banner banner banner
Исторические миниатюры
Исторические миниатюры
Оценить:
 Рейтинг: 0

Исторические миниатюры


Скифы были весьма воинственным народом. Древние авторы знали их как конных стрелков из лука. Скифские стрелы возникли в конце бронзового века, когда вырабатывались их прототипы. Однако наибольшее их разнообразие падает на ранний скифский период. Не перечисляя все типы наконечников стрел, можно отметить среди них большие трёхгранные, пулевидные и большие плоские с шипом у основания. Шипастый тип наконечников стрел является своеобразным предшественником разрывной пули, рассчитанной на тяжёлые ранения. Такие стрелы трудно или, вернее, невозможно вынуть из раны, а в случае изъятия древка наконечник оставался в ране. Медная окись от оставшегося в теле наконечника рано или поздно приводила к смерти даже в случае лёгкого ранения. Помимо лука и стрел, конные скифы вооружались дротиками для метания и тяжёлыми копьями. Вооружение дополнял короткий (30-50 см) меч, который в археологической литературе обычно называется акинаком.

В раннее время в украшении скифского оружия господствовали восточные элементы, по-видимому, навеянные искусством Ассирии и Урарту, в более позднее – греческие. Эти иноземные элементы сосуществовали и тесно переплетались с местным, типично скифским «звериным» стилем. Украшения имели не только эстетическое назначение. По представлениям людей того времени, они должны были усиливать действие оружия, помогать воину в ратном деле. Излюбленные скифами изображения скачущего оленя, фигуры орлов, грифонов, клюва хищной птицы должны были сообщать воину быстроту, силу и ловкость. Изображение на рукояти или навершьи меча когтя или глаза орла, по представлениям скифских воинов, придавали силу и меткость удару. Естественно, что богато отделанное золотом оружие было доступно не всем, а только знатным воинам. Как правило, его находят в курганах, в которых и остальные вещи отличаются роскошью и свидетельствуют о привилегированном положении погребённого.

К оборонительному вооружению относились шлем, панцирь, поножи и щит. Шлемы, преимущественно бронзовые, имели полусферическую форму с вырезом для лица и существовали с VI-V вв. до н. э. Панцирь защищал туловище воина. Изготавливался он из железных или медных пластинок, нашиваемых на кожаное основание. Пластины делались прямоугольные с полукруглой нижней частью. Поножи – щитки, закрывавшие ноги от колена до щиколотки, употреблялись сравнительно редко. Сами скифы их не изготавливали, а использовали поножи греческой работы. Щит был круглым, с выемкой сверху.

Значительную часть времени скиф, по крайней мере, зажиточный, проводил на лошади. Женщины и дети передвигались со становища на становище в четырёх- и шестиколёсных кибитках-фургонах, запряжённых волами. Внутри такая кибитка имела несколько отделений. Одежда у мужчин состояла из куртки, спускавшейся ниже пояса, и длинных штанов, носившихся навыпуск, или вправленных в невысокие мягкие полусапоги, стянутые на подъёме ремнём. Куртка без ворота запахивалась, оставляя открытой шею, и имела узор по краям и орнаментальную полосу на спине, или была обшита мехом. Штаны так же украшались узорами. На голове – башлык с выступом надо лбом. Скифы носили длинные волосы и бороду. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана с левой стороны и кинжала – с правой. Он нередко покрывался металлическими бляшками. О женской одежде мы знаем очень мало. На голове был убор, напоминающий башлык с поднимающейся вверх передней частью. Они носили длинные платья, на которые надевали длинную же одежду. У некоторых женщин и голова покрывалась накидкой. Такой женский костюм известен по ряду изображений. Одежда делалась из шерсти, из растительного волокна (конопли) и кожи. Скифы широко применяли всевозможные украшения, часть которых, как это часто было в древности, имело значение магических оберегов.

Скотоводством и хлебопашеством, рыбной ловлей и бортничеством занимались или могли заниматься каждая семья, хотя существовала некоторая специализация, зависевшая, прежде всего, от окружающих природных условий. Все исследователи скифских поселений и городищ отмечают высокое развитие металлургии. Одним из крупнейших ремесленных центров скифов справедливо считается Каменское городище на Днепре. Исследователи даже при поверхностном осмотре городища обнаружили много железных шлаков и криц. Раскопки дали ясную картину существования там в древности металлургического центра. Встречены сотни кусков шлака, обломки ошлакованных тиглей и разбитых горнов. Были раскрыты мастерские. На Каменском городище было обнаружено много редких ремесленных орудий. Так, например, найден молот-пуансон, служивший, как предполагают, для изготовления панцирных чешуек. Найдены пробойники и зубила разных размеров. Продукция различных мастерских городища представлена остатками копий, бронзовыми наконечниками стрел различных типов, крючками для подвешивания горитов или колчанов, камнями для пращи, панцирными бляшками, железными и медными, различными частями конского убранства. Помимо мастеров-металлургов в городище жили и представители других ремёсел, например, специалисты по обработке кожи.

Скифы высоко чтили бога войны и сооружали в его честь из хвороста святилища в виде пирамиды или кургана, на котором приносили в жертву в его честь рогатый скот и лошадей, а после успешной войны – и человеческие жертвы. Во главе же скифского пантеона стойло женское божество, верховная богиня, которая, по Геродоту, носила имя Табити. Предводителей своих они хоронили в курганах. В Северном Причерноморье сначала это были так называемые впускные курганы, когда захоронение делалось в курганах, сооружённых ранее теми же киммерийцами. Затем скифы стали сами насыпать курганы, которые были особенно богатыми в IV-III веках до нашей эры. Огромные и богатые, они вошли в науку под именем царских. Таковы всемирно известные курганы Четомлык, Солоха, Александровский, Мелитопольский и другие.

Под властью скифов оказалось большое количество племён. Сложился целый конгломерат народов, в который, помимо иранцев, входили славяне, финно-угры и балты. Исследования лингвистов Абаева и Георгиева показали существование своего рода скифского периода в истории праславянского языка, выразившегося в большом количестве иранизмов, включённых в славянские языки; из них на первое место следует поставить «Бог», сменившее индоевропейское «Deivas». Как праславян историки склонны рассматривать сколотов, известных также как скифы-пахари, невров и гелонов. Именно сколотская пшеница привлекла греков к колонизации Северного Причерноморья. В скифских землях греки также покупали рабов, скот, шкуры, меха, рыбу, лес, воск и мёд. В обмен они продавали текстиль, вино, оливковое масло и различные предметы искусства и роскоши. По некоторым данным до 30 % потребляемого в Греции хлеба вывозилось из Скифии.

Скифы, наряду с греками, долгое время представляли собой ведущую силу в Восточной Европе. В 514 г. до н. э. скифам удалось отразить нашествие гигантской армии персидского царя Дария. Скифы два месяца отступали перед полумиллионной армадой вглубь степей. Убедившись в безнадёжности преследования скифов и испытывая всё большие и большие сложности с продовольствием, Дарий повернул войско назад. Отступать пришлось по предварительно опустошённому пути, под неожиданными фланговыми наскоками скифской кавалерии. Вернуться удалось немногим.

Тогда смертельная угроза была отражена. Но приблизительно через два с половиной столетия с востока пришла новая сила – кочевые племена сарматов и савроматов. Именно под их ударами Скифия перестала существовать. Прежние пришельцы с востока были покорены новыми номадами с той же стороны света.

Печальное царство Тухулки

Души грешников в этрусском Загробном царстве ожидали неисчислимые муки. Сразу после смерти их встречал вооружённый каменным молотом зловещий демон Хару – с острым выдающимся носом, дикими глазами и оскаленным в хищной усмешке ртом. Будучи препровождённой в потусторонний мир демоном-проводником душ по имени Ванф, грешная душа попадала во власть чудовищного Тухулки. У этого огромного демона была голова хищной птицы с лошадиными ушами и змеями вместо волос. Крылья грифа позволяли ему летать, а из омерзительного хвоста постоянно выползали змеи. Он избивал души умерших огромным посохом или колол двузубыми вилами. Другие демоны терзали их каменными молотами и железными крючьями.

Идея посмертного существования бытовала у народов нашей планеты с незапамятных времён. Все представляли его по-своему. Праславяне были уверены, что души умерших отправляются в светлый Ирий, расположенный на небесах. Древние греки были убеждены, что умершие уходят в мрачный Аид, находящийся где-то за подземной рекой Стикс. Души уходящих в иной мир древних египтян ожидал суд сонма высших богов. Душа взвешивалась, и если оказывалась сверх меры отяжелённой грехами, то отправлялась в подземное царство мрака. Однако этруски были первыми, кто стал в деталях прорабатывать концепцию посмертного воздаяния.

Люди этого жившего к северу от современного Рима народа считали, что у каждого человека есть три души. Обителью первой была печень. Эта душа содержала эмоции и чувства. Она погибала в Подземном мире после смерти человека и, сливаясь с её же породившей Первоматерией, являлась жертвой богам. Вторая душа располагалась в голове человека и несла в себе портретное сходство с умершим. Поэтому для идентификации в Загробном мире на погребальных урнах этрусков часто изображался портрет умершего. Третья душа жила в аорте и сердце. Это была как бы «родовая душа», надличностная, связанная со всем народом и самим Космосом.

Этруски сжигали умерших и сохраняли их пепел в погребальных урнах. Тела знатных людей хоронили в саркофагах. Личностная душа какое-то время жила в урне или саркофаге, после чего начиналось её путешествие в Загробный мир. Она отправлялась туда в сопровождении демонов, далеко не всегда злобных, а также добрых божеств, животных и фантастических существ. Часто такое путешествие совершалось на квадриге с крылатыми конями.

По пути в потусторонний мир душа могла подвергнуться нападению со стороны демона Ферсу и его адских псов. Помочь избавиться от них могла магия замещающей жертвы. Во время похоронного обряда для этого устраивались театрализованные представления с участием демона Ферсу. Человек, изображающий Ферсу, травил другого участника представления собакой, имитируя реальные, с точки зрения этрусков, опасности Загробного мира. В случае победы человека, демон убегал посрамлённым. Изображение реальности считалось равносильной ей, когда, воздействуя определённым образом на изображение, можно было воздействовать и на саму реальность.

Этруски были убеждены, что все души имеют женскую природу. Поэтому душам мужчин после смерти предстояло перерождаться в женские. Особенно трудным это было для душ героев и воинов, которым при жизни довелось много сражаться и убивать. Помочь им была призвана полубогиня Лаза Млакуч. Лишь в продолжительной эротической борьбе с этой сущностью душа героя приобретала женские свойства. Борьба Геркле – этрусского Геракла – с Лазой Млакуч была мотивом, часто встречающимся в этрусском искусстве. Изображалась Лаза Млакуч в виде рослой женщины с мощной комплекцией.

Но и женские души в ходе путешествия в Загробный мир ждало множество опасностей. В этом пути женщина должна была закрывать своё лицо, оберегая свою внутреннюю сущность от злых сил Преисподней. Закрывала лицо именно женщина, а не мужчина, поскольку она была ближе к хтоническим силам хаоса, в которых могла раствориться её личность.

Отношение к посмертному существованию души, и желание облегчить её путь по Загробному миру было у этрусков настолько серьёзным, что для того, чтобы умершие могли там ориентироваться, отправившись в Загробный мир на колеснице, этруски строили подземные дороги, которые прорывали в туфе. Протяжённость таких туннелей была с километр и более, прорывались они на глубине 10-15 метров и мели ширину, достаточную для перемещения двуколки. В стенах туннелей находились входы в склепы. Существенно, что туннели как настоящие дороги не были этрускам нужны. Эти масштабные сооружения создавались исключительно с магической целью, для помощи душам умерших в путешествии по потустороннему миру.

Преодолев дорогу в Загробный мир со всеми её трудностями и опасностями, душа вступала в фазу «воцарения», что означало непрерывные удовольствия, пиры, спортивные состязания и танцы. О таком времяпрепровождении душ в Загробном царстве учёные знают из сюжетов многих фресок, которыми расписывались этрусские гробницы. Такое «воцарение» напоминает концепцию христианского рая. Символом этого «воцарения» у этрусков являлся трон или сидение, которые часто находят в гробницах.

Владыкой этрусского Загробного мира был бог Аита, которого изображали в короне или со скипетром. Иногда на фресках в этрусских гробницах его можно видеть с волчьим или собачьим скальпом на голове или со шлемом в виде волчьей головы. Его соправительницей была богиня Ферсифай. Вместо волос у неё были змеи, а в руках она держала судейский жезл. Там же обитала и богиня судьбы Терония. Существовали в Загробном царстве и ларвы или лемуры – души дурных людей, которые сами терзались после смерти и вымещали своё зло на живых людях. В отличие от лемуров демоны-маны были добрыми. Их просили даровать за добродетельную жизнь блаженство покойному. Они считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. С ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылающая безумие. Доброту манов тоже нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушение обрядов, связанных с культом манов, могло повлечь самые серьёзные последствия.

Рядом с Загробным находился другой Подземный мир, где царствовал бог Вейовис. Его атрибутами были коза, как воплощение плодородия, и стрелы громовержца. Ведь у этрусков громовыми стрелами могли распоряжаться не только высший бог Тин, но и другие важнейшие божества. Этрусские цари-жрецы – Лукумоны – находились в тесной связи с Подземным миром. Лукумон должен был жить рядом с таинственной ямой-пещерой, закрытой камнем, которая была входом в иные миры. Камень и яма назывались Мандусом.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)