Книга НеОбыкновенный фашизм (криминологическая и уголовно-правовая характеристика) - читать онлайн бесплатно, автор Уве Хелльманн. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
НеОбыкновенный фашизм (криминологическая и уголовно-правовая характеристика)
НеОбыкновенный фашизм (криминологическая и уголовно-правовая характеристика)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

НеОбыкновенный фашизм (криминологическая и уголовно-правовая характеристика)

Основой для вынесения приговора является участие НСДАП в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, связанных с войной[39].

§ 4. Понятие фашизма в России

Конституция Российской Федерации, гарантируя идеологическое многообразие (часть 1 статьи 13) и признавая за каждым свободу мысли и слова (часть 1 статьи 29), не может и не должна запрещать сами по себе фашистские взгляды: их может свободно придерживаться любой человек на территории России. Вместе с тем конституционный текст (часть 5 статьи 13, часть 2 статьи 29) безусловно запрещает действия по претворению в жизнь идеологии фашизма.

«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (часть 5 статьи 13).

«Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (часть 2 статьи 29).

При этом статья 13 Конституции включена в главу 1. Положения этой главы составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены (только в особом случае, после созыва Конституционного Собрания и проведения специальной процедуры).

В отличие от Германии в Конституции России нет специальных положений, направленных на защиту демократических принципов, в том числе на защиту от возможных проявлений фашизма. В то же время Конституция России является наивысшим законодательным актом прямого действия. На вышеприведенные положения можно ссылаться и в суде, и в любом другом государственном или общественном органе, в случае если выявляются очевидные действия, направленные на разжигание розни и возвеличивания одной расы, национальности, социальной общности по отношении к другим общностям.

В развитие конституционных положений действует статья 6 («Борьба с фашизмом») Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»[40], в соответствии с которой «важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории». Кроме того, в соответствии с этой же статьей «в Российской Федерации в любой форме запрещается использование нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах».

Как следствие, уголовный закон может и должен наказывать обусловленные этой идеологией преступные проявления.

Об остроте проблемы свидетельствует факт принятия 23 марта 1995 года Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ», в котором, в частности, констатировалось распространение в современной России идей фашизма, создание незаконных вооруженных формирований, их сращивание с профсоюзными, коммерческими, финансовыми и криминальными структурами. Утверждалось, что эти крайне опасные явления в жизни общества создают угрозу основам конституционного строя. Многие из экстремистов открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие лозунги, атрибутику и символику.

Примечательно, что указ, имевший очевидный узконаправленный и ограниченный по времени действия и кругу лиц характер, тем не менее юридически остается действующим до сих пор. Более того, Указом Президента РФ от 3 ноября 2004 года была утверждена его новая редакция. Следовательно, не только актуальность проблемы остается, но и ее острота не снята.

Между прочим, в п. 5 рассматриваемого указа Российской академии наук было предложено в двухнедельный срок разработать научное разъяснение понятия «фашизм», чего сделано не было[41].

В 1999 году в Государственную Думу депутатом В. И. Зоркальцевым[42] был внесен проект закона «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации». В законе в статье 1 давалось следующее определение фашизма: «…идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».

Под пропагандой фашизма следовало соответственно понимать: «…публичное распространение идеологии и оправдание практики фашизма в средствах массовой информации, посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований или посредством публичного использования символов, атрибутов, печатных, изобразительных, аудио-, фото-, кино- и видеоматериалов, в которых умышленно прославляется фашизм».

Под фашистскими символами и атрибутами необходимо было понимать: «символы и атрибуты, использовавшиеся национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии и воспроизведенные в любых их формах и разновидностях».

Закон должен был стать рамочным актом, определяющим общие запреты в этой области; каких-либо конкретных норм уголовного или административного законодательства в нем практически не содержалось. Закон неоднократно принимался Государственной Думой в первом чтении, но возвращался Советом Федерации на доработку.

В заключении правового управления аппарата Государственной Думы от 23 марта 2004 года в числе прочего говорилось, что понятие, сформулированное в проекте закона, «фашизм» неудачно, поскольку из него остается неясным, что следует понимать под фашизмом. Либо все признаки в их совокупности, либо часть из них. Определение фашизма, данное авторами законопроекта, признано юридически неточным, так как под него могут подпадать и расизм, и национализм, и ксенофобия, и антисемитизм, и другие понятия[43].

После этого в том же 2004 году законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения.

Таким образом, законодательного определения фашизма в России нет. Сталкиваясь с делами подобного рода, российские правоприменители ссылаются на документы Нюрнбергского трибунала. Впрочем, в этих документах также нет определения фашизма. Более того, в приговоре Международного военного трибунала от 1 октября 1946 года обвинения против НСДАП строились исходя из программы партии, которую Гитлер озвучил в Мюнхене 24 февраля 1920 года. В частности, трибунал обвинял НСДАП в том, что эта партия требовала: а) объединения всех немцев в Великую Германию (т. е. закладывались основы будущих аннексий Австрии, Чехословакии и других стран); б) аннулирования Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров; в) земли и территории для существования немецкого народа, для их последующей колонизации избыточным немецким населением; г) признания немцем только того гражданина Германии, в жилах которого течет немецкая кровь, независимо от вероисповедания, и непризнания немцем ни одного еврея; д) уничтожения наемных войск и создание национальной армии.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[44] к таковой деятельности (экстремизму) относятся среди прочего: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к экстремистским действиям либо массовое изготовление и распространение экстремистских материалов; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; финансирование экстремизма или иное содействие экстремизму (предоставление полиграфической, материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг).

Соответственно к группе преступлений, которые можно связать с проявлениями фашизма, можно относить деяния, ответственность за которые предусмотрена статьей 136 («Нарушения равенства, прав и свобод человека»); пунктом «б» части 1 статьи 213 («Хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»); статьей 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»); статьями 282 («Возбуждение ненависти, либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») 2821; («Организация экстремистского сообщества); 2822 (Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ.

Кроме того, статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» даны легальные определения экстремистской организации, экстремистским материалам и символике экстремистской организации. При этом в законе принятие решения о том, что именно следует считать экстремизмом, экстремистской организацией, экстремистскими материалами и символикой, переложено на суд. Таким образом, суд в каждом конкретном случае определяет (на практике исходя из заключения экспертов в области лингвистики и культурологии), что признавать экстремизмом, а что не признавать. Вряд ли такая законодательная конструкция способствует единообразному противодействию экстремизму и уж во всяком случае не способствует единообразной судебной практике.

В дополнение к сказанному можно отметить, что помимо перечисленных выше видов деятельности, которые с общепринятой точки зрения относятся к экстремизму, в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» говорится и о других видах, которые, скорее всего, следовало бы отнести к другим противоправным деяниям. Например, к экстремизму относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации (ст. 278 УК РФ «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»); воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав (ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»); воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений (ст. 1411 УК РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума»; ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»); публичное заведомо ложное обвинение должностного лица в экстремизме (ч. 5 ст. 1281 УК РФ «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления»).

Следовательно, отсутствие законодательного определения фашизма в российском праве компенсируется понятием экстремизма, которое значительно шире фашизма и полностью его поглощает. Подобный подход мог бы полностью удовлетворять общественные запросы, если бы действующая конструкция не подвергалась критике как со стороны ученых, так и со стороны правоприменителей. Соблазн предельного расширительного толкования понятия «экстремизм» велик. Неугодные политические оппоненты, а также люди, которые по каким-либо причинам стали, по мнению чиновников (особенно из регионов), мешать им работать и слишком часто их критиковать, легко могут быть подведены под эту категорию. Например, руководитель Нижегородского общества прав человека Сергей Шимолос в 2007 году подал в суд на милиционеров. В ходе судебного разбирательства неожиданно выяснилось, что он был поставлен на учет местным Управлением по борьбе с организованной преступностью (сейчас Центр по противодействию экстремизма) и все его передвижения с того времени по настоящие дни отслеживались[45].

Некоторые исследователи обращают внимание, что экстремизм в рамках закона может быть и социально-активным правомерным поведением, поскольку ему присущи такие черты, как высокая степень осознанности, идейность, инициативность, интенсивность, наличие твердых и устойчивых убеждений, гражданская позиция. Представители такого рода экстремизма хотят участвовать в управлении государством, принимать на себя общественные обязанности, нести ответственность за судьбу страны[46].

Впрочем, в российском праве сложилось отрицательное понимание сути экстремизма. Важно, чтобы на практике инициатива и общественное самосознание не приобретали экстремистские формы, а методы, позволяющие реализовывать собственные идеи и творческие рациональные предложения, направленные на улучшение общественного порядка, не считались бы необоснованно экстремистскими.

С. Н. Фридинский справедливо указал, что: «экстремизм – это социальное явление, проявляющееся в различных его формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений»[47]. Основные формы экстремизма следующие: политический экстремизм, национальный, религиозный[48].

Очевидно, что фашизм, формально подпадающий под критерии экстремизма, не вписывается ни в одну из этих форм. Вместе с тем не только в российской, но и в других правовых системах дать законодательное определение фашизма, как показывает опыт, достаточно трудно. В том числе поэтому используется более широкое и более неконкретное понятие экстремизма. Дать легальное определение идеологии, которой по своей сути является фашизм, наверное, невозможно, а может быть, и не нужно. Но сказанное не означает, что фашизм должен быть определен и осужден в международно-правовых актах.

Говоря о понятии фашизма в российском праве, нельзя не сказать об истории возникновения и развития организаций в царской России, которые проповедовали идеологию, очень похожую на фашистскую. С определенными оговорками можно утверждать, что эта идеология в значительной мере предвосхитила возникновение фашизма.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги