Книга Экономический словарь. 2-е издание - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономический словарь. 2-е издание
Экономический словарь. 2-е издание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономический словарь. 2-е издание

АКЦЕПТ – согласие на оплату или гарантирование оплаты денежных, товарных или расчетных платежных документов. Различают положительный и отрицательный акцепты. При положительном оплата платежного требования поставщика производится только при письменном согласии покупателя. В этом случае плательщик обязан в течение установленного срока возвратить в банк платежное требование – поручение с отметкой об акцепте. При отрицательном акцепте платежное требование считается акцептованным, если в течение срока акцепта покупатель не отказался от оплаты («молчаливый» акцепт).

АКЦИЗЫ – косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Суммы акцизов вносят в бюджет находящейся на территории РФ организации и предприятия, которые реализуют произведенные или подакцизные товары. Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минерального сырья по перечню, утвержденному Правительством РФ (подакцизные товары). При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ порядок их обложения акцизами устанавливается Федеральным законом «Об акцизах» и таможенным законодательством РФ.

АКЦИОНЕР (англ. jointstock company) – участник акционерного общества, владелец акций. Получает прибыль в виде дивидендов. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» не отвечает по обязательствам общества и несет риск убытков, связанных с его деятельностью, только в пределах стоимости принадлежащих ему акций. Другие права и обязанности оговариваются в уставе акционерного общества.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО – форма объединения капиталов посредством выпуска акций на сумму консолидированного капитала. Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, позволяющих акционерам получать долю в его прибыли в форме дивиденда. Акционерное общество является юридическим лицом. От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и рискуют понести убытки, связанные с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Одно из преимуществ акционерных обществ состоит в возможности привлечения и использования не только крупного, но и мелкого капитала. Правовое положение акционерного общества в России регулируется Законом «Об акционерных обществах». В России оно может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций общества.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе акционер может передавать принадлежащие ему акции другому лицу без согласия других акционеров. В закрытом – акции распределяются или перераспределяются только среди его учредителей. Число акционеров закрытого акционерного общества в России не должно превышать 50. Если число акционеров превысит этот предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, созываемое, как правило, один раз в год. Его текущими делами руководит правление, наблюдательный совет, совет директоров.

АКЦИОНЕРНОЕ ПРАВО совокупность законов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность акционерных обществ. В большинстве стран мира каждый владелец акций имеет право: свободно передавать принадлежащие ему акции; получать долю чистой прибыли, подлежащей распределению между акционерами (дивиденд); приобретать часть имущества общества, оставшегося после ликвидации, пропорционально числу находящихся у него акций; получать информацию о размере уставного фонда, категории выпущенных акций.

Согласно акционерному праву акции общества подразделяются на обыкновенные и привилегированные. Владельцы обыкновенных акций имеют особые права, а именно: на участие в общих собраниях акционеров с правом голоса лично или через представителя; избирать и быть избранными в органы управления или контрольные органы общества. Владельцы привилегированных акций имеют право: на получение фиксированных (заранее установленных) дивидендов; первоочередное получение доли имущества при разделе его в случае ликвидации общества; на участие в общих собраниях, но без права голоса. По мере развития акционерного капитала акционерное право совершенствуется, дополняется с учетом складывающихся реалий в той или иной стране.

АКЦИЯ – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли (пая) в капитал акционерного общества. Дает владельцу право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда. Денежная сумма, обозначенная на акции, составляет ее номинальную стоимость. На рынке ценных бумаг акции продаются по рыночному курсу, который зависит от спроса и предложения на акции. Спрос и предложение на акции зависят от величины выплачиваемого по ним дивиденда и нормы банковского процента по вкладам. Акции крупных компаний продаются на фондовой бирже. Акции бывают: привилегированные, обыкновенные, бесплатные, именные, на предъявителя.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ – методы, используемые в целях оценки отдельных факторов, влияющих на состояние экономики. Поступления и платежи органов государственного управления определяются по фактическому движению денежных средств. Соответственно при составлении бюджетов не учитывается их задолженность по неоплаченным обязательствам: неоплаченным государственным заказам и закупкам, задолженность государственным служащим по зарплате, задолженность в пенсионный фонд, не выплаченные вовремя дотации и субсидии и другие. Неоплаченные государственные обязательства равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этой связи необходимо производить альтернативный расчет дефицита государственных финансов с добавлением к дефициту, определенному в соответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных государственных обязательств.

Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Чтобы проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности, определяется чистая финансовая позиция государственного бюджета – величина, характеризующая финансовые активы, минус обязательства. Внутренние и внешние операции органов государственного управления по-разному влияют на экономическое положение страны. В этой связи в целях оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны может быть рассчитан внутренний бюджет и величина дефицита внутреннего бюджета. Для оценки влияния на экономику внешнеэкономических факторов может быть рассчитан внешний бюджет. В зависимости от поставленных задач возможны и другие альтернативные расчеты дефицита.

АМОРТИЗАЦИЯ (от лат. amortisatioin – погашение) – процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на производимые товары. Перенесенная часть стоимости относится к производственным затратам и включается в себестоимость продукции, выступает элементом цены товара. Объективной основой амортизации является участие основных фондов в производственном процессе.

Суть этой особенности состоит в том, что основные фонды полностью, во всем своем объеме действуют в производстве продукта, но вследствие длительных сроков службы их стоимость переносится на готовый продукт не целиком (как, например, сырья), а по частям, по мере их физического и морального износа. Амортизационные отчисления предназначены для полного восстановления стоимости изношенных основных фондов, замены выбывших машин и оборудования новыми, осуществления других капитальных вложений. Износ основных фондов учитывается всеми предприятиями независимо от формы собственности и организационно-правового статуса. Величина амортизационных отчислений не является произвольной. Она устанавливается и регулируется законодательно в соответствии с концепцией политики государства. Определяется в основном двумя обстоятельствами: сроком полезного использования фондов и их восстановительной стоимостью.

По существующим правилам амортизация начисляется только в течение нормативного срока службы основных фондов или периода, в котором их стоимость полностью переносится на изготовленную продукцию. Классический расчет размеров амортизационных отчислений производится по формуле:

где А – размер ежегодных амортизационных отчислений; Ал – первоначальная стоимость основных фондов; Ко – остаточная стоимость основных фондов на момент их предполагаемого выбытия из эксплуатации; Т – срок службы фондов в годах.

Амортизационные отчисления остаются в распоряжении предприятий и образуют фонд амортизации, который имеет строго целевое назначение при его использовании. В условиях инфляции сумма начисленного износа может оказаться недостаточной для приобретения новых машин и оборудования. Поэтому периодически осуществляется переоценка основных фондов, что позволяет увеличить их стоимость и соответственно повысить амортизационные отчисления.

Во многих странах мира применяется ускоренная амортизация, представляющая собой способ учета амортизации, при котором большая часть стоимости фондов списывается в начальном периоде жизненного цикла изделия и каждое последующее списание осуществляется по прогрессивно уменьшающейся шкале. В целом же в мире используются следующие виды амортизационных списаний: линейное, или пропорциональное, которое может быть простым или ускоренным; дополнительное (когда сумма амортизационных отчислений превосходит первоначальную стоимость списываемого объекта); особое (когда в целях оживления хозяйственной деятельности государство разрешает временно увеличить норму отчислений); предварительное (когда амортизационное списание осуществляется до начала функционирования оборудования); де-грессивное, или списание с уменьшающегося остатка (когда отчисления производятся не от первоначальной, а от балансовой стоимости основных фондов. Последний вид широко используется в странах Европейского Союза.

В современных условиях в экономически развитых странах амортизационные отчисления выступают главным источником финансирования капитальных вложений. На них приходятся 2/3 валовых инвестиций.

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИЙ – анализ изменения статистических данных (цен, объема торгов и т. п.) с помощью графического представления информации для выявления перемены тренда (тенденции) в будущем на основании прошлого без объяснения причины его направления. Технический анализ активно используется при прогнозировании состояния рынка ценных бумаг и валютного рынка и исходит из трех аксиом: движение цен учитывает всю информацию, движение цен подчинено трендам (тенденциям), история повторяется. Основными видами трендов являются первичный, промежуточный и краткосрочный, основным методом при определении трендов является метод последовательности пиков и впадин. Особое внимание при этом уделяется источникам получения информации (первичные и вторичные) и важности и второстепенности анализируемых показателей (зависимые и независимые). Для целей унификации требований, предъявляемых к специалистам в области технического анализа, и их сертификации в 1986 г. была создана Международная федерация технического анализа (IFTA).

АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ – совокупность методов определения и прогнозирования рыночной стоимости компании, основанных на анализе финансовых (выручка, EBITDA, чистая прибыль, рентабельность, чистая стоимость компании, денежный поток и др.) и производственных (количество и структура реализуемой продукции, производительность труда и др.) показателей ее деятельности. Фундаментальный анализ используется инвесторами для оценки «внутренней» стоимости компании, основываясь на фактических данных финансовой и производственной отчетности, выявлении факторов, которые влияют на ее экономическую эффективность, на валютном рынке для прогнозирования колебания курса валют. Как правило, «внутренняя» стоимость компании отличается от ее рыночной стоимости, так как последняя определяется величиной спроса и предложения на акции компании на рынке ценных бумаг, поэтому фундаментальный анализ показывает потенциал роста или снижения цены акции.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервисной и других видов экономической деятельности фирмы (предприятия, организации). Анализ хозяйственной деятельности служит аналитической базой для устранения недостатков и развития позитивных направлений деятельности фирмы.

Анализ хозяйственной деятельности может быть: 1) общим – когда анализируются все направления и оценивается конечный результат хозяйственной деятельности фирмы; 2) целевым – когда анализируется конкретное направление в деятельности фирмы или оценивается результат решения конкретной экономической задачи (например, исследование направлений инвестиционных вложений фирмы; оценка целесообразности вложения средств в повышение профессионального уровня персонала фирмы; анализ результатов освоения нового регионального рынка).

Различаются сравнительный и факторный методы анализа хозяйственной деятельности. При сравнительном анализе хозяйственной деятельности сопоставляются показатели хозяйственной деятельности фирмы в динамике (за год, за несколько лет), фактические с нормативными или прогнозируемыми показателями, показатели конкурирующих фирм в целом и в конкретных сферах деятельности. Факторный анализ отображает влияние конкретных мероприятий в производственной, торговой, инвестиционной, сервисной или других хозяйственных сферах деятельности фирмы на изменение ее экономических показателей (конкретных либо всего комплекса).

В условиях современной рыночной экономики распространены такие виды анализа хозяйственной деятельности, как «анализ портфеля заказов», задачей которого является выбор наиболее целесообразных направлений реализации продукции фирмы; «выбор приоритетов» – приоритетных направлений деятельности фирмы; «поиск инвестора» – определение новых источников инвестиционных вливаний; «анализ потребителя» – анализ существующей ситуации и перспектив развития потребительского рынка.

АННУЛИРОВАННЫЙ ЧЕК – чек, оплаченный банком, на который он выставлен. Оплачивая или учитывая чек, банк проставляет свой индоссамент на лицевой или оборотной стороне чека, тем самым окончательно аннулируя его. Аннулированный чек не подлежит обращению.

АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (от англ. dumping – сбрасывание) – регулирование, направленное против демпинга, т. е. против продажи товаров на внешних рынках по бросовым ценам, ценам ниже издержек производства с целью вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта. Поскольку демпинг противоречит здоровой конкуренции, основанной на снижении издержек производства при обеспечении высокого качества товара, то в большинстве стран с развитой рыночной экономикой действует специальное антидемпинговое регулирование, законодательство, либо предусматриваются соответствующие меры в законах, имеющих антимонопольную направленность. Основанием для обвинения в демпинге служит факт продажи товаров ниже его стоимости в стране-изготовителе. Если же относительно низкие цены базируются на снижении издержек производства, применении современной техники и технологий, то их нельзя признать демпинговыми.

Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС), предусмотрены меры против демпинга, например антидемпинговые пошлины. В таких условиях экспортеры стараются не доводить дело до судебного разбирательства и идут на добровольное повышение цены, несмотря на то, что это снижает конкурентоспособность реализуемых ими товаров. Еще в 1967 г. на конференции по тарифам стран – участниц ГАТТ в Женеве был принят Международный антидемпинговый кодекс, который предусматривает включение в соответствующее законодательство стран раздела о «нанесенном ущербе» предприятиям в импортирующей стране и предоставлении доказательств об этом. Количественный критерий демпинга впервые был дан в антидемпинговым законе, принятом в Англии в 1992 г.: экспортная цена считается демпинговой, если она на 20 % и более ниже, чем на внутреннем рынке в стране происхождения товара, или, по меньшей мере, на 8 % ниже мировой цены.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ – это план действий, направленный на повышение эффективности бизнеса и реализацию стратегии его развития в сложном финансовом и конкурентном положении, в том числе направленный на предотвращение банкротства.

Основная цель антикризисной программы организации – успешное преодоление негативного давления внешней среды, создание и реализация внутреннего потенциала роста бизнеса. При разработке антикризисной программы организации учитывается необходимость экстренных, незамедлительных мер по повышению ликвидности и рентабельности бизнеса, сохранению объемов выручки и ранее занятого положения на рынке.

АНТИКРИЗИСНОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) РЕГУЛИРОВАНИЕ – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства, направленном на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или прекращение их дальнейшего функционирования.

Государственное антикризисное регулирование – явление нормативное, т. е. количественно определенное. Оно исходит из анализа ситуации и максимально конкретной и ясной постановки целей, разработки инструментов, способных преобразовать кризисные ситуации в направлении решения поставленных задач. Отправные целевые установки государственного антикризисного регулирования и способы их реализации содержатся в программных документах Правительства РФ, которое, как главный орган исполнительной власти страны, также призвано координировать и контролировать ход и результаты мер государственного антикризисного регулирования.

Экономическая литература по антикризисному управлению подразделяет инструменты государственного антикризисного регулирования на административные и экономические. При этом под административными инструментами понимаются правовое обеспечение, разработка нормативных актов, регулирующих процедуры банкротства, и рекомендации по выходу из кризиса; в то время как экономические инструменты – это налоговая и кредитная политика, регулирование цен, тарифов и пошлин, государственное финансирование и кредитование, инвестиционная политика, обязательное страхование и др.

В числе основных форм государственного регулирования кризисных процессов можно выделить прежде всего нормотворче-скую деятельность, связанную с изданием законов и подзаконных актов. Во-вторых, это финансовое регулирование, включающее формирование бюджета, эмиссию ГКО и других ценных бумаг, предоставление кредитов и ссуд, курсовую политику Центробанка (курс валюты, ставка рефинансирования, лицензирование коммерческих банков), налоговое регулирование (поэтапное смещение нагрузки с производственных предприятий на население), тарифы (транспорт, электроэнергия и др.), цены на сырьевые ресурсы. В сфере производства государственное регулирование проявляется в виде государственных заказов на тендорной основе, подрядов на строительство, управления государственными пакетами акций через интегрирование структуры (холдинги, концерны, ФПГ), финансирование НИОКР, поддержки малого и среднего бизнеса, реструктуризации задолженности хозяйственных организаций, поддержки экспорта, защиты импорта. В социальной сфере – обеспечение занятости населения, выплаты пенсий, пособий, стипендий, медицинское обслуживание, предоставление образования, коммунальные услуги.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – это процесс предотвращения, профилактики или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

Антикризисное управление организацией включает разработку и практическое внедрение комплексного экономического механизма регулирования кризисных процессов на микроуровне. Данный механизм заключается в сканировании внешней и внутренней среды организации с целью раннего обнаружения признаков приближения кризиса, оперативной оценки и анализа финансового состояния организации и выявления вероятности наступления ее несостоятельности (банкротства), а также последующем внедрении экономических мер по преодолению кризисной для организации ситуации.

Антикризисное управление включает несколько этапов:

• оперативное антикризисное управление. Цель антикризисного управления на первом этапе – устранение или минимизация наиболее значимых для организации кризисных факторов, таких как:

– снижение платежеспособности;

– низкий уровень или отсутствие самофинансирования;

– спад или стагнация производства;

– рост расходов и снижение выручки по основным видам деятельности;

• текущее антикризисное управление. Эффектом внедрения экономических мер на втором этапе является преодоление кризисного состояния организации в период текущего года: достижение нормативного уровня текущей ликвидности и планируемого уровня рентабельности продукции, улучшение инвестиционной привлекательности организации;

• среднесрочное антикризисное управление. Реализация третьего этапа антикризисного управления производится в течение 3–5 лет и направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности организации, повышение капитализации бизнеса. Она включает комплекс мероприятий, направленных на совершенствование финансово-экономической политики, снижение затрат на основе лучшего использования материальных и трудовых ресурсов, внедрение современных информационных технологий.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (монополия – от греч. monos – один и poleo – продано) – система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий: антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой практике, нечестной торговле и т. д. По существу антитрестовские законы явились в этих странах одним из элементов государственного регулирования экономики.

В отличие от этого, в странах Европы запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а только злоупотребление монопольной властью. Главной формой государственного контроля здесь является система регистрации картельных и иных ограничительных соглашений в специальных административных органах. Впервые это было предусмотрено Римским договором о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) в 1957 г. К широко используемым методам антимонопольного регулирования относятся: постоянный государственный мониторинг деятельности монополий, отмена неправильных решений, наложение крупных штрафов.

Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – направлено на ограничение монополистической мощи. Из развитых индустриальных стран оно в наибольшей степени было разработано в США. Так, известны законы Шер-мана (1980 г.), Клейтона (1914 г), Келлера-Кекоффера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции и судов. Вводится контроль за рыночным поведением компаний и рыночной структурой. В целях ограничения конкуренции запрещались объединения или сговоры между фирмами. Запрещались «связанные контракты», при которых фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней. Не разрешались «взаимопереплетающиеся» директораты, т. е. приобретение акций фирм в связи с ростом их размера, контроля над рынком. В 80—90-е годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральным. В России также разрабатывается антимонопольное законодательство и создаются органы, которые будут осуществлять контроль за рыночным поведением и структурой экономики.

АРБИТРАЖ – 1) коммерческая деятельность, состоящая в использовании разницы цен одинаковых биржевых объектов (векселей, ценных бумаг, товаров) на различных рынках с целью привлечения прибыли; 2) примирительный метод, способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к третейским судьям (арбитрам).

АРЕНДА – предоставление или принятие во временное владение и пользование различных природных и имущественных объектов (земли, помещений, предприятий и т. д.), а также иного имущества за определенную договорную плату. Арендодатель может разрешить арендатору сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору. По срокам аренда бывает долгосрочной и краткосрочной. Произведенные арендатором улучшения арендованного имущества согласно законодательству РФ являются его собственностью. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит. Аренда имеет различные виды: прокат, аренда зданий и сооружений, финансовая аренда (лизинг) и др.