РАЗНООБРАЗИЕ ДОСОК
Ребёнок попадая в Шахматную Шкатулку первым делом окунается в разнообразие множества шахматных досок. Перед его глазами постоянно находятся помимо гигантской шахматной доски на полу, где он может ощутить себя шахматной фигуркой, целый набор самых разных решений шахматной доски по размерам, по форме и по цветовой гамме.
Он видит и магнитные вертикальные демонстрационные доски, и стандартные шахматные игровые доски, и гексогональную доску и доску цилиндрическую, и доску тор (спасательный круг) и доску на троих с возможностью для белопольных и чернопольных слонов менять свою масть.
Естественно разнообразие досок органично дополняется и разнообразием шахматных фигур, но фигуры – это тема отдельного освещения.
РАССТАНОВКИ СТУЛЬЕВ
Стульев у нас восемнадцать. На одно занятие в группе приходит обычно шесть-двенадцать детей. Поэтому основных расстановок стульев – три.
«Урочная» – двенадцать стульев располагаются перед большим демонстрационным монитором закреплённом на стене, образуя как бы мини кинотеатр. До экрана порядка полутора – двух метров. Здесь рассаживаются пришедшие «на урок» и первые пять – семь минут смотрят и слушают учебное занятие на мониторе или проводимое преподавателем на расположенной рядом с монитором демонстрационной доске.
«Сеансовая» – стулья располагаются с одной стороны от шахматных столиков и дети рассаживаются для игры с преподавателем, дающим сеанс одновременной игры.
«Классическая» – стулья расставляются для игры двух партнеров за каждым из шести шахматных столиков.
РАССТАНОВКА СТОЛИКОВ
Многообразие начинается с расстановок столов.
В некоторых случаях, особенно при работе с самыми маленькими посетителями, полезно расставить столы так, чтобы каждый малыш мог поиграть с фигурками на столе самостоятельно.
Стулья здесь не нужны.
Каждый ребёнок сам определяет количество необходимых ему для занятия фигурок.
Все полностью автономны.
На такую самостоятельную игру в структуре времени всего занятия полезно выделить 3—4 минуты.
Эта расстановка позволяет минимизировать риски при конфликте интересов детей и каждому даёт достаточное пространство для самореализации.
Детки такой эпизод в занятиях очень любят.
Здесь у них не возникает ситуаций «непонимания» происходящего».
ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ДЕТСКОГО САДА
ПРИСМОТРИМСЯ!
С одной стороны игра признается ведущей деятельностью дошкольника.
Так Светлана Ушакова из Липецка написала целый реферат на тему: «Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста».
Посмотрите по ссылкам Гугла – а их под миллион:
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Игра; – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате… Игра – основной вид деятельности ребёнка. … У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые. (Игра – Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра)
С другой стороны в типовых проектах зданий детских садов выделяются такие помещения, как бассейн, музыкально-художественный блок, физкультурно-оздоровительный блок, зимний сад, административно-учебный блок, хозяйственный блок, пищеблок, групповой блок… короче нет только одного блока: блока для Игры!
Мне могут возразить: ребёнок де играет в группах, на кой ему ещё какой-то особый игровой блок?
Вы можете перебрать десятки и сотни проектов дошкольных учреждений, но специального зала для Игры вы не найдёте.
Налицо явное несоответствие.
Я никогда и нигде не читал, что плавание – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Но бассейн в каждом современном типовом проекте – обязательный номер программы!
Никогда не встречал утверждений, что сон – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. А вот поди ж ты – чуть ли не половина «группового» пространства в детсаду отводится для спальни!
То есть именно в игре личность ребенка развивается, переходит с одного этапа раскрытия своих потенций на другой, с одной ступени становления личности на другую.
А специального помещения именно для Игры – нет!
Мне могут возразить в том духе, что де именно в группе – то есть в базовом групповом помещении ребеночек как раз в основном и играет.
Но согласиться с этим лично мне будет сложновато.
И дело даже не в реальном бюджете времени дошкольника, день которого расписан намного жёстче, чем кажется иному внешнему наблюдателю.
Ребенок здесь и кушает, и посещает разнообразные занятия – лепка, рисование, чтение, география и тому подобное. Отсюда его зачастую выводят то к логопеду, то на физкультуру, то на музыкальное занятие, то в бассейн. Нередко он гуляет на участке своей группы. Иногда случаются учения, экскурсии, посещение библиотеки, медицинские процедуры и т. д. и т. п.
Дети здесь и в других специальных местах проводят утренники, концертные номера и т. п.
Но главное всё-таки не в этом.
В восприятии ребенка Игра – это не бассейн!
Игра – это не Музыка!
Игра – это не Изобразительное искусство!
Для каждого из перечисленных в садике есть специально выделенные залы.
Они специфичны! Они уникальны! Они неповторимы!
На тактильном уровне, на уровне зрительных рецепторов, на уровне осязания, на уровне мышечных сокращений своих идущих ног ребёнок ощущает – это серьёзное дело!
Обсохли?
Ну так и быть!
А теперь давай поиграем!
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ИГРАЕТ?
Ребёнок не Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер! Его не посещала мысль о том, что он только тогда человек, когда играет!
Ребёнок не Фриц Мюллер! Ему и в голову не приходит, что историческое развитие вида будет отражаться в истории его индивидуального развития.
Ребёнок не Эрнст Геккель! Он никогда не слышал, и уж тем более не предполагал сам, что онтогенез есть рекапитуляция филогенеза. Тем более в такой редакции: «Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза»
Ребёнок не Грэнвилл Стэнли Холл! Он не рискует даже и предполагать, что в своём развитии повторяет все стадии развития психики, которые прошло человечество! Тем более ему не доведено, что порядок и скорость прохождения каждой стадии врожденны и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определённого времени. И уж абсолютно недоступна ему идея о том, что механизмом, способствующим переходу с одной стадии развития на другую, является игра
Ребёнок не Йохан Хейзинга! Его не осеняло, что он всегда играет, что он есть существо играющее!
Ребёнок не Станислав Теофилович Шацкий. Он не задумывался о том, что Игра – жизненная лаборатория детства.
Ребёнок не Василий Александрович Сухомлинский. Он не в курсе, что Игра – это огромное светлое окно, через которое в его духовный мир вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире.
Ребёнок не Антон Семёнович Макаренко. Он не догадывается, что Игра имеет важное значение в его жизни, Что Игра для него имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Что каков он сам в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Что в силу этого воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И что вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу
Ребёнок не заведующий детским садом. Он не читал ни в одном приказе, что Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Ребёнок не Светлана Ушакова! Он не ведает, что Игра – это жизнь ребенка, что в Игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность! И что именно в преодолении трудностей происходит становление его характера, формируется его неповторимая личность.
Ребёнок не знает ничего такого, и ещё многого-многого другого!
Потому и играет!
С КАКОГО ТАКОГО САНПИНА?
С какого такого СанПиНа?
Надо ли удивляться тому, что специальная игровая комната, комната приближения ребёнка к Игре даже не обсуждается между специалистами?
Рассмотрим выдержки из Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 вынесенного в городе Москва 15 мая 2013 года.
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049—13 „Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“»
Опубликовано: 19 июля 2013 г. в «РГ» – Федеральный выпуск №6133
Вступило в силу: 30 июля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
Регистрационный N 28564
Начало цитаты:
«2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049—13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
– СанПиН 2.4.1.2660—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);
– СанПиН 2.4.1.2791—10 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).
1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
Настоящие санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах).
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (далее – дошкольные образовательные организации).
Приложение N 1
к СанПиН 2.4.1.3049—13
Таблица 1
Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки
Вид помещений Площадные показатели (не менее)
Групповые ячейки
раздевальная 18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв. м на 1 ребенка, но не менее 6 кв. м
групповая 2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах
буфетная 3,0 кв. м
спальня 1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах
туалетная 12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп
Таблица 5
Рекомендуемый состав и площади помещений
групповых дошкольных образовательных организаций для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата в кв. м
на 1 ребенка
Помещения Групповые ячейки детей от 3-х до 7-ми лет
Раздевальная (приемная) 1,0
Помещение для личных вещей детей 0,4
Игральная (столовая) 3,1
Спальня 4,1
Помещение для раздачи пищи и мойки посуды (буфетная) 3,0
Туалетная (горшечная) 0,25
Комната логопеда 0,83
Веранда неотапливаемая (для 50% детей) 3,0»
Конец цитаты!
Итак: не детский психолог, не педагог, не менеджер образования.
Приоритеты расставляет Главный санитарный врач России.
Подзаконный акт именуется Постановлением!
Чем занимается, вообще говоря, главный санитарный врач России?
В первую очередь здоровьем и безопасностью жизни населения.
Его профессиональные знания базируются на глубочайшей проработке биологических и медицинских категорий.
Его постоянные темы – вирусные инфекции, аллергии, клещевой энцефалит, температурные режимы, сердечнососудистые катастрофы и т. д. и т. п.
Вникать в разработки психологов, педологов, педагогов у него нет ни сил, ни желания, ни времени.
Ну, если только речь не идёт о собственном ребёнке.
Норма есть норма и она задана!
И в этой норме в тексте о дошкольном учреждении, то есть об организации, в которой пребывают те самые дошкольники, ведущей деятельностью которых является – как ни крути – игра, слово игра упоминается только один раз, причем именно в контексте: «игральная (столовая)».
Откуда у нянечки детского сада возникнет убеждение, что Игра – ведущая деятельность дошкольника?
С какого такого СанПиНа?
НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Рассмотрим две базовых модели общей конфигурации дошкольного учреждения.
Модель А. Без Центра Игры
Модель Б. С Центром Игры
Для конкретизации возьмём за основу конструкцию детского сада на 300 мест, то есть на 12 групп по 25 детей в каждой.
Мы исключим из рассмотрения непедагогическую часть штата дошкольного учреждения, а остановимся исключительно на педагогической его составляющей.
В модели А мы увидим 12 старших воспитателей учебных групп, одного педагога – тренера-инструктора занятий в бассейне, одного профессионала – художника, двух тренеров – преподавателей физической культуры, двух музыкальных педагогов, завуча-методиста и завуча организатора.
Всю эту структуру я взял с потолка, но иногда «взятое с потолка» сильно смахивает на реальную картину.
В модели Б мы видим точно тот же штат с одним дополнением – педагогом преподающим Игру.
В модели А завучи окружены кольцом воспитателей и остальные специалисты находятся за «кругом власти», прописанном у меня ещё в «Клиентелле агрессора».
Они не имеют пересекающихся функционалов.
Художник понятия не имеет о том, чем занимаются в бассейне, инструктор бассейна не интересуется музыкальными штудиями и так далее. И, самое главное, каждый воспитатель рассматривает усилия этих специалистов как важное и полезное дополнение к собственным усилиям.
Но вот появляется центр Игры.
И воспитатели обнаруживают, что этот Центр и его специалист находится в Круге Власти, что, более того, он непрерывно включается в их собственный функционал. И происходит это не «по ошибке» или недоразумению.
Центр Игры, по сути, задевает то самое важное, самое ответственное в функционале Воспитателя, что делало его – Воспитателя – по сути монополистом в наиважнейшем – в самом основном, в ведущем занятии дошкольника – в Игре. Игровой Центр неожиданно разрушает миф о компетенции Воспитателя в играх дошкольника. И вот этого Воспитатель Центру Игр простить уже не может, если не принимает новую для себя позицию – представителя этого самого Центра Игр в группе.
И вот в этой развёртке проявляется и настороженное отношение к Центру Игры и со стороны завуча – методиста, поскольку этот Центр Игры начинает активно влиять на самое центральное звено в управляемом им процессе.
А может ли Центр Игры занимать место на периферии, как тот же Бассейн, специалист которого никоим образом не вмешивается в функционал Воспитателя с одной стороны и является просто внешним профессионалом к специфической форме Игры и во все иные игры в детском саду не вмешивается?
Обратим внимание на генезис Шахматной Шкатулки в самом нашем детском саду – в «Снежинке».
Первоначально идея шахматного преподавания принадлежала именно завучам и заведующей детским садом!
И они сами эту идею активно претворяли в жизнь.
То есть были ведущими игровыми специалистами!
Почему?
Да потому что шахматы признаются многими авторами «лучшей из всех игр», то есть как бы лидером всех игр.
Потому что прекрасно понимали, что игра – ведущая, я бы даже сказал основная, деятельность дошкольника в детском саду!
Потребовалось шесть лет, чтобы форма прижилась и обрела в детском саду постоянную прописку, после чего в «Снежинке» появился автор этих строк и, вызревавшая в детском саду форма, превратилась в осязаемую реальность Шахматной Шкатулки.
И ещё три долгих года она постепенно обретала свои нынешние очертания.
Подробная рефлексия наработанного опыта ещё впереди.
Пока очевидно одно.
В нашем детском саду коллектив воспитателей понемногу освоился с этой новой формой и приступил к неспешным поискам наиболее адекватных форм использования этого неожиданного ресурса на пользу своим воспитанникам.
Именно ввиду всего изложенного мы понимаем, насколько актуален этот пример детского сада с подобным игровым центром, вышедшим на уровень простроенной технологии совмещения этапов развития ребёнка с этапами постепенного овладения им базовых, фундаментальных основ Большой Игры.
Форма, устройство, содержание активностей дошкольников в ней являются и прекрасной лабораторией совершенствования этого опыта и его развития, и базисной формой для копирования другими дошкольными учреждениями города и округа.
ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ
Именно так ставят вопрос многие родители, педагоги, воспитатели и няни.
Лишь бы не плакало!
Моменты «игры» ребёнка, как правило, не рефлексируются, не прорабатываются и не фиксируются должным образом.
Есть очень простые слова, которые всё прекрасно «объясняют».
Ребёночек возится с игрушками, ковыряется в песочке, булькается в водичке – чего тебе ещё надобно, старче?
Проходят годы.
Дети вырастают.
И вырастают они очень и очень разными.
Нам не дано предугадать.
И вновь на всё есть простые слова и примитивные объяснения, типа:
– Генетическая предрасположенность!
– Яблочко от яблоньки недалеко падает.
Изначально детские сады – это места присмотра за детьми, родители которых заняты «делами».
В период СССР детский садик – это инструмент превращения женщины-домохозяйки в женщину-труженицу, в женщину – рабочую, в женщину – строителя коммунизма.
Садик на 300 мест превращал 300 домохозяек в 300 работниц!
Это – грубая схема. Понятно, что иногда это было 170 работниц, иногда 220.
Главное: с трёхлетнего возраста ребенок из аморфной непонятной неконтролируемой семьи попадал под присмотр специального отряда сотрудниц, где его оберегали от, кормили, поили, укладывали на дневной сон, воспитывали.
И именно здесь детская игра становилась объектом немного более внимательного изучения.
Немного более.
Не более того!
Как устроены многие наши психологи-педологи?
Они, прочтя или услышав что-нибудь, открывают рот и из него льются потоки «высоконаучных» слов.
Для неподготовленного уха обычного родителя, занятого производственными или коммерческими проблемами всё это – абракадабра за семью печатями.
Здесь любой нормальный родитель ведёт себя как больной на приёме у специалиста-врача.
Он ведь для того и пришел к специалисту, чтобы получить рецепт излечения от.
Но признайтесь сами себе честно: а бывают ли случаи врачебных ошибок?
А встречаются ли ситуации, когда доктор не вник, не понял, не внял?
Хорошо, если дело само по себе ясное: ножка складывается пополам там, где коленки нет и не было, и вся опухла и очень сильно болит.
Или высоченная температура, нос заложен, жуткий кашель.
Хотя, конечно, ничего хорошего в таких состояниях нет.
А вот если болит непонятно что, и непонятно где?
И боль исчезает и возникает в новом месте?
Или еще веселее – не спится!
Вот просто третий месяц не спится!
Я к тому, что проблемы с хорошими врачами существуют.
Точнее проблемы с отсутствием хороших врачей.
Со специалистами, работающими с детками, они тоже наличествуют.
Их много и они весьма и весьма разнообразны.
А тут специалист психолог открыл рот и льёт, льёт, льёт!
И так много новых словов произносит, и так много непонятных словей пропевает, что мочи нету слушать далее.
А низя!
Я прожил длинную по меркам моих уже умерших сверстников жизнь.
Не самую длинную, но немного длиннее среднестатистической протяженности жизни.
Многие мои партнёры, коллеги, друзья и товарищи ушли на 10-15-20 лет раньше меня.
Всю эту жизнь я изучал слово «игра».
Мне повезло сказочно.
Я не только читал об игре в самых разных книжках.
Не только много лет постоянно общался с выдающимися игроками, игрологами, игротехниками.
Мне довелось задавать свои вопросы самым крутым из них!
И получать вполне вразумительные ответы.
Шансов отмолчаться я им не оставлял.
И собрав воедино всё, что мне известно об игре, как таковой, я заявляю: понятие «игра» у них абсолютно не проработано!
Играть с этим словом или играть самим этим словом, это одно.
Серьёзно прорабатывать это понятие – совсем другое.
Абсолютное большинство людей, ежедневно профессионально работающих с детьми, воспринимает эту универсальную категорию как простое и понятное «занятие» и не более того.
Я никого не виню в таком отношении: оно задано социумом.
Производители игрушек заинтересованы в сбыте своей продукции.
Люди, работающие с детьми, имеют массу других забот и проблем.
Потратить на это столько лет и сил, сколько потратил автор этих строк мало кто в состоянии.
Читать то, что я об этом уже опубликовал – увольте!
У людей море своих проблем и забот.
Я не Лев Толстой. Не Сергей Есенин. Не Александр Пушкин.
Нам и Бальмонта-то читать некогда!
На Уткина времени нет.
Так что здесь я не в претензии.
Дети вырастают.
Очень и очень разными.
Сто пятьдесят диссертаций – это слишком мало, чтобы разобраться в категории «игра».
Слишком мелко для этого универсума универсумов.
Представьте для сравнения, что кто-то покажет вам стопку диссертаций по 300 страниц, в которых темой является Бог!
Вы же просто улыбнётесь!
Или процитируете Иоанна: «Этих книг не вместит и целый мир!»
То же самое и с категорией «Игра».
Пусть даже она на порядки поменьше и попроще Всевышнего.
Дети, в конце концов – а куда им деваться? – вырастут!
А пока вот вам надежный инструмент в практической жизни:
– Чем бы дитя не тешилось!
ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ?
Что самое важное в становлении личности маленького человека?
Математика?
Разве кто-нибудь станет спорить с тем, что складывать столбиком и в уме – очень и очень важно!
Даже при получении пенсии полезно знать трехзначные числа. И пятизначные тоже.
А уж умение вычитать…
Родной язык?
Разве может быть хоть одно сомнение в том, что знание родного языка – основное знание в жизни любого нормального человека.
Умение написать письмо маме, умение дать письменный отчет о своих действиях и бездействиях – это одно из важнейших умений.
А умение читать газеты на родном языке?!
Недаром же основные задачи школы издревле формулировались предельно просто: уметь читать, писать, считать.
А умение плавать?
Умение преодолевать водную среду, умение находиться в ней и выбираться из неё.
Это – жизненно важная потребность!
А вдруг?!
А умение рисовать и петь?
Музыка и художественное творчество – как можно без этого? Как?
А знания и умения по самообслуживанию, по приготовлению пищи и элементарные медицинские представления?!
Мало того, что необходимо научить малыша мыть руки перед едой и попу после облегчения себя в туалете. Но надо, чтобы малыш и правильно одевался и умел заправлять собственную постель.
А искусство причёски?
А умение заплести свои косички?
Господи!
Всё сверхценно и сверхважно!
А ещё – начатки дисциплины, понятие порядка и послушания.
А умение общаться в коллективе, умение правильно вести себя в процессе коммуникации с другими людьми!
Вот я сижу и читаю – научился же сначала читать! – Шиллера.
Великого немецкого поэта, между нами.
А что же он там такого написал, этот самый Шиллер?
А он – выросший в школе немецкой сверхстрогости – в военной школе, где мальчиков регулярно пропускали через строй со шпицрутенами – выдал следующее определение человеку:
«Человек только тогда человек, когда он играет»!
Не ест, заметьте, не пьет, не читает, не пишет, не считает, не вылизывает попку после дефекации.