Книга Эпизоды - читать онлайн бесплатно, автор Герасим Аникин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Эпизоды
Эпизоды
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Эпизоды

Герасим Аникин

Эпизоды


Введение

Вся жизнь человека, какой-то общности, страны, мира в целом состоит из эпизодов различных видов. Они бывают судьбоносными и проходными. Порой можно не различить их границы, т. к. они следуют практически непрерывно и продолжаются как в виде растянутого, так и ограниченного интервала времени. Оценка их значения, естественно, бывает чисто субъективной. Например, уж казалось бы, рождение человека – один из самых существенных для него эпизодов. Но ведь были не менее важные предшествующие эпизоды в жизни родителей, местности, страны. И кто может сказать, насколько сильно они окажут влияние на судьбу родившегося ребёнка?

Книга построена на описании, как бы, несвязанных между собой эпизодов жизни одного реального человека – Анатолия Королёва и сопричастных с ним людей. Эпизоды происходят в разное время и при отличающейся в каждом случае обстановке. И человек этот поступает каждый раз по-разному. Однако здесь важна не разносторонность или, возможно, даже кажущаяся положительность или отрицательные качества описываемой личности, а вид конкретного окружения, характерного для времени, в котором он живёт. Знали Вы о различии того времени со временем прочтения книги? Есть ли аналогичные эпизоды в Вашей жизни? И как бы поступил читатель в подобном случае? На эти вопросы и нацелена публикация книги.

Содержание книги ориентировано не на хронологию, а на значимость каждого из эпизодов или их сочетаний в жизни рассматриваемой личности. Однако первая глава «Краткие подробности» – более всё же информационная, где на фоне происходившего приводится общественная оценка этапов жизненного пути А. Королёва. А вот последующие главы как раз раскрывают сущность конкретных эпизодов с анализом их предыстории и получаемых последствий. В некоторых случаях центральные эпизоды происходят не с А. Королёвым, но он является активным фоновым участником и, в связи с этим, характеризует создавшуюся обстановку и показывает логику событий. В других – в виде воспоминаний самого А. Королёва.

Автор с благодарностью примет все замечания и возможную критику по структуре и содержанию книги.

Г. Аникин

Краткие подробности

Анатолий Королёв родился до войны в 1936 году, поэтому помнит наиболее яркие её события достаточно подробно. Поскольку в расположенной через дорогу школе № 21 уже летом 1942 года был госпиталь, в котором бабушка работала санитаркой, она, с разрешения врачей, брала с собой маленького Толю, чтобы приободрить раненых, напомнить им об ожидающих их дома. Был также случай, когда в актовом зале, уставленном кроватями с ранеными, выступал хор школьников.


Толя, февраль 1941 года


Многие раненые сидели на кроватях, но были и лежачие. Руководитель хора, увидев малыша в вышитой украинской рубашке, предложил поставить Толю в первый ряд, опять же с целью положительного воздействия на раненых. И он, не зная песен, просто стоял впереди всех, но заслужил при этом вознаграждение в виде поглаживание по головке после концерта, и даже кусочки сахара. Была также один раз подготовка посылки на фронт без конкретного адресата. Положили в неё купленной махорки, связанные бабушкой на спицах тёплые носки и ещё что-то непортящееся съестное. А Толя с помощью мамы печатными буквами написал письмо: «Возвращайся с победой». Обратный адрес на посылке был, но никакого ответа не последовало.

Особенно, конечно, запомнилось время, когда Толя простудился зимой 1942 – 43 годов и серьёзно заболел. И это во время войны, когда госпитали были заполнены массой раненых, требующих медицинского обслуживания. Положили его в больницу рядом с улицей «Станционная». Какие давали лекарства, не известно, но через несколько дней врачи поставили диагноз: «Не жилец». Узнав о нём, мама под расписку о своей ответственности взяла исхудавшего Толю домой с мыслью: «Умрёт, так пусть дома». Но бабушка народными средствами и мама, продававшая купленные до войны вещи с целью обеспечения сносного питания и покупки лекарств, совершили невероятное, перекрыв Толе своей самоотверженностью дорогу в иной мир. В 1943 году, когда надо было идти в школу, Толя не смог из-за чрезмерной слабости, поэтому пошёл в первый класс в восьмилетнем возрасте, т. е. только в 1944 году.

После седьмого класса мама посоветовала идти в техникум: и среднее образование будет, и специальность.


Рядовой А. Королёв


Поступил в престижный тогда Ивановский индустриальный техникум, по окончании которого был направлен в Одессу на заложенный там новый судостроительный завод. Однако проработал на нём недолго, т. к. наступил призывной возраст, поэтому был призван в Советскую Армию. В течение трёх лет в Одессе и в Закарпатье рядовым, ефрейтором и младшим сержантом обеспечивал дальнюю радиосвязь посредством азбуки Морзе, став радистом первого класса и отличником боевой и политической подготовки, за что в конце службы занесён «…навечно в «Книгу Почёта» воинской части 43032». Было это на Украине, и где теперь эта Книга, да и есть ли та воинская часть, неизвестно.


Группа радистов около передвижной радиостанции: А. Королёв, И. Поляк, Л. Колесниченко, В. Рудаков


Отличник боевой и политической подготовки, командир отделения, младший сержант, радист первого класса


Сразу же после демобилизации поступил в Ивановский энергетический институт. Зачислен на Электромеханический факультет по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок». Армия дала настрой на дисциплину в отношении к любому делу и на получение знаний, которые воспринимал с большим интересом, не смотря на их не только техническую, но и общественную направленность. Начиная с третьего курса, до окончания ВУЗа получал именную стипендию Министерства Образования имени Павла Николаевича Яблочкова. По окончании института получил диплом с отличием.


Преподаватели и выпускники группы интенсивного изучения английского языка. Первый ряд: И. Магнус, Н. Д. Грачёва, И. П. Олейникова, Л. А. Худякова, Н. Данилова. Второй ряд: С. Александров, А. Шутов, В. Купцов, В. Ларин, В. Тутов. Третий ряд: А. Львович, А. Королёв, В. Клюквин, Ю. Рябичев, С. Астреин, Е. Островский


Расширение связей с зарубежными странами, строительство в развивающихся странах промышленных объектов с помощью Советского Союза привели к необходимости подготовки специалистов со знанием иностранных языков. А. Королёв, посоветовавшись с супругой и мамой, принял решение остаться в ИЭИ после защиты дипломного проекта в составе группы из 13 выпускников для глубокого изучения английского языка и для последующей работы за рубежом без переводчика. Преподавание вели в течение шести аудиторных часов трое высококвалифицированных преподавателей: Лидия Алексеевна Худякова (электротехника и электрооборудование), Ида Петровна Олейникова (политика, история Англии, культура), Нина Дмитриевна Грачёва (бытовая тематика). Дополнительно домой давались задания, требующие четыре – пять часов для выполнения. Высокая интенсивность изучения английского языка, широта охвата различных сторон его применения и глубина проникновения в различные его нюансы привели А. Королёва к непреодолимой тяге освоить язык наиболее полно. Курсы по изучению английского языка закончил в марте 1964 года с оценкой «отлично». После завершающего экзамена преподаватели заявили Анатолию: «Можете считать, что Вы закончили иняз».


Ударная комсомольская стройка: НЛМЗ. Объект электромонтажа А. Королёва


По окончании ИЭИ в 1964 году был распределён в Липецкое монтажное управление «Центр-электромонтаж» с изменённым в последующим названием «Юго-восток электромонтаж». Работал мастером и прорабом на ударной комсомольской стройке «Новолипецкий металлургический завод».

При монтаже оборудования, поставленного австрийской фирмой «Fest» для цехов конверторной выплавки стали и изготовления огнеупорного кирпича, работал в течение года в непосредственном контакте с австрийскими специалистами без переводчиков на английском языке.

Непосредственным шеф-монтажником по электромонтажу был Курт Штайнер, работавший до этого представителем своей фирмы в других странах и общавшийся там на английском языке. Поэтому контакт его с Королёвым установился достаточно тесным и плодотворным. Однако фамилия Королёва была трудна для произношения им и другими австрийцами, поэтому при необходимости позвать издалека кричали: «Мистер Анатоль». За применённую новую технологию электромонтажных работ на этом объекте А. Королёв был представлен на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР.



Работа без переводчика в течение всего рабочего дня давала возможность быстро решать все производственные вопросы. В результате появилось уважительное отношение друг к другу как двух специалистов между Королёвым и его австрийским шеф-монтажником. Однако были и свободные минуты, когда говорили о многих сторонах жизни. Австриец, например, удивлялся, что в Липецке невозможно зимой купить свежих фруктов. Королёв на это удивлялся не менее, неужели он не знает, что зимой-то фрукты не растут. В то время для нас это было аксиомой. В другом случае австриец хвалил Россию за то, что здесь можно взять лыжи и кататься где и сколько хочешь. У них же за всё надо было платить. Ну, а темпы строительства в России его вообще поражали. Он говорил, что для такого объекта, который строили в Липецке совместно с их фирмой, им потребовалось бы пять лет. А на ударной да на комсомольской справились с этим за один год. То есть говорили обо всём. В частности, как-то Курт Штайнер рассказал, что живёт в Линце, где свои детские годы провёл Гитлер, и там есть много мест его бывшего пребывания.

Однажды произошла вообще неожиданная ситуация. На завершающем этапе электромонтажа Королёв обнаружил на чертеже плана цеха два электродвигателя, к которым надо было подключить питающую сеть. Но в реальности никакого оборудования на обозначенном месте для двигателей не было. Он обратился за разъяснениями к своему австрийскому шеф-монтажнику. Тот тоже не нашёл в цехе оборудования с электродвигателями, требующими подключения. Расстались по завершении рабочего дня в неведении.

А на следующий день австриец с улыбкой вывел Королёва на середину цеха и показал на потолок. А там красовались два потолочных вентилятора для вытяжки неблагоприятного воздуха, загрязнённого при изготовлении огнеупорного кирпича. Поднялись вместе на крышу и убедились в том, что вентиляторы установлены в комплекте с электродвигателями, ожидающими подключения. Довольные раскрытием загадки подошли к краю плоской по конструкции крыши и стали любоваться всем комплексом построенных цехов. Кто не был на металлургических предприятиях, тому сложно представить это гигантское скопление производственных помещений различного назначения.

И тут неожиданно австриец сказал: «А ты знаешь, я ведь был членом национал-социалистической партии Германии во время войны». Он был старше Королёва лет на восемь. «А я – коммунист» – неожиданно ответил Королёв. Получилась интересная картина: на краю крыши при высоте цеха двадцать два метра стоят два «идеологических противника» с непредсказуемыми последующими действиями. Но здравый смысл и взаимное уважение, конечно же, не допустили эмоциональной несдержанности. Спустились с крыши, и австриец рассказал, что стал членом партии в шестнадцать лет из-за возможности получать дополнительный продуктовый паёк и иметь ряд других льгот. Но его сразу же послали на фронт в Польшу, и тут началось наступление Советской Армии, от которой ему по его словам пришлось «быстро убегать», а по-русски «драпать».

Возвращение А. Королёва в Ивановский энергетический институт произошло в качестве аспиранта 15 октября 1966 года. Научным руководителем был назначен заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» А. М. Быстров. Тема диссертации была связана с только начавшим развиваться частотным электроприводом, который был очень перспективен для применения в различных отраслях промышленности. С ориентацией на текстильную промышленность, специалистом в которой был научный руководитель, тема диссертации формулировалась так: «Многодвигательный частотно-регулируемый электропривод с индивидуальными преобразователями частоты для поточных линий текстильной промышленности». В связи с новизной темы А. Королёвым были освоены законы частотного управления, виды преобразователей частоты, разработан и запатентован в виде авторского свидетельства «нулевой инвертор». В диссертации впервые для поточных линий была разработана теория упругих связей между электродвигателями многодвигательного электропривода через ткань, получившая дальнейшее применение и развитие в работах других аспирантов и докторантов.

Кандидатская диссертация была защищена в Горьковском политехническом институте 01.11.1971 г.


Обсуждение планов развития научных исследований с молодыми преподавателями.

Слева – направо: А. Королёв, Б. Староверов, В. Анисимов, А. М. Быстров, Н. Архангельский, В. Филичев


Дальнейшая научная работа была связана с разработкой частотно регулируемых электроприводов для спецтехники. При выполнении этой работы была создана научная группа под руководством А. Королёва.


Научная группа по частотному электроприводу: В. Сидякин, А. Голубев, А. Королёв


После возникших технических ограничений по созданию трёхфазных приводов для рассматриваемой области их применения была доказана перспективность перехода на многофазный электропривод. При этом разработана теория многофазного асинхронного электропривода, созданы его экспериментальные образцы, проведено их исследование. По научному направлению этой группы выполнены и защищены кандидатские диссертации Сидякина Вадима Фёдоровича, Голубева Александра Николаевича, Куликова Константина Владимировича, Бабаева Михаила Брониславовича. По результатам научной работы за этот период А. Королёвым получено 15 авторских свидетельств на изобретения, и он был награждён нагрудным знаком «Изобретатель СССР». Практически одновременно за отличные успехи в работе получил знак Министерства образования «Высшая школа СССР».



В этот же период времени увлёкся научной работой по психофизиологии труда совместно с аспиранткой Ленинградского института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта Г. Кузнецовой. Тема её диссертации: «Разработка рациональных внутрисменных режимов труда и отдыха работников текстильной промышленности». Для выполнения работы под руководством А. Королёва были разработаны и созданы малогабаритные переносные приборы для анализа состояния основных психофизиологических систем организма текстильщиц в процессе работы. Приборы фиксировали каждые 30 минут «Теппинг тест» (оценивает уровень утомления кистей рук, участвующих в ликвидации постоянно возникающих обрывов нити), «Простую зрительно-моторную реакцию» (характеризует общий уровень утомления организма), «Критическую частоту слияния световых мельканий» (информирует об утомлении зрения, напряжённо использующегося при поиске концов оборванных нитей). Было предложено применить для анализа рабочего процесса текстильщиц в целом известную в электротехнике теорию графов, которая дала возможность впервые сформулировать новые критерии монотонности труда, отрицательно влияющей на утомляемость, и использовать их для разработки рационального внутрисменного режима труда и отдыха работников текстильной промышленности. Результаты работы были представлены на ВДНХ СССР.

Новое направление научных интересов А. Королёва сформировалось при открытии им на кафедре ТОЭиЭИ новой специальности: «Электротехнологические установки и системы». Совместно с принятым в 2012 году аспирантом Долгих Иваном Юрьевичем был разработан и запатентован новый способ индукционно-стыковой сварки. Для обоснования его технологических перспектив и анализа особенностей был предложен метод условной декомпозиции, созданы математические модели и структурные схемы на их основе. Впервые для анализа электромагнитных процессов при индукционной сварке использовалась теория многообмоточного трансформатора. Диссертация Долгих И. Ю. защищена в ИГЭУ 14.10.2016.

Позднее руководимый А. Королёвым авторский коллектив запатентовал новый способ индукционной точечной сварки. По результатам научной работы в этот период получено 3 патента на новые способы сварки и получения информации об объекте в ограниченном пространстве.



Кроме того результаты работы отражались в многочисленных публикациях и выступлениях на научных конференциях. Помогало здесь и знание английского языка, дающего возможность участвовать в зарубежных симпозиумах, выступать с докладами и свободно общаться по научным, образовательным и другим проблемам.


Участники конференции по электроприводу в Душанбе при посещении аула в горах: А. Королёв, В. Нуждин, Б. Староверов


15 октября 1985 года А. Королёв был рекомендован ректором Ю. Б. Бородулиным и секретарём парткома института С. Н. Горячкиным и избран на должность заведующего кафедрой «Теоретические основы электротехники и электрических измерений» ИЭИ, на которой создался неблагоприятный психологический климат с взаимными претензиями и обращениями с жалобами в вышестоящие органы.

За время заведования кафедрой до 2004 года обратил особое внимание на участие всех преподавателей в научных исследованиях. При этом руководителям научных групп выделялись из имеющихся резервов кафедры помещения под лаборатории для работы с аспирантами и для защиты ими диссертаций: Голубеву А. Н., Макарову А. В., Гречухину В. Н., Кадникову С. Н… В результате на кафедре ТОЭЭ защищены 5 докторских диссертаций. После их защиты с целью укрепления научного потенциала других кафедр факультета, на которых не было докторов наук, Слышалов В. К. перешёл на кафедру «Электрические сети и системы», а Мартынов В. А. был переведён на кафедру «Электрические станции». Уехал работать в Германию д.т.н. Григорьев.


Заведующий кафедрой должен быть солидным человеком


За время заведования А. Королёвым кафедрой рассмотрены и рекомендованы к защите и защищены 18 кандидатских диссертаций. В целом стаж работы А. Королёва только в Ивановском государственном энергетическом университете им. В. И. Ленина составил 50 лет.

По результатам деятельности при организации научной и воспитательной работы получил следующие почётные звания.

• Присвоено звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» 24.10.2000 г.

• Присвоено звание «Почётный работник образования Ивановской области» 25.09.2012 г.

Вне научной, учебной и организационной деятельности на кафедре А. Королёвым издано 5 сборников стихов и аналитические воспоминания о спортивном образе жизни.

• Сборник стихов «Эстафета» – 2004 г. (в соавторстве с дочерью Ингой и сыном Александром).

• Сборник стихов «Так много мы людей встречаем в жизни» – 2006 г. (в соавторстве с дочерью Ингой и сыном Александром).

• Сборник «Басни» – 2009 г.

• Сборник стихов «Слово в кармане» – 2013 г. (в соавторстве с сыном Александром).

• Сборник стихов «Граммофон» – 2014 г.

• Сборник воспоминаний «Рубское Единение» – 2019 г. (в соавторстве с Б. Староверовым, В. Филичевым и В. Шишкиным).

Публиковались стихи также в сборниках «Единый круг» и многотиражной газете «За энергетические кадры».

А. Королёв сторонник и настойчивый пропагандист здорового образа жизни.

• Сумел бросить курить во время учёбы в ИЭИ после трёх лет непрерывного курения при службе в армии.

• Является многократным призёром и победителем первенства России и других, проводимых в России международных соревнований по бадминтону среди ветеранов этого вида спорта.


А. Королёв в походе на привале


В целом А. Королёв – человек разносторонний: любит искусство во всех его проявлениях, по возможности посещает концерты, особенно фортепьянной музыки, играет на гитаре.

Развороты судьбы

Предисловие

Читая много раз мемуары, я после прочтения отмечал, что автор чаще всего ведёт повествование о ярких или значимых событиях с позиции некоего стороннего наблюдателя. Вокруг фигурируют хорошие, добрые и порядочные люди, или нехорошие, недобрые и непорядочные. А вот сам автор – как бы нейтральный судья, позиция которого может быть выявлена читателем только по оценке окружения. Чаще всего вытекает подспудный вывод об идеальности мемуариста. Но ведь он тоже человек, поступающий по своим понятиям и в соответствии со сложившейся ситуацией. И эти поступки могут рассматриваться другими людьми по-своему, может быть, даже с диаметрально противоположными оценками. Именно поэтому я, наверное, никогда не смогу написать такие мемуары, поскольку воспоминания поднимают имевшуюся неоднозначность в моих поступках, что делает неправомерным давать оценку другим. Ниже приводится пример, по которому меня можно обвинить в нечестности и вообще воспринять как непорядочного человека. Но ведь все события происходят на фоне сложившейся тогда атмосферы, и служат, в том числе, её характеристикой. Поэтому я и написал эти воспоминания, во-первых, для себя, чтобы потом почитать и вспомнить действительность того времени. Также эти воспоминания, возможно, будут интересны тогда, когда нашего поколения уже не будет, а люди должны знать, что было много чего и не совсем однозначного.

Роль учителя

О том, что образование – важнейший этап в жизни человека, понимают не сразу, да и не все, в конечном счёте. По крайней мере, не многие родители уделяют время на разъяснение этого своим детям. А если и пытаются, то окружающая действительность вносит в отношение детей к учёбе существенные коррективы. К тому же, много значит то, что Анатолий Михайлович Быстров называл «печатью на попке». Он на основе своего жизненного опыта придерживался того, что при рождении ребёнка ему ставится «печать на попку», которая определяет всю его дальнейшую судьбу. Можно принимать этот постулат, можно не принимать, но анализируя мою жизнь уже по прошествии многих лет, я убеждаюсь, что много раз что-то заставляло меня делать так, что моя жизнь изменялась коренным образом. Можно назвать это Что-то – Высшей Силой, Богом, Судьбой с большой буквы, но это прослеживалось довольно открыто и очевидно. Покажу на одном примере.

Особой тяги к учёбе в школе у меня не наблюдалось, хотя мама уже в старших классах часто мне говорила, что без знаний человеку трудно найти своё место в жизни. Образование у мамы было всего пять классов, что определялось необходимостью с ранних лет работать, чтобы помогать обеспечению семьи жизненными средствами. Поэтому мама уже после моего четвёртого класса сказала: «Теперь я тебе в учёбе не помощник. Давай, сынок, сам старайся». А вот бабушка, которая жила с нами, была совершенно неграмотная, потому что приехала в Иваново с Вятки, где в её деревне не имели возможности дать ей образование, или не придавали этому значения, учитывая роль женщины в сельской семье. Однако этот недостаток не помешал ей, работая в госпитале во время войны, получить в результате медаль «За доблестный труд». Поэтому помогать мне в освоении знаний было некому, к тому же отец с войны не вернулся.

Два фактора, которые определили моё отношение к учёбе на начальном её этапе, были связаны с отношением учитель – ученик. И первый случай, когда мы научились ровно писать палочки и перешли к написанию букв, связан с моим желанием получить похвалу от учителя. Мама говорила, что мне повезло, т. к. наша учительница Вера Осиповна была Заслуженным учителем Российской Федерации. И вот мы пишем прописную букву в, и все ребята, написав строчку, подходят к учительнице и показывают написанное. Она хвалит и советует продолжать так же. Решил и я получить похвалу. Подошёл, показал. И вот Вера Осиповна подняла мою тетрадь над головой и сказала: «Смотрите, вот так писать не надо». Теперь-то я знаю, что моя буква в была похожа на яхту с маленьким корпусом – колечком внизу и с большим широким во всю клеточку парусом вверху. Но тогда-то я был посрамлён перед всем классом. Стыд охватил меня, я весь сжался внутри. И с тех пор ни разу я не подходил к учителю с вопросом во время уроков, да и после – тоже.