Исходя из целого ряда достоинств форсайт-технологий следует поставить вопрос об их применении и в отраслях социальной сферы, тем более что в России уже имеются, к сожалению, немногочисленные примеры практического их использования в управлении социальным развитием страны:
1) В апреле 2008 г. стартовал первый в России общественно-политический форсайт-проект – Общественная программа «Детство» [188]. Смысл проекта состоит в том, чтобы увидеть город будущего глазами детей – ведь именно они будут его жителями.
2) Технология форсайта фактически использована для разработки такого важного документа, как «Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 г.» [48], хотя в ней рассматриваемый термин и не применяется. Концепция является документом общественного согласия, подготовленным по итогам проведенных в 2010–2011 гг. обсуждений дальнейших направлений развития города. Ожидания населения и важнейшие направления деятельности Правительства города по их реализации сформулированы на основе предложений, высказанных в ходе специально организованных дискуссий, и положены в основу документа. Концепция обсуждалась с бизнес-сообществом, представителями общественных организаций и молодежных движений, ассоциациями профессиональных участников. Были организованы опросы мнения населения посредством горячих линий и анкетирования, непосредственно в подготовке приняло участие более 10 000 чел. Согласно Концепции важнейшими направлениями деятельности Правительства города выступают:
• городская среда и транспорт,
• образование,
• здравоохранение,
• благоустройство,
• культура.
Обратим внимание на основные задачи, поставленные городом в указанных направлениях:
Городская среда и транспорт. Санкт-Петербургу будет возвращена свойственная ему организация уличного пространства и проведена модернизация городской среды под образ жизни и работу «креативного класса». В историческом центре Санкт-Петербурга основными участниками движения станут пешеходы и городской пассажирский транспорт. В исторической части города не будет возникать уплотнительная застройка, она сохранит за собой преимущественно культурную, туристическую и жилую функцию с одновременным размещением объектов коммунально-бытового назначения. Развитие периферийных районов города будет осуществляться на принципах гражданского равенства и культурного разнообразия. В Санкт-Петербурге не будут возникать отдельные кварталы для малоимущих горожан, для приезжающих мигрантов и т. д.
Образование. Ведущие вузы Санкт-Петербурга укрепят лидирующие позиции на международном уровне. Предстоит увеличить объем научных исследований и последующего внедрения их результатов на отечественных и зарубежных предприятиях. Основным элементом такой коммерциализации станут вновь создаваемые с участием студентов, аспирантов, молодых ученых высокотехнологичные компании. Образовательная деятельность университетов будет характеризоваться высокой академической мобильностью студентов и преподавателей (выезд за границу собственных профессоров и студентов, приглашение зарубежных, практика смены мест учебы и работы в вузах). Возрастет объем подготовки кадров высшей квалификации, что будет способствовать омоложению профессорско-преподавательского состава вузов. В целях улучшения профессиональной подготовки и последующего трудоустройства специалистов (в первую очередь, наукоемких отраслей) будет сформирована сеть крупных образовательных комплексов, объединяющих высшее и среднее профессиональное образование.
Здравоохранение. Санкт-Петербург предоставит лучшие возможности для продолжения трудовой деятельности и участия в жизни общества после выхода на пенсию. В Санкт-Петербурге будет ликвидирован один из главных барьеров, препятствующих занятости пенсионеров, – ухудшающееся состояние их здоровья. Система ранних диагностических обследований позволит увеличить период трудоспособности населения, снижая экономические потери города за счет непрерывного восстановления трудового потенциала. Популяризация здорового и спортивного образа жизни среди жителей города будет способствовать сохранению и укреплению здоровья на протяжении долгих лет. В каждом районе будут созданы современные объекты для занятия популярными среди молодежи видами спорта.
Благоустройство. Санкт-Петербург увеличит количество парков, садов, скверов и открытых водоемов и достигнет по площади зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, уровня Лондона. Обязательным условием при строительстве новых объектов станет озеленение территории, сопоставимой по размерам с площадью размещения объекта. Земли, занятые в настоящий момент предприятиями «старой промышленности», будут постепенно освобождаться и использоваться для формирования зеленых зон. Будет реализована экологическая политика развития Санкт-Петербурга в направлении «чистый город». В качестве первого шага в данном направлении Санкт-Петербург избавится от несанкционированных свалок.
Культура. Формирование дружественной атмосферы в каждом районе города в соответствии с традиционными ценностями Санкт-Петербурга создаст в сознании жителей чувство сопричастности к его настоящему и будущему. Будут внедрены решения по городскому дизайну и развитию публичного искусства, созданы объекты public art и тематические городские зоны. При планировании развития жилых кварталов будет предусмотрено создание специальных площадей и общественных пространств для проведения локальных праздников и ярмарок, встреч и общения людей. При содействии бюджета города получат поддержку частные музеи, проекты создания парков развлечений для детей и другие инициативы. Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга и самого города как градостроительного феномена будет гарантом формирования имиджа города на глобальных рынках в качестве одного из самых притягательных для туристов.
Определенные достоинства форсайт-технологии и ее быстрое распространение в развитых странах демонстрируют необходимость повышенного внимания к данной технологии в социальном комплексе России. Ввиду пока еще недостаточного опыта практического использования форсайт-технологий в отраслях социальной сферы России на данном этапе исследований наиболее актуальным вопросом следует считать подготовку методических разработок применительно к условиям функционирования социального комплекса. Авторами предлагается методологический подход к разработке форсайт-проектов в управлении социальной сферой, включающий в себя ряд последовательных этапов.
Этап 1. Формулировка проблемы, требующей решения с помощью технологий форсайта (например, создание образа желаемого будущего для данного объекта управления в социальном комплексе).
Этап 2. Формирование рабочих групп. Чтобы форсайт-проект в социальной сфере был максимально обоснованным, целесообразно участие в нем представителей законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня, представителей бизнес-сообщества, научных работников, структур гражданского общества, средств массовой информации и т. д.
Этап 3. Выбор метода прогнозирования (экспертные панели, мозговой штурм, метод Дельфи, SWOT-анализ, социологический опрос населения, фокус-группы и т. п.).
Этап 4. Обсуждение вариантов. Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».
Этап 5. Выработка путей решения задач. Составление «дорожных карт», предназначенных для разработки и визуального представления средне- и долгосрочной стратегии развития выбранного объекта из социальной сферы. Задача дорожных карт – отобразить оптимальный маршрут или варианты маршрутов, позволяющие прийти к заданной цели. При их построении большое внимание уделяется представлению результатов в максимально понятной форме, доступной для широкого круга заинтересованных лиц [127].
Этап 6. Формирование окончательного варианта форсайт-проекта. Подготовка полного пакета документов.
Этап 7. Утверждение форсайт-проекта в органах управления социального комплекса.
Таким образом, форсайт-технология позволяет направлять в единое русло и фокусировать на актуальных проблемах деятельность вовлеченных в процесс организаций и широких групп людей, влиять на формирование целей и постановку задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего, выявлять наиболее уязвимые и обладающие потенциалом точки роста. Для ускорения продвижения форсайт-методологии и улучшения качества прогнозирования социально-экономического развития России необходимо институционализировать технологии форсайта на государственном уровне. Следует выдвинуть предложение о создании специальной рабочей группы министерств, отвечающих за социальное развитие России. В качестве цели работы данной группы принять разработку единых Методических указаний по применению технологии форсайтов при подготовке программ развития в социальной сфере. В учреждениях последипломного образования предлагается сформировать учебные программы, по которым наладить обучение квалифицированных специалистов, способных формировать стратегии долгосрочного развития, и действовать согласно этим стратегиям, т. е. тех, кто будет проводить форсайт-исследования, и тех, кто будет использовать их результаты на практике.
1.3. Социальные стандарты как ориентиры социального развития
Практически с самого начала рыночных преобразований в России со всей остротой встал вопрос о том, что при разработке и внедрении новых технологий управления в социальном комплексе следует учитывать ряд весьма противоречивых требований, в частности, согласовывать зарождающуюся рыночную модель с необходимостью гарантировать гражданам определенный, пусть и минимальный, пакет социальных услуг, практически не увязанный с размерами их трудового вклада.
Одним из инновационных инструментов социальной политики, позволяющих сочетать между собой перечисленные выше требования, явились социальные стандарты и нормативы, роль которых стала быстро возрастать по мере развития рыночных отношений в России [4], [5], [6]. Наглядным примером в данном случае может служить Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» [19]. Социальные стандарты, нормы и нормативы в Указе рассматривались:
а) как средство обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий,
б) как основа для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Уже из самой постановки вопроса в Указе № 769 можно увидеть, что социальные стандарты и нормативы могут быть использованы в большинстве управленческих технологий в социальной сфере.
Во-первых, с их помощью могут быть выражены общие ориентиры социальной политики страны, субъекта Федерации, муниципалитета. Яркими примерами в данной группе могут быть такие социальные стандарты, как установленная продолжительность рабочей недели, прожиточный минимум, ряд целевых ориентиров в Концепции-2020 [42], целевые ориентиры развития Санкт-Петербурга и т. п. [46]. Другим примером могут служить государственные минимальные социальные стандарты, под которыми обычно понимается установленный законом Российской Федерации минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах [261, c. 62]. В такого рода случаях, по мнению авторов, следует применять термин «социальные стандарты».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги