Книга Основы безопасности полетов - читать онлайн бесплатно, автор Фанис Мирзаянович Мирзаянов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы безопасности полетов
Основы безопасности полетов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы безопасности полетов

Внимание!

Мозг может самопроизвольно «блуждать» и генерировать опасности. Поэтому пилоту важно помнить, что для организации безопасного полета процесс мышления нужно системно контролировать и направлять в нужное русло.

Это необходимо делать волевым усилием, подчиняя мышление целям полета. Важно думать, ограничивая себя рамками выполняемого полета. Лишние, не относящиеся к полету мысли, следует своевременно подавлять или прерывать усилием воли, не давая им развиваться до неконтролируемых размеров.

Также важно помнить, что любому «рациональному» действию (в том числе ошибочному) предшествует мышление, в результате которого рождается образ предстоящих действий. Пилоту, осуществляющему предварительное мышление, важно учитывать, что в результате оно может генерировать как правильные, так и ошибочные решения. Ошибочное мышление может быть непроизвольным результатом какого-либо отвлечения или использования ошибочной информации и приводить в результате к ошибочному действию. Поэтому процесс контролируемого мышления требует постоянного рационального контроля.

Отдельно стоит вопрос об «иррациональном» мышлении и сенсомоторных действиях, которые выполняются на их основе. Они прямолинейны и работают по принципу «вижу—делаю». Действующая методика летного обучения построена на накоплении числа успешно выполняемых сенсомоторно выполняемых автоматических действий. В случае высокой тренированности и достаточности усвоения пилот, выполняя их, неуклонно снижает число неуправляемых спонтанных «примитивных» действий для различных полетных ситуаций, в том числе диктуемых чувством самосохранения, агрессии, расслабления или снижения контроля действий.

При этом очевидно, что чем большее число универсальных последовательностей умений и навыков, пригодных для использования в различных сложных полетных ситуациях, пилот натренирует, тем он становится более подготовленным к действиям по исключению в том числе «иррациональных» опасностей.

Нейробиологи утверждают, что наши эмоциональные импульсы вовсе не обязательно оказывают на нас отрицательное (дурное) влияние. Они уверены, что именно преобладание чувственно-эмоциональных привычек и инстинктов в человеческом мозге в значительной мере и сделало его таким эффективным. Согласно их представлениям, наш разум состоит из двух различных состояний мыслительной системы, одна из которых – «рациональная» – сознательна, а вторая – чувственно-эмоциональна. Она быстра и, поскольку имеет более «исторические» корни, не требует значительных усилий, имеет более высокую скорость срабатывания.

Внимание!

Ключ к принятию эффективных решений и действий лежит в понимании того, когда на какую систему стоит полагаться, когда и какую использовать.

Были проведены многочисленные исследования, подтверждающие, что человек в условиях дефицита времени для выбора и принятия решения по целым блокам поступающей информации не занимается составлением новых «рационально» обоснованных решений, а использует автоматизм действий по принципу «да/нет». Привитые в результате тренировок автоматические действия зависят от уровня их предварительной тренированности, а «примитивные» – от природы развитых исторически наработанных навыков и привычек. В процессе принятия решений мозг – при участии дофаминергической системы – на основе ранее устойчиво сформированных поведенческих чувственно-эмоциональных инстинктов и привычек формирует соответствующий сигнал. В результате мгновенного охвата вниманием и оценки поступающей информации с учетом существующих нейронных сетей, он выдает вариант мгновенного (да/нет) решения, который мы не можем быстро воспринять и осмыслить «рационально».

Поэтому рассудок без эмоций бессилен!

Почему инстинкты, привычки, эмоции – и дофаминергическая система – так важны? Как с их помощью мозг увеличивает скорость и широту «рационального» мышления? Ответ следует искать как в эволюции мозга в целом, так и в возможностях нейронных сетей.

На то, чтобы «спроектировать» мозг, потребовалось много времени. Первые скопления объединенных в сеть нейронов живых существ появились более пятисот миллионов лет назад. Это была первая нервная система, хотя на самом деле в тот момент это был всего лишь набор автоматических рефлексов.

Со временем «примитивный» мозг становился все более сложным. Он расширялся от нескольких тысяч нейронов у земляных червей до более десяти миллиардов соединенных клеток у приматов. Когда человек впервые появился около двухсот тысяч лет назад, планета уже была населена созданиями с высокоорганизованным мозгом. Взять, для примера, рыб, мигрирующих через океанические течения, птиц, использующих магнитные поля как способ ориентирования при перелетах, насекомых, умеющих за полтора километра чувствовать запах пищи. Все эти познавательные навыки – в том числе ориентация во времени и пространстве, способность к обучению, памяти, мышлению, речи и др. – являлись продуктом инстинктов, сформировавшихся в процессе естественного отбора при выполнении конкретных задач. Однако живые существа не могли обдумывать принимаемые решения, не умели планировать свой день или использовать речь для выражения собственных внутренних состояний. Они не были способны анализировать сложные явления или изобретать новые орудия. Все, что не могло быть сделано на «автомате», не могло быть сделано вовсе. «Рациональному»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Приложение 19, ИКАО. Система руководства безопасностью. Системный подход к руководству безопасностью, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

2

Безопасность – это, состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью (организации – ред.), относящейся к эксплуатации ВС или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются (ИКАО, Приложение 19, 4-е издание).

3

Мирошниченко А. Законы Батера Брэда. Литрес, 2015.

4

Mele A. R. Free Will: Theories, Analysis and Data // Does Consciousness Cause Behavior? / Eds S. Pockett, W. P. Banks, S. Gallagher. Cambridge: The MIT Press, 2006. P. 190–191.

5

Does Free Will Exist? // A. Mele interviewed by Austin Allen on Jan. 5, 2010. URL: http://bigthink.com/ideas/19233.

6

Потенциал готовности «рационально» действовать в «известных» условиях, определенный профессором Калифорнийского университета Бенджамином Либетом (Benjamin Libet), появляется за 1050 миллисекунд (1000 мс = 1 с) до момента совершения мышечного движения. Для спонтанных действий за 350–400 мс. Для действий в виде реакций, например, воздействий током на кожу человека – за 150 мс.

7

08.11.2018 «Пассажирский самолет ушел в 150-метровое пике из-за ошибки пилота» при введении данных высоты равное «0». На взлете после включения, автопилот самопроизвольно перевел самолет на пикирование. Пилот едва успел выключить автопилот и «выхватить» машину из режима снижения. URL: https://www.bbc.com/russian/news-46139222.

8

Действие – это преднамеренная активность, направленная на достижение какой-либо цели [23]. Обладает временной, линейной и количественной характеристиками.

9

Воображение (англ. imagination) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [23].

Эйнштейн говорил, что «воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что когда-либо поймем и узнаем».

10

Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, профессор СПГУ. Телеканал ТВЦ. «Повелитель интеллекта. Неочевидное-вероятное. Нейробиология». URL: https://ok.ru/video/8170834565.

11

Lehrer J. How We Decide. Houghton Mifflin, 2009. URL: https://web.archive. org/web/20130302192857/http:/www.huffingtonpost.com/2013/03/02/how-we-decide-jonah-lehre_n_2796208.html.

12

Сравнение – важная мыслительная операция. С ее помощью познаются похожие и отличные признаки и свойства предметов. Операции сравнения могут быть разными по сложности, в зависимости от задачи или содержания сравниваемых объектов [23].

13

Сознание – высшая форма отражения действительности. Представляет собой способность размышлять и рассуждать. Сознательное действие – это результат мыслительного процесса, который мы сами запускаем и сами останавливаем (Очень просто о подсознании. URL: http:// www.psymod.ru).

14

Бессознательное (англ. unconscious) – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета [23].

15

SMS (Система руководства безопасностью). Системный подход к управлению безопасностью, включающий необходимую организационную структуру, подотчетность, ответственность, политику и процедуры (ИКАО, РУБП, 4-е издание).

16

См. пункт 9 в: Younossy A. M. 10 Things You Shold Know about Management System (SMS). Washington: SM ICG, 2012 [62].

17

Для простоты изложения мы будем придерживаться принятой среди пилотов названий и значения терминов, имея ввиду, что их расшифровка приведена в «Сокращениях».

18

Мышление – активный процесс целенаправленного, опосредованного, абстрагирующего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, осуществленный в понятиях, ситуациях, теориях и т. п., а также процесс творческого созидания новых идей (Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983).

19

Гальперин П. Я. Теория о поэтапном формировании умственных действий // Вопросы психологии. Вестник Московского университета. 1969. № 1. Работа об этапах выполнения умственного действия и о том, каким образом умственные действия переводятся в разряд выполняемых автоматически.

20

Ошибка – действие или бездействие пилота, которое приводит к отклонениям от намерений или ожиданий организации или самого пилота (ИКАО, РУБП, 4-е издание).

21

Черниговская Т. В. Программа ТВ «Истории из будущего» за 11.02.2018.

22

«Семь плюс—минус два» – закономерность, обнаруженная американским ученым-психологом Джорджем Миллером в 1956 году, суть которой состоит в том, что кратковременная человеческая память может запомнить и повторить 7±2 элемента. Миллер провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и т. д.

23

Восприятие – это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности [23].

24

Одна секунда равна 1000 миллисекунд.

25

ИКАО. «Руководство по обучению в области человеческого фактора», Doc 9683-AN/950, 1998 [37].

26

Память – это форма отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности (Краткий словарь философских терминов. URL: http://www.nenuda.ru). Хранится прежде всего в гиппокампе, в префронтальной коре, эмоциональная память – в миндалевидном теле, также распределена во всем теле.

27

Программа – это, предварительное описание предстоящих событий или действий (Очень просто о подсознании. URL: http://www.psymod. ru). Слово «программа» происходит от греческих слов «про» (что означает «пред») и «грамма» (что означает «запись»), вместе «предзапись». При этом, совершая перепрограммирование, мы перезаписываем «пред-запись» желаемых действий, выполняемых организмом по планируемому сценарию. Само программирование или перепрограммирование производится осознанно.

28

Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией известного советского психолога П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы:

1 этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основным моментом данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соответствовать.

2 этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.

3 этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На нем происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа П. Я. Гальперин считал то, что перенос действия означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.

На 4-м этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Действие выполняется «про себя».

На 5-м этапе освоения, действие выполняется полностью во внутреннем плане, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу бессознательно выполняемых умений и навыков.

29

Lehrer J. How We Decide. Houghton Mifflin, 2009.

30

Чувство – это переживаемое внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает (Wikipedia). Аристотель выделял 5 основных чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Однако мы ощущаем гравитацию, температуру, боль, ощущение баланса, восприятие геомагнитного поля и некоторых внутренних стимулов, которые являются полноправными членами нашей нервной системы (Васильев С. Naked Science. 19.03.2019).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги