Книга Основы менеджмента - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Рафаилович Веснин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы менеджмента
Основы менеджмента
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы менеджмента

Владимир Рафаилович Веснин

Основы менеджмента

Учебник

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

Редко, если вообще когда-либо,

какой-нибудь новый основной институт

так быстро доказывал свою необходимость,

и еще реже какой-нибудь другой институт

или новая руководящая группа возникали

так быстро, как развивался менеджмент.

Питер Друкер

Глава I

ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент и управление

Чем занимается менеджмент?

Какие задачи решает менеджмент?

Управлять нужно по правилам

Как воздействовать на людей?

Эта глава – начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.

Менеджмент и управление

Понятие управления

Хозяйственное управление

Менеджмент

Кто не знает героев известной басни И. А. Крылова Лебедя, Рака да Щуку? И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном – в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.

Если внимательно посмотреть вокруг, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и проч. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися слепым действиям законов природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.

Иное дело – люди. Им присущи индивидуальное сознание, воля, интересы, стремления. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.

Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т. п. Именно хозяйственное управление и становится предметом нашего непосредственного изучения.

Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.

Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.

Термин management в значении, близком к современному (прежде он означал искусство объезжать лошадей), появился с началом промышленной революции XVIII–XIX в Англии, а затем распространился по всему миру.

Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название «менеджмент», которое по смыслу аналогично русскому слову руководство.

Менеджмент как деятельность может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент – это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными; например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т. п.

Цель менеджмента в том и другом случае – достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.

Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Менеджмент – это:

1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.

2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации.

3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения.

4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления.

5. Учебная дисциплина.

Чем занимается менеджмент?

Направления менеджмента

Задачи, решаемые в рамках каждого из них

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться.

Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.

Управление инновациями, т. е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.

Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.

Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Разновидности менеджмента:

1. Управление производством.

2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом.

3. Управление инновациями.

4. Управление маркетингом.

5. Управление персоналом.

6. Финансовое управление.

7. Управление эккаунтингом.

Какие задачи решает менеджмент?

А. Файоль о функциях менеджмента

Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 г. И хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.

Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на эффективную работу и проч. выполняет функция распорядительства. Осуществление этой функции возлагается на вышестоящих руководителей.

Достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать – направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации, или регулировании, суть четвертой функции менеджмента.

Результаты работы организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, т. е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состояния объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.

Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск «мальчиков для битья» не является его задачей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Основными функциями (задачами) менеджмента, которые сформулировал А. Файоль, являются:

1. Планирование.

2. Организация.

3. Координация.

4. Контроль.

5. Распорядительство.

Управлять нужно по правилам

Принципы управления

Их содержание

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами – своего рода правилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, несоблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для организации. Какие же это принципы?

Едва ли не самым главным из этих принципов можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять по наитию, без глубоких знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.

Процесс управления должен быть целенаправленным, т. е. всегда осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

Важным принципом менеджмента является его специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Футбольной командной нельзя управлять, например, так же, как актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях проводятся одни и те же по сути действия, сводящиеся к руководству людьми, они должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное, независимо от того, кто эти люди – солдаты или академики, артисты или спортсмены.

Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. Иными словами, действия, из которых он состоит, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагать их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.

Непрерывность хозяйственных процессов требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

Последнее невозможно без оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это создает благоприятный морально-психологический климат в организации и способствует принятию взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой «перебор» здесь может повлечь крупные неприятности.

Важным принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных методов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получения новых знаний и навыков.

В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем спущенные сверху.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ключевые принципы менеджмента (правила осуществления управленческой деятельности):

1. Научность в сочетании с элементами искусства.

2. Целенаправленность.

3. Специализация и универсальность.

4. Последовательность.

5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

6. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений.

7. Единство прав и ответственности в каждом звене управления.

8. Состязательность.

9. Вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Как воздействовать на людей?

Методы управления

Содержание

Условия применения

Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими и проч.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством них организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Но эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую жизнь и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.

К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т. п.

В противоположность организационным, административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. Иначе они называют их методами властной мотивации и основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить маршрут следования или график движения поезда; все это заранее предопределено расписанием, и в случае их нарушения возможна авария.

Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, ибо размер вознаграждения от этого не увеличивается.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.

Методы управления, позволяющие рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты, получившие название экономических, начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.

В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем.

Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.

Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь приходят социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия.

Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитии благожелательных отношений между его членами, изменении роли руководителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в его трудовой деятельности, а следовательно, к повышению ее эффективности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Методы управления:

1. Организационные – создают необходимые условия осуществления управленческого процесса.

2. Административные – сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность.

3. Экономические – основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть прибыли, возникшей в результате более эффективного труда.

4. Социально-психологические – связаны с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, можно ли считать руководителя учебного заведения менеджером, и если да, то в каком случае.

2. Выскажите мнение по вопросу о том, какие виды управления могут иметь место в учебном заведении, а какие – нет.

3. Попробуйте дополнить функции менеджмента, сформулированные А. Файолем, своими.

4. Опишите собственное видение принципов управления.

Глава II

ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ

 Что такое личность?

• Направленность личности

 Алло, мы ищем таланты!

 Все мы немного д'артаньяны

 Основные элементы характера

 Когда человек обращен во вне

 Свой среди чужих – чужой среди своих

 Человек на работе

Для того чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каким бывает их поведение, чем оно может быть обусловлено, каковы способы воздействия на него. Эти и некоторые другие вопросы раскрываются в данной главе.