Книга С чего начинается книга - читать онлайн бесплатно, автор Екатерина Люмьер
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
С чего начинается книга
С чего начинается книга
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

С чего начинается книга

Екатерина Люмьер

С чего начинается книга

С чего начинается произведение


Многие из нас, когда хотят написать рассказ или книгу впервые, сразу же начинают думать о самых разных вещах: о названии, о цвете глаз персонажа, о сеттинге, карте мира, нормах морали, о внешности и одежде, обо всем… и неструктурированно. Это вводит в ступор или даже нервирует, ведь нет четкой последовательности действий.

Но задайте себе самый главный вопрос – что именно для вас означает «хорошее произведение»? Мы не будем ударяться с вами в перфекционизм и поговорим об этом позже, но обозначить основное все же должны. И возьмем для примера произведение крупного формата как роман, поскольку на примере большой прозы это будет несколько удобнее.

Перечень характеристик зависит лишь от вас! Литература – субъективное творчество. Эмоциональный отклик одного человека будет в корне отличаться от другого. Художественная литература, как и любое искусство, отзывается в каждом индивидуально.

Повествование от первого или третьего лица

Вы хотите рассказывать лично («я"-персонаж) или же делиться историей, будучи рассказчиком со стороны? («я"-посредник).

Язык и форма повествования

Вы любите обилие описаний и лирических отступлений? Философских размышлений, психологический анализ? Предпочитаете длинные или короткие главы? Частую смену декораций и событий? Подумайте о том, как вам удобнее писать.

В каком сеттинге разворачивается история

Прошлое или настоящее? Может быть, прогрессивное и технологичное будущее? Что вы знаете хорошо или о чем бы хотели узнать больше в процессе работы над произведением?


Сильные, интересные, харизматичные главные герои

Определите для себя характеры персонажей. Кого вы уважаете? Кого презираете? Взгляните на свой текст, как читатель. Что вам было бы интересно? Какие люди?

Поворотные моменты, серьезные обстоятельства

Интересно ли вам, когда ваш герой развивается в течение определенного периода? Важно ли показать, с какими проблемами он столкнется и как будет решать их, как меняться? Играет ли это для вас роль?

Любовь и взаимоотношения

Что для вас важно? Хотели бы вы написать о любви, о браке, о дружбе и о привязанностях? О предательстве или о становлении/разрыве отношений?

Секс и действия сексуального характера

Вопрос фетишей, кинков и др. – оставим на потом. Но хотите ли вы писать сцены секса? Будет ли это важно? Если да – то какие вопросы, связанные с сексом вы хотите осветить? Философский вопрос и психо-физический, ради развлечения или в качестве аллегории?

Счастливый финал

Важен для вас счастливый финал или же вы хотите показать, какими удручающими могут быть обстоятельства и тяжелая судьба человека? Какую цель вы преследуете, какое послевкусие от вашей работы хотели бы оставить, какую эмоцию?

Итак, я привела небольшой список того, над чем я лично задумываюсь, когда подбираю для себя подходящее произведение «на почитать» или когда рассуждаю/обсуждаю с соавтором форму и содержание будущей работы.

История чтения. Как появилась книга

Грамотность – это ключевой и незаменимый навык и мера образования человека. В 1820 году только 12% населения всего мира умели читать и писать. Благодаря огромной работе и ожесточенной борьбе за 200 лет, картина изменилась до неузнаваемости. Но, несмотря на значительное расширение доступа к базовому образованию в мире, на текущий момент все еще 17% населения остаются неграмотными.

Бытует мнение, что человек вполне может прожить без умения писать, но вот без чтения никак. В действительности, ребенок сначала учится различать отдельные буквы, затем соединять их в слоги и, наконец, в слова. Лишь после того, как чтение открывает для него путь в мир нового и неизведанного, он начинает учиться писать.

Но что же такое чтение? В широком смысле, чтение – это процесс расшифровки и получения знаний из некой символьной системы. В настоящее время в мире насчитывается около 8000 алфавитов и 7174 языка. Однако, две трети населения планеты используют лишь 40 из них. Для современного человека умение читать – это способ получить знания на всевозможные темы, метод познать себя и мир вокруг, а также прекрасный способ провести время.

К первым книгам можно отнести бухгалтерские книги царя Нефериркара Какаи Пятой Династии (около 2400 лет до н. э.), выполненные в виде свитков на папирусе. Согласно Геродоту, финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около X или IX века до н. э. Именно с этого момента и можно сказать, что начался расцвет чтения и появление художественной литературы.

В VIII веке до н.э. Гомер написал «Одиссею» и «Илиаду». К V веку до н.э. относятся творения Геродота, Эсхила, Софокла, а к IV веку до н.э. – Платона, Ксенофонта, Демосфена.

Если учесть, что знаменитая Александрийская библиотека переживала свой расцвет в III – II веке до н.э. и скрывала под своими сводами до 400 000 свитков, то можно представить, как стремительно развивалась история чтения.

История чтения. Римская империя

Говоря про историю чтения, стоит упомянуть Аристотеля. Именно он предложил первую (и успешную) попытку перейти в обучении от устных рассказов к чтению уже написанных трудов. В то время популярностью пользовалась в основном научная литература. Грамотность все еще считалась привилегией.

В Римской Империи чтение вышло на совершенно новый уровень. Просвещенные римляне не просто полюбили читать. Это вошло в моду и перестало быть привилегией. Римляне читали везде: в парках, термах и даже на пирах. И это увлечение привело повлекло за собой непредвиденные сложности.

Стоит напомнить, что самой распространенной формой книги до III века был папирусный свиток. Античные авторы утверждают, что пергамент появился, как заменитель папируса. Соответственно самые древние пергаментные книги должны были иметь форму свитка, но ни одной подобной книги не сохранилось (лишь редкие упоминания до VII). Но в силу распространения чтения свиток стал неудобен. Некоторые свитки были очень длинными и громоздкими. К тому же поврежденный папирусный свиток невозможно было использовать без дальнейших повреждений. И тогда находчивые римляне решили, что если свиток порезать на отдельные листы равного размера и сшить, то таких повреждений удастся избежать. Такой вид книги получил название кодекс и стал прообразом тех книг, которые сейчас мы можем видеть на своих полках.

У кодекса было множество преимуществ перед свитками. Во-первых, такие книги занимали гораздо меньше места. Например, «История Рима» Тита Ливия, которая занимала 142 свитка, теперь могла уместиться в одной книге. Во-вторых, кодексом можно было пользоваться многократно, не опасаясь испортить страницы. В-третьих, в кодексе можно было отметить то место, где вы остановились, использовав закладку.

Таким образом, кодексы очень быстро вошли в повседневную жизнь римлян.

Немного занимательной статистики. Если в III веке кодексы занимали всего 6% всех книг, то IV уже 65%, в V веке – 89%, а к VII полностью вышли из употребления.

К тому же важно отметить, что если произведения античной литературы до V века сохранились на свитках, то христианские тексты изготовлялись преимущественно в форме кодексов.

Фольклор. Как и когда появились первые сказки

Первые книги, с которыми знакомится самый маленький читатель, это сказки. Кажется, они были всегда. В любой культуре и у каждого народа есть свои легенды, которые передавались из уст в уста от старшего поколения к младшему. Так продолжалось много веков, но чтобы понять, когда именно появились сказки, необходимо сначала разобраться в их природе.


Сказка

– это фольклорный или литературный жанр. Фольклорные сказки появились гораздо раньше. Это эпические истории, которые пришли из устного народного творчества, опирающиеся на вымысел. Сюда можно отнести мифы, былины, песни, легенды, мистические рассказы, сказы и предания. Литературная сказка отличается лишь тем, что она написана конкретным автором и не существовала ранее в устной форме.

Термин «сказка» (от слова «казать») впервые встречается в письменных источниках не ранее XVII века, но современное значение закрепилось за ним лишь к XIX веку. Любопытно, что из всех европейских языков, лишь два имеют специальное слово для обозначения этого жанра: русский и немецкий. Слово «Märchen» используется в данном значении с XIII века.

Первые фольклорные сказки происходят из тотемических мифов примитивных народов Африки, Австралии, Америки, Северной Азии и Океании. Первые сказки обычно называют архаическими или мифологическими. В них часто встречаются зооморфные культурные герои, из описания которых не всегда понятно речь идет о человеке или животном. Такие мифы создавались для описания и объяснения тотемических обрядов и пытались объяснить происхождение человека или элемента культуры. Важно, что тотемические мифы не должны были быть известны непосвященным, представляя сакральную ценность. Но, как только их целью становилось развлечь слушателя, они становились сказками. Таким образом, можно хотя бы ориентировочно понять, когда именно появилась сказка.

Кстати, не так давно фольклористом Сарой Граса да Силва и антропологом Джейми Техрани было проведено исследование, в ходе которого было установлено, что сказка «Кузнец и Дьявол» может быть одной из самых древних в мире. Этой истории около шести тысяч лет!

Жанры повествования. Роман, повесть, рассказ.

Поговорим об эпических жанрах!

Эпос зародился с первыми мифами, легендами и сказаниями, в основу которых легли исторические события, вековая народная мудрость и фантазия. Затем исторически были выделены три литературных рода: эпос, лирика и драма. Позже появились эпические жанры:

– Роман-эпопея;

– Роман;

– Повесть;

– Рассказ.


Роман-эпопея – масштабное произведение, в основе которого находится насыщенный событиями сюжет, происходящий на историческом и социальном фоне. Для него свойственны характерные протагонисты и антагонисты, имеет важное и ключевое значение социальная проблематика. Но может отсутствовать проработка характеров персонажей, поскольку наиболее важное место занимает судьба человека в определенных обстоятельствах. (пример: «Война и Мир» Л.Н.Толстого, В. Гюго «Отверженные»)


Роман – детальное описание жизни главного героя, акцент на преодолении препятствий и развитии личности персонажа, охватывает несколько временных периодов и сюжетных линий, упор на философские размышления и описание актуальных исторических событий. Свойственны элементы драмы и лирические отступления. (пример: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).


Повесть – ограниченное пространство повествования, хронологическое, определенный промежуток времени; 3-4 действующих лица, объем не менее ста страниц, сюжет о главном герое и естественном течении жизни. В зарубежном понятии повесть чаще определяется как «короткий роман». (пример: М.А. Булгаков «Собачье сердце», А. С. Грин «Алые паруса»).


Рассказ – малоформатная история в прозе, достаточно нейтральная, имеющая четкий сюжет и небольшое количество персонажей, имеет одну основную проблему и разрешается кульминацией, главная тема часто фигурирует в названии. Строится по схеме: завязка – основное действие – развязка (пример: А. Чехов «Человек в футляре», Р. Бредбэри «Ветер»).\

Рассказ. Составляющие жанра

Эта заметка будет для тех, кто только начинает свой путь или тех, кому нужно разбудить в себе писательское настроение после долгого застоя. В предыдущих частях мы уже обсудили составление плана, композицию сюжета, сбор информации и методы повествования. Итак, вы уже определили основную идею, персонажа или группу персонажей, представили кульминацию и даже развязку, но не выбрали форму и жанр повествования.

Для начала лучше всего подойдет рассказ. Как малая проза он будет удобнее всего, поскольку, в отличие от романов, включают в себя упрощенную фабулу, небольшое количество персонажей и тем.

Для того, чтобы хорошо написать рассказ вам потребуются:

– четко выраженная сюжетная линия;

– одна или несколько важных проблем;

– главный и/или фокальный персонаж;

– четкий план причинно-следственных связей.

Наше творческое сознание работает всегда, даже если вы находитесь в тупике. Попробуйте кратковременный метод мозгового штурма – быстро набросайте самые разные идеи, даже самые невозможные и странные. Затем, когда будет время, проанализируйте их и отбросьте все ненужное.

Обычно в классическом рассказе (в особенности в тех, которые изучают в школе) существует единство времени и места, поскольку рассказ из-за малой формы описывает ограниченный отрезок времени. Но это совершенно не обязательно.

Определите время и эпоху

Если это исторический рассказ, то почитайте, найдите информацию о времени, о котором хотите писать, о нравах и быте, фольклоре и тому подобном. Если пишете про современность, например, в итальянском городке, в котором вы были, освежите воспоминания, посмотрите фотографии, туристические блоги, почитайте исторические справки и путеводители. Даже при написании небольшого рассказа поищите полезную информацию, которая поможет сделать ваш рассказ более живым и красочным.

Определите тип композиции

– Простая – сюжет развивается линейно от завязки к кульминации и к развязке.

– Точечная – события описываются по отдельности, детально и о каждой личности отдельно, затем складываются в общую объемную и глубокую картину;

– Двухвостая – по итогам всех событий имеют место два финала, трагичный и счастливый, один идет за другим;

– Инверсионная – события сюжета располагаются параллельно друг другу: трагические и счастливые идут одновременно, что создает эмоциональное напряжение;

– Револьверная – события представляются разными персонажами, с разных точек зрения и оценок, что помогает глубоко и детально описать персонажей и взаимосвязи;

– Кольцевая – начало и конец сходятся в одной точке, события изменили героя.

Это не все типы композиции, которые описаны на данный момент. Выберите ту, которая наилучшим образом соответствует настроению и теме вашего произведения.

Определите и опишите главные черты персонажа

кратко и по существу: внешность и привычки, поведение и поступки, определите особенности речи, а также наделите его определенными мыслями и идеями. В рассказе нет того количества «экранного» времени, чтобы показать и описать его до последнего волоска и вздоха.

Определите основной конфликт

Кому вы противопоставляете своего персонажа? Богу или обществу, природе или самому себе? Идейное противоборство насыщает произведение, делает его глубоким и запоминающимся.


Затем составьте краткий план:

– Вступление: представление героев, времени и места действия;

– Завязка как начало главного конфликта;

– Развитие действия или main body произведения;

– Кульминация – драматический поворот сюжета или пик действия;

– Развязка как последствие кульминации;

– Заключение и разрешение истории,

и приступайте к написанию вашего произведения.

Художественный стиль. Функции и особенности

Сегодня мы поговорим о стилистике, о дисциплине, напрямую связанной с моей профессиональной областью знаний, рассмотрим понятие художественного стиля и его отличительные черты.

Стилистика – это раздел языкознания, дисциплина, изучающая текст как объединение языковых единиц, единство смыслового целого, способы, принципы и систему употребления и языка. Если коротко: стилистика – это учение о средствах языковой выразительности. По мнению Б.В. Томашевского (советский литературовед, переводчик, теоретик стиха и др. – Прим. авт.), «стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».

Языковедческая стилистика – это наука о стиле речи, которая изучается функциональные выразительные возможности языка. К таким функциональным возможностям относятся современные функциональные стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Сегодня мы поговорим о последнем.

Многие лингвисты спорят до сих пор, стоит ли включать художественный стиль в функциональные стили речи, поскольку ему свойственна «незамкнутность», а именно неограниченность использования речевых средств. А также академик В.В. Виноградов считал, что язык национальной художественной литературы (общелитературного языка – Прим. авт.) не вполне соотносится с другими литературно-художественными стилями, поскольку оные могут включать в себя жаргонизмы, диалектизмы, профессиональные и другие элементы языка. Тем не менее язык художественной литературы как таковой оказывает большое влияние на развитие литературного языка в целом.


Художественный стиль

(литературно-художественный – Прим. авт.) передает мысли и чувства автора, обладает особой образностью и эмоциональностью, воздействует на наше воображение и психику. К особенностям стиля относятся:

– единство коммуникативной и эстетической функции;

– использование множества языковых средств;

– обширное использование стилистических фигур;

– присутствие образа автора и его индивидуальности.

К функциям художественного стиля относятся: эстетическая, воздействующая и коммуникативная

Художественный стиль – это пример образно-поэтического мышления, а именно отражение личности самого писателя, поскольку подбор слов и фраз, синтаксических конструкций и интонационные рисунки создают речевой образ автора.

Также выделяются подстили, а именно:

– эпический: сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

– лирический: стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия;

– драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

Языковыми особенностями художественного стиля являются:

– наличие большого количества тропов;

– авторские неологизмы, жаргонизмы и др.;

– устная разговорная речь, стилизация;

– предложения с прямой и косвенной речью;

– включение элементов других стилей;

– динамичность повествования (посредством глаголов, причастий и др.);

– методы словообразования.

Таким образом художественный стиль отличается речевой многозадачностью, а именно эстетическим воздействием на читателя с помощью художественных образов, символов и эмоций с целью не только донести определенную информацию и передать знания, а также зацепить, тронуть читателя и дать возможность пережить особый чувственный опыт.

Сбор информации

Сегодня хочется порассуждать о том, а как, собственно, собирать информацию для своего произведения. Тема обширная, требующая активного обсуждения, нескольких статей минимум. Да и у каждого автора индивидуальный к этому подход. Поскольку вопрос субъективный, я бы хотела поделиться тем, что думаю на этот счет.

Самая большая проблема, когда ты пишешь роман-стилизацию, костюмный роман, психодраму с историческими элементами… Это частое отсутствие общедоступной информации.

Википедия

– отлично, но Википедию пишут ровно такие же люди, как и мы с вами, а потому нас интересует не сама Википедия, а ссылки на статьи, которые упомянуты в примечаниях. Ссылки обычно ведут на англоязычные и русскоязычные источники, и сбор информации очень удобно собирать «звездообразно». Поясню, этот «термин» я впервые встретила, когда читала «Письма незнакомке» А. Моруа.

Принцип «звездообразного» чтения: произведение → ссылка на произведение. Например, вы читаете статью в Википедии, она отсылает вас на научную работу, и в этой работе вы находите ссылки на другую литературу, и двигаетесь дальше в нужном направлении.

Если вам доступны языки кроме русского и английского, например, французский, у вас есть куда больше возможностей для сбора информации и поиска новых знаний. Очень часто невозможно найти в переводе нужные монографии. Существуют специальные сайты, на которых возможно найти на языке оригинала той или иной страны определенные исторические документы, в которых содержится необходимая информация. Узкая специфика вопроса может играть против вас, и «за» вас будет играть ваше знание иностранных языков. Тем не менее в интернете огромное количество иностранных ресурсов, на которых хранятся сокровища.

Иногда одна ошибка – и ты ошибся. И именно для этого часто приходится сверять даты, данные, источники, переводы или читать оригинал (когда ты лезешь в толстенную монографию сверяться каким-то событием, которое особо не значимо, но имеет вес в конкретной ситуации), чтобы не накосячить.


Музеи, естественно, наши большие помощники. Это такая кладезь знаний, которые представлены нам во всей красе. Посмотреть на мебель, костюмы, столовые приборы, окунуться в эпоху. Никогда не пренебрегайте музеями, если живете там, где их достаточно!

Путешествия

Если вы были там, где происходит ваш сеттинг, а сейчас я говорю за себя, это просто лучший и неисчерпаемый опыт. Запоминайте, впитывайте, обращайте внимание на мелочи, постарайтесь прочувствовать это место, выучите его, как родное, станьте его частью. Лично у меня так происходит с Парижем – я прекрасно знаю город, говорю на французском, хорошо понимаю их менталитет, знаю историю Франции, и это мне безумно помогает.

Насмотренность – ваше оружие. Широкий кругозор это всегда огромный плюс. Любите балет? Сходите на оперу. Понравилась опера? Сходите в музей на выставку костюма или ювелирных изделий. Сходили? Поезжайте в книжный магазин и проведите там с удовольствием несколько часов, полистайте книги, поищите интересное. Не нашли, что искали? Запишитесь в библиотеку!

Библиотеки, кстати, очень любопытное место. Электронные библиотеки и каталоги – супер полезная и удобная вещь, особенно бесплатные, где все строго по полочкам, но записаться, например, в Российскую Национальную Библиотеку будет целесообразно. В библиотеках часто проходят выставки (например, не так давно в РНБ была выставка древних коранов. Потрясающе, правда?), а также там хранятся редкие экземпляры книг, словари, учебники.

Учебники для историков – это вообще отдельный разговор, поскольку в них можно найти множество подсказок, куда же двигаться дальше. Вышеупомянутый «звездообразный» принцип чтения работает на ура. Он работает во всех направлениях расширения кругозора.

Бесплатные лекции. Да, и таких много! У нас есть центры (если вы из Санкт-Петербурга), куда молодежь до определенного возраста может записаться совершенно бесплатно, например @doctrina_nobiles. Если вы учитесь в школе или университете, то при Эрмитаже есть «Молодежный центр» @youth_hermitage и Лекторий @hermitage_lectorium. Впрочем, даже на ютубе и в тиктоке можно найти очень много полезной информации. Главное – знать, что искать.


Всегда ли полезно читать художественную литературу по теме? И да и нет. Ее полезно читать в любом случае, но если вы пишете костюмный роман, псевдоисторический или драму в антураже… Это может только мешать. Конечно, все еще зависит от того, насколько серьезным вы хотите сделать свое произведение и насколько для вас важна точность. Если вдруг у вас в Париже вырастет Эйфелева башня еще до того, как она появилась, или Эмпайр в Нью-Йорке, это будет странно. Если вдруг вы случайно поменяете Людовиков или начнете опиумную войну при династии Мин… Ну такое, правда?

А потому ко всему стоит подходить с толком и расстановкой. И не только к литературе.

Планирование

Планирование помогает упорядочить хаос, в котором мы живем. Вселенная летит, движется, растет, куда-то спешит, мы куда-то спешим, летим. То ли к звездам, то ли к неврозу per aspera ad… вы поняли. И когда дело доходит до творчества, до сублимации энергии и превращения ее во что-то прекрасное, не хочется лишний раз переживать, терзаться и мучиться, правда? И на помощь нам всегда может прийти планирование.

Идея есть. Что дальше?

Логлайн

Формулировка, раскрывающая суть всей истории, в одном предложении, в которой отсутствуют детали. Пример: моряк, ошибочно осужденный за содействие Наполеону, совершает побег, находит клад и становится графом. (Угадали, что за произведение?) То же самое вы можете сделать для своего произведения, и это будет вам небольшой подсказкой при написании рекламных текстов или для писем в издательство.