В центре типичной мастабы располагалась усыпальница фараона с многочисленными помещениями вокруг, в которых должны были, согласно ритуалу, вместе с властителем принять смерть рабы и слуги, чтобы служить своему господину и после смерти. Позже жестокий обычай изменился: вместо людей в усыпальницы фараонов стали класть искусно выполненные статуэтки, которые назывались ушебти, в переводе с древнеегипетского это что-то вроде «ответчики». Ушебти потом заменили на простые изображения слуг.
Немало таких сооружений до сих пор располагается в некрополе Мемфиса. Фараонов так погребали вплоть до конца II династии.
Во время III династии появились ступенчатые пирамиды. Самая большая из них принадлежит Джосеру – фараону Египта, представителю III династии, правившему с 2624 по 2605 год до н. э. Пирамида Джосера представляет собой наглядное свидетельство перехода от мастаб к пирамидам. Это самая первая пирамида в Древнем Египте, которую можно считать именно пирамидой. Ее изначальные размеры – 125 на 115 м, высота – около 61 м. До настоящего времени пирамида Джосера сохранилась в хорошем состоянии, хотя за минувшие тысячелетия она оказалась несколько занесена песком, так что ее размеры составляют на сегодняшний день 121 на 109 м, а высота 59 м. Пирамида Джосера, как мы уже упоминали, расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего Мемфиса, в 15 км от Гизы.
Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других регионах Древнего мира. Она действительно напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Ступенчатая пирамида символизировала лестницу с шестью ступеньками, ведущими к платформе наверху (7-й ступеньке), и это совпадает с количеством планет, известных египтянам в те времена. Гипотеза о том, что ступенчатая пирамида является космическим символом, не нова. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Он, согласно древнеегипетской традиции, был высшим сановником (чати) фараона Джосера. Египтяне глубоко почитали зодчего первой пирамиды, в каждом доме хранилась его маленькая скульптурная фигура. Имхотеп был чрезвычайно мудрым человеком, одаренным многими талантами – учителя, врача, астронома, жреца и т. д. Его высокое положение при дворе царя описано на основании статуи Джосера, где после титулов фараона следуют титулы Имхотепа: «Хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя, Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз».
Позже Имхотеп был обожествлен. Он считался сыном бога Птаха, покровителя искусств и ремесел, затем его почитали как бога архитектуры и медицины, а греки ассоциировали его со своим богом медицины Асклепием. Паломники посещали Саккару, где, вероятно, должен был быть похоронен Имхотеп, гробница которого так и не обнаружена. В Саккаре сохранились захоронения мумий ибисов – птицы, которая ассоциировалась как с Имхотепом, так и с Тотом, богом мудрости, письма и науки. Мумии ибисов тысячами хоронили в некрополе для животных на северо-востоке от комплекса ступенчатой пирамиды.
Смысл ступеней был, как предполагается, символическим – по ним покойный фараон должен был подняться на небо. Этот принцип, кстати, соблюдался и в последующих пирамидах, имеющих гладкую поверхность: под плитами облицовки стены ступенчатые. Это можно видеть там, где осыпался внешний слой.
От мастаб пирамида Джосера отличалась прежде всего тем, что в качестве строительного материала здесь использовался камень, а не кирпич-сырец, как раньше. Имхотеп разработал способ кладки из тесаного камня. Строительство проходило в шесть этапов, по количеству ступеней. Не исключено, что ядро гробницы из известняковых блоков было построено еще для брата и предшественника Джосера на троне – фараона Санахта.
Пирамида Джосера, как и мастабы, предназначалась для всей семьи усопшего. В более поздних пирамидах хоронили только одного царя. В тоннелях же пирамиды Джосера же для членов его семьи было приготовлено 11 погребальных камер. В них были похоронены все жены и дети Джосера. Тело самого фараона найдено не было. Поскольку гробница Джосера была разграблена в более поздние времена, обнаруженные останки мумий пребывали в плачевном состоянии. В помещении, по предположениям археологов, предназначенном для останков фараона, была найдена лишь мумифицированная пятка. Вероятно, это все, что осталось от Джосера.
Переломной вехой в самой архитектуре пирамид стала вторая после пирамиды Джосера пирамида в Мейдуме, в 80 километрах южнее Каира. Поначалу она была построена как семиступенчатая, затем к ней была добавлена еще одна, восьмая ступень. Мейдумская пирамида видна с любой стороны за много километров. «Едва ли найдется в Египте дюжина памятников, которые по грандиозности могут сравниться с этим похожим на цитадель сооружением», – так писал известный египетский ученый Мухаммед Гонейм в своей книге «Потерянная пирамида». Внутренние помещения пирамиды в Мейдуме имеют одну интересную особенность: вход в погребальную камеру устроен не сбоку и не сверху, как в других, а снизу. Сама же погребальная камера размером всего 5,9 на 2,6 м выдолблена в скальном основании пирамиды. Известный французский египтолог Гастон Масперо[6] в конце XIX века нашел в погребальной камере остатки деревянного гроба. Следов же обычного для пирамид каменного саркофага ученый не обнаружил. До сих пор не ясно, кому принадлежал деревянный гроб.
Долгое время ученые считали, что пирамиду в Мейдуме начинал строить фараон III династии Хуни. Однако последние исследования показали: сооружение это строилось от начала и до конца первым фараоном IV династии Снофру, вступившим на престол примерно в 2575 году до н. э. По традиции каждый фараон должен был построить себе гробницу, то есть, так сказать, соблюдалась формула: один фараон – одна гробница. Но аппетиты Снофру одной пирамидой не ограничились. Кроме пирамиды в Мейдуме им было построено еще две – Северная и Южная пирамиды в Дахшуре. Зачем Снофру были нужны целых три пирамиды? И в которой из них он был похоронен? На эти вопросы ученые пока так и не нашли ответа. Но в любом случае этот фараон, предшественник легендарного Хеопса, вошел в историю Древнего Египта как самый грандиозный строитель пирамид. Именно при нем египетские инженеры перешли от сооружения ступенчатых пирамид к строительству так называемых истинных – гладко облицованных, таких как возведенные последующими фараонами: Хеопсом, Хефреном и Микерином – великих пирамид Гизы.
Примерно на пятом году своего правления Снофру переехал из Мейдума на 40 километров севернее, в Дахшур. Там, как мы уже говорили, по его приказу началось строительство еще двух пирамид. Их форма до сих пор ставит в тупик египтологов.
Южная пирамида в Дахшуре за свою неправильную форму носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной». Ее основание – квадрат со стороной 185 м, первоначальный угол наклона – 54°31′. Но на высоте 45 м стены неожиданно «переламываются», угол меняется на 43°21′. Так что общая высота пирамиды – «всего» 100 м. А если бы ее строительство продолжалось под первоначальным углом, то высота достигла бы 125 м.
Южная пирамида отличается от других пирамид Древнего царства и тем, что имеет вход не только на северной стороне, что было нормой, но также и второй вход, который открыт выше, на западной стороне. Северный вход расположен на высоте примерно 12 м над уровнем земли, он ведет в наклонный коридор, который опускается под землю в две комнаты с выступами. Из этих двух комнат через шахту ведет проход в другую маленькую камеру, которая тоже имеет выступ в виде крыши. Входы на северной стороне пирамиды делали во время Древнего царства. Это было связано с религиозными верованиями древних египтян. Почему появилась потребность во втором, западном, входе – это остается загадкой. В пирамиде не обнаружено и следа присутствия саркофага, который был бы расположен в этих комнатах. Имя Снофру было написано красной краской в двух местах. Его же имя найдено на стеле, которая стояла внутри ограды малой пирамиды.
Но откуда и зачем этот перелом? Ученые и по сей день строят догадки на этот счет. Для объяснения нестандартной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Бурхардт предложил свою так называемую «теорию приращивания». Согласно ей, царь умер неожиданно, и угол наклона граней пирамиды был резко изменен, чтобы быстро закончить работу.
Американский ученый Курт Мендельсон предложил альтернативное толкование: пирамида Снофру в Мейдуме и Южная пирамида в Дахшуре были построены одновременно. Но в Мейдуме случилась авария – возможно, после дождей обрушилась обшивка, – и этот инцидент заставил спешно изменить угол наклона сторон пирамиды в Дахшуре, когда она была уже наполовину построена.
Объяснение, что угол изменили на меньший, чтобы поскорее закончить строительство, выглядит наиболее логичным. Впрочем, тогда неясно, почему строители спешили. Может быть, чтобы исполнить очередной каприз Снофру – построить для него еще одну, третью пирамиду? Она тоже расположена в Дахшуре, в двух километрах к северу от предыдущей. Принадлежность ее Снофру объясняется тем, что на нескольких блоках обшивки красной краской начертано его имя.
Северную пирамиду фараона Снофру в Дахшуре обычно называют Розовой. Такое название связано с цветом облицовочного гранита, приобретающего розовый цвет в лучах заходящего солнца. На момент своего строительства в XXVI столетии до н. э. она являлась самым высоким сооружением на Земле. По размерам Розовая пирамида уступает только пирамидам Хеопса и Хефрена.
Историческое значение Розовой пирамиды состоит в том, что это первая «истинная» царская усыпальница правильной стереометрической пирамидальной формы, хотя при этом ей присущ чрезвычайно низкий наклон стен. Основание пирамиды имеет размеры 218,5 x 221,5 м при высоте 104,4 м. Из-за этого она выглядит приземистой. Вход через наклонный проход на северной стороне ведет в три смежные камеры; они все заполнены камнями и недоступны.
Но и на этом «капризы» могущественного фараона Снофру не прекратились. В конце своего правления он приказал сделать из ступенчатой пирамиды в Мейдуме истинную: заложить ступени и покрыть пирамиду облицовкой. Увы, таковой она оставалась недолго: облицовка осыпалась. Ныне видны лишь три верхние ступени разной высоты, а нижние покоятся в кучах песка, перемешанного с осколками облицовки. Впрочем, по нынешнему виду мейдумской пирамиды проще проследить ход архитектурной мысли древних египтян, которая шла по вполне закономерному пути развития законов архитектуры.
А создателей ступенчатых пирамид сменили фараоны IV династии (2723–2563 гг. до н. э.), которые возводили пирамиды правильной формы. К ним относятся и пирамиды Гизы – образцы «пирамидального» зодчества.
Следует отметить, что после IV династии произошел резкий упадок в искусстве возведения пирамид. Фараоны V династии построили пять сравнительно небольших пирамид в Абусире, примерно в девяти километрах к юго-востоку от Гизы, и две небольшие пирамиды в Саккаре, неподалеку от пирамиды Джосера. Все они построены довольно бесхитростно – со временем внутренняя их часть обрушилась, чего не происходило в пирамидах предшествующей династии. Все пирамиды V династии в настоящее время представляют собой фактически простое нагромождение каменных блоков. Во времена VI династии в Саккаре были возведены четыре невысокие пирамиды – все примерно в 50 с небольшим метров высотой, – но и они имеют сейчас плачевный вид. После этого был большой период, когда пирамиды не строились вообще. Он длился до XII династии. Пирамиды, построенные в это время, хотя и производят впечатление, но даже не приближаются по масштабам к пирамидам Гизы.
Естественно, что такое положение дел кажется странным. Почему самые лучшие и самые большие пирамиды были построены раньше остальных? Ведь логично было бы, что маленькие пирамиды возводились раньше, а большие – позже, по мере совершенствования техники строительства. Этот аргумент часто использовался сторонниками теории «древних астронавтов» или «сверхцивилизации»: они полагали, что, возможно, египтяне получали помощь извне в ранний период, но потом «небесные помощники» улетели, и местные архитекторы больше не смогли построить ничего величественного.
Отчасти ответ на этот вопрос заключается в нашем личном отношении к египетским строителям и к истории древней технологии в целом. После триумфа дарвинизма в XIX веке теория эволюции была ошибочно истолкована многими людьми как символ того, что все на свете постоянно прогрессирует, включая человеческий разум и технические новшества. Но это не так. Некоторые поразительные технические открытия прошлого были забыты и иногда веками ожидали своего часа, если он вообще когда-либо наступал.
Темпы развития египетской цивилизации были далеко не равномерными. С точки зрения возведения пирамид, во времена первых четырех династий действительно шло прогрессивное развитие техники строительства, а размеры сооружаемых конструкций постоянно увеличивались. Однако все имеет свой предел. Пирамиды не могли увеличиваться до бесконечности. Объем усилий, затрачиваемый на строительство этих исполинских сооружений, начал истощать экономику страны.
В конце VI династии сама египетская цивилизация подверглась почти полному распаду. С понижением уровня Нила и наступлением пустыни произошли резкие климатические изменения. Центральная власть фактически перестала существовать, захватчики из Сирии пересекли границу и вторглись в дельту Нила. Наступил голод, и во всей стране воцарилась анархия а вельможи в разных частях Египта пытались укрепить свое влияние и воевали друг с другом. Правители следующих четырех династий в основном были ничтожествами, не имевшими сил, чтобы управлять всей страной или организовать строительство колоссальных монументов. Как указывает доктор Эдвардс, ведущий британский специалист по египетским пирамидам: «Развитию искусств и ремесел не уделялось никакого внимания; более того, многие храмы и гробницы эпохи пирамид, с их шедеврами искусства и несказанными сокровищами, подвергались систематическому разграблению и уничтожению».
Неудивительно, что искусство строительства пирамид пришло в упадок. На самом деле поразительно, что оно вообще сохранилось. Скорее всего, после восстановления мира и относительного порядка методы строительства пришлось возрождать и разрабатывать почти с самого начала. Лишь при XI династии, около 2000 года до н. э., центральная власть восстановилась повсюду, и колоссальные усилия, необходимые для строительства пирамид, могли быть предприняты снова. При этом пирамиды XI и XII династий все равно уступают предшественницам.
Большинство историков считает, что Эпоха пирамид закончилась на VI династии. И без всяких сомнений, самыми выдающимися являются пирамиды Гизы, заслуживающие отдельного обстоятельного знакомства. Итак…
Пирамида Хеопса
Крупнейшее сооружение в Гизе – пирамида Хуфу (Хеопса)[7], второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается одним из самым больших архитектурных творений человеческих рук. Ее строительство, по общепринятой датировке, было закончено около 2590 года до н. э.
«Самое большое в мире собрание неразгаданных тайн» – так иногда называют Великую пирамиду. Уже то, что она была построена именно Хеопсом и именно в указанный период, подвергалось и подвергается сомнениям. Основанием для пересмотра даты постройки пирамиды и создания ее для Хеопса стал тот факт, что в одной из полых камер над камерой царя был найден иероглиф в картуше[8], где написано «Кемт», но не «Хеопс». Был сделан вывод, что это ошибочное написание и что, очевидно, там должно было быть написано «Хеопс». Однако «Кемт», что означает «красный» или «сожженный», – это одно из древних названий Египта, то есть пирамида могла быть построенной совсем не для Хеопса, а для другого фараона. Правда, сейчас большинство ученых считает эту версию неверной и пирамиду Хеопса называют все-таки «пирамидой Хеопса».
К счастью, мы знаем имя главного строителя пирамиды Хеопса и его внешний облик. До наших дней великолепно сохранилась замечательная скульптура архитектора Хемона XXVII века до н. э. из твердого диорита, только головной убор зодчего, к сожалению, утрачен.
Остается невыясненным вопрос: по какой причине Хеопс начал строить свою пирамиду именно на плато в Гизе, а не в Дахшуре или Саккаре, где находятся гробницы его предков. Личный египтолог короля Фарука[9] Жорж Гойон считает, что Гиза, «без сомнения, выбрана древними астрономами по религиозным и научным соображениям», однако он не дает ответа на вопрос, какими именно были эти соображения.
У Евсевия Кесарийского в его сохранившихся комментариях к египетскому источнику, написанному Манефоном, о Хеопсе говорится следующее: «Из этих [царей IV династии] третьим был Суфий (Хуфу), строитель Великой пирамиды, которая, по Геродоту, была построена Хеопсом. Он презирал богов, но тем не менее именно он создал „Священную книгу“, которую египтяне ценили очень высоко». Здесь заметно прослеживается параллель с Геродотом, который также указывал на факт отречения царя от богов. Но о какой священной книге идет речь, остается только догадываться.
Высота (то есть точка, где должны были бы сходиться грани пирамиды, если их продлить до пересечения) при строительстве – 146,6 м, а сейчас пирамида на 9 м ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды ушло 2,5 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий ее вес – более 6 млн тонн, совокупный объем составляет 2,34 млн кубометров. Пирамида состоит из 203 рядов каменной кладки разной высоты. 35-й ряд почему-то сложен из особенно крупных блоков – по 10–15 тонн, что, вообще-то, противоречит инженерной логике.
Вся поверхность пирамиды Хеопса была выложена облицовочными блоками из известняка толщиной 2,4 м и весом около 16 т каждый. Средняя ширина зазоров составляла 0,5 мм. Блоки были тщательно и точно склеены цементом. Почти вся облицовка осыпалась во время землетрясения 1301 года н. э. По словам арабского историка Абдель Латифа (в дальнейшем мы более подробно остановимся на его биографии), отдельные блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что «между ними нельзя просунуть и лезвие заточенного ножа».
Пирамида сооружена не на ровной площадке, а на холме высотой 9 метров. Он занимает около 70 % основания и очень естественно встроен в нижние ряды кладки. В основании пирамида Хеопса представляет собой квадрат. Длина северной стороны у основания составляет 230,1 м, западной и восточной – 230,2 м, южной – 230,3 м. На пространстве, которое занимает площадь ее основания, свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы.
Очень немногие здания имеют по краям абсолютно прямые углы (точно 90°). У Великой пирамиды показатели углов следующие: юго-восточный угол – 89°56′27″, северо-восточный – 90°3′2″, юго-западный – 89°56′27″, северо-западный – 89°59′58″. Точность для такого грандиозного сооружения просто поразительная. Уникальность пирамиды состоит также в исключительно правильной ориентации граней по сторонам света. Относительная погрешность составляет ничтожную величину – 0,015 %. Сегодня достижение такой точности потребовало бы применения лазерных теодолитов, топографических карт с разрешением 10 м и армии инженеров, астрономов и каменотесов.
Естественно, что сразу же возникает вопрос: зачем древние зодчие добивались такой высокой точности, если эта точность простым глазом не могла быть даже замечена? Один из ответов на этот вопрос, возможно, кроется в стремлении зашифровать в размерах Великой пирамиды некие фундаментальные численные значения. Эта идея воодушевила энтузиастов на поиски других соотношений в пирамиде Хеопса. Об этом написано множество трудов – от сжатых статей до внушительных фолиантов.
Поверхности сторон пирамиды были покрыты облицовкой, скрывавшей ступенчатую структуру, но потом облицовка с течением времени осыпалась. В книге «Архитектура, мистицизм и миф» английский ученый и архитектор Уильям Летаби, ссылаясь на мнение других исследователей и исторические документы, пишет следующее: «Масперо и Перро[10] склонны доверять утверждениям греческих писателей, что Великая пирамида была раскрашена в разные цвета по зонам, причем самая верхняя часть была покрыта позолотой; косвенным подтверждением этого служат пирамиды первых четырех династий, имеющие ступенчатую форму. Пирамида в Саккаре имеет шесть ступеней… и примечательна тем, что аналогична зиккурату в Вавилоне. И мистер Питри[11] нашел, что пирамида в Мейдуме строилась в семь ступеней; только потом ступени были выровнены, так что [эта] пирамида стала моделью для пирамид последующих фараонов. Из этого следует, что облицованные плиты Великой пирамиды были, помимо прочего, раскрашены в семь цветов, что соответствует теории о восхождении фараона на небо по лестнице. А семь ступеней, или семь цветов, соответствуют семи планетам (в том числе Солнцу и Земле), о которых знали древние». Правда, по мнению других египтологов, эти плиты оставались белыми и выделялись на фоне желто-серых песков, ослепительно сияя под лучами солнца.
Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры – камера царя, камера царицы и подземная камера. Вопреки общепринятому представлению о Великой пирамиде как о гробнице Хеопса (равно как о пирамидах Хефрена и Микерина как о гробницах соответствующих фараонов) ни в одной из пирамид Гизы не были обнаружены тела, только пустые саркофаги. Когда в IX веке н. э. экспедиция халифа аль-Маамуна проникла в пирамиду и с большими сложностями исследовала царский склеп, большой каменный саркофаг, как оказалось, был пуст, при этом не было найдено никаких признаков предшествовавшего разорения.
Существует, впрочем, альтернативный сценарий. Согласно ему, погребальная камера фараона, в которой был найден пустой саркофаг, специально была оставлена недоделанной (без мумии и сопутствующих загробной жизни предметов и сокровищ), чтобы заставить будущих охотников за драгоценностями поверить в то, что она заброшена, и убедить их в бессмысленности дальнейших поисков, тем самым скрыв от них другие тайные проходы и помещения, с ней соединенные.
Первым «официальным» первопроходцем-исследователем пирамиды Хеопса считается халиф аль-Маамун, который в 820 году проник в нее вместе с отрядом рабочих, каменотесов, архитекторов и каменщиков. Халиф был очарован легендами о несметных богатствах, таящихся за каменными стенами, и не преминул воспользоваться случаем вскрыть таинственную пирамиду и добраться до ее сокровищ. Но не только они манили его: мудрецы говорили, что в пирамиде спрятано оружие, которое не ржавеет от крови и воды, а также хранятся тайны стекла, которое «гнется, но не разбивается». В то время пирамида Хеопса еще блистала отполированными плитами, между которыми, как мы уже упоминали, нельзя было вставить даже лезвие хорошо заточенного дамасского кинжала.
У Страбона[12] было написано: «На боку пирамиды на небольшой высоте есть камень, который можно отодвинуть; если приподнять этот камень, откроется извилистый ход, ведущий к могиле». Но халифу аль-Маамуну так и не удалось обнаружить этот камень, ведь все облицовочные плиты были так похожи друг на друга.
Тогда он приказал прорубить в стене пирамиды тоннель, который так с тех пор и называется – дыра Маамуна (см. рис. 1, 1). Маамун и его помощники заливали камни уксусом, грели их при помощи костров, а затем использовали тараны. Но по истечении времени грабители поняли, что выбрали неверное направление. Они бы никогда не добрались до входной галереи, если бы не случай. На своем пути они сдвинули каменную глыбу, которая замыкала запечатанный вход в наклонную шахту, и та с гулким грохотом опрокинулась в недра пирамиды.
По звуку стало понятно, куда следует прокладывать дальнейший путь, и спустя некоторое время «муравьи пирамиды» (так называл своих рабочих и самого себя Маамун) наконец выбрались к галерее, ведущей от настоящего входа в пирамиду к внутренним камерам. В нижнем конце наклонного прохода находилось то, что стали называть подземной камерой (см. рис. 1, 4). Падающие камни скатывались именно в нее.
Скоро стало ясно, что поиски царской усыпальницы будут невероятно трудны и затянутся надолго. Кроме того, работать приходилось в кромешной тьме, а воздуха не хватало даже для горения факелов. Каково же было разочарование рабочих и самого халифа, когда, попав наконец в царскую усыпальницу, они обнаружили лишь пустой саркофаг. Ни сокровищ, ни папирусов с древними письменами, ничего… В ярости люди аль-Маамуна били молотами в стены, надеясь найти еще один потайной ход. Но пирамида отвечала глухим звуком монолитных каменных глыб. По легенде, Маамун, чтобы хоть как-то вознаградить своих рабочих, в одном из коридоров пирамиды ночью закопал клад с золотыми изделиями. А утром якобы случайно обнаружил клад и раздал все сокровища рабочим.