banner banner banner
100 важных событий истории Украины
100 важных событий истории Украины
Оценить:
 Рейтинг: 0

100 важных событий истории Украины

В. Васнецов. Нестор Летописец (Владимирский собор, Киев)

На самом деле сложно представить всю ту протяженность времени, которая выражена фразой «Киеву – 1536». Из седой глубины веков история говорит с нами словами великого Нестора Летописца и других создателей нетленной «Повести временных лет».

«…Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев…»

Кий, Щек, Хорив и Лыбидь (миниатюра из Радзивилловской летописи)

Именно так летопись описывает основание Киева. И именно ее страницы выводят на арену исторических событий трех вождей славянского племени полян: Кия, Щека и Хорива, а также сестру их Лыбедь. Летопись не связывает имя последней с названиями гор, как имена ее братьев. Однако оно навеки запечатлено в названии правого притока Днепра – реки Лыбидь, которая берет свое начало в районе современной улицы Радищева.

Руины Десятинной церкви. Рисунок 1826 г.

Споры о достоверности приводимой Нестором информации возникли еще во времена Средневековья. Так, например, новгородский летописец, современник Нестора, высказывал мнение, что Кий не был носителем княжеского титула. С его точки зрения, основатель столицы Руси трудился обычным лодочником, который переправлял людей через Днепр. Нестор в защиту своей точки зрения приводит интересные факты из жизни князя: Кий в свое время посетил Византийскую империю, где с почетом был принят императором. Возвращаясь в свои земли, князь построил на Дунае город Киевец. Однако эта попытка закрепиться не увенчалась успехом, поскольку полянский князь был вытеснен «племенами, живущими окрест». Следует отметить, что сведения об основании Киева тремя братьями достаточно похожи на истории других мифических основателей городов – например, Ромула и Рема. Или на легенду о «родоначальниках всех славян» Русе, Чехе и Ляхе. Этот факт достаточно долгое время заставлял исследователей скептически относиться к версии основания Киева, изложенной в «Повести временных лет». Однако большое количество исторических изысканий, проведенных в последнее время, показывает, что князь Кий существовал на самом деле.

Споры о достоверности или недостоверности той части «Повести временных лет», которая рассказывает об основании Киева, могли продолжаться бесконечно. Однако точку поставили археологи. Их исследования установили, что с конца V века на Старокиевской горе существовало городское поселение, обнесенное рвом, земляным валом и деревянным частоколом. Этот древний город, современник падения Рима, стал будущим центром крупного феодального государства, занимавшего во времена Нестора Летописца видное место в жизни европейской цивилизации.

За время, прошедшее с момента своего основания, Киев пережил много величественных и печальных периодов в своей истории. Несмотря на это, он и сейчас горделиво демонстрирует статус крупного европейского города. По состоянию на 01.05.2018 численность населения Киева официально составляет 2 млн 895 тыс. человек. Для сравнения – количество людей, проживающих в Париже, – 2 млн 197 тыс. А упоминавшийся выше Рим населяют 2 млн 875 тыс. человек.

Поход князя Олега на Константинополь

Год 907-й от Рождества Христова ознаменовался для Киевской Руси событием, память о котором пересекла границу тысячелетия и по сей день напоминает о величии стародавней Украины. Вот что об этом пишет «Повесть временных лет» Нестора Летописца:

В год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили… И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали грекам, как обычно делают враги.

Следует заметить, что викинги, которым официальная историография приписывает авторство в создании Киевской Руси, привыкли действовать именно таким образом, по праву завоевав славу морских разбойников и отважных воинов. Что касается князя Олега, прозванного Вещим, источники единодушны – будущий киевский князь принадлежал к отряду норманнских наемников, приведенных Рюриком из Скандинавии. Расходятся исследователи только в деталях. Некоторые источники сообщают о том, что Олег был родственником Рюрика, другие называют князя простым воином, который после смерти Рюрика был провозглашен регентом при его малолетнем сыне Игоре и который сделал Киев своей столицей.

Поход князя Олега на Константинополь

Однако, не останавливаясь подробно на личности князя, вспомним его поход через Руськое (Русское) море, в результате которого Киевскую Русь начали бояться и уважать в Византии. По меркам того времени флот, в состав которого входили две тысячи лодок, был действительно колоссальной военной силой. Если предположить, что эти суда стали прообразом казацких чаек, то на борту каждой лодки находилось 40–50 воинов. Примерно такое же количество человек поднимал на борт и знаменитый драккар викингов. Если брать за основу эту информацию, легко высчитать, что войско князя насчитывало около 90 000 человек. Поэтому не стоит удивляться, что Византийская империя не смогла противостоять нашествию и после вялой попытки защититься просто сдалась на милость победителя. В итоге киевский князь получил возможность диктовать свои условия императору Льву IV. После длительных переговоров между послами Олега и представителями императорского двора 2 сентября 911 года был оглашен выгодный для Киева договор между Русью и Византией. Согласно условиям договора, купцам Руси были предоставлены значительные привилегии в торговле с Византией. Отдельная статья договора оговаривала, что на территории Константинополя нужно было выделить место, где купцы могли не только проживать в течение шести месяцев, но и вести беспошлинную торговлю, пребывая на содержании государственной казны. Статьи договора также регулировали права моряков, которых раньше часто грабили византийцы. Теперь, вместо того чтобы подвергать грабежу, подданные императора должны были оказывать кораблям Киевской Руси всестороннюю помощь. Также определялся порядок обмена пленными и выплата военной контрибуции императором.

Ф. Бруни. Олег прибивает свой щит к воротам Царьграда

Дунайские завоевания Святослава

В 967 году н. э. политика князя Святослава, которая была направлена на завоевание Хазарского каганата, изменилась. Константинополь подтверждал выгоду для киевского князя от завоевания Балкан. Византия страдала от воинственной Болгарии, поэтому искала союзника в борьбе с ней. Это совпадало с намерениями самого Святослава, который намеревался, по свидетельствам М. Грушевского, «завернуть под себя южное славянство и стать сильным соперником Византии». В 967 году «Повесть временных лет» сообщает о первом болгарском походе Святослава: «В лето 6475 двинулся Святослав на Дунай на болгар».

Условный портрет Святослава Игоревича из Царского Титулярника, XVII в.

Выставленное против киевского воинства тридцатитысячное болгарское войско не выдержало напора и отступило к дунайской крепости Доростол. После получения вести о поражении болгарского царя Петра настиг апоплексический удар, и он вскоре умер. А в скором времени почти вся восточная Болгария была завоевана Святославом. Как сообщает летопись, «одолел Святослав болгар. И взял восемьдесят городов по Дунаю, и сел, княжа здесь, в городе Переяславце, принимая дань от греков».

Летом 968 года Святослав вынужден был оставить Переяславец и поспешить на помощь Киеву, который осадили печенеги. Одержав победу над печенегами, Святослав занялся укреплением властной структуры Киевского государства. Старшего сына Ярополка он посадил на княжеский престол в Киеве, Олега отправил в Древлянскую землю, а Владимира – в Новгород посадником (наместником). Сам же объявил о намерении заключить союз с германским императором Оттоном I и создать мощное славянское государство на просторах между Дунаем и Черным морем.

Во время второго похода на Болгарию, в 969 году, Святослав захватил ее столицу, Преславу, пленив при этом царя Бориса II. Правитель Болгарии был лишен трона и знаков царской власти. Видя все это, в Византии осознали, что имеют дело с опасным соперником, и начали искать взаимопонимания с Болгарией. 11 декабря 969 года император Никифор Фока был убит, и престол занял Иоанн Цимисхий. Улещивая киевского князя подарками и обещаниями, византийцы попытались склонить Святослава к тому, чтобы он отказался от Болгарии. Святослав отверг саму идею переговоров. Византийский хронист Лев Диакон передает слова князя так: «Я уйду из этой страны не раньше, чем получу денежную дань и выкуп за все захваченные мной города и всех пленных. Если же ромеи не хотят заплатить то, что я требую, пусть они покинут Европу, на которую не имеют права, и убираются в Азию». В ответ Византия начала подготовку к войне.

Весной 970 года Святослав овладел Македонией, преодолел Балканы и, захватывая город за городом, неумолимо приближался к Константинополю. Император Иоанн Цимисхий спешно выступил навстречу князю во главе многотысячного войска. Он смог завладеть несколькими населенными пунктами на территории собственно Византии и в Болгарии. Однако стычки во Фракии так и не смогли определить, кто же станет победителем. В 971 году византийцы собрали пятидесятитысячное войско и нанесли удар по Преславе. 14 апреля 971 года Цимисхий завладел городом и признал пленного царя Бориса владыкой Болгарии, после чего объединенное войско двинулось на Доростол. Осада Доростола длилась три месяца. После генерального сражения, которое состоялось 24 июля 971 года, князь Святослав принял решение возобновить переговоры с византийцами. Соглашение, заключенное между ними, аннулировало претензии Киевской Руси на крымские владения Византии и Болгарии. В то же время войско Святослава обеспечивалось необходимыми припасами на дорогу, также ему предоставлялся беспрепятственный пропуск к границам Руси.

Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV века (хроника XII века Константина Манассия). Вверху изображено завоевание Святославом Болгарии, внизу – поход Иоанна Цимисхия на Доростол

Крещение Руси

В 988 году Киевская Русь была могучим государством. Позади остались годы становления, попытки князя Игоря продолжить дело Олега в Византии, усмирение Ольгой древлянского союза племен и походы против врагов «древнерусского спартанца» Святослава. На княжеский престол в Киеве взошел Владимир, сын Святослава, позже прозванный Великим. Пришло время установления христианства на подвластных Киеву землях.

Владимир оставил после себя славу реформатора, и введение христианства – далеко не единственная его реформа. Однако вряд ли стоит отрицать, что именно это его начинание имело наиболее весомые последствия для Киевской Руси. А предшествовали крещению следующие события.

В 980 году князь предпринял попытку реформирования языческих верований. Об этом сообщает «Повесть временных лет»:

«…И поставил кумиры на холме, позади двора теремного: Перуна деревянного, – а голова его серебряная, а ус – золотой, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами…»

Впрочем, имеет право на жизнь и другая версия событий, которая появилась в начале ХХ столетия. Согласно ей, Владимир не обустраивал капищ, но зато утвердил культ единого бога Перуна. В любом случае довольно скоро стало ясно, что реформа не способствует становлению государства, развитию культуры и письменности. А самое главное – связям с европейскими странами, которые в то время в большинстве своем были христианскими. На фоне подобного положения вещей у Владимира появилась идея крещения Руси. Случай представился в 987 году, когда византийский император Василий попросил у Киева помощи в междоусобной борьбе с земельными магнатами. Владимир согласился, но поставил условием своего участия в кампании брак с сестрой императора Анной. Византийский правитель выдвинул встречное требование – крещение Владимира и утверждение христианства в качестве официальной религии Киевской Руси.

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Дальнейшие события развивались стремительно. В конце 987 года Владимир отправил в распоряжение императора отряд в 6000 варягов. Сразу после победы над противником император решил нарушить договор и отказать князю в браке с сестрой. Следствием для него стал рейд Владимира в Крым и осада Корсуня (Севастополь) – города, который играл в экономике Византийской империи значительную роль. После того как город пал, Василий снарядил флот, с которым в Корсунь отправилась Анна. Сразу же по ее прибытии состоялось крещение Владимира и последующее бракосочетание, после чего князь отправился в Киев выполнять остальные свои обещания.

«…И когда прибыл, повелел сбросить кумиров – одних порубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с Горы по Боричеву на Ручай, и двенадцать человек приставил бить палками… Потом же Владимир послал гонцов своих по всему городу, говоря: “Если не появится кто завтра на реке – богатый, или бедный, или нищий, или раб, – то мне тот противником будет…”»

Такими словами описывает крещение Руси «Повесть временных лет». Остается добавить, что князь Владимир между 1240 и 1311 годами был канонизирован Католической и Православной церквями в качестве равноапостольного святого.

В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Владимирский собор, Киев

Строительство Софийского собора в Киеве

Софийский собор является древнейшим храмом Украины из числа сохранившихся до нашего времени. В Киеве княжеских времен существовала только одна церковь, которая была построена еще раньше – Десятинная. Но, к сожалению, здание, возведенное в 989–996 годах князем Владимиром Святославичем, до настоящего времени не сохранилось. Десятинная церковь была разрушена монголами хана Батыя во время осады столицы Киевской Руси в 1240 году. В течение длительного времени историографы считали, что Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в 1037 году.

«Заложил Ярослав город – великий Киев, а у города сего ворота Золотые. Заложил он также церковь Святой Софии, премудрости Божьей, митрополию…»

Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)

В отличие от «Повести временных лет», Новгородская летопись датирует сооружение Софийского собора 1017 годом. Принимая во внимание 20-летнюю разницу в датах, приводимых двумя важнейшими письменными источниками эпохи Киевской Руси, долгое время бытовало мнение, что в 1017 году София была заложена, а в 1037-м строительство завершилось. Впрочем, эта версия не выдерживает критики. Дело в том, что летопись Нестора и Новгородская летопись не единственные документы, в которых упоминается Софийский собор. Информацию о нем содержит также саксонская «Хроника» епископа Титмара Мерзебургского. Именно в ней найдена запись о пожаре в Софийском соборе. Датой смерти немецкого хрониста считается 1018 год, что доказывает существование храма в 1017 году. В пользу этой версии говорит также «Слово о Законе и Благодати», написанное митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 годами. Этот документ сообщает, что в 1022 году Софийский собор не только существовал, но и был довольно известен как в России, так и в Западной Европе. Кроме того, Иларион отмечает, что строительство Софии начал князь Владимир Великий, а завершил его сын – Ярослав. Поскольку Владимир умер в 1015 году, возникает логичное предположение, что София была заложена ранее. Это предположение подтвердили и исследования настенных надписей в Софийском соборе, проведенные киевским ученым С. Высоцким в ХХ веке.

Ярослав Мудрый

Софийский собор представляет собой величественное здание с тринадцатью куполами. Такое архитектурное решение не случайно – количество глав собора символизирует Иисуса Христа и его двенадцать учеников-апостолов. Стены собора искусно украшены разноцветными мозаиками и фресками. Из исторических источников мы узнаем, что в древности при храме действовал монастырь, который возобновил свою работу в наше время. Остается добавить, что собор в Киеве был возведен по аналогии с Софийским собором в Константинополе как главное государственное сооружение. И хотя известно, что его строили византийские мастера, киевская София не является копией константинопольской Софии.

В наше время древнейшее здание Киева, полное название которого звучит как «Собор Святой Софии Премудрости Божией», радует глаз киевлян и гостей города в историческом центре Киева, на территории Софийского монастыря.

Собор является частью национального заповедника «София Киевская». Кроме монастыря и собора в заповедник входят Золотые Ворота, Андреевская и Кирилловская церкви и Судакская крепость (филиал заповедника в Крыму).

Софийский кафедральный собор, начало 1910-х

Победа над печенегами в 1036 г

Правление великого киевского князя Ярослава отмечено многими знаменательными событиями, за что князя и прозвали Мудрым. Одним из таких событий можно считать победу над кочевыми племенами печенегов в битве под Киевом, которая произошла в 1036 году.

Ярослав Мудрый. Портрет из Царского Титулярника. XVII в.

Первое упоминание о печенегах появляется в «Повести временных лет». Хронологически его относят к 915 году. Именно тогда князь Игорь заключил договор с печенегами, после чего они откочевали к границам Византии и Венгрии. Впрочем, противостояние с кочевниками на этом не закончилось, и в 920 году Игорь совершил еще один поход против печенегов. На протяжении Х века противостояние русичей и печенегов периодически перерастало в непрочные ситуативные союзы, после чего снова возобновлялось. А в начале XI века противоречия усилились снова. Закончилось это наступлением печенегов на Киев и попыткой взять штурмом столицу Киевской Руси.

К тому времени государство печенегов, хотя и оставило период своего расцвета позади, все еще продолжало оставаться мощным соперником. Оно было разделено по руслу Днепра на две части, включавшие четыре провинции, каждая из которых имела в своем составе 5 округов, которые могли совокупно выставить 40 десятитысячных конных отрядов. Ставкой кагана и местом общего совета была долина реки Рось в нижнем течении. Исследователи оценивали совокупную численность печенегов до 3 млн человек. Принимая во внимание эту информацию, можно представить тот уровень опасности, который навис над Киевской Русью в то время. Впрочем, последняя сумела справиться с угрозой и продемонстрировать, кто является подлинным хозяином в регионе.