banner banner banner
Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное пособие
Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное пособие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное пособие


– осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

– подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики») и 20.29 («Производство и распространение экстремистских материалов») Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

– в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 этого же Федерального закона (конституционно-правовые нарушения экстремистской направленности), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

– при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности, в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Специальные требования:

– возраст старше 18 лет – например, на выборах депутатов Государственной Думы РФ – 21 год, на выборах Президента РФ – 35 лет;

– требования к продолжительности и сроку проживания на определенной территории – могут устанавливаться только Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

– запрет занимать выборную должность более определенного количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);

– запрет совмещения некоторых выборных должностей с некоторыми другими должностями и видами деятельности (предусматриваются Конституцией РФ и федеральным избирательным законодательством).

2. Принцип равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т. д.).

3. Принцип прямого избирательного права предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, – за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

4. Принцип тайного голосования означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме.

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

– свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах;

– наличие у гражданина Российской Федерации, проживающего за пределами ее территории, всей полноты избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

– проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

– открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

– запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

– обязательность проведения выборов (включая наличие установленных сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней – как правило, второе воскресенье марта или октября).

3. Система избирательного права

Система избирательного права – это упорядоченная определенным образом совокупность элементов, составляющих институт (подотрасль) избирательного права Российской Федерации. Такими элементами являются материальная и процессуальная части избирательного права, подинституты и нормы.

Как и большинство крупных правовых образований, избирательное право имеет материальную и процессуальную части. Материальные нормы избирательного права имеют первичный характер. К ним, например, относятся нормы, закрепляющие субъективное избирательное право, понятие выборов, принципы избирательного права и т. д. Избирательно-процессуальное право устанавливает порядок реализации материальных норм, поэтому носит вторичный характер. К нему относятся нормы, подробно регламентирующие проведение отдельных стадий выборов (назначение, предвыборная агитация и т. д.). В узком смысле избирательный процесс и есть совокупность стадий организации и проведения выборов.

С точки зрения территориального уровня проведения выборов можно выделить уровни правового регулирования федеральных выборов, выборов в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборов.

К федеральной составляющей избирательного права следует отнести установление общих основ проведения выборов, регламентацию выборов Президента РФ и Государственной Думы РФ.

К правовому регулированию выборов в субъектах РФ можно отнести регламентацию выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также в некоторых случаях других выборных органов субъекта РФ (например, палат парламента субъекта РФ, если он включает больше одной палаты).

К уровню правового регулирования муниципальных выборов следует отнести регламентацию выборов должностных лиц и органов местного самоуправления, которые могут быть выборными, – главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования, контрольного органа муниципального образования и, возможно, других.

Низшим элементом организации системы избирательного права являются нормы – правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов.

Дополнительная литература

1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко. М.: Норма, 2003 // СПС «Консультант Плюс».

2. Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.

3. Веденеев Ю. А., Лысенко В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997. № 8.

4. Иванов В. Нормативный конституционно-правовой договор: теория и практика. К критике современной теории государства. М.: Территория будущего, 2008.

5. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007 // СПС «Консультант Плюс».

Тема 2

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие, структура и виды избирательных правоотношений

В самом общем виде избирательное правоотношение —это социальное отношение, урегулированное нормой избирательного права. Однако это не значит, что, если выделить какой-то вид социальных отношений и урегулировать нормой избирательного права, он становится избирательным правоотношением.

Избирательное правоотношение —это реализация предусмотренных правовой нормой дозволений и предписаний, реализация субъективных избирательных прав и корреспондирующих им юридических обязанностей.

Правоотношение есть установленная объективным правом взаимосвязь между лицами, их урегулированное правом взаимодействие, содержательно являющееся совокупностью действий, которые дозволены одним субъектам правоотношений и предписаны другим. Как указывал Я. М. Магазинер, «действие и составляет то основное и единственное, очевидное и реальное содержание правоотношения, в котором оно проявляется вовне, в то время как само правоотношение есть только порядок взаимообусловленности между этими действиями»

.

Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых действий в правовом смысле есть деятельность по реализации субъективных прав и исполнению обязанностей, т. е. превращение абстрактных норм (объекта правоотношения) в конкретные формы правового взаимодействия (предмет правоотношения). Это превращение абстрактных норм избирательного права в конкретный избирательный процесс, в своего рода конкретные выборы или референдум, т. е. реализация норм в реальной жизни.

По своей юридической природе нормы избирательного права являются публично-правовыми нормами, что определяет публично-правовой характер избирательных отношений, складывающихся по поводу участия граждан в непосредственном решении важнейших вопросов на государственном (федеральном и региональном) и муниципальном уровне и в передаче права осуществления публичной власти своим представителям.

Избирательное правоотношение характеризуется следующими обязательными признаками:

– наличием двух и более сторон, между которыми имеется правовая связь посредством субъективных прав (управомоченной стороны) и юридических обязанностей (обязанной стороны);

– урегулированностью правовой нормой условий возникновения правоотношения и содержания правоотношения;

– обеспеченностью возможностью государственного принуждения, прежде всего путем применения мер юридической ответственности.

Соответственно управомоченных и обязанных сторон может быть по одной или несколько, их субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотношения, правомерность их поведения обеспечивается мерами юридической ответственности.

В зависимости от вида нормы избирательного права можно выделить материальные избирательные правоотношения и процессуальные избирательные правоотношения. Нередко все многообразие избирательных правоотношений сводят к процессуальным отношениям, во многом потому, что избирательные правоотношения динамичны, а выборный и референдумный процесс предполагают высокую степень активности участников. Можно согласиться с утверждением, что акцент на процессуальный, т. е. вторичный, характер норм, закрепляющих порядок выборов и референдумов, и соответственно на процессуальный характер возникающих на их основе избирательных правоотношений существенно ограничивает понимание их политико-правовой природы

.