Книга Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Ильич Осипов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея
Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея


3:16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

Иоанново крещение (греч. baptisma, baptismoj – погружение, омовение) было для народа знаком покаяния в грехах. Христос же, будучи безгрешным, не нуждался в крещении с этой целью, но принял его по другим причинам. Во-первых, чтобы этим указать на необходимость покаяния для каждого человека. Во-вторых, для Самого Христа это крещение явилось, как видим, принятием Духа Святого по Человечеству. Как пишет преподобный Нил Синайский, «и не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его: ибо Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как Человек, принял на Себя на земле» (Письма на разные темы. Догматические вопросы. Письмо 2.281). Наконец, для Иоанна Крестителя оно стало свидетельством Божественного, мессианского достоинства Крегцаемого, о чем возвестил голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – и Дух Божий, сходивший, как голубь, на Иисуса Христа.

Голубь в иудейской традиции рассматривался как символ чистоты и в данном случае указывал на святость Иисуса.

Глава 4

4: 1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола.

Господь Иисус Христос в силу рождения от Духа Святого и Пречистой Девы Марии был по своей природе чист, как первозданный Адам. Но принял на Себя смертную, тленную и уязвимую (страстную) человеческую природу падших прародителей. Об этом прямо пишут отцы Церкви.

Святитель Афанасий Великий: «Да умолкнут утверждающие, что плоть Христова недоступна смерти, но бессмертна по естеству!» (Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков. 8).

Святой Ефрем Сирин: «Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)» (Толкования на Священное Писание. Четвероевангелие. Гл. 19).

Святитель Никифор, патриарх Константинопольский, пишет, что Христос «не обладал плотию, отличной от нашей собственной, падшей вследствие греха; восприняв, Он не преобразил ее, но имел то же самое естество, что и мы, однако без греха; и в этом естестве Он осудил грех и смерть»[9].

«Господь имел безгрешность, свойственную первому Адаму, без его, однако, нетления; и имел тление, какому подпал Адам с осуждением на „рождение“, без его, однако, греха»[10] – таково учение преподобного Максима Исповедника, общепринятое среди восточных отцов Церкви (но отвергаемое западными).

По причине того, как писал святитель Григорий Палама, что «Слово Божие… приняло плоть, такую, какая у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную» (Омилии. Омилия 16), Христос подвергся от дьявола трем главнейшим человеческим искушениям, которые апостол Иоанн Богослов обозначил как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2: 16), а авва Дорофей: «сластолюбие, сребролюбие, славолюбие» (Душеполезные поучения. Гл. 1).


4:3–4. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Человек двусоставен. Он имеет плоть, подобно животным, и душу, обладающую умом, волей и сердцем, способным к переживанию Бога, действий Его благодати.

Хлеб— символ всех тех насущных потребностей плоти, без удовлетворения которых она не может существовать. Но у человека есть и другое, высшее – потребности души, которым необходим свой хлеб – им является живая, духовная связь с Богом как источником всякого блага. В человеке всегда идет борьба этих двух начал за первенство в его жизни. Христос Своим ответом показал, что для человека является высшим, а что вторичным: жизнь в Боге или хлеб плоти.


4:5–7. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

Дьявол пытается подвигнуть Христа на гордостный поступок и, таким образом, разрушить дело спасения, ибо Бог гордым противится (Иак. 4: 6).

Это искушение преследует человечество всю историю, начиная с первого греха первых людей, возмечтавших стать как боги (Быт. 3: 5). Сам научно-технический прогресс в своих психологических истоках нацелен на власть человека над природой, которая сделает его богом в этом мире. Однако, как писал преподобный Иоанн Лествичник: «Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» (Лествица. Слово 23. 31).


4:8-10. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Каждый из людей искушается тем же. Для достижения богатства, власти и славы многие продают свою совесть, отдают все силы, способности, весь ум и драгоценное неповторимое время жизни. Так совершается тяжелейший самообман: за мимолетный, готовый в любой момент лопнуть мыльный пузырь так называемых земных благ продается царственное достоинство вечного богосыновства и его славы. Христос, отвергая это искушение сатаны, указал истинный путь жизни: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

На этом заканчиваются первые искушения Христа от дьявола. Но в Евангелии от Луки читаем: И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк. 4: 13). Слова до времени говорят о том, что и в последующее время земной жизни Спасителя дьявол продолжал делать попытки склонить Его на грех: то гонениями, то славой, то разъяренной толпой и неразумием учеников, то предательством Иуды и отречением Петра, наконец, страшными страданиями на Кресте. Но Христос остался не запятнан грехом.

О значении этих искушений прекрасно сказал преподобный Максим Исповедник: «как в Адаме склонность его личного произволения ко злу лишила естество (человеческое) общей славы… так и во Христе склонность Его личного произволения к благу лишила все естество (человеческое) общего позора тления» (Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 42), то есть принесла спасение человечеству.


4:11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Победа над искушениями дает душе необыкновенные силы и открывает дверь помощи Божией. Это видим на примере Христа, когда ангелы стали служить Ему. Подобное же происходит и с праведно живущим человеком. И он приобретает соответствующие его подвигу духовные силы и духовные дарования – и ему служат ангелы. Об этом говорит опыт всех подвижников, которые молитвою и постом (Мф. 17: 21) освобождались от дьявола и становились небожителями на земле. Как писал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).


4:17. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Эти слова указывают на то, что истинная вера начинается с покаяния и только через него возможен вход в Царство Небесное, ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7: 20; Рим. 3: 10). По учению всех святых отцов, покаяние является первым и до конца жизни важнейшим условием спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) восклицает: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле» (О прелести. Ч. 2. Зрение греха своего).


4:22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Такой силы впечатление произвел на рыбаков этот незнакомый Учитель, что они тотчас пошли за Ним, оставив своего отца, то есть оставив всё, как несколько позднее сказал апостол Петр: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою (Мф. 19: 27). Это говорит об особой духовной чистоте и искренности апостолов. Ибо тысячи людей видели и слышали Христа, но лишь немногие оказались способны принять Его слово и так же следовать за Ним всей своей жизнью. И доныне продолжаются бесчисленные встречи с Христом в Его Евангелии, но столь же редки те, кто оставляет всё ради Него.

Глава 5

5:3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

О каком блаженстве идет речь? Прежде всего, о том полноценном, охватывающем всю душу счастье, предощущение и искание которого глубоко присуще каждому из людей. Оно, конечно, понимается по-разному в разных религиях. И в христианстве имеет свою особенность.

Православие говорит, что цель христианской жизни состоит не в том, чтобы получить какие-то дары от Бога, а в том, чтобы соединиться с Самим Богом. И поскольку Бог есть Любовь, то и соединение с Ним приобщает человека к тому высшему переживанию, которое на языке человеческом именуется любовью. Более высокого состояния для человека не существует. Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает – приобщение Богу, Который есть Истина, Любовь, Жизнь, высочайшее Благо.

Но в святоотеческом наследии встречаем твердый духовный закон: если человек рассматривает христианскую жизнь как способ достижения каких-то небесных наслаждений, особых благодатных состояний, экстазов, значит, он стоит на ложном пути, прелестном. Почему святые отцы столь единодушны в этом вопросе? Ответ прост: если Христос – Спаситель человечества, следовательно, есть какая-то всеобщая и неустранимая человеческими силами смертельная болезнь, от которой нужно спасать всех.

Эта беда – поврежденность всей нашей человеческой природы: ума, сердца, воли, тела. И как тяжелобольной ищет не наслаждений, а исцеления, которое естественно принесет ему блаженство, так и в духовной жизни, говорят отцы, цель состоит в искании не каких-либо высоких состояний, а исцеления от страстей и грехов, ранящих и калечащих человека. Такое исцеление, конечно, приносит ему радость, мир, любовь – то, что можно выразить одним словом – блаженство.

Все новозаветное Благовестие имеет исключительно духовное содержание. Оно не касается внешних проблем. И слова нищие духом (в некоторых рукописях стоит просто нищие) также говорят о духовной нищете, а не материальной. Но что это за нищета, почему она обещает блаженство?

Блаженный Иероним Стридонский писал, что Христос, говоря блаженны нищие, прибавил: духом, чтобы ты понимал не бедность, а смирение (Толкование на Евангелие по Матфею. Гл. 5). Нищета духовная состоит в ви́дении человеком, во-первых, поврежденное™ своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. Все святые называют это ви́дение необходимым условием приобретения смирения, которое является основой и важнейшим критерием правильной духовной жизни христианина. Святой Исаак Сирин писал: «Смирение и без подвигов многие прегрешения делает простительными; без смирения же и подвиги бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели» (Подвижнические наставления. 100); «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования» (Слова подвижнические. Слово 61). И «всякий, кто облекся в то одеяние (смирения)… тот облекся в Самого Христа» (Слово 53). А преподобный Варсонофий Великий учит, что «смирение… имеет первенство среди добродетелей» (Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 453). Преподобный Симеон Новый Богослов утверждает: «Хотя много есть видов воздействий Его, много знамений силы Его, первейшее всего другого и необходимейшее есть смирение, так как оно есть начало и основание» (Слово 3).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский указывает на признаки этой блаженной нищеты в верующем человеке: «Нищий духом не будет осуждать другого, или озлобляться на него, или завидовать кому, или обижать кого. Он сам себя и только себя во всем осуждает» (Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 5).

Как же приобретается эта блаженная нищета? Преподобный Симеон Новый Богослов ответил кратко и ясно: «строгое же соблюдение заповедей научает людей сознавать собственную немощь» (Главы богословские и практические. 13).


5:4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Видов слез множество: они могут быть от несчастья и обиды, от радости и скорби. Эти виды плача носят естественный, а иногда и прямо греховный характер. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей; ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключено в сосуд» (Лествица. Слово 7. 35). Игумен Никон (Воробьев) писал: «чистых слез достигают единицы, а плачут все» (Нам оставлено покаяние. Письмо 65).

Господь принимает только те слезы, которые истекают из сердечного сокрушения о своей бессмысленной греховной жизни, о грехах и своем бессилии исправиться. Такой плач сердца сокрушенного и смиренного (Пс. 50), плач покаяния и решимости избегать, насколько хватит сил, всякого греха, Бог не отвергнет. Такие плачущие получают мир душевный, утешение уже здесь, в земной жизни, и в бесконечной степени – в жизни вечной.


5:5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Что такое кротость? Это отсутствие греховного гнева. Ибо есть два вида гнева. Один – гнев злобы, ненависти, неприязни к другому человеку. Другой – праведный гнев – гнев любви против лукавства, несправедливости, насилия, обмана и проч., проявление которого видим у Самого Христа по отношению к лицемерию фарисеев[11], книжников, священнослужителей.

Преподобный Петр Дамаскин пишет: «Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия» (Творения. Кн. 1. О второй заповеди и о том, что страх рождает плач). Преподобный Иоанн Лествичник в следующих словах характеризует кротость: «Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость… Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности… Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства» (Лествица. Слово 24. 1–4, 9). Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство, оно называется: кротость» (Аскетические опыты. Т. 1. Гл. 53). Это свойство приобретается борьбой с эгоизмом, страстями, достигается осознанием своей духовной нищеты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ссылки на труды святых отцов, которые можно прочесть на православных порталах (в первую очередь в Православной библиотеке святых отцов и церковных писателей на портале azbyka.ru), даются в тексте с указанием названия, раздела, главы, чтобы облегчить читателю поиск нужной цитаты. – Примеч. ред.

2

Свящ. Алексий Бургов. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.

3

См. также: Основы социальной концепции РПЦ. XII, 5.

4

См., например, толкования на этот евангельский стих о священном числе «семь» архиеп. Никифора (Феотокиса), проф. А.В. Иванова, А.П. Лопухина на сайте «Экзегетъ. Библия и толкования» https://ekzeget.ru/.

5

Цит. по: Блж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Послание апостола Павла к Евреям, 2: 10.

6

Епископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. СПб., 1903. С. 238.

7

Один из крупнейших историков Церкви XIX века В.В. Болотов писал «В IV в. христианская Церковь состояла из лиц, принявших Крещение в зрелом возрасте и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство» (Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3. М., 1994. С. 96). «Константин [Великий] откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать крещение в младенческом возрасте» (Там же. Т. 1. С. 26).

8

Блез Паскаль. Мысли о религии, https://azbyka.ru/ otechnik/konfessii/mysli-paskal /.

9

Свт. Никифор, патриарх Константинопольский. Против Евсевия. Цит. по: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 178.

10

Епифанович С.Л. Комментарии. Преи. Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. М., 1994. С. 235.

11

Фарисеи – это своего рода ветхозаветные монахи. Они хотя и вступали в брак, но давали обеты тщательного исполнения закона Божия, носили особую одежду и почитались простым народом. Поскольку по большей части они жили безбожно, то скрывали это своим внешним, лицемерным благочестием.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги