banner banner banner
Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том I
Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том I
Оценить:
 Рейтинг: 0

Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том I


Августин Иппонийский пишет: «В словах апостола „оправданы Кровью Его“ „оправданы“, очевидно, означает то, что мы освобождены от всех грехов; освобождены же мы от всех грехов потому, что за нас был убит Сын Божий, у Которого не было ни одного греха».[30 - Августин Иппонийский блаженный. К Римлянам послание ап. Павла 5 глава 10 стих [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/stih-10/ Дата доступа: 04.09.2020.] Но такая интерпретация искажает истину и ориентирует на обольщение. По Августину получается так, что Кровью Иисуса оправдывается всякий грех, и Его смерть освобождает от всех грехов, – греши в свое удовольствие, ибо ты уже оправдан смертью Иисуса и с тебя снимутся все твои беззакония. Абсурд! Иисус оправдал лишь нашу человеческую природу, ибо Он Сам является Человеком, но ни Он, ни Его смерть не оправдывают грех и неисправимого грешника. Иисус, Своим подвигом, лишь отвращает скорый суд Божий и дает время и возможность к покаянию и очищению. Если я, будучи христианином (крещен во Христа и верую в Него), живу нечестиво и умираю во грехах, то, ни Бог, ни Иисус меня не оправдают. Значит, смерть Иисуса, это лишь залог нашего спасения, а не безусловное освобождение от грехов и греховных навыков.

(10) Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Будучи грешными, противоставшими Богу и Его заповедям, мы примирились с Богом посредством смерти Иисуса. Точнее было бы сказать, что не мы сами по себе примирились, но Иисус Своим подвигом послушания и Своим ходатайством перед Отцом, примирил Бога с нами. Мы же примиряемся с Богом через веру в Иисуса Христа

Говоря: «…спасемся жизнью Его», – Павел, возможно, имел в виду подражание жизни Иисуса Христа. А может быть он говорит о живущем на Небе Иисусе Христе, Которому дана всякая власть на Небе и на земле (Мф. 28:18), и в Котором во всей полноте пребывает Божественная сила и могущество Отца. Если ради грешников Иисус принял страдания и смерть, то примирившимся с Богом, живущий Христос, тем более дарует вечную жизнь.

(11) И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

Ап. Павлу недостаточно спасения, он хвалится Богом, через Иисуса Христа. И здесь, как видим, Бог и Иисус – разные Существа, разные Сущности: Бог Сам по Себе, а Иисус Сам по Себе. Однако, Тот же Самый Бог в Иисусе находится, поэтому Бог единое Существо, единая Личность, а Иисус – двуединое Существо, состоящее из двух Личностей: Бога и Человека. Именно поэтому апостол хвалится Богом через Иисуса Христа, посредством Которого получено примирение с Богом.

(12) Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

В принципе все выглядит именно так: грешит один человек, а следствие греха долгим эхом отражается в его потомках. Действительно, грех портит природу человека, и чем более грешит человек, тем более портится его природа, так как грехами он все более и более углубляет пропасть между собой и Богом, ибо в нем все менее и мнее остается Божественных свойств. Бывает даже так, что человек становится демоноподобным существом, не способным к покаянию. Но эта порча наследуется потомками только до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), ибо если бы в Адаме все согрешили, то не было бы праведников, потомкам которых Бог творит милость до тысячи родов (Исх. 20:6).

Здесь, как и в 14 стихе, ап. Павел, очевидно, имеет в виду смерть телесную, полагая, что Бог изначально сотворил человека и все живое на земле бессмертным, но грех Адама и Евы поразил их тела и сделал смертными, как и тела всех живых существ, сотворенных Богом из-за людей стали смертны. Именно так ныне учит и христианская антропология. На самом деле Бог, предостерегая Адама от непослушания, говорил о духовной смерти Адама и Евы, а не о телесной. Грех убивает душу, а не тело. Эта смерть души еще называется смертьювторой, следующей за смертью тела. Именно поэтому ап. Иоанн говорит: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6). Воскресение первое происходит с праведниками задолго до Страшного суда, они и сейчас находятся в Царстве Небесном с Богом Отцом и со Христом. И Сам Иисус засвидетельствовал: «А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20:35—36). Если бы Бог (в Быт. 2:17) говорил о телесной смерти, то Адам и Ева умерли бы в тот же день, как согрешили. Вторым доказательством того, что не о телесной смерти говорил Бог Адаму, является благословение Божие Адаму и Еве плодиться и размножаться, данное до совершения ими греха непослушания. Еще ранее Бог благословил всех животных, сотворенных Им, плодиться и размножаться. А это значит, что если бы Адам и Ева, и их потомки были бы телесно бессмертными и жили не согрешая, то очень скоро Земля переполнилась бы живыми организмами. Ведь люди, как и бессмертные животные, не умирали бы даже от смертельных (по нашим представлениям), случайно полученных травм.

Но мы знаем, что материальный мир изначально был сотворен непостоянным и изменчивым, поэтому и тела животных и человека Бог не планировал творить неизменными и бессмертными. Плоть живых организмов изначально имеет естественное свойство плодиться и размножаться, гибнуть и разрушаться. Поэтому тела людей изначально были смертными, хоть и долгоживущими. Тело смертно, несмотря на то что не оно грешит, а душа, – тело является лишь орудием грешной души. Даже безгрешный Иисус телом умер на кресте, но воскрес, ибо смерть (смерть вторая, смерть души) не имела над Ним власти, так как Он не согрешил, имея тело такое же смертное, как и у нас.

(13) Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

И здесь ап. Павел говорит неправду. Если бы грех не вменялся допотопным людям (у которых не было закона), то не была бы разрушена Вавилонская башня, не было бы и Потопа. Но ведь именно за развращение людей, за их грехи Господь навел Потоп на все живое на Земле, сохранив только семью праведного Ноя, который, как и его современники, не имел писанного закона. И души утопших грешников, полагаю, попали не в рай. Как же можно утверждать, что до закона грех не вменялся Богом в вину?

Но экзегеты толкуют этот стих в ключе, который я испортил во втором абзаце, объясняя предыдущий стих. Так архиеп. Аверкий (Таушев) пишет: «Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона, и следовательно, грехи людей не могли им вменяться: „но грех не вменяется, когда нет закона“, но тем не менее люди умирали и до Моисея: отсюда естественен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама».[31 - Аверкий (Таушев). архиепископ. К Римлянам послание ап. Павла 5 глава 13 стих [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/stih-13/ Дата доступа: 04.09.2020.] И Амброзиастер, толкуя Рим. 6:13, говорит: «Тело смертно вследствие греха Адама».[32 - Там же.] Но телесная смерть не является наказанием за грехи, смерть тела – естественное явление. Если бы люди за грех наказывались телесной смертью, то на Земле давно люди вымерли бы, как вид Homo sapiens.

(14) Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

Довольно странные границы царствования смерти определены Павлом: от Адама до Моисея. На предыдущий стих мы приводили толкование архиеп. Аверкия, где говорится, что люди наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех Адама. Но такое мнение ошибочно, – телесная смерть не является наказанием, ибо она естественна (как я показал выше), наказанием является смерть души. Если бы люди телесно были бессмертны, то они развратились бы до такой степени, что стали бы демонами во плоти. И потом, смерть телесная не царствовала, как говорит ап. Павел (от Адама до Моисея), ибо мы знаем примеры, когда Бог забирал на Небо живыми, как до Моисея (Еноха), так и после Моисея (Илью), которые не вкусили смерти ни телесной, ни духовной. А вот Амброзиастер уверен, что и праведники сходили в ад за грех Адама, он пишет: «Ибо и для тех, кто умер, согрешив подобно Адаму, и для тех, кто этого не сделал, преизбыточествовала благодать. Хотя по суду Божиему они сошли в ад за грех Адама».[33 - Амброзиастер. К Римлянам послание ап. Павла 5 глава 15 стих [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/stih-15/ Дата доступа: 04.09.2020.] Какой абсурд: «преизбыточествовала благодать, хотя… сошли в ад», – хороша благодать! Какая потрясающе безрассудная несправедливость! Что же, Амброзиастер присутствовал на суде Божием, если так уверенно заявляет о равной загробной участи грешников и праведников? Как можно свои или чьи-то домыслы приписывать Богу? Что сказал бы праведный Амброзиастер Богу, если бы Господь упек его вместе с нечестивцами, развратниками и убийцами в ад на многие века? Даже люди стараются поступать справедливо, и не сажать в тюрьму невиновного, и не наказывать за чужие грехи. Каким же несправедливым монстром представляют Бога эти горе «богословы»!

(15) Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

«Но дар благодати не как преступление». Апостол хотел сказать, что дар благодати противоположен греху, ибо благодать воскрешает, а грех умерщвляет. Только этот стих надо понимать не так, как его разумел сам апостол и как понимают его экзегеты, обращая свой взор на смерть телесную. На самом деле благодать Божия исправляет духовную порчу и исцеляет душу, а грех портит дух и умерщвляет душу.

После грехопадения прародителей и родителей, потомки адамитов наследуют порченый дух (в котором нет полноты Св. Духа), а ущербность духа умерщвляет душу, что именуется второй смертью, смертью души. Наследуя духовную порчу, и согрешая лично, поколение за поколением люди поддерживали эту смертность душ, и только поэтому она царствует до сих пор, невзирая на подвиг Христа. Ведь, полагаю, никто не опротестует утверждение, что до сих пор существует царство ада, а это значит, что для многих подвиг Христа оказался бесполезным.

По этой причине: усугубления наследуемой порчи собственными грехами, – сами адамиты уже не могли (и не могут) избавиться от порока, порождающего все новые и новые осложнения в духовности каждой личности; за исключением редчайших феноменов, таких как: Авель, Енох, Ной, Иов, Авраам, Моисей, Дева Мария, Иоанн Предтеча, – которые жили праведно. Поэтому Бог сотворил нового Адама (Иисуса Христа) в чреве Девы Марии, дух Которого был не от ипостаси Св. Духа Божия, а от ипостаси Слово. Таким образом, посредством Слова, во Христе воплотился весь триединый Бог Отец и явился в этот греховный мир, чтобы помочь людям исправить духовную порчу и предотвратить смерть души. Но от телесной смерти ни благодать Божия, ни Сам Иисус, – не избавили и не избавят.

Богословский аспект этого стиха заключен в словах «…благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа». Как видим, Иисус – это Человек, значит, и Человеческая Личность; тогда как Бог – иное Существо, иная Личность. Благодать Божия исходит от Бога, а дар по благодати… Человека исходит от человеческой Личности. Дар по благодати, полагаю, надо понимать так, что благодать Иисуса Христа (Спасителя) получена Им (Человеком) от Бога, как дар. Ведь Иисус множество раз свидетельствовал Своим ученикам, что Он все получает от Отца (Бога): «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин.14:10).

(16) И дар не каксуд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений.

«И дар не каксуд за одного согрешившего». Преступление Адама и порча его духовного состояния, наследуемая потомками, не есть следствие Божьего суда, Его наказания, но это естественное природное явление, основанное на законах бытия духовных сущностей, духовных созданий, каковыми являются падшие ангелы и люди. Этот закон бытия таков, что грех изгоняет Бога из духа духовной личности, и, естественно, дух ее пустеет, утрачивая свойства, присущие Богу, в частности – бессмертие, от чего душа, лишившись бессмертного естества Божия, становится смертной. Смерть души – смерть вторая, следующая за смертью тела, а умирание ее начинается еще в живом теле; душа может оказаться мертвой до смерти тела, когда становится демонической.

Св. Писание свидетельствует, что грех повреждает только ближайших потомков грешника (Исх. 20:5), а не всех его потомков. Если бы потомки не грешили, то после третьего или четвертого поколения дети рождались бы с неповрежденным духом (каким был, например, Иоанн Предтеча) и души их попадали бы в рай.

Утверждение: «… а дар благодати – к оправданию от многих преступлений», —по меньшей мере, – не корректно. Надо сказать, что благодать исцеляет и воскрешает, но не оправдывает сами преступления. Дар благодати в том, что Богоправдывает преступника ради искупительной жертвы Христа, если преступник уверовал во Христа, а значит, принял эту жертву, раскаявшись в своих преступлениях (как это сделал разбойник, висящий на кресте рядом со Христом), и только после этого Бог подает врачующую благодать и оправдывает.

(17) Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Павел весьма категоричен в своих суждениях, но, увы, все не так однозначно, как он утверждает. Повторяю, телесная смерть – естественное явление, существующее доныне; даже вновь созданный (первозданный) и совершенно безгрешный Человек Иисус Христос умер, и, несмотря на жертвенный подвиг Христа, смерть продолжает царствовать в мире.

А вот слова ап. Павла: «…приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа», – совершенно справедливы. Здесь речь идет о жизни вечной. Единственная неточность закралась в выражение «дар праведности», ибо праведность стяжается усилиями, и благодатной помощью Божией, а даром не дается. Правда, праведность может быть наследована от родителей, как наследственный дар, а как далее распорядится этим даром ребенок, – зависит от него самого.

(18) Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

Достаточно взглянуть на сайт: Экзегет.ру, (режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/stih-18/), чтобы увидеть: сколь велик разброс разночтений и толкований этого стиха!.. И это не случайно, ибо апостол говорит об осуждении и об оправдании абстрактно, не конкретизируя: какое осуждение, какое оправдание.

Но, в любом случае, – нет, нет и нет! Не все адамиты (потомки Адама) осуждались и осуждаются за грех одного (Адама). Разве праведный Бог осудит невиновного за чей-то грех? Сам Бог через пророка сказал: «Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: …от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, – то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив» (Иез. 18:14—17).

Что касается ада, то я уже приводил примеры, где праведники не только помещались в рай, ибо не заслужили адских мук, но и возносились на небо живыми. И Иисус оправдал не всех грешников, а человеческую природу вообще (ибо Сам был Человеком), и Своим подвигом послушания Богу явился наглядным примером для грешников, и через Него Бог дал им больше возможностей к исправлению. Если бы все, без исключения, грешники оправдывались и получали благодать и милость Божию, то не было бы ада, а преступления бы множились.

(19) Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

Этот стих безупречен во всех отношениях. Действительно, многие, но не все, а это значит, что зависимость от преступления Адама не является абсолютным и незыблемым законом, распространяющимся на всех без исключения, о чем я уже говорил выше. И, несмотря на жертвенный подвиг Иисуса Христа, не все становятся праведниками, что совершенно закономерно.

(20) Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

Вероятнее всего Павел не имел в виду то, что следует из его слов, будто бы Бог, давший нравственные законы, стал виновником умножения преступлений. Даже человеческие законы направлены на то, чтобы предотвратить преступления. Более того, закон не может умножить преступления, ибо он лишь регламентирует нормы поведения граждан и определяет степень наказания за его нарушение (преступление). Преступления Божественной нравственности (и их умножение) были, как задолго до появления закона (от чего и был Потоп), так и после появления закона; и во все времена преступники наказывались, как преждевременной смертью тела, например, водами Потопа, так и вечной смертью души. Это сказано в общих чертах, можно приводить и более частные примеры наказания еврейского народа за забвение Бога, или его благоденствие в годы почитания Бога.

Что касается пропорции: умножение греха – преизобилие благодати, то это выдумка Павла. Благодать же Божия никогда не оскудевала, ибо Бог любит Свое создание так, как мы и представить себе не можем. Если мать любит своего преступного сына и не лишает его своей помощи, то, тем более, Бог, Который есть любовь, – никого не лишает Своей благодати, «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Однако, во все времена, умножение греха стимулировало не изобилие благодати Божией, а Его гнев, порождающий стихийные катаклизмы и войны.

Возможно, Павел хотел сказать о значении закона на осознание греха, как серьезного преступления перед Богом, что (как бы)увеличило значимость греха, воспринимаемого как увеличение самого греха. Но уж слишком неуклюже такое объяснение слов, которые утверждают умножение самого преступления, при чем, как бы намеренно увеличенный законом, ибо дословный перевод А. Винокурова гласит: «Закон же вдобавок вошел чтобы умножилось преступление». Далее текст сообщает: «…где же умножился грех, явилась сверхизобильно благодать», – то есть Бог специально законом умножил грех, чтобы явить Свою преизобилную благодать. Но не абсурдно ли такое понимание закона и благодати Божией? По-моему, это даже сродни кощунству.

(21)дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

«…грех царствовал к смерти». Увы, грех до сих пор умерщвляет души (но не тела), невзирая на подвиги Спасителя. Несомненно, Иисус Христос Своей Богочеловеческой Сущностью[34 - Да, Бог и Человек являют во Христе единое Существо и единую Сущность, то есть Бог и Человек – единосущны.] приблизил благодать Божию и умножил возможности очищения и исправления душ человеческих. Однако, как мы знаем, многие оставались и остаются в стороне от этой благодати, ибо далеко не все становятся христианами, и, увы, не все, крестившиеся во Христа (ставшие христианами), ведут жизнь со Христом и во Христе, то есть действительно Христовы.

Глава 6

(1—2) Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Грех не может умножить благодать Божию, напротив, грех удаляет от Бога, а значит, и от Его благодати. Ап. Павел здесь свои утверждения не подкрепляет примерами из жизненного опыта или текстами Св. Писания, ибо таковых не существует, да и не может быть в принципе.

Категорическое заявление апостола: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?», – к сожалению, лишь благая мечта, доброе намерение. Факты же говорят о том, что пока духовное существо живо, оно живо для греха и способно грешить. Бог не творит запрограммированных кукол, и не лишает воли никого: ни людей, ни Ангелов Света, ни демонов. Но даже если Павел, став христианином, вел исключительно беспорочную жизнь, в нем жил грех, о чем он сам, чуть ниже, засвидетельствует: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?.. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:24—25). Значит, даже в стремящемся к праведной жизни человеке, может жить грех, как признается сам Павел: «…а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:17). А коли так, то он может и жить во грехе, не достигая праведности. Отсюда вывод: все не так однозначно, как, порою, постулирует апостол в своих категоричных рассуждениях и выводах.

(3) Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Конечно же, апостол здесь имеет в виду, виртуальную смерть грешного человека во время крещения, но уж очень неуклюже он выразился, увязывая эту смерть со смертью Христа. Учение, сформированное на основе представлений ап. Павла о неразрывной и закономерной духовной связи Христа и христиан, – замечательно и безупречно, однако, метафоры о смерти и воскресении Христа, о смерти и воскресении адамитов во время крещения, хоть и красивы, но, надо признать, – не корректны. Ап. Павел прав лишь в том, что, крестившись, мы стремимся умерщвлять свое тело для греха (ибо покойник не грешит), – такой подвиг похвален; но смерть Спасителя не может, ни сравниваться, ни сочетаться, с какой бы то ни было смертью адамитов. Ведь смерть Иисуса Христа, и смерть адамитов – явления разные: Он умер телом, а мы умираем духовно. Грех умерщвляет душу адамита, а Христос, умирая на кресте, умерщвлял грехи человечества, тем самым давая адамитам жизнь, как написано: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Да и сам ап. Павел писал к Коринфянам: «Христос умер за грехи наши» (1Кор. 15:3; Гал. 1:4). Кроме того, всем нам известно, что крестившись во Христа, мы получаем прощение грехов и залог вечной жизнь с Ним; то есть мы не в смерть Его крестились, а в жизнь Его.

Ни Бог, ни Сам Христос не заповедали нам умирать, ибо мертвец ни на что не способен, но, напротив, Бог призывал к жизни: «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18:32), «Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). И здесь, несомненно, Бог говорит о духовной смерти, о смерти души, а не о телесной смерти. Поэтому, мы крестимся не в смерть Христа Иисуса, а в Его жизнь.

(4) Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Павел, очевидно, имеет в виду отказ от своей прежней греховной жизни, сравнимый с решительным и добровольным погребением своего грешного духа, с намерением начать новую праведную жизнь в обновленном возрожденном духе, ориентированном на Христа.

И в богословском плане истинно свидетельство ап. Павла, что Иисус воскрес не Своей Собственной силой и славой, но славою Отца.

(5) Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,