успеха и он удовлетворен собой – с самооценкой все в порядке. События, выходящие за рамки ожиданий – внезапный развод, увольнение, потеря высокого финансового и социального статуса дестабилизируют, выбивают почву из-под ног и становятся катализатором приступов аутоагрессии.

Время от времени родители сравнивают собственных детей с другими. «Вот, посмотри какая прекрасная девочка. Саша хорошо учится, занимается плаванием, берет призовые места и никогда не спорит с родителями. Бери с нее пример!» – вздыхает мама после очередного родительского собрания. Сказанные слова не способствуют выстраиванию доверительных отношений, ставят родителя в позицию противника и запускают в маленькой голове процесс самоанализа: «Если она хорошая, значит, я плохой или со мной что-то не так?»

Повзрослев, такой ребенок постоянно оглядывается на других, пытаясь вычислить свой социальный рейтинг, сравнивает себя с окружающими в уверенности – есть кто-то лучше: талантливее, умнее, привлекательнее и успешнее. Именно поэтому важный подарок, который могут сделать родители ребенку в противовес стратегии сравнения – научить его любить себя, принимать неудачи, ценить достижения, уважать уникальные качества и особенности, развить способность видеть себя целостным и «достаточным» человеком.

Вообще, если проанализировать отношение к себе и прислушаться к внутреннему диалогу, можно услышать голос мамы и папы. Либо одного из родителей, который оказывал большее влияние. А при более основательном анализе убедиться, мы до сих пор используем родительские стратегии в отношении себя.

Способы мотивации, наказания, поощрения, реакции на победы и поражения скопированы из опыта ранних лет. Бессознательно нам гораздо проще воспроизводить уже увиденное, как при взаимодействии с собой, так и в общении с другими. Даже если позаимствованные стратегии не отличаются гуманностью и далеки от рациональности.

Школа

Отличники направо, троечники налево, именно так мы сидели на уроке математики. Педагогу было удобно отсортировать класс по успеваемости и давать задания разного уровня сложности. Наличие жесткой системы внутренних рейтингов в общеобразовательных учреждениях – распространенная практика, которая актуальна и сегодня. Как подобная селекция влияет на самооценку некоторых детей? Вероятно, не лучшим образом.

Школа наряду с семьей – среда, которая вносит огромный вклад в становление личности в ранние годы и оказывает существенное влияние на формирование самооценки. Это воздействие может быть положительным либо отрицательным. Информация, полученные в период взросления, закладывает принципы отношения к себе и установки о собственных талантах, способностях и месте в социуме.

Обычно в стенах школы самооценку формирует успеваемость, отношение педагогического состава, а также атмосфера внутри учебного сообщества. Концепция образовательных учреждений построена на сравнении: балльная система, рейтинги учащихся, предвзятость оценки, наличие фаворитов и персональные антипатии педагогов. А это подразумевает, кто-то будет лучше, а кто-то хуже.

«Лучшие» благодаря успехам за школьной партой выйдут во взрослую жизнь с высоким уровнем самооценки. А что будет с теми, кто был менее удачлив в освоении школьных дисциплин? Им «клеймо неуспешности» может испортить не только самооценку, но и жизнь. «Я троечник, поэтому неправильный, третьесортный или второстепенный», – такие мысли роятся в голове школьного аутсайдера.

Негативная реакция родителей, общественное порицание за низкую успеваемость усугубляют ситуацию, и выбраться из ямы низкой самооценки все сложнее. Одна из моих клиенток училась в классе для детей с отставанием в развитии. К счастью, такой «старт» не стал препятствием для профессиональной реализации. Позже она закончила высшее учебное заведение, получила прекрасную работу. Но даже спустя годы «я училась в классе коррекции» являлось для нее символом неудачи и внутренним комплексом.

Хорошо, когда помимо успеваемости и способности справляться со школьной программой восприятие себя базируется на чем-то еще. Например, плохо учусь, зато привлекательная, нравлюсь мальчикам, душа компании, над моими шутками смеется весь класс. Получил «неуд», но выиграл спортивные соревнования, собрал модель авиалайнера или прыгнул с парашютом. Будущему взрослому важно понимать – он правильный, с ним все в порядке. Он обладает уникальным набором способностей, часть из которых, возможно, не вписывается в заданные рамки, однако эти особенности не помешают реализовать себя и быть счастливым.

Кен Робинсон в книге «Призвание» выдвигает гипотезу о существовании разных видов интеллекта. По его мнению, неуспешность в рамках школьной программы не свидетельствует об отсутствии способностей. Школа ввиду ограниченного диапазона предметов зачастую не может дать каждому возможность для раскрытия индивидуального потенциала, и чьи-то таланты просто не вписываются в рамки общеобразовательных дисциплин.

Другая формирующая среда на этапе взросления – мнение авторитетных сверстников. Нелестные оценки и оскорбления в период подростковой ранимости оставляют глубокий след. «Ты толстая», «От тебя чем-то пахнет», «Что за глупый прикид?» – подобные фразы основательно подтачивают самооценку и закладывают устойчивые комплексы.

Как правило, внутри каждого учебного сообщества выстроена некая иерархия. Обычно она базируется на привлекательности, умении удерживать внимание, успехе у лиц противоположного пола и некой степени «крутости». И место в подобном рейтинге предсказуемо влияет на самовосприятие. Были в числе отверженных либо входили в категорию избранных? Позиция в этом шорт-листе оставила свой отпечаток. Высокое положение в рейтинге компенсирует негативное влияние низкой успеваемости и неуспешность в освоении школьных дисциплин. Поэтому с точки зрения формирования самооценки – это благоприятный фактор.

Переход из беззаботного детства во взрослую жизнь неразрывно связан с завершением этапа полового созревания. Интерес к соседке по парте в формате «дернуть за косичку, треснуть линейкой, понести портфель» остается в прошлом. Вчерашние «мальчишки» и «девчонки» выходят на новый уровень межличностных отношений и становятся «важными кирпичиками» в самооценке друг друга.

Партнеры

Отношения с противоположным полом отличаются высокой эмоциональной чувствительностью. Все сказанное второй половиной воспринимается крайне остро и принимается близко к сердцу. Таким образом, партнер, который находится в непосредственной физической и эмоциональной близости, способен значительно влиять на самооценку того, кто рядом. По степени воздействия это схоже с семьей: общее место проживания, совместный быт и досуг.

Нас действительно связывает многое, чтобы оставить глубокий след во внутреннем пространстве друг друга. Если о нас заботятся, остаются верными, поддерживают, считают лучшим выбором, любовь к себе растет и остается на высокой отметке. Такие отношения – благоприятная почва для профессиональной реализации и надежный фундамент психологически здоровых отношений. Снижение самооценки происходит через критику, игнорирование потребностей, подчеркивание недостатков, указание на неспособность чего-то достичь, пренебрежение интересами, оскорбления и рукоприкладство.

Чем хуже отношение со стороны партнера, тем ниже опускается самооценка. При этом личность может быть успешна, привлекательна, однако не уверена в собственной ценности именно по причине деструктивных отношений и разрушающего воздействия извне.

Любящий себя не сможет терпеть неуважение долго. Красная лампочка самооценки начнет истерично мигать: «Опасность! Опасность! Это какая-то ошибка! Что-то не так!» Первые признаки покушения на личную ценность даже без сознательного анализа мгновенно вызывают дискомфорт.

Мнение того, кто ценит себя высоко редко опирается на внешние факторы. Такой человек осведомлен о собственных недостатках, осознает «плюсы» и знает о «минусах». А информацию, противоречащую личным установкам, автоматически распознает как ошибочную и чужеродную. Поэтому отношения «деструктивных критиков» и тех, кто любит себя, маловероятны и скоротечны. Хотя в некоторых случаях из-за сильной эмоциональной привязанности подобные союзы все же возможны. Но за время, проведенное в нем, человек расплатится самооценкой.

Другой внешний фактор, в контексте отношений влияющий на самовосприятие, – неудачи в любви. «Он не выбрал меня», «Она предпочла другого, значит, я глупый, неинтересный, непривлекательный неудачник» – приходит к выводу отверженный. Неважно, по какой причине произошло расставание. Из-за соперника или нежелания партнера продолжать отношения. Поражение на личном фронте моментально провоцирует резкое падение значимости и эпидемию приступов самоедства. Чем чаще подобные события случаются, тем сложнее удерживать мнение о себе на высоком уровне и оставаться в зоне позитивной самооценки.