А вот не становятся учителями дети нередко с «уличной» историей взросления.
И как первые могут понимать влияние вторых?
На практике – никак!
Мы пока ни слова не сказали о различении женщин и мужчин в педагогике, хотя в других местах я в своё время уделил место этой интереснейшей теме.
Но теперь мы уже готовы вернуться на поток.
На потоке педагог имеет дело именно с потоком тел и душ.
С рекой жизни.
Со стремительной лентой времени.
Дети изредка обращают на него внимание.
Но не потому, что он – педагог – им интересен.
О, нет!
Они в основном обращают внимание потому, что он им опасен.
Почему ученик или ученица хорошо сидит за партой?
Не вертится.
Не вскакивает.
Не убегает?
Версия первая: ей или ему безумно интересно то, что сообщает преподаватель.
Преподаватель не смущается!
Он без обиняков сообщает, что сегодня мы рассматриваем модальные глаголы can, may, must.
Уверен, что и вам, драгоценный мой Читатель, заявленная тема безусловно интересна, интригующа, захватывающа.
Прямо чувствую – Вы очарованы и глаз оторвать не в силах!
Ещё бы!
Что может быть интереснее герундия и модальных глаголов?
Что?
Что, я вас спрашиваю!
А если тема сегодня «жи, ши пиши с буквой и»?
Думаете, огонёк интереса в глазах школьницы не превратится в пылающий костёр?
Версия вторая: ребёнок опасается наказания за непослушание.
Понятно, что наши дети – самые лучшие дети в мире.
И ничего они не боятся!
Ничего и никогда!
Наши дети прекрасно воспитаны!
А воспитание их заключалось в том, что папы и мамы подавали им блестящие примеры, замечательные образцы безукоризненного поведения.
Да тут и спорить не о чем.
Есть ли ещё версии?
К сожалению, есть, но мы пока их разбирать не станем.
Просто не станем и всё.
Перейдём к сути педагогической технологии и потока.
Первая педагогическая технология была на удивление проста: смотри и делай как я!
В родительской школе она основная.
Дочка смотрит на маму и постепенно пооперационно включается во все процессы: стирки, уборки, приготовления пищи, самообслуживания, обслуживания детей.
Вторая педагогическая технология тоже проста: повторение – мать учения.
И родом она тоже из семейного воспитания.
Позднее переходит в систему «правил» в религиозных школах, например в монастырях.
В чем суть именно технологии?
Она отвечает на вопрос «как?»
И она применима на потоке.
То есть ей безразлично «содержание человеческого материала».
Любой ребёнок триста раз видевший, как педагог моет руки, начинает мыть руки, подражая педагогу.
Любой ребенок, повторяя сто раз текст «Добрый дядя добрый слон как порой забавен он» через сто повторений легко воспроизводит этот текст уже без подсказок.
Неважно, девочка это или мальчик, семи лет или двенадцати.
Подчеркну – я говорю о простых массовидных вещах, не занимаясь излишней детализацией или глубоким анализом.
И зазубривание, и естественное подражательство – простые, примитивные, распространённые ответы на вопросы о том, «как достичь результата?»
Поэтому необходимо в первую очередь рассматривать поток, как объект исследований и работы.
Рассмотрим это на примере теоретического детского сада на 300 детей или 12 групп.
Предположим мы пришли к выводу о двух занятиях в неделю.
Предположим, что у нас всеобуч.
И предположим совершенно невероятное – все родители готовы платить по минимуму за это всеобщее обучение по смехотворно низким расценкам.
Допустим далее, что каким-то чудом мы умеем организовать процесс так, что вся группа, посещая занятие, успешно «осваивает материал».
Тогда у нас в пять дней 24 занятия по 25 детей на каждом.
Это 600 посещений в неделю.
Это 2400 посещений в месяц.
Если мы предоставляем каждому ребенку возможность играть в шахматы за столиком, нам необходимо иметь минимум двенадцать столиков с двенадцатью досками и с двенадцатью комплектами фигур.
Рассмотрим формулу занятия чисто гипотетически.
Дети заходят в специально оборудованное помещение и занимают места на 24 стульях за двенадцатью столиками и двадцать пятый ребенок садится играть с преподавателем за тринадцатый столик.
Вот вам и первое описание специально оборудованного помещения: минимум тринадцать столиков и двадцать шесть стульев.
На столиках тринадцать шахматных досок и тринадцать комплектов шахматных фигур по 32 фигурки в каждом.
Обратите внимание: ни одного слова не сказано ни о психологии ребенков, ни о зоне ближайшего развития.
Не потому, что нечего сказать.
А потому что поток – это та реальность, с которой преподаватель имеет дело ежедневно, ежечасно, ежесекундно, пока он реально преподаёт.
В магазине я покупатель.
В душевой кабине я моющийся.
В церкви я молящийся.
А вот когда я на потоке веду занятия – я преподаватель.
На занятия приведена группа из восемнадцати детей.
Отгадайте с трёх раз, помню ли я их имена собственные, если ко мне в течении недели на занятия приходит двести шестьдесят детей?
Для тех, кто затруднился с правильным ответом подскажу технику:
Напишите от руки триста имён собственных, известных вам из истории.
Просто берёте в руки ручку или гусиное перо, даже карандашик обыкновенный, пару-тройку листочков формата А4, желательно чистых, и начинаете писать подряд всё, что придёт в голову. Например: Александр Невский, Екатерина Великая, Дмитрий Иванович Менделеев, Юрий Алексеевич Гагарин… и так далее.
Когда осилите весь перечень, вы точно правильно ответите на мой вопрос.
Поток – это удивительное явление в отечественной педагогике. Ежедневно шестьдесят детей сменяя друг друга группами по 15 – 25 входят в кабинет и занимают свои места, а затем, проведя какое-то время, отправляются далее.
Это именно поток.
Поток лиц.
Поток детских глаз.
Поток детских движений, жестов, реакций.
Преподаватель управляет этим потоком.
А поток подчиняется его воле и его плану.
Поток – это не один ребенок.
Не два.
Не десять.
Это десятки посещений ежедневно.
Это более сотни посещений еженедельно.
Это несколько сотен посещений ежемесячно.
И технология – это ответы на вопросы – как именно достигать конкретного результата в условиях работы с потоком.
Именно понятие «поток» я полагаю основным, когда мы обсуждаем проблемы всеобуча.
Каковы основные позиции на потоке.
Речь педагога:
Говорить простыми абсолютно понятными детям словами предельно кратко сопровождая каждое слово интонацией и жестом.
Логическая (вербальная, речевая, словесная) формула каждого занятия должна быть максимально короткой.
Примеры:
«Пешка. Конь. Слон. Рокировка!»
«Ладья. Конь. Слон. Король.»
«Раз, два, вбок! Раз, два, съел!»
«Пешка ходит прямо, бьёт наискосок»
Режим занятия:
На каждом занятии смена деятельностей от трёх до семи раз.
Деятельности должны быть качественно различны.
Деятельности должны адресоваться:
К ногам ребёнка.
К рукам ребёнка.
К пальцам ребёнка.
К ушам ребёнка.
К глазам ребёнка.
К голосу ребёнка.
К позвоночнику ребёнка.
К дыханию ребёнка.
Общая концепция занятия
Ребёнок должен быть безусловно успешен.
Ребёнок должен быть удивлён и очарован.
Ребёнок должен быть восхищён.
Ребёнок должен быть доволен занятием.
Общие принципы на занятии
Ничего лишнего!
Движения и задачи должны быть абсолютно доступны ребёнку.
Логическая формула – одна.
Содержание деятельностей – микроигры.
Технологическая карта занятия
Упражнения внутри модели (у нас игры на гигантской доске).
Упражнения с виртуальной моделью (игра на мониторе или планшете).
Упражнения с аналоговой моделью (виртуальное пианино)
Продолжительность занятия-погружения для дошкольников
2—3 лет – не более 10 минут
3—4 лет – не более 15 минут
4—5 лет – не более 20 минут
5—6 лет – не более 25 минут
6—7 лет – не более 30 минут
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ-ПОГРУЖЕНИЯ
Урок в программе «Динозаврики учат шахматы» – 3—4 минуты
Упражнения на гигантской доске – 2—3 минуты
Мультфильм шахматный 3—4 минуты
Игра за шахматными столиками 2—3 минуты
Упражнения с магнитной демонстрационной доской
Занятие игрой на компьютере с мышкой
Упражнения с фоно
Танцы на гигантской доске
Организационные моменты – на входе 1 минута, на выходе 1 минута
ОТКРЫТЫЙ УРОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 4-ОЙ ГРУППЫ
Проведен на Дне Открытых дверей в «Снежинке» 19 октября 2019 года
Подготовка помещения к занятиям
Расставляем минимум стульев для детей и за ними ряд для взрослых (мама или папа сидит прямо за стулом своего ребёнка)
Выставляем на шахматный ковёр все четыре большие ладьи.
Перед стульями обращенными к экранам Большому и Планшету выставляем один шахматный столик
На магнитной доске выставляем четыре магнитных ладьи
На планшете заготавливаем позицию с выведенными всеми четырьмя ладьями готовыми рубить пешки партнёра.
Включаем и настраиваем Планшет и Большой экран, даем полное освещение Шкатулки.
Тема занятия – ХОД ЛАДЬИ
0.Смотрим наш мультфильм про Лисичку – обжору сопровождая текстами «ням-ням», «я тебя вижу и съем» и характерными движениями пальцев на кисти правой руки.
1.Смотрим урок программы м»Динозавры учат шахматам» на тему «Ладья»
2.После первой кнопки демонстрируем детям одну гигантскую ладью
Затем одну крошечную фигурку ладьи
3.Затем выходим на ковёр гигантской доски и перемещаем с каждым ребёнком большие ладьи по прямой
4.Затем дети с помощью педагога перемещают ладьи на планшете
5.Затем демонстрируем движения ладей на магнитной доске
Каждый ребенок самостоятельно перемещает магнитную ладью по вертикальной доске
6.Дале дети окружают шахматный столик и перемещают по его поверхности деревянные ладьи из стандартного набора после чего в игру добавляются фигурки животных – коней, бычков, слоников, бегемотиков, осликов, роботов, лягушки и прочие
7.Складываем фигурки в коробочки и быстро рассаживаемся и продолжаем смотреть урок Динозавров
8.Затем смотрим отрывки из мультфильмов и фильмов в таком порядке:
«Ну погоди» как Заяц двигает ладью
«Фиксики. Шахматы» эпизод с движением ладьи черными и белыми
«Золотой Мультфильм» выдвижение Ладьи «по прямой»
«Ботафого. Шахматы» – балет – выход двух ладей
9.Смотрим наш видеоролик «Ходим турой» где дети ходят сами по ковру как ладья.
10.Вновь выходим на ковёр и каждый ребенок проходит по крайней вертикали вперед-назад путь ладьи по прямой.
Завершаем занятие рефлексией для родителей.
Занятие фиксируем фото и видеосъёмкой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Мы определили для себя, что именно специально оборудованное помещение позволяет работать на потоке успешно.
И технологический подход – это полная определённость с расстановками и необходимым для потока оборудованием.
В нашем конкретном случае мы убедились, что семи столиков, шести компьютеров и большого планшета при наличии тридцати стульев и четырёх шкафов и трех демонстрационных досок вполне достаточно, чтобы запустить технологию трёхсот погружений на поток.
РЕЗЮМЕ
Разумеется, это только вступительное Слово к теме «Занятия на потоке».
На мой взгляд, именно интенсивная работа с потоком быстрее всего формирует специалиста в шахматной педагогике.
И заменить личный опыт сколь угодно мудрым теоретизированием невозможно.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУППЫ 8—16 ЧЕЛОВЕК
Точный текст Программы обучения звучит так:
«Количество обучающихся в группе дополнительного образования может варьироваться от 8 до 16 человек.»
У недоверчивого Читателя может возникнуть вполне законный вопрос:
– А видел ли когда-нибудь автор сего опуса группу в шестнадцать детей, или, хотя бы в восемь?
Ничего не в силах скрывать от Вас, ненаглядный мой!
Видел!
И восемь видел.
И сразу все шестнадцать.
И двадцать!
И двадцать пять!
И сорок!
И шестьдесят!
Видел!!!
Своими глазёнками.
И зал забитый четырьмя сотнями экстрасенсов маленького сибирского городка Москвы видел.
А уж двадцать детишек на одном занятии по шахматам в одной комнате одного детского сада – это просто регулярно.
Это мне даже никуда с работы отпрашиваться не надо.
Прямо тут.
То есть на рабочем месте.
Не отходя от!
Поэтому, когда в Программном документе я читаю строку о наполняемости группы от восьми до шестнадцати, меня прямо оторопь берёт:
– А куда же остальных-то девать прикажете?
Предположим у вас в детском саду двенадцать групп.
И в каждой по двадцать пять числится.
И у вас ВСЕ ОБУЧ!
То есть учим поголовно ВСЕХ!
Реалии мира таковы, что назвался груздём – полезай в кузов!
Не сократить поголовье детишек!
Никак не сократить!
Двенадцать уроков по двадцать пять в группе вам просто гарантированы!
Да вы на иллюстрацию мою только гляньте: вы же видите сами: три ряда по 8 стульчиков стоят – дожидаются сердешных.
Ежедневно три группы во второй половине дня.
Каждые тридцать минут – новая!
Поток!
В среднем по 60 деток в день (с учетом болезных).
240 в неделю!
И это только на обязательном – для них, считай, бесплатном занятии!
А еще 12 раз в неделю второе занятие – для желающих заниматься дополнительно, то есть не совсем так уж и бесплатно.
Я понимаю, что согласно нашей советской социалистической теории все детки, как один, одномоментно постигают суть хода конём.
За тридцать минут!
Все двадцать два разом.
Я им показываю, как он, этот самый конь, скачет, а детки – не чета мне, несмышлёнышу, сразу все и всё постигают!
Это для них – плёвое дело – ход конём!
Вы им только шепните вовремя:
– Лошадью ходи! Лошадью! Век воли не видать!
И уж тут-то они все одновременно и сходят!
Все двадцать четыре!
Правильно сходят!
И усвоят на всю свою долгую-предолгую жизнь.
– Конь ходит буквой «Г»!!!
Что уж тут мудрёного то?
Проще пареной репы!
Кто у нас в детском садике не знает буковки «Гэ»?
Неужто ещё находятся такие?
Только не надо на наш садик клеветать!
Пусть не все двадцать три, но уж восемнадцать-девятнадцать точно знают!
А остальные с первого занятия запомнили слова «вертикаль» и «горизонталь».
Потому что это прочно с ночной вазой связуемо.
Писаем.
И водичка льётся по вертикали!
Вниз!
Сидим на горшке и катаемся на нём по кафелю: это мы движемся по горизонтали.
Так что это проще, чем рецессивный аллель какой-нибудь или триангуляционный пункт!
Не Бином Ньютона! Не Боб Бимон какой-нибудь!
И не правило буравчика, на самый худой конец!
Почему от восьми до шестнадцати?
Да потому что наименьшее из классических известных нам православных чисел – это восьмиконечный православный крест!
А шестнадцать – это Число от Министерства образования!
А с Министерством спорить не приходится!
А всё-таки любопытно, как сочетать Всеобщее обучение с текуще заданным нормативом?
У меня лично головушка и от вопросов попроще пухнет и побаливает.
Если мы группу в детском садике начнём делить пополам – повысится от этого качество просмотра мультфильма?
Вот сидят и смотрят мульти-пульти 24 дитяти.
А вот на том же просмотре только 12 малолеток.
А мультик то красочный!
А телеэкран-то у нас ба-а-альшой!
А звук-то ясный, чистый, всем слышен!
Вот сижу, ломаю голову.
Бить – не бить?
Я имею ввиду «надвое»?
И в том и в другом случае у меня абсолютная управляемость аудитории.
Они меня любят и оттого слушаются.
Хоть их пять, хоть пятнадцать.
Мне это как-то даже и без особой разницы.
Да хоть сто сорок!
Если найдёте, куда посадить!
Но, воскликнете Вы, а как же быть с мелкой моторикой пальчиков на ручках образуемых?
Тут, я должен признаться, ответы имеются всякие, в том числе и разные, и даже разнообразные.
Это я про сто сорок – сто шестьдесят сам себе про своё отвечаю.
В общем моторика – она и у двухсот та же самая, моторика.
Потому как мелкая.
Некуда ей деваться, да никуда она и не денется!
Эх, если б вы могли это увидеть, как я поднимаю руки вверх, расправляю ладони, прижимаю большие пальцы к своим ладоням и весело шевелю восемью не большими пальчиками!
И говорю деткам: «Повторяем!»
«Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь!»
И ни слова о внешнем электронном слое.
И ни полслова про октаву.
И даже ни одного намёка на православный крест!
Только я, мои пальчики, и глазки детей!
Всех двадцати пяти!
ПРОГРАММЫ
МОНИТОРИНГ И КРИТЕРИИ
Материал
Расстановка фигур: две ладьи, два коня, два слона, ферзь любит свой цвет, король, пешки на втором ряду (до 5)
Фигуры – формулы хода и взятия: ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король (до 3, до 4)
Рокировка и превращения: короткая рокировка, длинная рокировка, препятствия к рокировке, условия превращения, фигуры превращения (до 6, до 7)
Игра с часами:
Првильное пользование (одной рукой) (до 6)
Игра на время (до 7)
Аккуратность и точность движений (до 7)
Словарный запас
Пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король (до 3, до 4, до 5, до 6, до 7)
Шах, мат, (до 4, до 5, до 6) пат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль гамбит (до 7)
Вертикаль, диагональ, горизонталь (до 5), поле, рокировка, открытая линия, взятие, центр (до 6, до 7)
Дебютные схемы
За белых: первая схема, вторая схема, (до 4, до 5) двойное фианкетто (до 6, до 7)
За черных: длинная схема (до 5), симметрия, короткая, двойное фианкетто (до 6, до 7)
Детский мат (до 5), Мат Легаля, Мат Кереса (до 6), дурацкий мат, мат Энглунда (до 7)
Позиция:
Положение тела во время игры, ориентация (до 5)
по цвету фигур, право начать партию, разговор (до 6, до 7)
во время партии, перевод часов, перемещения фигур, игра одной рукой (до 6, до 7)
Задачи
На мат в один ход (до 5)
На взятие (до 5)
На избавление от шаха (до 6)
Что грозит (до 7)
Упражнения с программой «Динозаврики»
Игра на взятия слоном: (до 5) – 12 звездочек (до 6) – 18 звездочек (до 7) – 24 звездочки
Игра на взятия ладьёй: (до 5) – три позиции безошибочно; (до 6) – четыре позиции безошибочно; (до 7) все позиции безошибочно
Ход конем: (до 6) все позиции безошибочно
Игра с динозавриком: до 5 – обыграть первый уровень, до 6 – обыграть третий уровень, до 7 – обыграть 5 уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Программа является авторской разработкой, итогом полувековой практики автора по преподаванию шахмат детям возраста от полугода до выхода на пенсию.
Она составлена также на основе творческой переработки большого числа других авторских программ ориентированных на младший – дошкольный возраст. Использованные материалы приводятся в списке литературы.
Специфика дошкольного учебного заведения заключается как в значительной неоднородности контингента обучаемых, так и в значительной нестабильности учебных групп, вызываемой карантинами, сезонными вспышками ОРЗ, большими вариациями трудоустройства и занятости родителей и ещё целым рядом дестабилизирующих факторов.
Это – объективная сторона учебно-воспитательного процесса – точнее – одна из сторон.
Дошкольные учреждения имеют собственный выработанный годами и десятилетиями практик ритм жизни и наработанные техники и практики педагогической деятельности, в связи с чем специальная дисциплина «Шахматы» в них не предусмотрена и вводится как дополнительная образовательная услуга. Таким образом график учебной активности ребёнка достаточно напряжен и без шахмат, плюс экономические условия оказывают существенное влияние на готовность родителей нести дополнительные расходы на шахматное образование своего ребенка.
В совокупности эти факторы порождают существенный разнобой в составах групп и графике посещений занятий. Одни родители готовы оплачивать одно занятие в неделю, другие – два.
Таким образом помимо возрастных и иных различий при выработке оптимального режима обучения шахматам конкретных детей, необходимо закладывать в Программу и значительные резервные ресурсы по времени и материалу, чтобы в итоге у каждого ребенка формировалось устойчивое целостное восприятие изучаемого объекта.
Первые две недели сентября группы в садиках еще уточняются, часть родителей только возвращается из отпусков, на носу сбор урожая и заготовки на зиму, поэтому основной учебный процесс целесообразно планировать с 16 сентября. Аналогично в мае начинаются отпуска и поэтому предпочтительно до 20-го мая закончить основной образовательный процесс.
В разработанной пятилетней Программе все эти моменты учтены.
Основной учебный план рассчитан на 32 учебные недели по два занятия в каждой, то есть на 64 занятия в основное учебное время.
Одно занятие в неделю – основное, ведущее и одно – дополнительное – резервное. Это позволяет основной материал преподать даже в случае пропусков, болезней и карантина. Предполагается, что в этих форс-мажорных условиях часть дополнительного и резервного материала ребенок добирает дома самостоятельно.
Основные занятия именно так и строятся, чтобы побуждать самостоятельные активности учащихся в заданном направлении.
В Программе заложены и выполняются принципы доступности, разнообразия, целостности, достаточности, образности, последовательности, повторяемости и развития излагаемого материала и предлагаемых учащимся активностей.
Программа сочетает в себе как теоретический номинально необходимый материал, так и такие активности как музыкальные упражнения, хореографические упражнения, упражнения на движение по организованным пространствам, лепку – особенно развивающую пальцы и через них – мозг, рисование, активное вовлечение в процесс познания и чувств и эмоциональной сферы ребёнка.
За внешней простотой каждого упражнения стоит глубокая и всесторонняя проработка материала.
В качестве иллюстрации приведу только два небольших примера.
Пример первый:
Как нарисовать шахматного коня?
Обратите внимание на порядок проведения линий: он задан цветом – первым рисуем красный фрагмент, вторым – оранжевый, третьим – жёлтый и далее по радуге: К,О,Ж,З,Г,С,Ф.
Пример второй:
Как расставляют шахматные фигуры?
Ответ – две ладьи по углам, рядом с каждой ладьей два коня, рядом с каждым конём два слона.
То есть ряд Ладья, Конь, Слон.
Откуда этот ряд?
Вот квадрат 5х5 из центрального поля которого указанные фигуры попадают только на определенные клетки по краям. Именно эта их расстановка и отражена в начальной позиции.
Программа включает в себя элементы уже нашедшие отражение на страничках нашей Шахматной Шкатулки. Автор надеется в ближайшее время издать этот труд отдельной брошюрой для преподавателей, педагогов, тренеров, родителей и всех желающих вникнуть в эту тему самостоятельно.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
В последние годы у меня сложилось достаточно чёткое представление о том, что шахматный всеобуч в школе, о котором мы столько лет говорили и писали, который столько лет «пробивали» на всех мыслимых и немыслимых уровнях, безнадёжно запаздывает.
Начну с банального и общеизвестного.
Гроссмейстер Юрий Львович Авербах, наш мэтр Эндшпиля и авторитетнейший журналист и функционер Шахматной Федерации СССР был приведен в шахматный клуб в три года. Вот как об этом сообщает нам Википедия: «Авербах увлекается шахматами с 3 лет, играет с семи». То есть общение с шахматным материалом начинается в ТРИ года, а спустя ОЛИМПИАДУ!!! Он начинает вполне осмысленно играть!
То есть общение с шахматным материалом должно начинаться задолго до начала осмысленной игры! И это верно! Есть шахматные «вундеркинды», которые, едва увидев доску, сразу начинают играть, но это единицы на сотни миллионов нормальных людей.