Книга О чём он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей - читать онлайн бесплатно, автор Эвелин Кроне. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О чём он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей
О чём он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О чём он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей

С одной стороны, повышение уровня гормонов может вызвать временную активацию клеток в определенных областях мозга. Это явление характерно не только для подростков, но и для взрослых. Случается, что под влиянием гормонов мы чувствуем себя уставшими, подавленными или, наоборот, безмерно счастливыми.

С другой стороны, гормоны оказывают важное организационное и направляющее влияние на созревание мозга, и эта их функция присуща только пубертатному периоду. Иными словами, половое созревание задает скорость развития мозга. По мере полового созревания увеличивается количество нейронных связей. Отсутствие какого-либо гормона может привести к нарушениям в функционировании мозга. Некоторые нарушения в развитии обусловлены запоздалым увеличением выработки ГнРГ, в результате чего дети не вступают в период полового созревания. В таких случаях для восполнения дефицита гормонов назначается гормональная терапия. Проведение гормональной регуляции в период, подразумевающий наступление пубертата, почти не влияет на интеллектуальные способности подростка. Однако отказ от гормональной терапии или прием гормональных препаратов в гораздо более позднем возрасте, как выясняется, существенно влияет на пространственную ориентацию. За обработку пространственной информации отвечают внешние участки мозга, которые в период полового созревания активно развиваются.


Гипоталамус вырабатывает гонадотропин-релизинг-гормон (ГнРГ). Этот гормон стимулирует гипофиз, отвечающий за управление секрецией всех гормонов. У мальчиков, к примеру, уровень гормона тестостерона в подростковом возрасте увеличивается в 20 раз (у девочек – в меньшей степени). Гормонами, в частности, обусловлены изменения во внешности подростка


Одним словом, если у подростков не произойдет гормональных изменений (которые обусловливают вступление в период полового созревания), им будет труднее справляться с выполнением определенных заданий. Функционирование мозга и гормональный баланс непрерывно взаимодействуют и не могут обойтись друг без друга.

Каким же именно образом гормоны влияют на поведение подростков? Мы уже знаем, что под воздействием ГнРГ меняется внешний вид. Эти изменения, в свою очередь, обусловливают то, как подростки воспринимают себя и окружающих. Сэм, вспомним, стал отдавать себе отчет в том, как выглядит, и прислушиваться к мнению сверстников. Поскольку не все подростки вступают в период полового созревания одновременно, на первых порах в их внешнем облике наблюдаются заметные различия.

Момент наступления пубертатного периода оказывает существенное влияние на социальную идентичность подростков. Девочки, раньше других вступившие в пубертатный период, более склонны к депрессии и развитию пищевых расстройств. Самооценка мальчиков, напротив, повышается, и они успешны в своем окружении. Точную причину столь разных последствий раннего полового созревания у девочек и мальчиков установить пока не удалось. Депрессивность у девочек может вызываться самими гормонами, но, скорее всего, является реакцией на продиктованные гормонами изменения. Под влиянием гормонов девочки часто полнеют, все дальше отдаляясь от навязанного им средствами массовой информации идеала красоты. Несколько лет назад шестнадцатилетняя девушка написала в интернете: «Казалось бы, при росте 175 см и весе 70 кг лишнего веса у меня нет. Но я все равно толстая. Куда ни глянь, повсюду стройные девушки в обтягивающих джинсах. А я не могу позволить себе узкие джинсы – они не налезают на мои бедра и ягодицы. Все мои стройные одноклассницы тоже модно одеваются. Хочу стать донором и отдать кому-нибудь свой жир (на ногах) – мне от него никакого проку, сплошные неприятности».

Не все девочки вступают в период полового созревания одновременно, поэтому жировые отложения на теле серьезно влияют на их самооценку. У девочек, раньше других вступивших в этот период, лишний вес часто порождает чувство неуверенности. При этом диеты для похудения, как правило, не помогают, лишь усугубляя закомплексованность. Депрессивные чувства могут сохраняться вплоть до зрелости. У мальчиков физически более развитое тело, наоборот, котируется высоко, поэтому мальчики, первыми вступившие в пубертатный период, пользуются популярностью среди ровесников.

Прямые последствия полового созревания также меняют сексуальные интересы и фантазии подростков. По мере взросления сексуальные фантазии и сексуальная активность набирают силу. Исследования, проведенные международным экспертным центром по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья Rutgers совместно с экспертным центром Aids Netherlands по вопросам ВИЧ, ЗППП и сексуального здоровья среди более 20 000 молодых людей в возрасте от 12 до 25 лет (www.seksonderje25e.nl, отчет за 2017 год), показали, что большинство участников в возрасте от 12 до 14 лет хотя бы раз испытали влюбленность. Тем не менее сексуальная активность среди подростков в возрасте до 14 лет почти не наблюдалась (всего у 3 % мальчиков и 2 % девочек). Сексуальный опыт у половины опрошенных 15-летних подростков не распространялся дальше поцелуев. Около 50 % подростков заявили, что впервые предавались взаимным ласкам без полового сношения в возрасте 16 лет, а в 17 лет начали заниматься сексом. Однако большинство молодых людей впервые вступили в половую связь в 18 лет (девочки несколько раньше мальчиков). Интересно, что в 2012 году все эти виды сексуальной активности происходили в более раннем возрасте (примерно на год раньше). Следовательно, за пятилетний промежуток времени средний возраст начала сексуальной активности сместился на год. При этом следует учитывать и некоторые новые явления, присущие нашему времени. Подростки нередко используют социальные сети для обмена интимными фотографиями (секстинг). Исследования выявили, что каждый восьмой подросток отправлял кому бы то ни было свою фотографию в обнаженном виде (в 2012 году эта цифра составляла всего 5 %). Из всей группы участников исследования 6 % мальчиков и 14 % девочек рассказали о своем негативном опыте с секстингом, например, в результате дальнейшей пересылки фотографий без их разрешения. Таким образом, оба исследования демонстрируют, что свои первые шаги в сексуальной сфере молодые люди делают в возрасте от 14 до 18 лет.

Изменения в сексуальных помыслах и поведении логическим образом приводят к тому, что подростки начинают активнее общаться со сверстниками. Если в детстве сверстники были прежде всего товарищами по играм, то в подростковом возрасте им отведена совсем иная роль. Дружеские отношения становятся более интимными, строясь на доверии и взаимной оценке (см. главу 4 «Социальный мозг»).

Помимо изменений в сексуальных интересах подростков гормоны также вызывают резкие и частые перепады настроения, особенно в период полового созревания. Гормоны непосредственно влияют на функционирование мозга, порой основательно активируя области, отвечающие за обработку эмоций. Внезапные всплески радости чередуются с такими же внезапными вспышками ярости. Эмоции зашкаливают! Столь частая смена настроений смущает прежде всего самих подростков.

Важно отметить, что связанные с половым созреванием изменения являются совершенно естественными. В конце концов, трудно представить себе подростка, не вступившего в пубертатный период, и в пятнадцатилетнем возрасте все еще играющего в салочки с детьми во дворе. Позднее половое созревание может привести к ограничениям в развитии всех видов навыков, поскольку гормональные изменения необходимы для стимуляции развития мозга. Изменения в социальном и эмоциональном поведении представляют собой неотъемлемый элемент взросления и формирования социальной идентичности. Пятнадцатилетний подросток, предпочитающий проводить время с родителями, а не со сверстниками, замедляет собственное социальное развитие. Превращение во взрослого члена общества – это непростой процесс со своими взлетами и падениями, которые отражаются и на функционировании мозговой системы, то и дело выходящей из равновесия. Следует помнить, что подростковый возраст – это период бурного созревания мозга, при котором отделы, отвечающие за эмоции, развиваются быстрее других (см. главу 3).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги