Евгений Новицкий
Дорога домой
Предисловие
Знаете, я никогда не думал, что я буду писать книгу. Я пробовал разное, но о таком даже не думал. Хотя еще в школе я слышал от учительницы русского языка и литературы, что мои сочинения интересно читать, но не воспринимал эти слова всерьез. Однажды я услышал слова о том, что у меня интересные тексты в постах к моим фото в социальных сетях. И что мне стоит попробовать написать книгу. Что ж, вот, это стало явью.
В этой книге будет рассказана история одного из людей, одного из тех, кто едет с вами в транспорте или стоит в одной с вами очереди в магазине. Здесь взгляд одного человека, не всегда претендующий на истину и объективность. Здесь не будет большого количества разных мотивационных историй успеха, каких полно в других книгах на эту тематику. По сути, вся это книга это одна просто история одного человека. Моя история, которая похожа на множество других.
Предупреждаю, что это просто история. У автора нет цели дискредитировать и показать кого-то или что-то в негативном свете, это просто констатация фактов. Любые утверждения являются личным и субъективным мнением автора, сформированным по большей части на собственном опыте.
Долгое время я не знал, о чем писать. Были попытки написать художественное произведение, но дальше некоторых набросков в пару страниц дело не пошло. Да и без любовной линии (с написанием этого было больше всего трудностей) мне произведение казалось каким-то неполноценным, что ли. Поэтому я решил написать книгу о своей жизни, о прошлом и настоящем. Что бывало, что чувствовал, какие были трудности, и как я их преодолевал. Тем более, что в один из дней я почувствовал, что всё, пора приниматься за написание, и нужно написать об этом.
Особую благодарность хочу выразить своим родителям, Ирене Эдмундовне и Николаю Михайловичу, за жизнь, личностные качества, заботу и бесценный опыт. Также особую благодарность хочу выразить Александре Григорович и Наталье Саламе, появившиеся в моей жизни в тот самый момент, когда я в них нуждался, которые помогли мне изменить мою жизнь в намного более лучшую сторону. Благодаря им эта книга смогла родиться. К слову, именно Наталья Салама сказала те самые слова, подтолкнувшие меня к созданию этой книги. Я благодарен каждому, кто был в моей жизни, причем в любой роли. И, конечно же, я благодарен вам, моим читателям. Надеюсь, мои записи будут вам интересны и полезны.
Приятного чтения.
ГЛАВА 1
КАК ЖЕ ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Я был рожден в небольшом городе на юге Гродненской области Республики Беларусь, в городе Слоним. Мое рождение и детство пришлось на не самое светлое и приятное время. Только-только развалился Советский союз, люди в разной степени напуганы неопределенностью перспектив дальнейшей жизни. Рабочие места уменьшаются, зарплаты падают, произвол действий разных людей по закону и вне закона растет. «Как жить дальше, в таких условиях?» – главный вопрос, наверное, каждого жителя стран бывшего СССР после распада последнего. Особенно, если в семье есть маленькие дети, или только-только должны появиться. Да, это было в те самые 1990-е годы. К слову, данный факт в дальнейшем косвенно окажет на мою судьбу сильное влияние.
И вот спустя примерно полгода после распада советского союза, в роддоме г. Слоним на свет появился он, пишущий эти строки. Я был в семье вторым и младшим ребенком. В целом детство не отличалось от такого от большинства таких же ребят и девчат. Надо отдать должное моим родителям, каких-то сложностей, напряжения, негатива, связанного со сложной ситуацией в те годы, я не ощутил. За что я им очень благодарен, они реально сделали максимум того, что могли сделать. Впрочем, кое-что все-таки было, что сложилось внутри меня именно в те самые годы, в дошкольное время, что впоследствии очень сильно повлияло на всю мою дальнейшую жизнь. Впрочем, об этом позднее.
По воспоминаниям меня и моей мамы, я с самых первых лет жизни был скорее одиночкой, чем компанейским и коллективным ребенком. То есть, в большей степени интровертом, чем экстравертом. Мне далеко не всегда было интересно играть во что-то с другими детьми, интересное мне и интересное другим зачастую было разным. Маму уже тогда, в детсадовские годы, это начинало беспокоить. Впрочем, меня тогда это не волновало от слова совсем, ибо мне было и самому с собой интересно.
На самом деле я самые первые годы жизни помню очень немного, отрывисто. Вспоминаются лишь отдельные эпизоды, и то немного. В основном вспоминаются не столько какие-то конкретные эпизоды, сколько чувства и ощущения, вроде материнских объятий, приемов пищи, мытья, холода зимой на улице, и им подобных. В детсадовский период у меня воспоминаний больше, и они типичны для того периода времени. Вот детский сад, куда периодически я не хочу приходить. Игрушки и телевизор дома. Бабушка и дедушка, их еда и атмосфера. К слову, у меня практически нет воспоминаний, как у многих, о приезде в деревню и жизни там, с бабушкой и дедушкой, поскольку мои бабушка и дедушка (папины родители) всегда были рядом, в другой половине нашего немаленького дома. Мамины же родители изначально жили в деревне, но недолго. Пока они там жили, мы время от времени заезжали к ним. В целом там было интересно. Потом дедушка умер, когда мне было 4 года, и с тех пор бабушка жила то у нас, то у родной тёти (маминой сестры). Забавно то, что, несмотря на малое количество воспоминаний о поездках в деревню к бабушкам, песня группы Любэ «Бабушка» до сих пор вызывает у меня слезы и очень теплые чувства.
Хочу еще про детский сад поговорить. Помню, что было такое, прям до слез не хотел идти в сад. А вот почему – я не помню. То ли воспитательница как-то обидела, то ли кто-то из других детей что-то нехорошее в мою сторону сделал, то еще что. По словам мамы, нередко было так, что прямо на пороге сада впивался в ее ноги и не отпускал, не давая идти вперед. Серьезно, я не помню, почему именно, но помню, что такое было, и не раз. Приходилось возвращаться домой и просить бабушку с дедушкой присмотреть за мной, благо они почти всегда тогда были рядом.
Еще в детсадовский период был один любопытный эпизод, о котором я хочу рассказать. То был обычный день в саду, вернее, не совсем обычный. Той воспитательницы, что постоянно была с нами, в тот день не было, она заболела, как рассказали потом. Из другой группы к нам пришла другая, на замену. По-моему, со слов мамы, это было в относительно теплый период (то ли весна, то ли лето даже). А через несколько дней после этого у меня начинает сильно болеть голова, я плохо себя чувствовать стал, я явно чем-то заболел. Все дошло до того, что у меня диагностировали менингит и положили в больницу. Благо все закончилось хорошо, несмотря на такой не самый утешительный диагноз. Я это время помню слабо. Из воспоминаний разве что я на кровати, серо-зеленые стены палаты, белый потолок и сильная головная боль. Люди, периодически приходящие ко мне, обеспокоенные лица мамы и папы, доктора, еда какая-то. Благо, лечение дало свои плоды, и я пошел на поправку. В этой истории самое интересное то, что из всей группы в саду заболел я один. И заболел именно в тот день, когда приходила та другая воспитательница на замену нашей. Ибо, как позже выяснилось, она была носителем этого самого вируса, которым я и заболел. Сама не болела, но вирус в себе носила. Такой вот случай, такое вот забавное (или не очень) совпадение. Спустя годы, идя с мамой по местному рынку, та показывает на какую-то женщину, прошедшую мимо нас, и говорит, что это та самая воспитательница, которая тогда меня заразила (не специально, конечно же). Каких-то сильных чувств эта встреча не вызвала, разве что любопытство и интерес. Но в целом необычно было встретить того человека, который когда-то далеко в прошлом такой болезнью заразил.
В целом, этот период моей жизни мало чем отличается от большинства. И я могу точно сказать, что этот период, несмотря на свои трудности, был хорошим и интересным. Особенно при рассмотрении на тот момент, когда я это пишу, и сравнивая с тем, что было дальше. А дальше была, как у абсолютного большинства, институт образования под названием Школа.
ГЛАВА 2
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ. ИЛИ НЕТ?
Школа и всё связанное с ней является для меня одной из тех тем, про которые говорить непросто. Чтоб вы понимали, лет 10 назад для меня это была темой, про которую не хотелось говорить вообще, я всячески избегал этого. Далее, я думаю, вы поймете, почему.
В самый первый свой школьный день, тот самый первый раз в первый класс, я был озадачен и самую малость напуган. Думаю, такое настроение было у всех первоклассников тогда, атмосфера неизвестности вовсю царила в том школьном дворе. Я не знал в полной степени, зачем это, что тут происходит, а самое главное, что будет дальше. Тем не менее, какого-то ужаса в этом всем не было. Пока не было.
Свой первый класс я помню не очень хорошо. Все оказалось немного не так, как мне представлялось и рассказывали. Например, у меня почти сразу возникли проблемы с написанием. Говоря иначе, почерк у меня был не самый красивый, и оттого не самый понятный. К слову, он и сейчас у меня не лучший, особенно если что-то требуется написать быстро. Впрочем, впоследствии мой почерк был моей наименьшей проблемой. Отношения с одноклассниками только-только начинались, поэтому первый год мы только знакомились и притирались друг к другу. Но уже тогда были личности, с которыми у меня не очень заладилось общение. К слову, это был единственный год, когда у меня были полноценные уроки физкультуры.
Больше началось меняться во втором классе. Для меня все началось с того, что я стал приходить во второй класс в очках. Летом, в период с первого по второй класс, я заболел гриппом. Грипп был самый обычный, да не очень. Обычно данный вирус приходит зимой, и поражает органы дыхания. В моем же случае он пришел летом и поразил глаза. И «поразил» здесь не в смысле «удивил», а в смысле «заразил». Оттого зрение начало падать. Честно говоря, я не очень хорошо помню то, как это было. Помню, что это было, а вот как именно – почти не помню. Даже менингит я помню чуть лучше.
В общем, мое зрение стало падать, и я вынужденно стал носить очки. Я не очень был рад этому факту, но выбирать не приходилось. Про отношения с одноклассниками я точно не скажу, что именно было, но со многими и без того не лучшие отношения, с приходом очков стали ухудшаться. Ведь это был еще один повод как-то меня задеть, обозвать, толкнуть или ещё что-то из подобного. Это стало тем, с чем я ранее не сталкивался.
На самом деле такое было ещё в первом классе, семена этого были уже тогда посажены. В моем классе были личности, не желавшие хорошо учится, и ведущие себя не слишком хорошо. Вот с такими у меня дело и не заладилось, ибо я был совсем другим, скорее их противоположностью (не мне судить об этом). Тем самым я стал одним из тех, над кем они издевались, ради прикола для себя.
На то время для меня это стало самой большой трудностью. А впоследствии и самой продолжительной. На тот момент я никогда с таким не сталкивался, потому я не знал, как с этим справиться, что делать, и вообще, как к этому всему относиться. Это был настоящий вызов для меня. Не могу оценить в полной степени, как хорошо я с этим справился, даже спустя столько лет.
Я реально не знал, как мне быть. Я спрашивал у родителей (чаще у мамы), но их советы не то чтобы хорошо работали. Я пробовал и поступать также, как они, и драться с ними, и игнорировать их, но их издевательства не прекращались. Я даже пробовал «откупиться» от них, давая им списывать (ибо я учился хорошо), но и это не помогало. Во-первых, не все могли прочесть то, что я написал, а во-вторых, даже если они и списывали что-то, на их отношение ко мне никак не менялось. Они по-прежнему при любом удобном случае делали всё, чтоб снова задеть меня. Я это всё терпел и их игнорировал. Почему я так поступал тогда – я понял лишь много лет спустя.
Так продолжалось из года в год. Более того, со временем такое поведение подхватили и школьники из других классов, особенно живущие в том же районе, где и эти «агрессоры» из моего класса (они примерно в одном районе жили, недалеко друг от друга). Мне они и кличку обидную придумали, чем бесили меня неоднократно.
Как вы могли понять, для меня поход по школе превратился в настоящий кошмар, не побоюсь этого слова. День, когда меня на коридоре школы кто-либо не тронул, я считал удачным. Я каждый день был в жутком напряжении и страхе, особенно на переменах. Единственное время, когда я ощущал лучше и даже мог расслабиться, были уроки. Так эти товарищи хотя бы не трогали меня, а то и вовсе часто оказывались в глазах учителя на более низком относительно меня месте.
Часто бывало такое, что я отказывался заходить в класс, по причине этих самых издевательств от этих одноклассников. То есть прозвенел звонок, учитель еще не пришел, все зашли в класс, кроме меня. И только учителю удавалось убедить меня зайти в класс на урок. Иногда и это не получалось. Также бывало такое, особенно в начальных классах, что мама забирала меня из школы не из нашего кабинета, а из кабинета завучей. Было время, когда только так удавалось спастись от издевательств одноклассников, и не только от их.
Так было довольно продолжительное время, класса до 7-8. Далее дело стало получше. Школу сделали лицеем, и самых худших по учёбе в лицей не приняли. Им порекомендовали переходить в другие школы, что те и сделали. Среди них были и те, кто надо мной издевался. Не все, но самые ярые были отправлены в другие школы. Мне наконец-то задышалось легче, хоть о полном избавлении от этих действий речь не шла. На их место пришли другие люди, которые, к счастью, оказались более адекватными и интересными людьми. Так и продолжалось еще несколько лет, до 10-го класса включительно. Ибо в 11-м классе был на 99% новый коллектив. Из прошлого класса остались только я и еще один, пришедший годом ранее. К слову, у нас с ним были прекрасные отношения, мы с ним даже не один год после школы близко дружили.
В новом коллективе дела сразу пошли в гору, в плане отношений с одноклассниками. Близкое и приятное общение было не со всеми, однако ничего плохого и похожего на то, что было раньше и близко не было. Шуток стало несоизмеримо больше, и те, что были в мой адрес, не были обидными, в чем-то даже милыми. Хотя были и весьма жесткие, но с совсем иной подачей, без желания унизить. Например, кто-то из нового коллектива создал мою страницу в одной популярной тогда социальной сети, где были мои имя, фамилия, фото, еще и какая-то информация обо мне. При этом я сам там не регистрировался. Однозначно знаю, что даже они с кем-то переписывались от моего имени. Но с кем, и о чем были эти переписки – я так и не знаю. А было бы очень интересно узнать, честно говоря. Как только я сам там зарегистрировался, они ту мою страницу сразу удалили. Тогда меня это сильно удивило, я не сталкивался тогда с такими шутками. Потом кто-то из них сделал менее жестко – он создал группу в той же социальной сети, которую назвал группой моих поклонников. И многие вступившие в ту группу писали всякое в ней, якобы они и правда мои поклонники. Было забавно за всем этим наблюдать. Я на них не обижался, скорее удивлялся их шуткам, а после и сам смеялся. Коллектив однозначно стал намного более дружелюбным. Я наконец-то перестал бояться и ходить в напряжении весь день, нервно оглядываясь, тронет меня кто-нибудь, или нет. Немного жаль, что этот коллектив просуществовал только год, мы не успели притереться все друг к другу. Но это была наибольшая проблема этого коллектива, не в пример предыдущим.
Несмотря на это, весь мой продолжительный травмирующий опыт из прошлых лет не мог пройти бесследно. Я весь 11-й класс, с самого первого дня внутренне неосознанно ждал, когда мои новые одноклассники начнут так же плохо и издевательски ко мне относиться. Но шли дни, а этого все и не случалось. Я настолько привык к плохим отношениям в школе, что удивлялся хорошим. Хотя изначально все и должно так быть. Я привыкал к новому и хорошему, и мне, несомненно, это нравилось. Я расслабился настолько, что несмотря на это ожидание подвоха (который не случился), что у меня впервые, только-только, зародился интерес к противоположному полу. Что ж поделать, раньше и правда было не до этого. Впрочем, он был не особо долгим, ибо наступил новый этап – учеба в университете.
Пока это писал, вспомнил, что один из одноклассников выделяется в моих воспоминаниях больше других. Объясню, чем он такой особенный. Он в последние годы учебы взял за привычку в разговорах за моей спиной меня принижать, зачастую не брезгуя и выдумывать самому всякое нехорошее про меня. В шутливой форме. Чаще всего он такое говорил девушкам, причем не только из моего класса. Например, одной из его выдумок было то, что я однажды принес в школу бутерброды (я брал с собой еду), и, чтобы ни с кем не делиться, я их прятал в рюкзаке – внимание! – в грязном вонючем носке. К слову, во времена учебы у меня был случай, когда однажды я случайно, вместе с учебниками положил один свой носок. Остальное он выдумал сам. Или другая его выдумка. Например, с его слов, я на перемене сидел на последней парте в классе, играл во что-то на телефоне. С его слов, кто-то позвал меня впереди, я поднял голову. В это же время он запустил то ли угольник, то ли транспортир в мою сторону. И так вышло, с его слов, что он попал мне в лоб им прямо по центру, чуть выше глаз, да так сильно, что у меня пошла кровь. Пошла кровь, я заплакал и в порывах чувств звал маму. Чем очень всех вокруг развеселил. Что ж сказать, фантазия у этого парня что надо. Как было на самом деле: да, он на самом деле однажды такое в меня запустил и попал туда. Но, во-первых, я так далеко тогда не сидел, и во-вторых, крови и паники, описываемой в этой истории, не было и подавно. Хорошо он выдумал, однако. Это просто пара историй, которые мне рассказал другой одноклассник, с которым мы близко дружили. Возможно, он и сам, рассказывая мне это, несколько приукрасил рассказ. Но тот факт, что этот одноклассник про меня рассказывал такое – это факт. И не удивлюсь, если еще какие-то истории рассказывал про меня, о которых я не знаю. Мне и другие рассказывали, что он им про меня байки рассказывал, и сам я как-то столкнулся с тем, как он рассказывал что-то про меня. Правда, я тогда так и не услышал всю историю, ибо я был замечен, и он затих. Но по взгляду его и его собеседниц я понял, что это было про меня. Знаете, самый каламбур всей этой истории в том, что до этого мы довольно близко дружили и много времени за одной партой сидели. Каких-то поводов для такого я не давал, просто в какой-то момент он немного отдалился и стал рассказывать другим эти истории. Я так и не знаю, зачем он делал это. Зачем нужно было в разговорах с другими рассказывать про меня такое, чтобы путем высмеивания меня возвысить себя в глазах других людей. Не знаю, почему это он делал, и дало ли это ему какие-то желаемые им результаты. К счастью, в последний год учебы мы разошлись по разным классам, и его рассказы если и были, то меня они тревожили в куда меньшей степени. Впрочем, в своем классе он однозначно про меня рассказывал некоторым про меня такое же. Потому что, если верить другому однокласснику (с кем близко дружили тогда, который и рассказал мне эти истории), то как минимум одна девушка с класса этого рассказчика (она бывшая одноклассница этого близкого друга) отзывалась о мне крайне нелестно, ее цитата «он пример всеобщих насмешек». При этом я и она практически не общались (в отличии от этого рассказчика), так что есть вероятность, что она поверила всем его байкам про меня. Впрочем, в этой истории много переменных с предлогом «мне сказали так, а как было на самом деле – не знаю». Но получилось любопытно.
Считаю, что стоит рассказать о моих отношениях с учителями. Оглядываясь назад, я могу сказать, что они в большинстве своем были нейтрально-хорошими. Бывали, естественно, эпизоды, когда мне не нравился тот или иной учитель. Например, в 11-м классе у нас сменился учитель математики (дважды), и они были оба хуже того, что был до этого. Тот, что был до них, был наилучшим по математике у меня, однозначно. До сих пор вспоминаю её добрым словом. Впрочем, даже с новыми учителями, но удалось добиться приемлемых результатов. Хоть и с трудностями. Например, во многом благодаря словам учителя по русским языку и литературе, цитата «твои сочинения интересно читать». Впрочем, эта книга написана не только благодаря этому.
Лучше всего у меня было дело с географией и астрономией, мне больше всего именно эти предметы нравились. Нравились настолько, что я даже на олимпиады по ним ходил, и не без успехов (у меня было 2-е место в районе по географии). В какой-то момент, с новым учителем по географии, я настолько углубился в подготовку к очередной олимпиаде, что, можно сказать, перегорел. Так я впервые на практике узнал, что это такое. Интерес сильно уменьшился, и на той олимпиаде тех же высоких результатов не показал. С астрономией настолько интересно не было, ибо она была у нас всего один год.
Больше всего сложностей у меня было с химией. До сих пор помню мои сложности с ней. Нечто аналогичное было и с физикой, но это было не настолько сложно. Честно говоря, у меня в отношении этих предметов изначально было ожидание, что это будут одни из самых интересных дисциплин (особенно физика), но по факту они оказались совсем другими, намного более скучными и какими-то обычными, что ли. Может, в этом виноваты телевизионные передачи, преподносящие это по-другому, точно я уже не скажу. Факт остается фактом – я не был силен в этих дисциплинах.
Одним острым вопросом, особенно спустя время, для меня является физкультура. Как я писал выше, она полноценно была только в первом классе. Потом, из-за снижения зрения, у меня была подготовительная, а после и специальная группа по физкультуре. На практике это стало тем, что физкультуры стало сильно меньше, а со временем и вовсе исчезла у меня. Ибо я в школе был такой один, и никто не хотел ради меня оставаться еще на час после работы. Да и сам я тоже не хотел этого. Тогда я этому радовался, а вот спустя годы стало не очень, для здоровья это имело некоторые, пусть и не слишком серьезные, последствия. В университете ситуация была лучше, у меня были уже полноценные занятия. Причем в бассейне. Когда я об этом узнал, я был очень удивлен, ведь я не умел плавать от слова совсем. Впрочем, на этих занятиях мне помогли этому научиться. К сожалению, я ходил туда нерегулярно и часто вообще не ходил, ибо место и время занятий было местами крайне неудобным. В целом я сейчас стараюсь в меру сил для здоровья всем этим заниматься.
Стоит еще сказать, что в то время жизнь вне школы была не в пример тому, что было в самой школе. Если не брать в расчет некоторые моменты с родителями, то в целом я могу сказать, что это было прекрасно. Это было время, как сейчас многие любят говорить, когда детство и юность были без интернета. Живущие со мной в одном районе парни были ко мне намного более дружелюбны, чем те, кто был в школе. Поэтому я со многими дружил довольно близко. Мы частенько были на улице, особенно в теплое время года. Развлечений было масса, частенько придумывали что-то новое. Лично у меня излюбленным времяпрепровождением тогда была езда на велосипеде. Только более-менее теплело – я доставал из сарая велосипед и одним из первых гонял по району. Например, до сих пор у меня свежи воспоминания о том, как с одним из живущих по соседству парней мы ранней весной отправлялись к ближайшей речке, и гоняли по очереди на велосипедах по покрытому льдом берегу. Самое главное было удержаться и не упасть. Иногда и падали, но было весело.
Само собой, были и догонялки, и игры с мячом, и так называемая «войнушка», обмен всякими разными вещами, все можно перечислять долго. Одним из самых любимых была игра в прятки (московские) всем районом. Играли мы на той улице, где я жил – это было самое удобное место для такого. До сих пор помню, как один из играющих спрятался в свежескошенной траве, накрыв себя ей полностью. Долго же мы его искали, и по итогу сдались. Никто ни до, ни после так не делал. В целом это была самая частая и популярная игра у нас в летнее время.
Кстати, я никогда сам не покупал и не поджигал ничего взрывоопасное, вроде петард, фейерверков и подобных им забав. Не было настолько большого интереса к ним. Да, наблюдать за остальными, кто так делал, было интересно, но чтоб самому – ни разу. До сих пор помню одну историю, с этим связанную. Я с одним из друзей катались на велосипедах, и в какой-то момент решили съездить к речке, благо она всегда неподалеку. По пути туда мы в одном дворике, где была пара трансформаторных подстанций (вроде они, не скажу точно), был один наш общий знакомый. Там он сидел и делал так называемый «пугач», сделанный из ключа от шкафа, гвоздя, веревки и серы от спичек (или порох из петард). По-моему, состав этой игрушки примерно такой, я точно не скажу. Естественно, он там же и приводил её в действие. Получался громкий взрыв, сильно громче стандартных петард. Пока мы там втроем сидели и общались, он два или три таких «пугача» сделал, естественно, взрывая их. Наше общение прервал один из немолодых местных, возможно, любителя выпить (его внешний вид давал такую ассоциацию). Мы сидим втроем на траве, к нам подходит этот персонаж. Наш общий знакомый, который делал эти взрывные игрушки, говорит ему «здравствуйте». Ноль реакции от него, он без слов и с таким же грозным видом направляется к нам. «Здравствуйте» – снова говорит наш знакомый. Этот грозный товарищ, не здороваясь сам, все также молча, берет ближайший к нему немалых размеров камень, и, подняв его над головой, направляется в нашу сторону более быстрым шагом. Мы успели сообразить, и врассыпную, вместе с велосипедами выбежали оттуда. Тот бросил камень в нашу сторону, но в кого, к счастью, не попал. Нас эта ситуация чуть-чуть напугала и немало так развеселила. Больше в тот день «пугач» он не делал, а случай, по крайней мере мне, запомнился надолго.