Важную роль в регулировании правового положения иностранных физических лиц играют договоры о правовой помощи, где определяется их право- и дееспособность. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ (1993 г.).
15. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В МЧП
Опека (О) и попечительство (П) тесно связаны с институтом дееспособности.
Правовое регулирование большинства стран в данной области во многом похоже.
Согласно ст. 32 ГК РФ О устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами.
Согласно ст. 33 ГК РФ П устанавливается над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами, а также может быть установлено в отношении тех граждан, которые физически неспособны осуществлять весь объем прав и нести обязанности (например, слепые).
Цель О и П – охрана интересов опекаемых и подопечных.
Опекун лично совершает сделки от имени подопечного, а попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, но дает согласие на их совершение.
Условия назначения и прекращения О, как правило, регулируются законом страны гражданства опекаемого.
При решении вопроса о том, обязано ли данное лицо принять на себя обязанности по О, применяется право страны гражданства опекуна.
Правоотношения между опекуном и подопечным определяются законом государства, органы которого назначили О.
К вопросам определения таких отношений относятся прежде всего вопросы представительства опекуна. Право представительства опекуна (попечителя) распространяется, в принципе, и за пределы государства, органы которого назначили О.
В РФ согласно ст. 1199 ГК РФ установление и отмена О и П производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного, а установление обязанности принять О или П производится в соответствии с личным законом опекуна или попечителя.
Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять О (П).
Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным).
Если опекаемый или подопечный имеют место жительства в РФ, то применяется российское право, если оно наиболее для них благоприятно.
Право многих государств (например, Германии, Италии, Австрии) по вопросам О и П имеет отсылку к личному закону.
В некоторых договорах о правовой помощи, равно как и в Минской (1993 г.), и Кишиневской (2002 г.) конвенциях, предусмотрена возможность назначения опекуном или попечителем иностранного гражданина при условии, что он проживает на территории, где будет осуществляться О или П.
Российское право такого ограничения не содержит.
16. БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЛИЦА УМЕРШИМ В МЧП
Принцип объявления лица безвестно отсутствующим или умершим признается не всеми странами.
В тех же государствах, в праве которых содержится регулирование данного вопроса, материальные нормы существенно различаются в определении условий и сроков объявления лиц без вести пропавшими, юридических последствий безвестного отсутствия и т. д.
Правовое регулирование рассматриваемой проблемы в одних государствах (ФРГ) основывается на специальных законах, в других государствах (Россия) действуют отдельные нормы.
Институты безвестного отсутствия и объявления лица умершим существенно различаются в современных правовых системах. Как отмечает Л. П. Ануфриева, «право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим».
В праве Англии и США, Франции, Алжира и других не содержится нормативных правил для решения вопроса об объявлении лица безвестно отсутствующим. Судебное решение, которое может состояться по такому делу, будет имеет значение только для данного дела, а не для всех последующих схожих дел.
Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и объявления лица умершим разрешаются на основе личного закона физического лица (по закону гражданства или по закону постоянного места жительства).
В соответствии со ст. 1200 ГК РФ признание в РФ физического лица безвестно отсутствующим и объявление умершим подчиняются российском праву. Данная норма является односторонней и не решает вопроса о признании лица безвестно отсутствующим или умершим, принятом в иностранном государстве.
Двусторонняя норма, регулирующая данный вопрос, имеется, например, в ст. 13 Закона о МЧП Эстонии (2002 г.). Нормативное регулирование признания лиц безвестно отсутствующими содержит двусторонние договоры о правовой помощи, например, договор о правовой помощи, заключенный между Россией и Польшей (1996 г.), а также Конвенция о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ (1993 г.).
Например, ст. 25 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает, что учреждения юстиции каждой из договаривающихся сторон могут признать гражданина другой договаривающейся стороны и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны.
17. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РФ
Правовой статус иностранных физических лиц в РФ базируется на принципе национального режима и коллизионной привязке личного закона физического лица. Согласно ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
В отношении правового положения иностранцев в РФ действуют следующие коллизионные привязки:
• личным законом лица является российское право, если наряду с российским гражданством он имеет и иностранное гражданство;
• личным законом иностранного лица является российское право, если он имеет место жительства в РФ;
• если лицо имеет несколько иностранных гражданств, личным законом является право страны, в которой это лицо имеет место жительства;
• личным законом лица без гражданства является право страны, в которой это лицо имеет место жительства;
• личным законом беженца является право страны, предоставившей ему убежище.
По общему правилу иностранцы в РФ пользуются таким же объемом прав и свобод и несут такие же обязанности, что и граждане РФ, т. е. в отношении них устанавливается национальный режим.
В отношении иностранцев также действует принцип недискриминации, означающий, что иностранные граждане в РФ и лица без гражданства, проживающие в РФ, равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.
Однако осуществление ими своих прав не должно причинять вред гражданам РФ, государству РФ и другим лицам.
Правовое положение иностранцев в РФ различается в зависимости от длительности их пребывания на территории РФ. Иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, в социально-культурной сфере (образование, медицина, обеспечение жильем, трудоустройство) имеет практически тот же объем прав и возможностей, что и российский гражданин. Иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, имеет ограниченный набор прав по сравнению с постоянно проживающим иностранцем.
Например, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
Законодательством РФ установлены следующие исключения из национального режима, предоставленного иностранцам в РФ:
1) касающиеся избирательных прав (не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и субъектов РФ, участвовать в референдумах РФ и субъектов РФ);
2) касающиеся трудовой деятельности (необходимо разрешение на работу, не могут занимать определенные должности, нахождение на которых требует наличия гражданства РФ, например, находиться на муниципальной службе);
3) касающиеся свободы передвижения (запрещено посещение территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение);
4) иностранцы не могут быть призваны на военную службу.
В случае установления иностранным государством ограничений прав и свобод в отношении российских граждан, РФ может воспользоваться правом реторсии, т. е. установить ответные ограничения в отношении граждан тех государств, в которых имеют место специальные ограничения прав и свобод граждан РФ.
18. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ
Для отечественного права российские граждане являются соотечественниками, которые имеют право на получение социальной, правовой и политической помощи.