Ф. О. Дзгоева-Сулейманова
Право социального обеспечения в вопросах и ответах
Учебное пособие
ebooks@prospekt.org
Информация о книге
УДК 349.3(075.8)
ББК 67.405я73
Д43
Дзгоева-Сулейманова Ф. О. – кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина
Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные билеты по праву социального обеспечения.
Законодательство приведено по состоянию на май 2015 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений.
УДК 349.3(075.8)
ББК 67.405я73
© Ф. О. Дзгоева-Сулейманова, 2015
© ООО «Проспект», 2015
1. Право на социальное обеспечение в международных актах
В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты Организации Объединенных Наций (ООН), закрепившие основополагающие права и свободы каждого человека. Важной гарантией реализации этих прав является социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание.
В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. основным правом человека признается право на жизнь, реализация которого обеспечивается системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них является право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, старости, вдовства, или иного случая утраты средств существования по обстоятельствам, не зависящим от человека. Данное право закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г.
Согласно ст. 10 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся, подписанной в Страсбурге в 1989 г., работающие граждане имеют права на адекватную социальную защиту и адекватные размеры выплат по социальному обеспечению в случае утраты заработка в связи с наступлением социального риска, а неработающие граждане, не имеющие средств существования, имеют право на социальную помощь в размере прожиточного минимума.
В соответствии со ст. 12 Европейской социальной хартии государства обязуются:
– создать или поддерживать систему социального обеспечения;
– поддерживать такую систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, по меньшей мере, равном такому, который требуется для ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения. Данный документ предусматривает также право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), социальное обслуживание (ст. 14), право инвалидов на социальную интеграцию и участие в жизни общества (ст. 15). К сожалению, положения данной Хартии, касающиеся прав в сфере социального обеспечения, не вошли в число ратифицированных Российской Федерацией.
Среди актов Международной организации труда (МОТ) следует назвать:
– Конвенцию МОТ № 117 (1962 г.) «Об основных целях и нормах социальной политики». Эта конвенция ориентирует государства на признание всех возможных мер для достижения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния независимых производителей, наемных работников и членов их семей;
– Конвенцию № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.);
– Конвенцию № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.);
– Конвенцию № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 г.);
– Конвенцию № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.);
– Рекомендацию № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.);
– Рекомендацию МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» (1944 г.) и др.
Следует отметить, что ни одну их указанных, ни подавляющее большинство других конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.
2. Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития
В настоящее время реформируются многие сферы социального обеспечения. Приходится констатировать, что многие из проводимых реформ не достигли своей главной цели – повышения благосостояния населения.
Средний уровень пенсий не позволяет пенсионерам удовлетворять в необходимом объеме свои потребности, а значит, фактически лишает их права на достойную жизнь и свободное развитие. В связи с этим распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России. Она разработана в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом бюджетных посланий Президента РФ и Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Цель Стратегии – определение направлений и задач по обеспечению развития в России пенсионной системы с тем, чтобы она была адекватной современному экономическому развитию страны и соответствовала международным стандартам.
В ходе реформирования пенсионной системы были приняты новые пенсионные законы: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и др. При сохранении прежнего пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), увеличены требования к стажу (15 вместо 5) и вводится новое условие – индивидуальный пенсионный коэффициент. При этом усложнилась формула расчета пенсий для граждан. Если раньше сумма расчетного пенсионного капитала делилась на ожидаемый период выплаты пенсии (Т), то по новой формуле средства, поступающие в Пенсионный фонд России, сначала переводятся в условные единицы «индивидуальный пенсионный коэффициент», а потом количество единиц умножается на стоимость одной единицы.
Помимо пенсионной системы, существенные преобразования осуществляются в системе здравоохранения. В указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены меры дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан России. Существенно изменил правовое регулирование данной сферы Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 января 2010 г. претерпел изменения институт социальной помощи. Законодательно была определена категория граждан, чей доход государство обязано доводить до величин прожиточного минимума неработающего пенсионера. Неработающим пенсионерам, имеющим доход ниже прожиточного минимума, устанавливается социальная доплата к пенсии.
Реформируется и система социального обслуживания населения. Вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
3. Организационно-правовые формы социального обеспечения
В развитых странах мира сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: каждого как члена общества (без учета трудового вклада человека) и работника (в случае его смерти – его семьи) в порядке обязательного социального страхования. Эти две формы представлены и в нашей стране.
Социальное обеспечение за счет бюджетных средств. К кругу обеспечиваемых относится все население страны. Финансовым источником являются бюджетные средства, аккумулируемые как в федеральном государственном бюджете, так и в бюджетах регионов.
Виды обеспечения: государственные пенсии; пособия по безработице, по уходу за ребенком; иные социальные выплаты в связи с материнством и на несовершеннолетних детей; субсидии и компенсационные выплаты; государственная социальная помощь, социальная доплата к пенсии, ежемесячные денежные выплаты инвалидам в связи с монетизацией льгот; медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение, различного рода социальные услуги и льготы.
В систему органов, компетентных осуществлять социальное обеспечение, входят органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства и др.
Социальное обеспечение застрахованных и членов их семей в порядке обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных, установленных законодательством, социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Видами социального страхования являются: а) медицинское страхование; б) пенсионное страхование; в) страхование на случай временной нетрудоспособности; г) страхование в связи с материнством; д) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи; е) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К кругу лиц, обеспечиваемых в рамках данной формы, относятся все застрахованные. Застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» признаются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, а у иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено действующим законодательством.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Это Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Виды обеспечения застрахованных в порядке обязательного социального страхования: пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности родам, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; социальное пособие на погребение; пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, страховые выплаты пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
К числу органов, осуществляющих обеспечение застрахованных, относятся: территориальные органы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС), медицинские организации и др.
Иногда в литературе выделяется еще третья организационно-правовая форма – смешанная форма социального обеспечения, когда государство использует одновременно в отношении определенных субъектов в связи с особой их деятельностью как первую, так и вторую формы социального обеспечения. В данном случае в качестве финансового источника используются одновременно как бюджетные средства, так и средства фонда социального страхования. Круг лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения: судьи, прокурорско-следственные работники, гражданские государственные служащие, депутаты, лица, занимающие государственные должности.
4. Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие страховых рисков и страховых случаев
Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных, установленных законодательством, социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Видами социального страхования являются: а) медицинское страхование; б) пенсионное страхование; в) страхование на случай временной нетрудоспособности; г) страхование в связи с материнством; д) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи; е) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К кругу лиц, обеспечиваемых в рамках данной формы, относятся все застрахованные. Застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» признаются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, а у иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено действующим законодательством.
Страхователями здесь выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплачивать страховые взносы. В отдельных случаях страхователями могут быть органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Это страховщики: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральным законом РФ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» установлены тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды. На 2012–2016 гг. предусматривается сохранение тарифа в отношении большинства плательщиков в размере 30 % в пределах установленной величины базы для начисления взносов и 10 % в бюджет ПФР, сверх этого показателя. Размеры страховых тарифов во внебюджетные фонды:
1) Пенсионный фонд России – 22 % плюс 10 % с суммы, превышающей облагаемый максимум;
2) Фонд социального страхования РФ – 2,9 %;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %.
При этом база для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей с 1 января 2015 г. – 711 тыс. рублей.
Законом определены такие понятия, как социальный страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Данное понятие следует отличать от страхового случая – свершившегося события, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды обеспечения застрахованных в порядке обязательного социального страхования: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности родам, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; социальное пособие на погребение; пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, страховые выплаты пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
5. Обязательное пенсионное страхование
Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др.
Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации:
– работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой;
– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
– являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– священнослужители;
– иные категории граждан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования».
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховой случай – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Видами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;
4) фиксированная выплата к страховой пенсии;
5) накопительная пенсия;
6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
7) срочная пенсионная выплата;
8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Тарифы страховых взносов на 2015–2017 гг. установлены в размере:
– 22,0 % в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (с 1 января 2015 г. – 711 тыс. руб. в год);
– 10,0 % свыше указанной величины.
С 1 января 2013 г. введены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей, привлекающим работников определенных категорий (ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях). С 2015 г. эти тарифы составляют 9,0 и 6,0 %.
6. Понятие права социального обеспечения как отрасли права и научной дисциплины
Образование новой отрасли – это следствие определенных изменений в социально-экономической сфере, когда постепенно накапливается однотипный норм, нуждающийся в унификации и обособлении. До 1960-х годов отношения по социальному обеспечению различных категорий трудящихся регулировались нормами нескольких отраслей права: рабочих и служащих – трудовым, членов колхозов – колхозным, государственных служащих и военнослужащих – административным правом. В то же время отраслевая принадлежность ряда правовых образований вообще не определялась. К их числу относились, например, нормы, регулировавшие обеспечение граждан с детьми ежемесячными и единовременными пособиями; предоставление бесплатной медицинской помощи и лечения и др.
Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права впервые прозвучали на состоявшемся в 1966 г. в Праге симпозиуме по социальному обеспечению. В работе симпозиума принимал участие известный советский ученый В. С. Андреев. Им были сделаны глубокие теоретические разработки таких проблем, как понятия данной отрасли, ее предмета, метода, принципов правового регулирования. Поэтому В. С. Андреева по праву можно считать основоположником учения о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли в системе советского, а сейчас и российского права.
Под правом социального обеспечения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального обеспечения и социального страхования денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение[1].
Права социального обеспечения тесно связано со многими отраслями российского права. Конституционное право. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. 71 и 72 определяет порядок координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства.