Книга Молитвенник - читать онлайн бесплатно, автор А. М. Гопаченко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Молитвенник
Молитвенник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Молитвенник

О заключенных

Тропарь, гл. 2. Манассию от уз и горькаго заточения, молитв ради свободивый, всещедрый Боже, и раба Твоего нами ныне молящагося, от уз и заточения свободи, и от всякаго злаго обстояния избави, яко един Человеколюбец.

Кондак, гл. 5. Яко милосердия источник и благости пучина, Христе Боже, не презри в скорбех и бедах Тебе верою призывающих, но яко щедр помилуй и от уз скоро свободи, да поем Ти: аллилуиа.

Молитва: Господи Иисусе Христе, Боже наш, святаго Апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда свободивый, приими, смиренно молим Ти ся, моление сие милостивно во оставление грехов раба Твоего (имя) в темницу всаженнаго и молитвами того, яко Человеколюбец, всесильною Твоею десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи.

Молитва на исход души

Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хотяй спастися и в разум истины приити, не хотяй смерти грешному, но обращения и живота, молимся и милися Ти деем: душу раба Твоего (имярек) от всякия узы разреши и от всякия клятвы свободи, остави прегрешения ему, яже от юности, ведомая и неведомая, в деле и слове, и чисто исповеданная, или забвением или студом утаенная. Ты бо един еси разрешаяй связанныя и исправляяй сокрушенныя, надежда нечаемым, могий оставляти грехи всякому человеку, на Тя упование имущему. Ей, человеколюбивый Господи! повели, да отпустится от уз плотских и греховных: и приими в мир душу раба Твоего сего (имярек), и покой в вечных обителях, со святыми Твоими, благодатию единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Нимже благословен еси, с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва по исходе души

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго, преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя; аще бо и согреши, но не отступи от Тебе и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и единицу в Троице и Троицу в единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми яко щедр упокой; несть бо человек, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Таинство покаяния (Исповедь)

Таинство покаяния установлено Иисусом Христом для того, чтобы христианин согрешивший после крещения, мог получить прощение грехов и вновь восстановить или же умножить благодать, полученную при св. Крещении. Для того, чтобы удостоиться этого прощения грехов и восприятия Божией благодати, необходимо: 1) исповедать – т. е. открыть все свои грехи священнику; 2) чистосердечно раскаяться в них; 3) принять возложенную духовником епитимию.

Во-первых, необходимо «исповедать все свои грехи», по крайней мере тяжкие, важные, соделанные со времени последней исповеди. Если хотя один грех сознательно утаен, умышленно не высказан – то вся исповедь недействительна, святотатственна и ни один грех не прощен. Если же во время исповеди какой-нибудь грех не был сказан по забывчивости только – исповедь действительна, все грехи отпущены, но все же забытый грех необходимо сказать на следующей исповеди.

Вторым необходимым условием таинства покаяния является сердечное и полное раскаяние, сопровождаемое твердой решимостью никогда и ни за что в будущем не грешить. Раскаяние есть сокрушение сердца или скорбь о своих грехах; скорбь о том, что мы за все благодеяния и за Его неимоверную любовь к нам воздаем полною неблагодарностью, грехом; что мы, сыны Божии и наследники Царства небесного – грехом лишаем себя благодатной жизни и повергаем себя в рабство диавола. Эта скорбь должна быть всеобщая, т. е. мы должны гнушаться всеми без исключения грехами: нельзя примиришься с Богом, если в душе нашей останется привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Поэтому истинное раскаяние совершенно немыслимо без твердой решимости исправиться во всем, без искреннего намерения избегать всего, что ведет к греху, а равно принимать все необходимые средства к исправлению. И если бы кто-нибудь не думал исправиться, если бы намеревался и далее грешить, исповедь при таком настроении была бы недействительна, святотатственна. Готовность возместить причиненный нами ближнему вред, а равно готовность простить, даже врагам своим, все нанесенные нам обиды – являются точно также необходимым условием истинного покаяния.

Но мало грешнику покаяться, мало исповедать все свои грехи; на нем лежит еще обязанность исправить совершенную перед Богом неправду. Различными способами можно это исполнить: перенесением, напр., всех допускаемых Богом страданий, болезней, недостатков, гонений; далее – нашими добрыми делами, предпринимаемыми с целью умилостивить Бога, Которого мы оскорбили нашими грехами; но лучше всего исправляем мы совершенную перед Богом неправду исполнением положенной нашим духовником епитимии.

Епитимия есть наказание, которое священник, как духовный врач и судья, налагает на исповедавшегося для очищения его души и восстановления правды Божией. Обычно служат к тому пост, молитва, подаяние милостыни, хождение к святым местам, частое говение, иногда отлучение от причастия на определенное время. Епитимию, положенную духовником, следует безотлагательно и в точности исполнить.

Приготовление к таинству покаяния

Прочитай сердечно молитву: Царю Небесный… (стр. 3).

Затем приступи к внимательному и серьезному испытанию своей совести.

Испытание совести

Когда ты последний раз исповедовался? Не забыл ли ты или не утаил на исповеди какого-нибудь тяжкого греха? Не причащался ли Св. Таин недостойно? Выполнил ли назначенную духовником епитимию? Примирился ли перед исповедью с ближними? Простил ли от души обидчиков?

Грехи против Бога

Любил ли ты Бога более всего? Не читал чего, не думал, не говорил, или не слушал чего-либо против Бога и против веры? Не сомневался ли в истинах и догматах св. Церкви, не роптал ли на Бога? Не произносил ли хулы на Господа Бога, или на святых, на св. Церковь и на обряды ее? Не божился ли напрасно? Не нарушал ли клятвы, обетов, присяги? Ежедневно ли и усердно молился? Всегда ли по воскресеньям и праздникам участвовал в церковном богослужении? Хорошо ли держал себя в храме? Не исполнял ли сам по праздникам тяжелой работы и не заставлял ли других работать? Соблюдал ли посты? Не занимался ли гаданием, чародейством?

Грехи против ближнего

Любил ли ты своих родителей, повиновался ли им, почитал ли их? Не причинял ли им огорчения, не осуждал ли их, молился ли за них? Хорошо ли жил со своими родными? Почитал ли своих наставников и начальников, повиновался ли им? Добросовестно ли исполнял свои обязанности? Старательно ли воспитывал детей? Как относился к своей супруге (у)? Не обижал ли кого словом или делом? Не оскорбил ли, не презирал, не проклинал ли? Не мстил ли ты, не имел ли на кого злобы, не желал ли кому зла? Не соблазнил ли кого на грех? Не подстрекал ли к побоям или вообще к причинению вреда или насилия другим? Не убил ли кого, не повредил ли здоровью ближнего? Не истреблял ли какими-нибудь средствами зачавшегося плода? Не изменял ли супружеской любви и верности? Не крал ли, не удерживал и не утаивал ли чужого? Не испортил ли чужой собственности? Не приобретал ли чего обманом, хитростью? Не тратил ли напрасно денег? Платил ли ты долги? Милосерд ли ты был для бедных, справедлив ли для всех? Не лгал ли ты, не обманывал? Не клеветал ли, не осуждал ли ближнего словом или мысленно, не сплетничал ли? Не давал ли ложного показания на суде? Не подозревал ли напрасно кого-нибудь в злом поступке? Не наговаривал ли других к злобе, зависти, ненависти? Не завидовал ли другим, не гордился ли? Не бранил ли ближнего оскорбительными словами? Не смеялся ли над ближним?

Грехи против самого себя

Не сердился ли, не проклинал, не сквернословил ли? Не думал ли нанести вред своему здоровью? Не злоупотреблял ли пищею и напитками? Боролся ли с нечистыми мыслями? Не имел ли добровольно неприличных плотских похотей, желаний и чувств? Не читал ли безнравственных книг? Не смотрел ли на неприличные, бесстыдные вещи или картины? Не случались ли неприличные разговоры, слова, песни? Не совершал ли каких срамных вещей сам с собой или с другими? Не был ли ленив в исполнении своих обязанностей?


Припомнив все свои грехи, возбуди в сердце своем сердечное сокрушение о соделанных грехах, читая, например, молитву святого Василия Великого:


Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всей твари видимой и невидимой Создателю, безначального Отца соприсносущный Сыне! Сам ныне, ради премногой Твоей благости, прими покаяние меня грешнаго, преклони ухо Твое ко мне и услыши мя. Согрешил я, Господи, и от множества грехов моих не достоин воззреть на высоту славы Твоей; прогневал я благость Твою, заповеди Твои преступил и не послушал Твоих повелений. Но Ты, Господи Благий, Долготерпеливый, не предал меня на погибель по беззакониям моим, но ожидал обращения моего. Ты сказал, Человеколюбче, через Твоего пророка: не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. Не хочешь, Владыко, создание, дело Твоих рук, погубить, но зовешь ко спасению. Посему, уповая на безконечную Твою благость, прихожу к Тебе, Спаситель мой, приими меня как плачущую блудницу, как благоразумнаго разбойника, как покаявшагося мытаря и возьми мое тяжкое бремя греховное, Ты, взявший грехи всего мира, немощи его исцеляющий, трудящихся и обремененных к Себе призывающий, и дарующий приходящим к Тебе обетованное успокоение. Подай и мне, Блаже, слезы раскаяния, просвещение ума и сердца, чтобы я, познав беззакония мои, принес Тебе покаяние мое. Ты же, Господи, прости и помилуй мя, по великому милосердию Твоему, чтобы там, где велик грех, преизобиловала благодать Твоя, да восхвалю и прославлю Тебя во вся дни живота моего.

Молитва вторая

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и в неведении, яже во дни и в нощи, яже в уме и в помышлении: вся мне прости, яко Благ и Человеколюбец.

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).Без числа согреших, Господи, прости ми (поклон).

Потом, подойдя к священнику, перекрестись, поцелуй св. крест и Евангелие на аналое, начни исповедь. – Закончи чувством раскаяния, например «О сих и о всех, быть может забытых мною грехах, каюсь пред Богом, сокрушаюсь всем сердцем моим и твердо решаю исправиться».

Потом выслушай наставление священника, запомни епитимию, которую он назначит, и затем, стоя на коленях, с чувством смирения, раскаяния и веры благоговейно внимай разрешительной от грехов молитве.

После исповеди благодари Господа за то, что Он, по Своему бесконечному милосердию, помиловал Тебя и простил твои грехи.


Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Царю, слава Тебе, Творче, Избавителю и Искупителю мой, яко не отринул еси мя, во грехах всячески погруженнаго, но умилостивился надо мною и освободил мя от уз диавольских, исхитил душу мою от погибели, очистил ю от проказы греховной. Помози ми, Боже, да никогда более не преступлю повелений Твоих. Даруй ми, Господи, благодать Твоего Духа, укрепляющую мя в благочестии, и возбраняющую от всякаго зла, подающую же мне силу и крепость на попрание лукавых мыслей и деяний, плотских похотей, мирских искудрований и диавольских искушений. Даруй ми, Господи, всегда и во всем творити волю Твою, да не живу впредь себе, но Тебе, моему Владыце и Благодетелю. Аминь.

Можно также прочесть Псалом 50:

Помилуй мя, Боже… (стр. 5).

О Божественной евхаристии

Евхаристиею называется Таинство, содержащее в себе реально (вещественно), действительно, и существенно Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа под видом хлеба и вина. На бож. Литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, так что по произнесении священником тайнодейственных слов Христовых: сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя, действием Св. Духа – остается лишь внешний вид и ощутимость хлеба и вина, существа же их уже нет, но под видом этих немощных веществ предлежит нам страшная и святая Жертва Тела и Крови Господней, Которая и приносится на бож. Литургии за всех живых и усопших. Приношение этой Жертвы есть продолжение и таинственное возобновление Жертвы Голгофской. Оно является главным центром, как бы огненным очагом всей жизни Невесты Христовой – Церкви: от этой Жертвы истекают все милости Божии и получают свое благодатное значение и силу все наши молитвы и добрые дела.

Но Евхаристия есть не только приношение Св. Жертвы. В Своей бесконечной любви Господь завещал нам и повелел вкушать Тело и Кровь Свою; это – лучшее и славнейшее питание христианина. В остальных таинствах мы получаем благодать Божию; а в этом Божественном Таинстве мы принимаем Самый Источник всякой благодати. Будем же чаще причащаться этой Святой Жертвы.

Примечание: по учению святой Церкви всякий христианин может часто приступать к причастию. Чтобы приступать к причастию, надо: 1) приступать к причащению благочестиво, т. е. для угождения Господу, для спасения своей души и по другим добрым побуждениям; 2) не иметь на совести тяжкого греха; а если таковой есть, то исповедаться в нем прежде причащения.

Божественная литургия

Святого Иоанна Златоустого


Когда приходит время совершения Божественной Литургии, священник входит в храм вместе с диаконом. Положив к востоку перед святыми дверьми три поклона, они читают Входные молитвы.

Затем отходят в святилище и облачаются в священные одежды, читая надлежащие молитвы.

После облачения идут к жертвеннику и совершают Проскомидию по чину.

По окончании Проскомидии диакон кадит святой Престол, предложение, святилище и весь храм.

Затем священник и диакон, стоя перед св. Престолом, поклоняются трижды и читают:

Царю небесный…

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (дважды).

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

И целуют – священник св. Евангелие, диакон же св. престол; поклонившись, диакон исходит северными вратами на амвон и возглашает:

Д. Благослови, владыко.

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков[1].

Лик: Аминь.

Великая Ектения

Д. Миром Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Л. Господи помилуй.

Д. О Святейших Патриарсех Православных, и о Господине нашем Митрополите (или Архиепископе, или Епископе) нашем (имя), честном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О предержащих властех наших и о всем воинстве, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Л. Господи, помилуй.

Д Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Л. Тебе, Господи.

Молитва 1-го антифона

Господи Боже наш, Егоже держава несказанна, и слава непостижима, Егоже милость безмерна, и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны, и на святый храм сей и сотвори с нами, и молящимися с нами, богатыя милости Твоя, и щедроты Твоя.

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Л. Аминь.

1-ый Псалом изобразительный[2]

Благослови, душе моя, Господа, благословен еси, Господи.

Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя Имя святое

Его.

Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.

Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.

Избавляющаго от нетления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.

Исполняющаго во благих желание твое, обновится яко орля юность твоя.

Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым, сказа пути своя Моисеови, сыновом Исраилевым хотения своя.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Не до конца прогневается, ниже в век враждует: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.

Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость свою на боящихся Его.

Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

Яко той позна создание наше, помяну яко перст есмы.

Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.

Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.

И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я.

Господь на небеси уготова престол свой, и царство Его всеми обладает.

Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.

Благословен еси, Господи.

Или Антифон 1-ый повседневный

Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи, после возгласа «Благословенно Царство», поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (трижды священнослужители и трижды хор).

2

Этот псалом поем в дни с великим славословием, полпелеем, бдением, в предпразднества и отдания праздников, в дни всей Пятидесятницы и в рядовые недели (воскресения).

На Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне, Неделю Ваий, на всю Светлую седмицу, Вознесение Господне, в сам день Пятидесятницы – поем здесь особый антифон праздничный.

В иные седмичные дни полагается антифон повседневный.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги