banner banner banner
Организация безопасности движения и управление перевозочным процессом на автомобильном транспорте
Организация безопасности движения и управление перевозочным процессом на автомобильном транспорте
Оценить:
 Рейтинг: 0

Организация безопасности движения и управление перевозочным процессом на автомобильном транспорте


Первый вид – регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковые осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и представлением всех льгот на проезд по соответствующему автобусному маршруту, утвержденному в установленном порядке.

Второй вид – это регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми считаются регулярные перевозки, которые осуществляются с применением тарифов, установленных самим перевозчиком.

Регулярные перевозки осуществляются по определенным маршрутам. Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ определены следующие виды маршрутов – межрегиональный, т.е. маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации; смежный межрегиональный маршрут, т.е. маршрут между городом федерального значения и граничащим с ним субъектом Российской Федерации, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, т.е. маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации; муниципальный маршрут регулярных перевозок, т.е. маршрут регулярных перевозок в границах поселения либо двух и более поселений одного муниципального района.

К муниципальным маршрутам регулярных перевозок относятся и маршруты в городах федерального значения. Межрегиональные маршруты региональных перевозок устанавливаются, изменяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Основанием для этого являются предложения юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществлять регулярные перевозки по данному маршруту. В случае положительного решения этого вопроса и включения соответствующего маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заявителю свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карту данного маршрута регулярных перевозок. Тарифы на нерегулируемые перевозки по межрегиональным маршрутам нерегиональных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.

Следует отметить, что вопросы организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам решаются с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых конкретный (соответствующий) маршрут проходит по улицам, либо автомобильным дорогам, не относящимся к автомобильным дорогам федерального значения. После получения из федерального органа исполнительной власти заявления об установлении межрегионального маршрута региональных перевозок соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан представить в этот орган заключение о наличии оснований для отказа в установлении или изменении соответствующего маршрута. Предложение об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок рассматривается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием владельцев, расположенных по данному маршруту основных пунктов. К рассмотрению таких предложений привлекаются владельцы автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, а также территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, органы государственного транспортного контроля. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять проверку сведений, которые содержатся в заключение регионального уполномоченного органа исполнительной власти. Если они окажутся объективными, то уполномоченный орган не вправе установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок. К таким объективным причинам относятся сведения о небезопасности маршрута для перевозки пассажиров, о техническом состоянии улиц и дорог, не позволяющих пропускать по ним крупногабаритные транспортные средства, об их несоответствии экологическим требованиям и по некоторым иным причинам, указанным в ч.1 ст.6 рассматриваемого Федерального закона.

Смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, т.е. перевозки в сообщении с городом федерального значения и граничащими с ним субъектами Российской Федерации устанавливаются, изменяются и отменяются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.

В ст.11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ уполномоченному органу местного самоуправления даны полномочия устанавливать, изменять и отменять муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения.

Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются органом местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

В городах федерального значения муниципальные маршруты регулярных перевозок устанавливаются, изменяются и отменяются соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются и отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.12 Федерального закона N 220-ФЗ, порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливаются соответственно законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществляется на основании соответственно государственных или муниципальных контрактов по итогам соответствующих конкурсов.

Правила, содержащиеся в федеральных законах, развиваются в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации. Исключение – Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года. Это обусловлено тем, что федеральные законы стали приниматься в 1994 году. В названных Правилах установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. В этих Правилах закреплены общие обязанности водителей, в том числе обязанность перед выездом проверять, а в пути обеспечивать исправное техническое состояние транспортных средств, а также обязанность иметь при себе путевой лист и другие документы, включая водительское удостоверение. Ряд норм Правил дорожного движения посвящены организации перевозок людей и грузов. В частности, недопустимо, чтобы число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля и в салоне автобуса, осуществляющих перевозку на междугородном уровне, туристическом или экскурсионном маршруте превышало количество оборудованных для сидения мест. Правилами перевозки грузов установлено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного вида транспорта. При этом перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения и создания помех для движения.

К числу Указов Президента РФ по рассматриваемой теме относится Указ от 1 марта 2011 года N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел и его территориальных органов».

Более подробно перевозочный процесс регулируется специальными правительственными постановлениями по вопросам перевозки грузов. К числу таковых относятся постановление от 23 апреля 1994 года N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом», а также постановление от 15 апреля 2011 года N 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом». Пассажирские перевозки регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Правительственными постановлениями регулируются и другие аспекты перевозочных процессов. По состоянию на 1 января 2016 года принято более 40 постановлений по этим вопросам.

Сформулированная федеральными законами и правительственными постановлениями нормативно-правовая база автомобильных перевозок дополняется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти – министерств транспорта, внутренних дел, здравоохранения, образования и науки.

Специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере транспорта является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России). Положение об этом Министерстве Правительство РФ утвердило 30 июля 2004 года своим постановлением N 395Автотранспортное законодательство. Состояние и практика применения. Согласно данному Положению, Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ему вменены функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в транспортных сферах, включая автомобильный и городской электрический транспорт, обеспечение транспортной безопасности и осуществление организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах. К полномочиям Министерства транспорта РФ относятся также координация и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта. Таким образом, как непосредственно, так и через названные государственные органы Министерство транспорта РФ обеспечивает регулирование деятельности всех видов транспорта во благо общества и государства.

В Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации закреплены его конкретные полномочия, реализация которых определяет поведение физических лиц и деятельность юридических лиц в транспортной сфере. Всего таких полномочий более восьмидесяти. При этом около двадцати из них предназначены для регулирования деятельности лиц, владеющих и эксплуатирующих автотранспортные средства. Так, Министерство транспорта РФ утверждает правила перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов, устанавливает формы бланков удостоверений и карточек допуска на транспортные средства для осуществления междугородных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок, утверждает типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок, порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных перевозок опасных грузов, порядок выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки.

К полномочиям Министерства транспорта РФ также относятся определение порядка проведения экзамена и выдача свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, установление порядка выдачи свидетельств о допуске автотранспортных средств к перевозке опасных грузов, утверждение правил категорирования автомобильных тоннелей, принятие актов, определяющих перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации. Министерство устанавливает периодичность проведения соответствующих проверок, акты, определяющие профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, определяет порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки указанными работниками, принимаемыми на работу, связанную с движением (управлением) транспортных средств, а также порядок оформления плановых рейсовых заданий на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации и содержание таких заданий. Следует также отметить, что Министерству транспорта РФ предоставлено право разрабатывать и утверждать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Реализуя перечисленные полномочия, Министерство транспорта РФ своим приказом от 15 января 2014 года N утвердило названные Правила и перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации. Данным нормативным правовым актом к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности отнесены требование об обеспечении соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требование об обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.

В Правилах определены направления деятельности по выполнению закрепленных в них требований. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей, контролем состояния здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы, прохождением инструктажа по безопасности перевозок. В этих целях Министерство транспорта РФ возложило на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов (далее – субъекты транспортной деятельности), следующие обязанности:

• обеспечивать контроль состояния здоровья водителей транспортных средств;

• не допускать к управлению транспортным средством лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;

• организовывать проведение общеобязательных медицинских осмотров водителей и реагировать на их результаты, вплоть до отстранения от работы;

• обеспечивать контроль соблюдения установленного законодательством режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Целям обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов служат также сообщения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, о местах расположения пунктов медицинской и технической помощи, о диспетчерских пунктах управления движением транспортных средств, сведения о порядке связи с этими пунктами.

Субъекты транспортной деятельности должны проводить с водителями вводный, предрейсовый, сезонные и специальные инструктажи. Первый вид инструктажа проводится при их приеме на работу, второй – при перевозке детей и опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, третий – в весенне-летний и осенне-зимний период, четвертый – в случае угрозы совершения террористических актов и других опасных ситуациях.

В Правилах дифференцированно закреплены требования к обеспечению безопасных условий перевозок пассажиров и грузов. При этом в п.33—60 описаны особенности размещения и закрепления грузов. В п.61—87 определены требования к обеспечению безопасных условий организации перевозок пассажиров. Одновременно в п.61 установлено, что маршруты регулярных перевозок пассажиров автобусами организуются на автомобильных дорогах I—III категорий.

Субъекты транспортной деятельности, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, обязаны обеспечивать каждого водителя путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков. Они должны контролировать соблюдение расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, а также соответствие пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.

В Правилах четко расписаны требования к обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, к которым относятся перевозки по зимникам, бездорожью, переправам через водные преграды, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности. Такие перевозки могут осуществляться только при условии уведомления организаций, которые эксплуатируют названные трудные участки дорог и переправы, с учетом температуры воздуха, крепости льда, времени суток, режима работы переправ, обустроенности участков дорог и дорожной разметки.

Приказом Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 года N 7 утверждено второе Положение в форме Перечня мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и безопасной эксплуатации транспортных средств. Данным перечнем подтверждены необходимость проведения стажировок водителей, проведение их медицинских осмотров и проверок состояния транспортных средств, а также обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним, и их самовольное использование водителями субъектов транспортной деятельности. Требования к оборудованию автовокзалов и автостанций определены в Приказе этого Министерства от 29 декабря 2015 года N 387.

Влияют на обеспечение надлежащих и безопасных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и другие федеральные министерства. Так, согласно Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 года N 466, названное Министерство наделено правом принимать нормативные правовые акты, определяющие перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, а также перечень профессий работников, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием соответствующих профессий рабочих квалификаций федеральным и государственным стандартам.

Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года N 608, на данное Министерство возложены полномочия, связанные с организацией проверки состояния здоровья водителей. Это Министерство принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения предрейсовых, предсменных, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также определяющие:

• порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядок выдачи и форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами;

• порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также порядок приостановления действия или аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами;

• порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

• порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности и форму медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ.

Нормативное правовое регулирование, обеспечивающее надлежащие безопасные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Положение об этом Министерстве утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Министерство участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, организует и осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, а также производство по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения.

Большой объем полномочий в сфере дорожного движения возложен Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ. Небезынтересно, что эта инспекция имеет и другое название – «Госавтоинспекция», а также название в форме аббревиатуры ГИБДД.

На Госавтоинспекцию возлагается много обязанностей, которые влияют на процессы автомобильных перевозок пассажиров и грузов, в том числе:

• осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог, а также контроль деятельности по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

• принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автотранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автотранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;

• регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств;

• организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

• регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

• выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.

Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:

• запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;

• давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

• предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;