В соответствии с ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Значительную роль здесь играет помощь посольства и консульства, на которые законодателем возложены следующие задачи:
1) защита в стране пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства страны пребывания;
2) следить за тем, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством страны пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и страна пребывания, а также международными обычаями;
3) осуществление некоторых нотариальных действий (например, удостоверение сделок, свидетельство верности копий документов и др.);
4) осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния (например, рождения, заключения брака и др.);
5) осуществление представительства интересов российского гражданина в органах иностранного государства при применении определенных правовых процедур (например, при уголовном преследовании).
Объем помощи консульства определяется законодательством страны пребывания нашего соотечественника и двусторонними соглашениями, заключенными между РФ и страной пребывания российского гражданина, предметом которых являются гарантии прав наших граждан, находящихся за границей.
Россияне, находящиеся за границей, являются иностранными гражданами для принимающего их государства и обладают тем объемом прав, который предоставлен им как российским правом, так и законами того государства, на территории которого они находятся.
Значительная роль в обеспечении гарантий законных интересов российских граждан за границей принадлежит международным договорам, заключенным РФ с иностранными государствами, например, договоры о правовой помощи, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.).
19. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЧП
Юридическое лицо (ЮЛ) является самостоятельным субъектом права и в рамках МЧП так же, как и физические лица, вступает в отношения, осложненные иностранным элементом.
Современные рыночные отношения характеризуются расширением экономического взаимодействия их субъектов, усложнением бизнес-связей, предусматривающих ведение хозяйственного дела одновременно на территориях разных государств и усложнение корпоративной структуры бизнеса. В результате складываются сложные гражданско-правовые международные отношения, в которых участвуют ЮЛ, созданные по праву разных государств и ведущие свою деятельность в государстве, отличном от страны, где такие ЮЛ зарегистрированы.
Понятие ЮЛ имеет нормативное определение не во всех правовых системах. По общему правилу признается, что ЮЛ создается в определенном законодательством порядке, имеет имущество, права и имущественные обязанности, самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданских правоотношениях и хозяйственном обороте, отвечает по обязательствам из договоров и деликтов.
ЮЛ могут делиться на субъекты публичного и частного права в зависимости от природы акта, на основании которого оно создано. ЮЛ частного права создаются преимущественно в нормативно-явочном порядке. Они учитываются в торговых реестрах или получают специальное разрешение от компетентных органов.
Основанием для создания ЮЛ – субъекта публичного права может быть соответствующий нормативно-правовой акт.
Для целей уяснения правового статуса ЮЛ имеет значение деление ЮЛ, действующих на определенной территории, на отечественных и иностранных.
Как отмечают современные исследователи (Л. П. Ануфриева), фактически на иностранное ЮЛ в МЧП воздействуют две регулирующие системы:
1) система национального права государства, считающегося для данного ЮЛ «своим»;
2) правовая система государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).
При этом в ряде случаев особое значение могут иметь также и нормы соответствующих многосторонних или двусторонних международных договоров, в которых участвуют рассматриваемые государства.
После определения принадлежности ЮЛ к конкретному государству переходят к изучению материально-правовых норм, регулирующих правовое положение данного ЮЛ.
При осуществлении деятельности на территории иностранного государства необходимо решение следующих вопросов:
1) о признании правосубъектности иностранного ЮЛ (обычно признается на основании двусторонних договоров);
2) о допуске ЮЛ к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности (решается законодательством этого государства) (М. М. Богуславский).
20. «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» И «ЛИЧНЫЙ ЗАКОН» ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц (ЮЛ) в МЧП определяется их государственной принадлежностью (национальностью) и личным законом (личным статутом) ЮЛ.
Данные понятия взаимосвязаны: национальность устанавливает основу личного статута ЮЛ, а личный закон, как коллизионная норма, определяет национальность ЮЛ.
Национальность ЮЛ определяется как принадлежность данного ЮЛ к конкретному государству и определяется по праву суда, рассматривающего соответствующее дело.
Национальность ЮЛ определяется для решения следующих задач:
1) для определения государства, которое может предоставить ему дипломатическую защиту;
2) для определения возможности применения к нему национального режима, предусмотренного международными договорами.
В МЧП выделяют следующие теории для определения национальности:
1) теория инкорпорации (национальность ЮЛ определяется по месту его учреждения, т. е. по праву той страны, где оно зарегистрировано и где утвержден его устав; отсылка к законодательству страны инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статута юридического лица; распространена в англо-американской системе права, Канаде, Китае);
2) теория оседлости (эффективного местопребывания) (национальность ЮЛ определяется по месту расположения главных органов его управления; распространена во Франции, ФРГ, Японии);
3) теория центра эксплуатации (места осуществления основной деятельности) (национальность ЮЛ определяется по праву той страны, где осуществляется основная хозяйственная деятельность ЮЛ; характерна для развивающихся стран (например, Индия);
4) теория контроля (национальность ЮЛ определяется по месту нахождения, гражданству его учредителя; характерна для периода войн).
В практической деятельности возможно сочетание различных теорий для цели решения вопросов, связанных с деятельностью ЮЛ. Это выражается в подписании государствами двусторонних соглашений, регулирующих вопросы торговли и налогообложения. Личный закон ЮЛ определяет правовое положение ЮЛ, т. е. является ли данная организация ЮЛ, какова его организационно-правовая форма, правоcпособность, сделкоспособность и т. д.
21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
Правовой основой деятельности иностранных юридических лиц (ЮЛ) в РФ являются законодательство РФ и международные договоры РФ.
Национальная принадлежность ЮЛ в РФ определяется по теории инкорпорации. Данное положение закреплено в п. 1 ст. 1202
ГК РФ, согласно которому личным законом ЮЛ считается право страны, где учреждено ЮЛ.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера: