Книга Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе. Монография - читать онлайн бесплатно, автор Василий Игоревич Русакович. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе. Монография
Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе. Монография
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе. Монография

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева под названием «Парадокс Леонтьева»12. Парадокс Леонтьева состоит в том, что капиталонасыщенные США экспортируют товары трудоемкие, а импортируют капиталоемкие. В своих расчетах 1953 г. В. Леонтьев использовал товарную структуру внешней торговли США за 1947 г. Он подсчитал, сколько требуется капитала и рабочей силы, чтобы произвести товары для экспорта стоимостью 1 млн. долл. и товары стоимостью 1 млн. долл., которые прямо конкурируют с импортом.

В. Леонтьев рассчитал для каждой отрасли промышленности затраты капитала и труда на единицу товара. Фактически он сравнил соотношение капитала и труда, необходимое для производства единицы американского импорта, с соотношением капитала и труда, необходимым для производства единицы американского экспорта.

Леонтьев полагал, что экспортные американские товары требуют больше капитала на одного занятого, чем американские товары, прямо замещающие импорт (фактически американский импорт). Однако оказалось, что капиталоемкость американского импорта на 30 % превосходила экспорт, то есть США являются трудоизбыточной страной. Повторные расчеты В. Леонтьева и других исследователей товарной структуры США дали такие же результаты.

Расчеты показали, что и Япония в 1950-х гг., будучи явно трудоизбыточной страной, экспортировала капиталоемкие товары. Индия экспортировала в США капиталоемкие товары. Расчеты, сделанные в 1987 г. по 12 факторам производства для 27 стран, показали, что в 30 случаях из 100 торговля шла в противоположном от теории Хекшера-Олина направлении.

Парадокс Леонтьева формулируется следующим образом: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, капиталонасыщенные – трудоемкую. Это объясняется тем, что в США применяется дорогой высококвалифицированный труд, доля которого в издержках производства превышает расходы на капитал. Высококвалифицированную рабочую силу с высокими затратами на подготовку можно рассматривать как капитал.

В странах, поставляющих свою продукцию в США, дефицитный капитал настолько дорог, что в издержках производства его доля превышает долю дешевого труда и сырья. В американском экспорте преобладает трудоемкая продукция, поскольку применяется высококвалифицированный труд. Импорт США производится низко квалифицированной рабочей силой. В результате экспорт является более трудоемким, чем импорт.

В зависимости от технологии производства, один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране, что может произойти в условиях большой эластичности взаимозаменяемости факторов производства. Например, рис в США капиталоемкий, ибо он выращен с применением передовой дорогой техники, во Вьетнаме рис трудоемкий, в его производстве применяется в основном ручной труд.

Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ.

В неоклассической трактовке международная торговля рассматривается в качестве условия, обеспечивающего рациональное распределение факторов производства между странами и установление наиболее благоприятных цен (Хекшер-Олин)13, технического прогресса (Р. Нурксе14, позднее – Й. А. Шумпетер15), а также «нормальной» нормы прибыли (К. Иверсен)16. При этом необходимость либерализации международных торговых связей рассматривалась как обязательное условие выгодности последних.

Развивая теорию факторов производства, Т. Рыбчинский вывел теорему: рост предложения одного из факторов при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров. Теорема подтверждается деиндустриализацией Голландии в частности17. Разработка природного газа в Северном море привела к явлению, которое получило название «голландская болезнь». В Голландии произошел отток ресурсов из других отраслей в добычу из-за высокой зарплаты и прибыли.

Дж. М. Кейнс18 и его последователи придерживались точки зрения о необходимости государственного регулирования внешней торговли, как и многих других сфер национальной экономики, с помощью протекционистских мер.

Современная неокейнсианская экономическая теория исходит из идеи, что объяснение закономерностей макроэкономических колебаний вокруг точки равновесия спроса и предложения, причин возникновения отклонений от нее является основной проблемой макроэкономики. В соответствии с ней, экономические колебания отражают не эффективную реакцию экономики на изменение вкусов и технологий, а скорее факт несовершенства рынка в тех или иных формах.

Таким образом, неокейнсианцы на основе макроэкономического подхода обращали особое внимание на необходимость государственного регулирования платежного баланса как инструмента выравнивания цикла и на возможность вывоза капитала при пассивном торговом балансе за счет сокращения внутренних инвестиций, то есть высказывались в пользу развития международных экономических отношений.

Следует отметить и широкое распространение в западных исследованиях проблем международной торговли и теории внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией, эффект, оказываемый внешней торговлей на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора. Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ, а затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара, многие товары с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (четыре или пять, по мнению разных специалистов).

На первом этапе жизненного цикла продукта (внедрение) происходит разработка нововведения, товар производится мелкими сериями, что делает его очень дорогим. Сбыт нового товара сначала осуществляется внутри страны нововведения; он основан на уникальности, а не на цене; товар занимает почти монопольное положение на рынке. Затем начинается его экспорт в развитые страны с аналогичным сегментом рынка.

На втором этапе (рост) производство товара по-прежнему размещается в стране нововведения, но начинается производство и в других развитых странах. Производство становится более стандартизированным, издержки сокращаются. Увеличивается число конкурентов, которые, нарушая патентную защиту, за счет некоторой модификации товара налаживают свое производство, снижают цены.

На третьем этапе (зрелость) экспорт из страны нововведения снижается. Осуществляется крупносерийное стандартизированное производство во многих странах, в том числе и в развивающихся, поскольку требуется менее квалифицированная рабочая сила.

На четвертом этапе (упадок) производство концентрируется в развивающихся странах, число производителей сокращается, технология производства позволяет использовать неквалифицированную рабочую силу при механическом крупносерийном производстве. Страна нововведения превращается в чистого экспортера.

Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла. В своей доктрине Р. Вернон19, Ч. Киндлбергер20 и Л. Уэльс обосновывают схему, по которой на этапе внедрения после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения, организуется производство и налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт.

На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации или развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии некоторые конкуренты начинают снижать цены.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги