banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


Проводились со II тысячелетия до н.э. в ноябре-декабре (т.н. антестерии; ленеи; сельские дионисии). Позднее трансформировались в городские или Великие дионисии, которые отмечали в девятый месяц афинского календаря (элафеболион), соответствующий второй половине марта – первой половине апреля. Д. носили соревновательный характер, включали представление трагедий и комедий. На время празднеств отменялись все сословные и родственные ограничения, допускалась значительная пол. вседозволенность. Традиции Д. получили развитие в Древнем Риме. См. Вакханалии.

«Дионис, жестокий бог наслаждения, он путешествовал по поверхности земли, окруженный свитой вакханок и сатиров, он разбивал свой лагерь на холме рядом с городом и повелевал всем жителям устраивать праздники в его честь, дионисии, на которых люди должны были пить вино и свально совокупляться; тех же, кто отказывался, Дионис наказывал безумием». Г.Садулаев. Когда проснулись танки.

ДРИАДЫ, см. НИМФЫ

Е

ЕЛЕНА (Helen; греч. ?????), легендарная спартанская царевна.

Происхождение Е. указывается по-разному. По основной версии является дочерью Зевса от Леды, либо богини мщения Немезиды. В других источниках отцом Е. называется бог Гелиос и спартанский царь Тиндарей. Сестра Клитемнестры, близнецов Кастора и Полидевка. С детства отличалась необыкновенной красотой: «прекраснейшая из женщин» по словам Гомера в поэме “Илиада”.

«Самой известной из всех совершенных красавиц остается, бесспорно, Елена Прекрасная: ее совершенный облик и трагическая судьба тысячелетиями привлекают к себе внимание человечества. И хотя предание о ней зародилось так давно, что сейчас самый придирчивый ученый не сможет найти его истоков, оно дошло до нас, охранив свою прелесть и очарование.<>

Отцом Елены был Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона, прославившийся не только своей силой и великими деяниями, но и многочисленными любовными похождениями. Своих возлюбленных он зачастую посещал в различных обличьях: известно, что Деметру он соблазнил в облике змея, дочь финикийского царя Европу – в виде быка, к аргосской царевне Данае явился, обернувшись золотым дождем, а к наяде Эгине – огнем. Рассказывают, что к Леде, прекрасной супруге спартанского царя Тиндарея, Зевс пришел в облике лебедя – после соития царица снесла яйцо (согласно разным источникам, яиц могло быть два или три), из которого появились дети: Полидевк, Елена и, возможно, Кастор и Поллукс. По другой версии мифа, Леда, гуляя по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов яйцо, которая снесла после встречи с лебедем Зевсом богиня Немесида. Эта богиня ведала возмездием и справедливостью: возможно, она появилась в мифе о прекрасной Елене для того, чтобы своей божественной сущностью придать вес и высший смысл всему, что будет происходить в дальнейшем.

Елена росла в доме царя Тиндарея, который воспитывал ее как собственную дочь, не ведая о ее божественном происхождении. Но красота Елены, поражающая воображение уже тогда, когда сама она была еще ребенком, навела его на подозрения: в конце концов Тиндарей добился от своей жены признания в том, что настоящим отцом прекрасной девочки был сам Зевс. Гневаться на богов было не принято – и Тиндарей, как говорят, даже счел свой дом благословенным: ведь на его жену обратил внимание сам великий Громовержец!

По сообщениям мифографов, Елена еще не достигла брачного возраста, когда слухи о ее невероятной красоте достигли ушей знаменитого героя Тесея и его друга Пирифоя: оба недавно овдовели и решили добыть себе в жены дочерей Зевса. Их выбор пал на Елену: когда девушка прибыла в храм Артемиды, дабы принести богине жертвы, ее похитили прямо из храма. Согласно жребию, Елена досталась Тесею: тот отвез прекрасную добычу в дом своей матери Эфры, а сам вместе с Пирифоем отправился добывать супругу для него. Юная Елена, по одним рассказам, нетронутой ждала, пока Тесей вернется из похода, а по другим – вынашивала зачатого от Тесея ребенка. После того, как братья Елены разыскали и освободили ее, она будто бы родила в Аргосе дочь Ифигению, которую отдала на воспитание своей сестре Клитемнестре, жене царя Микен Агамемнона.

Елену вернули в Спарту, однако ее репутация, как можно было бы предположить, не пострадала: она была настолько прекрасна, что самые доблестные герои Греции прибывали ко двору Тиндарея, дабы просить руки прекрасной Елены. Среди женихов предания называют царя Итаки Одиссея, этолийского царевича Диомеда, героя Патрокла и многих других. Тиндарей, справедливо опасавшийся, что десятки сильных и гордых мужчин, оскорбленные его отказом, перебьют и друг друга, и всю Спарту, долго тянул с ответом, пока, по совету хитроумного Одиссея, не решился передать право выбора самой Елене – предварительно связав всех женихов клятвой, что они всегда будут оберегать честь ее будущего супруга, кого бы она ни избрала.

Выбор Елены пал на Менелая – прекрасного телом и лицом царевича из Микен, младшего брата Агамемнона – возможно, именно он побудил Елену сделать такой выбор. После пышной свадьбы Менелай и Елена зажили в любви и согласии: вскоре у них родилась дочь, названная Гермионой. После смерти Тиндарея Менелай унаследовал престол и стал править Спартой мудро и справедливо, во всем поддерживаемый своей женой». В.Вульф. Божественные женщины.

По разным источникам, Е. вернулась из плена девственницей, хотя поэт Стесихор утверждал, что она родила дочь Гермиону. Супружество с Менелаем оказалось недолгим и закончилось ее бегством вместе с Парисом в Трою. Похищение послужило причиной кровопролитной десятилетней войны между греками и троянцами.

«Вскоре Парис уже был в Спарте, где царь Менелай устроил в честь гостя пир, длившийся целых девять дней. На пиру Парис порадовал Елену богатыми дарами из Трои, а его откровенные взгляды, громкие вздохи и смелые знаки внимания ввергли ее в смятение. Не отличавшийся наблюдательностью Менелай оставил жену развлекать гостей и править в его отсутствие царством, а сам безмятежно отплыл на Крит, на похороны своего деда. В первую же после убытия мужа ночь Елена сбежала с Парисом и стала его возлюбленной, как только они сошли на берег. Пожалуй, идут против истины те, кто утверждает, что Елена отвергла ухаживания Париса и он увез ее силой. В Спарте Елена оставила свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыла прихватить большую часть дворцовых сокровищ и рабов. По прибытии на родину Парис отпраздновал свадьбу. Елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.<>

После гибели Париса на десятом году Троянской войны, разгоревшейся из-за Елены, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. В это время она стала порой вспоминать, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая. Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев. Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины – палладий. Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя. Она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся внутри греков, подражая голосам каждой из их жен. Один из греков уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью. В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину Деифоба. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за супружескую измену, однако при виде сияющей прежней красотой жены выпустил меч из рук и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.

«Когда Менелай умер, два сына царя от другой женщины устроили против ненавистной Елены заговор, и царица была вынуждена бежать на остров Родос. На острове властвовала Поликса – вдова убитого под Троей Тлеполема. Узнав, что на её остров прибыла Елена – виновница Троянской войны, Поликса задумала отомстить за погибшего мужа. По приказу царицы служанки задушили прекраснейшую из женщин». А.Сардарян. 100 великих историй любви.

После смерти душа Е. была перенесена на остров Левка, где она сочеталась с Ахиллесом. В Спарте и на Крите Е. почитали как богиню плодородия. Образ Е. служит постоянным источником вдохновения мирового искусства (трагедии Софокла, Еврипида, Сенеки; полотна Д.Тьеполо, Тинторетто, И.Тишбейна Старшего, Г.Россетти, Х. фон Мааре; поэзия К.Виланда, И.Гете, О.Уайльда; музыка К.Глюка, И.Штрауса, Ж.Оффенбаха и мн. др.). Данте в “Божественной комедии” поместил Е. и Париса во второй круг ада вместе с прелюбодеями.

«Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, аxейские мужи?» О.Мандельштам.

«Ехал грека через реку,

Видит грека: в реке рак.

«За руном?» – спросил он греку.

«За Еленою, дурак!» С.Сатин.

И-Й

ИЕРОГАМИЯ /Hieros Gamos; Hierogamy; от греч. hiero- святой и gamos – брак/, в дохристианскую эпоху религиозная мистерия, символизирующая оплодотворение природы.

Составная часть культов Деметры, Геры и Зевса на острове Самос; Инанны (Иштар) и Таммуза в Южном Междуречье и др. Совершалась верховными жрецами в форме символического совокупления с богиней плодородия. Была призвана защитить от неурожаев и голода. Происходила при огромном стечении верующих; как правило, завершалась групповой сексуальной оргией. См. также Элевсинские мистерии.

«Впоследствии иерогамия превратилась в ритуальное совокупление мужчины и женщины, символизирующее союз вечных божественных начал, мужского с женским, земли с небом». Р.Шандель. Война за Грааль, или По ту сторону «Кода да Винчи».

ИЕРОДУЛЫ /hierodule; от греч. hiero- святой и doule – рабыня/ (гиеродулы; иерофанты; хиеродулы), в Древней Греции храмовые проститутки, занимавшиеся проституцией культовой. См. также Галлы; Кедеши.

Имели статус жриц, пользовались уважением сограждан. Участвовали в обрядах иерогамии в храмах Инанны, Афродиты на Эриксе, в Пафосе и др. По утверждению историка Страбона, в одном только Коринфе насчитывалось свыше тысячи И.

«Не касайся блудницы, у которой мужей бесчисленное множество, иеродулы, посвященной божеству… В напасти она не поддержит тебя… Благочестие и покорность не живут у нее; если она попадет к тебе в дом, удали ее».

Необходимо прояснить, кто такие иеродулы. Это греческий термин, который применил переводчик при переводе шумерского текста. Конечно, у шумеров такого термина не существовало и было свое обозначение для этой категории жриц. Иеродулами Древней Греции называли служителей храма, которые работали добровольно, или по чьему-либо указанию, но не были рабами. Чаще всего они были пожизненно прикреплены к храму. В вышеприведенной цитате термином иеродулы обозначены храмовые проститутки. Они должны были отдаваться посетителями храма за принесенный дар богам. Они имели свои названия согласно языка страны, где находился тот, или иной храм». З.Ужахов. Загадки истоков библейских сказаний.

ИЕРОФАНТЫ, см. ИЕРОДУЛЫ

ИЗИДА(Исида), главная богиня древне-егип. пантеона. См. также Богиня-мать; Божества любви.

Жена и сестра Озириса. Олицетворение плодородия, супружеской верности и материнства; покровительница воды, ветра, волшебства, мореплавания и др. Изображалась с головой коровы, либо в виде сокола или крылатой женщины. Центр культа И. был расположен в Фивах, откуда распространился по всему Средиземноморью. Римляне наполнили культ И. новым содержанием, приписали богине функции Деметры, Кибелы, Гекаты, Тихе (богиня случая). Со временем И. приобрела статус верховной богини (“та, у которой тысяча имен”). По свидетельству Геродота, с IV в. до н.э. служение И. включало проведение оргий и самобичевание.

Наиболее полное изложение мифа об И. содержится в трактате Плутарха Херонейского «Об Изиде и Озирисе» (I-II в.в.). Образ И. отразился во многих произведениях мировой культуры (древние священные гимны; роман Апулея «Золотой осел»; незаконченный философский роман Новалиса «Ученики в Саисе» («Die Lehrlinge zu Sais», 1798); стихотворение Ф.Шиллера «Das verschleierte Bild zu Sais», 1795 и др.

«Изида – герметическое божество. Длинные волосы падают волнами на ее божественную шею. На ее голове диск, блестящий, как зеркало, или между двух извивающихся змей». К.Вагинов. Труды и дни Свистонова.

ИОКАСТА (Эпикаста), в греч. мифологии жена фиванского царя Лаия, мать Эдипа. См. также Инцест.

По роковому стечению обстоятельств, стала женой собственного сына и родила от него детей. Кончила жизнь самоубийством после того, как прорицатель Тиресий раскрыл ужасную тайну ее второго брака.

И. – героиня трагедии Еврипида «Финикиянки», Софокла «Эдип-царь», драмы Г.Сакса и др.

«Сама себя убила. Но от вас

Горчайшее сокрыто: очи ваши

Не видели ее последних мук.

Внимайте же. Все расскажу, что помню.

Едва она в преддверие вбежала,

Как бросилась во внутренний покой

И прямо к ложу брачному, и двери

Захлопнула. Там волосы рвала

Обеими руками в исступленье,

И Лайоса, погибшего давно,

Звала она и вспоминала ночь,